Урод

На улице под сорок градусов. Жара плавит мозги, и стоящим на автобусной остановке людям  хочется одного – быстрее нырнуть в автобус или маршрутку, чтобы скрыться от испепеляющего солнечного потока.
Маршрутки забиты до отказа: никто не хочет пройти пешком даже одну остановку. На очередной остановке бабушка лет восьмидесяти, разморенная зноем, с большой хозяйственной сумкой, поставив одну ногу на подножку, пытается влезть в маршрутку. Ослабленные возрастом и долгим стоянием на солнце ноги не слушаются, и она просит пассажиров помочь. Взобравшись с помощью молодой женщины в салон, бабушка опускает сумку на пол, хватается двумя руками за стойку и пытается отдышаться. Видно, как ей тяжело дышать, как дрожат  руки и коленки. Она боязливо озирается и видит, что все места заняты. Крепче схватившись за стойку,  прислонила к ней голову, но вдруг  стала оседать. Две женщины подхватили ее, чтобы  не упала. Никто не уступал ей места.
Ближнее сиденье занимал молодой человек, лет двадцати, играя в какие-то игры на мобильнике и ни на кого не глядя.
Я слегка хлопнула его по плечу и попросила: «Молодой человек, уступите место бабушке». Он оторвался от телефона, поднял на меня глаза и буркнул: «С какой стати!». «Ей плохо», - объяснила я. «А я здесь при чем?», - последовал ответ. На какое-то мгновенье у меня перехватило в горле. Я не верила своим ушам, но глаза мои подтвердили, что парень вполне вменяем, трезв и хладнокровен. Уткнувшись в мобильник, он продолжал игру.
Бабушке уступил свое место мужчина лет пятидесяти, занимавший место в середине салона. Он усадил её, донес до места сумку и  встал рядом, стараясь помочь придти в себя. Кажется, ему это удалось, что вызвало одобрение стоявших в салоне пассажиров.
Но я успокоиться не могла. Прикрыв своей рукой телефон парня, заставила поднять голову. Глаза в глаза. Пауза. Я видела: он «заводится», недовольный, что его оторвали от любимого занятия. «Ты где научился такому бездушию? Разве в школе тебе не говорили, что нужно уступать место старшим?» - вопрос был задан строгим голосом. Парень с трудом сдержал себя, видя, что окружающие меня поддержат. Его ответ озадачил: «Это вас в советской школе этому учили, а мы живем в другое время. Не учи  как жить!»
Жаль, что приближалась моя остановка и я успела сказать ему только несколько слов на прощание: «Когда будешь старым и больным, и тебе такой же молодой, как ты, не уступит место,  вспомни этот эпизод». Мужчина, уступивший место бабушке, ответил за него: «Не доживет, потому что он не человек, а урод!»
Что было дальше, не знаю. Я  вышла из маршрутки, но еще долго меня преследовал этот холодный, равнодушный взгляд.
К сожалению, таких «уродов» среди современной молодежи много. Как  преодолеть нравственное падение? Что-то надо делать! С этой мыслью я доживала всю оставшуюся часть дня, но и следующий день облегчения не принес. Похоже, эта проблема требует нестандартного решения.


Рецензии