Деревенское кладбище

…Твой смех резко обрывается, едва мы подъезжаем к кладбищу. Я догадываюсь, о ком ты думаешь.
– Давай остановимся, – просишь ты. – Я хочу зайти к дедушке.
  Мне нравится, что инициатива исходит именно от тебя.
  Мы сворачиваем с расчищенной дороги, велосипеды оставляем возле одинокой берёзы. Тихое деревенское кладбище всё в снегу. Ты уверенно идёшь к знакомой могиле. Я лёгкой тенью скольжу за тобой.
…Вот и она. Ты начинаешь смахивать липкий снег с надгробия, еле сдерживая себя от того, чтобы не расплакаться. Я понимаю, что быть сильной и всегда держать себя в руках – один из твоих принципов, но…это ни к чему сейчас. Обнимая тебя за плечи, я говорю:
– Мне знакомо то, что ты сейчас чувствуешь. Прошу тебя, не сдерживай свои слёзы здесь, дай волю эмоциям. Оставлю вас наедине…
  Я отхожу в сторону. Бесшумно брожу между занесенных снегом могил, всматриваюсь в знакомые лица, глядящие на меня с памятников.
…Эта бабушка так часто угощала меня разными сладостями, когда я была маленькой и любила приходить к ней. Она садила меня на колени и начинала рассказывать сказки о страшной войне, которая казалась мне такой далёкой. Теперь я знаю: война была совсем рядом, в её сердце. До самого конца…
…У этой женщиныбыло два чудных ребёнка, муж. А она наложила на себя руки. Не мне её судить. Ничего не происходит просто так. Значит, было в её жизни что-то, что заставило её сделать это. Жаль только её детей. Мальчик ещё настолько мал, что не помнит свою маму, а вот девочка чуть сама не слегла от горя: никак не могла смириться с её смертью. Отец же даже не заметил исчезновения жены: ему всё в жизни заменяет водка.
…Грустные глаза этого ребёнка я часто вижу в самых кошмарных снах. Его улыбка похожа на лучик солнца среди хмурого неба. Семилетнего мальчика сбила машина, за рулём которой сидел пьяный водитель. Водителя посадили, но что с того несчастным родителям, которые жили только ради своего сына?.. Родители его живы и сейчас, а мальчик лежит здесь. И глаза его всё так же грустно смотрят на меня с фотографии…
…У этого человека, наверное, не было никого из родных, когда он умер. Никакого памятника на могиле, лишь наскоро сколоченный покосившийся деревянный крест. Я поправляю крест, смахиваю с него снег, и думаю об этом человеке.
  В душе появляется чувство умиротворения, небесного спокойствия. В этот миг мне кажется, что здесь, на кладбище, и существует настоящая жизнь. Здесь нет мирской суеты, ежедневной лжи и лицемерия, подлых предательств, бесконечных разочарований и боли… Самые добрые, искренние, святые люди этой деревни живут именно здесь.
  И твой дедушка теперь один из них.
  Я подхожу к тебе. Ты вся в слезах, но на лице твоём улыбка.
– Я чувствую, что он меня слышит, – шепчешь ты сквозь слёзы, – что отвечает мне!..
  Я тоже не сдерживаю слёз. Люди, живущие здесь, поймут эту маленькую слабость, улыбнутся доброжелательно в ответ.
– Ты заметила, что, кроме наших с тобой, здесь нет ничьих следов? – вдруг спрашиваешь ты, будто читая мою мысль. – Неужели никто сюда больше не ходит?
– Ходят, но только для того, чтобы оставить здесь ещё кого-нибудь. Люди думают, что, оставив родного человека здесь, прощаться с ним надо уже навсегда. Но ведь он никуда не уходит, он здесь, он рядом с нами! Он по-прежнему любит нас!..
– Спасибо тебе за эти слова! – говоришь ты. И вместе с твоим голосом я слышу ещё несколько сотен голосов. Быть может, это только кажется мне…
…Мы продолжаем свой путь, но не забываем о тех, кого физически рядом быть уже не может и кого мы продолжаем любить…
               
                Февраль 2006г.               
         


Рецензии