Валентина Дорожкина о творчестве Игоря Лавленцева

ПОЭЗИЯ МУЖЕСТВА, ДОБРА И ЛЮБВИ
Заметки о творчестве поэта и прозаика Игоря Лавленцева

Если читаемая книга – будь то стихи или проза – заинтересовала, невольно ищешь сведения об авторе: кто он, заставивший твою душу дрогнуть, поглубже заглянуть в неё? Как он выглядит? И всегда досадно, когда в книге нет ни портрета автора, ни сведений о нём. Говорят, биография писателя – в его произведениях. Может, это и верно, но лишь отчасти: всё-таки в произведениях – лирический герой, а это не всегда автор, даже если написано от первого лица. И сколько раз бывало так: прочитаешь несколько книг незнакомого писателя, нарисуешь в своём воображении его портрет, а при встрече оказывается, что он совсем-совсем другой.
Мне несколько раз задавали вопрос: кто такой Игорь Лавленцев? Это в 90-е годы прошлого века, когда он только входил в литературу. Конечно, трудно составить представление о нём по таким скудным сведениям:
«Родился в 1963 году. Стихотворения печатались в журналах “Юность”, “Подъём”». Это так называемая «аннотация» к первому сборнику «Чёрный турман», выпущенному в Тамбове в 1992 году. Подобные две-три строки предваряли и вторую его книгу – «Элегия скола» (Москва, 1997). Публикация прозы в журнале «Подъём» прошла вообще без представления автора.
Конечно, были рецензии, небольшие «врезочки» перед подборками стихов в местных газетах, кто-то видел по телевизору передачу с участием автора и его фотографию в газете «Тамбовская жизнь» с подписью, что  это Игорь Лавленцев выступает в клубе «Аппарель» при Тамбовском доме милосердия…
Мне захотелось собрать все эти биографические «крохи» воедино, добавить свои впечатления о его творчестве, о встречах с ним, беседах, чтобы дать читателям возможность поближе познакомиться с поэтом, прозаиком, мужественным человеком Игорем Лавленцевым.
Он родился 27 августа 1963 года в Тамбове, жил на улице Набережной, которая была видна ему во всей красе из лоджии, где он весной и летом, иногда и осенью, если она была тёплой, работал, сидя в коляске: с 16 лет, когда, попав в аварию, юноша стал инвалидом, она была единственным средством его передвижения по квартире. В последние годы жизни он подолгу находился в больнице, и 7 октября 2005 года скончался в возрасте 42 лет.
Я помню Игоря Лавленцева  жизнерадостным человеком. Он никогда не жаловался, не ныл. Вообще разговоры у нас с ним велись о литературе, о музыке, которую он любил, о Библии, которую он читал вдумчиво и постоянно.
Уже первые опубликованные стихи Игоря удивляли и радовали: с одной стороны – простотой, с другой – необычной образностью, философичностью, особым видением мира, свежим его восприятием.

Годы днями пролетают,
То весомы, то легки.
Мне казалось, не растают
Первоснежные комки.
Но примчались тучи с юга, -
Тает, тает… Будет вновь,
Но уже другая вьюга.
Впереди – измена друга.
Дальше – первая любовь.

Он входил в литературу как-то робко. Я имею в виду не творческий потенциал поэта, а его публикации. Их он не умел и не хотел «пробивать». Был очень самокритичен, всегда прислушивался к советам и с благодарностью принимал редакторскую помощь. Игорь Лавленцев – яркий пример значительных успехов самообразования: он до всех премудростей творчества старался доходить сам. Его комната – это аудитория его литературного института, и своеобразие её в том, что в ней – один студент, не стремившийся быстрее окончить институт, а ощущавший потребность учиться постоянно…
Когда-то поэт Геннадий Попов, ныне тоже покойный, написал стихотворение «Поэзия не пользуется спросом…» Эту фразу он, по его рассказам,  услышал от продавца книжного магазина и был просто потрясён такой несправедливостью:

Поэзия не пользуется спросом –
Что может быть ужасней на Руси?!
Поэзия не пользуется спросом…
О, Господи! Прости нас и спаси!

И, поминая добрым словом всех ушедших поэтов, я с радостью говорю: сколько раз я  убеждалась, что поэзия пользуется спросом, да ещё каким! И прежде всего, поэзия таких творцов, как Игорь Лавленцев. Его книги стихов и прозы с дарственными надписями  хранятся в экспозиции «Тамбовский автограф» областной детской библиотеки…
Не могу не вспомнить, как в 2001 году в областной администрации проходила презентация его сборника «Смиренная декада». По-моему, сам автор не ожидал такого количества любителей поэзии, собравшихся в зале, особенно молодёжи. Стихи Игоря читали учителя, студенты, учащиеся, товарищи по писательской организации и, конечно, он сам, признавшийся: «Прозреваю с каждым мигом, не на миг, а на года»:

Будто вовсе я не бренный,
Нити истины вяжу,
В уравнение Вселенной
Модуль собственный ввожу…

Собственный модуль в уравнение Вселенной он вводил не только стихами, но и прозой. Отдельными книгами,  в региональных и столичных журналах в разные годы были опубликованы роман «Круиз на “Запорожце”», повести «Старый», «Осенние утята», «Сны нашей жизни» и другие.
Герои прозы Игоря Лавленцева – люди ищущие, неравнодушные, остро переживающие несправедливость, с которой им приходится сталкиваться постоянно. Правда, у них не всегда хватает сил бороться с «мерзостью запустения», характерной для современной жизни, но они, каждый по-своему, протестуют, стремятся подняться над обыденностью и пошлостью. У кого-то это получается наяву, а кому-то снятся сны, насыщенные событиями, далёкими от реальности. Однако часто грань, разделяющая явь и сон, - весьма зыбкая, и писатель поступком одного героя словно пробуждает от спячки других. Вот молодой человек Гоша Ломакин из повести «Осенние утята» неожиданно для себя на полном ходу спрыгивает с машины на дорогу, чтобы спасти диких утят, попавших под колёса. Кому-то покажется смешным и даже досадным этот поступок: из-за чего рисковал жизнью, попал в больницу? Подумаешь, утята! Но это стремление человека спасти живое существо от грубой силы «цивилизации» - символично и поучительно: не всё ещё потеряно, не всё доброе и нежное убито в человеке железной действительностью. Авторское прозрение передаётся и читателям…
Как писатель и как гражданин Игорь Лавленцев болел проблемами века. Он откликался стихами и прозой на все значительные события, по-своему интерпретировал их, без заёмной лексики, без шаблонных образов высказывал своё  отношение к происходящему. И чем трагичнее событие, тем короче были стихи. Поэт чувствовал, что многословная  «расшифровка» темы не нужна. В этом – мастерство автора и его вера в читателя: поймёт, о чём это:
В славянской речи: долг – вина.
Но в чём же были виноваты
Твои, великая страна,
Двадцатилетние солдаты
Под небом дальней стороны
В восьмидесятых, без войны?

О гибели «под небом дальней стороны» своего друга поэт сообщает так же коротко: под осеннюю сырость он констатирует факт потери друга, но за этой констатацией – сдерживаемые рыдания от бессилия перед убийственной молотилкой, включённой безжалостной рукой и истребившей прекрасную поросль, не успевшую окрепнуть:

Сыплет осень на прохожих
Сырость через решето.
Кто-то был из нас моложе,
Не припомню только, кто…
Равнодушная бумажка,
Строки синие вразлёт.
Жил на свете друг мой Сашка.
Жил, а больше не живёт.

И ответ на вопрос «Что такое счастье?» у Игоря Лавленцева был один: «Счастье – это отсутствие беды…»
«Песня певцу не всегда благодарна…» - подобных выводов в стихах Игоря Лавленцева немало. Они звучат как афоризмы, в них – боль, но не отчаяние. В них – вера и надежда, любовь и мужество. Под их знаком развивалось его творчество. А оно многогранно. Стоит напомнить, что наш земляк был лауреатом конкурса Союза журналистов России «Золотое перо» в номинации «Преодолнеие». Эту высокую оценку он получил за серию публикаций о проблемах инвалидов.
Несмотря на ограниченные возможности, Игорь Лавленцев занимался и общественной работой: он несколько лет был руководителем пресс-службы Тамбовской общественной организации молодых инвалидов России «Аппарель».
Главная жизненная дорога, которую поэт обозначил как «судьбы возникновенье», была, конечно, нелёгкой. Но всё-таки, несмотря ни на что, - счастливой. И хоть написал он строки: «Мне небо ближе, чем стихи, мне дерево дороже слова», позволю себе сделать более полный вывод: Игорю Лавленцеву было  дорого всё – и небо, и деревья, и трава и цветы. Они и давали  ему нужные слова для выражения сокровенных мыслей. Ведь всё –
 о т т у д а, из того прекрасного далёка, о котором в каждом из нас детским  голосом звучит: «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко…»
Поэзия Игоря Лавленцева значительна, своеобразна, жизненна. Вот такая, она всегда будет пользоваться спросом:

Лишить поэзию имён
Нельзя. Невиданно. Но странно,
С каких немыслимых времён
Восходит слово безымянно
И не начально, а вослед
Иным неназванным былинам,
Летящим в токе лет и бед
Высоким криком журавлиным.
Лишить… Делить на Вы и Ты
Вершину речи не пристало.
И в книгах, верно бы, не стало
Фамильной гулкой пустоты.
Всё верно будто бы, но как
Забыть то имя, за которым
В крови и гари стольких драк,
Квитаясь славой и позором,
Прошли столетья. Но плывёт
Его эпическая тема.
И в имени самом живёт
Непревзойдённая поэма.

Игорем Лавленцевым написано немало стихов на духовную тему. Они вошли в коллективный сборник «Русь, оставайся святой!..», изданный в Тамбове в 2007 году и посвящённый памяти рано ушедшего из жизни поэта. И словно наяву звучит голос Игоря Лавленцева:

Нет, ещё не истлел над моею страной
Окоём золотого её покрова,
Это просто Россия болеет весной,
Это просто весна пред Россией права.

И плывёт над полями и будит сады
И апрелю велит: по дорогам труби –
Я воскрес! О, Россия! Воскресни и ты,
И надейся, надейся, и верь, и люби…

Валентина Дорожкина.


Рецензии
У меня есть книга Игоря Лавленцева "Смиренная декада". Я читала его публикации в областных газетах.
Стихи очень хорошие.
И как жаль, что он так рано ушёл...

Очерк Валентины Тихоновны наполнен теплом к личности Игоря и его творчеству. Это ощутимо!

Мне очень понравилось работа автора. Герой очерка кажется близким и родным.
А кусочек истории об утятах заставляет думать, что Игорь поступил бы так же.

Спасибо Валентине Тихоновне!
Спасибо Вам, Зинаида!

Я повторюсь: хорошее дело делаете!

С уважением,

Наталья Меркушова   11.10.2013 08:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташенька! А у меня есть диск, где он сам читает Смиренную декаду

Королёва Зинаида 2   11.10.2013 10:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.