Советская армия и эстонский мужчина - 3

ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА СОВЕТСКУЮ АРМИЮ ВО ВРЕМЕНА "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ".

Обязательная срочная служба и эстонские солдаты.

Кристьян Лутс.

* "Военная служба в рядах Советской Армии есть почётная обязанность гражданина СССР" - параграф 63 из Конституции СССР.
* Общая военная обязанность законна. Военная служба в рядах Советской Армии есть почётная обязанность гражданина СССР." - параграф 1 из закона о всеобщеей военной службе СССР.
* "Все лица мужского пола СССР, независимо от происхождения, социального и материального состояния, рассовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и рода занятий, обязаны пройти действительную службу в рядах Советской Армии." Параграф 3 из общего свода законов СССР.

                ***

После огромных разрушений, беженцев и неоценимого материального ущерба Вторая Мировая война принесла в Эстонию более чем пятидесятилетнюю советскую оккупацию.
Всё это означало для почти 350 000 молодых людей в ЭССР (из которых 2/3 были эстонцами) что они должны были отслужить от одного до пяти лет в обязательном порядке в рядах Вооружённых Сил СССР. И это несмотря даже на то, что по женевской конвенции 1949 обязательная служба населения оккупированных территорий в рядах окупационных вооружённых сил была запрещена.
12 августа 1949 года в подписанной в Женева конвенции о "Защите гражданского населения во время военного положения", в  третьей части параграфа 51 говорилось: " Окупационное государство не может заставить гражданского человека в обязательном порядке служить в своих вооружённых или вспомогательных силах. Всякая пропаганда о пользе добровольного вступления в армию и давление на гражданское население запрещены".

Обязательная военная служба начиналась с пожизненной военной службы.

Исторически военная служба в царской армии комплектовалась на основе рекрутов, служба которых до 1793 года была пожизненная, после 1793 года составляла 25 лет.
Действие общей военной обязанности начала действовать в России в 1874 году, переход на которую в вооружённых силах российской империи происходил следующим образом: действительная служба составляла шесть (на флоте семь) лет, государственная служба в сухопутных войсках до 40 лет.
Принятый в 1925 году закон о обязательной военной службе определял срок службы в зависимости ит рода войск и профессии от двух до четырёх лет.
В 1939 году обновлённый закон о обязательной военной службе в определял следующие срока:  в сухопутных войсках два, в отношении сержантского состава три года, в военно-воздушных силах, береговой обороне, пограничных войсках четыре года и в военно-морском флоте пять лет.
Принятый в 1967 и дополненный в 1968 году закон о всеобщей воинской обязанности определял срочную службу в рядах Советской Армии два года, в составе военно-морского флота и морских частей пограничных войск три года.
Дополнительно в законе было сказано о обязательном начальном военном обучении в школах в обьёме 140 часов начиная с 9-го класса. Ранее действовал закон 1939 года в котором начальная военная подготовка предусматривалась для 5-7 классов. Ученики 8-10 классов проходили подготовку под названием профессионално-военной подготовки. В законе 1939 года также были прописаны принципы военного обучения в высших школах и университетах.
Дополненный закон 1968 года также поднимал нижнюю границу для прохождения обязательной военной службы: ранее это было 17 лет, а по новому закону стало 18 лет. В общих понятиях этот закон просуществовал до распада Советского Союза. В вышеуказанном законе также можно найти ответы на демографические вопросы того времени.
В связи с большими сокращениями вооружённых сил СССР также стало необходимо более меньшее количество военнослужащих срочной службы. Подходящих по возрасту для военной службы молодых людей, благодаря демографическому взрыву после Второй Мировой войны, было достаточно, что и дало толчок для сокращения сроков действительной военной службы для того, чтобы через военную машину прошло как можно больше молодых людей, которые бы приобрели необходимые военные навыки.


Призывники должны были получить 140 часов подготовки.

Закон 1967 года также усилил внимание на предармейской подготовке призывников.
Официально это была компенсация за сокращение сроков службы: призывники должны были пройти до действительной службы 140 часов базового обучения в школах. Соответствующее обучение должны были преподавать  инструкторы регулярной армии, офицеры резерва или специально для этого подготовленные. Но вышеназванные курсы не выполнкали полностью задач, поставленных в законе, поскольку серёзного отношения к этим занятиям практически не было и по оценкам не более 75% призывников получили более-менее подготовку.
В дополнении к подготовке в школе большую тяжесть подготовки призывников взяло на себя основанное в 1951 году Добровольное Общества Содействия Армии, Авиации и Флоту (ДОСААФ).
Организации ДОСААФа давали возможность молодёжи (как юношам так и девушкам) заниматься военно-спортивными дисциплинами: прыжками с парашютом, стрельбой, подводным плаванием,ориентированием, курсы вождения авто и бронетехники, радиотехническую подготовку и многое другое. По оценке ДОСААФа почти треть призывников прошла те или иные курсы подготовки, предлагаемые организацией. Участие в тех или иных курсах и дисциплинах ДОСААФа давало возможность работникам военных комиссариатов учитывать подготовленность того или иного призывника и направить его в войска, соответствующие предармейской подготовке.
Но в действительности эта система не работала так хорошо, как этого ожидалось.


Местные военные комиссариаты определяли судьбу молодого человека.

Самий важный институт в системе организации действительной военной службы было Министерство Обороны СССР. В компетентности Министерства обороны были все квоты на призывников в 16 округов Советской Родины и от приказа министра зависело начало и долгожданное окончание срока военной службы.
Внутри военного округа местный военный комиссариат представлял собой учереждение, которое на месте определяло судьбу каждого молодого человека. И именно с местным военкоматом больше всего соприкасался призывник.
Именно военкомат планировал и поддерживал предварительную подготовку призывников по линии ДОСААФа, брал на учёт 17-и летних призывников и проводил физический и медицинской контроль. В конце концов, когда призывник достигал возраста 18-и лет, их собирали вместе после призывной комиссии и отвозили на распределительный пункт для дальнейшей отправки в военные подразделения.
Молодой человек, выбравший себе профессию офицера, освобождался от действительной военной службы, но должны были всё равно стать на учёт в местном военном комиссариате.
После зачисления в резерв (рядовой состав числился в резерве до достижения 50-и лет) общение с военкоматом было только по острой необходимости, поскольку военкомат занимался не только призывниками и резервистами но и выплатами служебных пенсий и распределением дотаций.

Проверка здоровья и надёжности призывников.

В феврале или марте года, когда призывнику исполнялось 18 лет, его вызували в местный военный комиссариат для прохождения медицинской комиссии. Начиналась работа военкомата по регистрации и оценке призывников. Врачи контролировали физическое и психическое здоровье призывника. Но только этим годность молодого человека к службе не ограничивалсь. В состав призывной комиссии обязательно входили представители местных управлений, партии и комсомола. В дополнение к контролю физического развития обязательно проводилась беседа, в которой узнавали интересы призывника, его уровень образованности, отношении к военной службе и многое другое. Многие содаты в своих воспоминанях характеризуют эту беседу как допрос.
В поле зрения, несомненно, была семья призывника и его близкое окружение. Если выяснялось, что кто либо из близких призывника живёт за границей, автоматически у комиссии складывалось представление о возможных рисках. В этом случае его никогда не пошлют служить за границу, в пограничные войска и подразделения, служба в которых соприкасается с военными тайнами или экспериментальной техникой.
На "допросах" выясняли, есть ли у призывника особые умения и знания, которые можно использовать в дальнейшей службе в Советской Армии.

Небольшое отступление:

Вооружённые Силы Советского Союза.
Распределение ВС СССР:
* сухопутные войска
*военно-морской флот
*военно-воздушные силы
*войска противовоздушной обороны
*ракетные войска стратегического назначения.

Военные части Министерства Внутренних дел и КГБ.
В дополнение к войскам Министерства обороны свои войска имели и Министерство Внутренних дел и КГБ. В подчинении МИнистерства Внутренних дел находились внутренние войска (ВВ): выполняюще обязанности по охране тюремных лагерей и конвойные части а также охрана общественного порядка. Военезированная пожарная охрана и милицейские батальоны. также внутренние войска можно было использовать для усмирения массовых беспорядков. Обычно они базировались в больших городах и на их вооружении состояли вертолёты, бронетехника и танки. В военное время задачи внутренних войск состояли по охране тыла.
В подчинении КГБ были пограничные войска, кремлёвская охрана, группы охраны ВИП-персон и некоторые части связи.
Отдельным формированием были строительные или рабочие батальоны (стройбат) и железнодорожные войска.

(источник: магистрская работа Кристьяна Лутса "Эстонские солдаты в чужом мундире. Эстонские военнослужащие в ВС СССР 1968-1991 годах).


Военный комиссариат давал отсрочки и освобождения.

Военкомат давал отсрочки и освобождение от действительной военной скужбы крайне неохотно и редко.
Отсрочку можно было получить до достижения 27-и лет, после чего зачисляли в резерв, хотя обязательная действительная служба и не была пройдена. всего, после окончания Второй Мировой войны, смогли получить "белый билет", то есть полное освобождение от военной службы, всего 12% от всех призывников в Советском Союзе.
Причины освобождения то службы можно разделить на три категории: семейные проблемы, физические проблемы или проблемы со здоровьем и продолжение дальнейшей учёбы.
Первая категория затрагивала тех юношей, которые должны содержать своих неработающих/инвалидов родителей или являющихся отцом минимум двоих несовершеннолетних детей.
К категории проблем со здоровьем относятся, например, высокое кровяное давление, недостаточный вес или слишком маленький рост призывника, некоторые хронические болезни а также психическая неуравновешенность (например "хроническая депрессия" или суицидальные попытки).
В 1980-х увеличилось количество призывников, которые наносили себе увечья для того, чтобы не идти на действительную военную службу. За этим можно было увидеть причины; шла война в Афганистане и "дедовщина" в Советской Армии становилась всё жёстче и страшнее.


Студенты-мужчины учили военное дело раз в неделю.


Продолжение обучения третья и самая большая категория призывников, освобождённых от службы в Советской Армии. включавшая в себя тех, кто заканчивал среднюю школу (до достижения 20-и лет) или уже учился в техникуме либо в институте/университете.
В дополненном законе 1968 года отсрочку от действительной военной службы мужчины-студенты получали только в том случае , если они учаться в институте с первого курса и в случае "если они исключены из учебного заведения по причине плохой успеваемости, нежелания учиться или за грубые нарушения дисциплины, они теряют возможность второй раз получения отсрочки для продолжения учёбы."
Освобождённым от военной службы мужчинам-студентам советская власть, по её мнению, улучшала возможности учёбы: на основании закона в больших учебных заведениях (унувсрситет в ЭССР был только один - Тартусский) были организованы военные кафедры, на которых в течении четырёх, позже трёх лет, один раз в неделю на русском языке вменялось в обязанность изучение военного дела. Курс одучения для мужчин-студентов заканчивался двух, или трёхмесячным военным лагерем, после чего закончившим присваивались звания младшего лейтенанта, или лейтенанта запаса.
Закончивший военные курсы офицер резерва не должен был вообще более служить в армии, в лучшем случае. Но некоторые специальности, закончившие военные кафедры и необходимые в Советской Армии, например инжинеры или врачи, в обязательном порядке всё таки призывались на два года и посылались служить с офицерскими званиями в различные концы Советской Родины.
В последующие года офицеров резерва могут призвать на 60-и или 90-дневные курсы переподготовки, в случае окончания которых с положительными характеристиками можно было получить следующее офицерское звание.
Мужчины с высшим образованием, но в учебных заведениях которых не было военной кафедры, служили в Советской Армии год или полтора. Их направляли в войска, где была необходимость в кадрах ихней области образования. Например в артиллерию, пожарные или разведовательные подразделения, в ракетные войска и так далее.
Освобождение от службы или отсрочку получали и те, кто поступил в милицейскую школу или в мореходку, либо те, кто работал на заводах военного значения. В Эстонии таким заводом являлся "Двигатель".
Призыву на действительную военную службу, в теории, не подлежали и те граждане, которые были наказаны судимостью или те, в отношении которых велось криминальное расследование
В действительности этого не придерживались, что в свою очередь способствовало ужесточению и распространению "дедовщины".


"Хроническая депрессия" - лучший диагноз для освобождения.

В параграфе 62 Конституции ЭССР написано:"Защита родины - святая обязанность каждого гражданина в ЭССР. Предательство родины - нарушение клятвы, переход на сторону врага, разглашение государственной тайны, работа на разведку врага - карается по закону как самое тяжкое преступление."
Это означало, что уклонение от военной службы может расцениваться как предательство родины, за что минимальным наказанием в то время было лишение свободы сроком на 10 лет. Распространённым наказанием до апреля 1990 года было по параграфу 78 криминального кодекса ЭССР, в котором говорилось: "неоднократное уклонение от призыва на действительную срочную службу" и предполагало от одного до пяти лет лишения свободы.
Уклоняющихся от действительной воинской службы в ЭССР было достаточно немного. В основном это были члены свободной церкви, бера которых запрещала им держать оружие. Большее количество пыталось уклонится на основании проблем со здоровьем.
Эстонские призывники использовали хитрые и закрученные схемы, чтобы исключить попадания в армию, которые некоторые западные авторы приводят в своих книгах. Например историк Carey Schofield пишет, как пили крепкий кофе чтобы поднять артериальное давление. Но такой метод для многоопытных врачей и военкомов из призывной комиссии был легко угадываемым и легко определяемым.
Из исследования, проведённым военным музеем среди бывших срочнослужащих выясняется, что для освобождения от армейской службы многие пытали симулировать какие либо психические отклонения, надеясь, что душевные заболевания труднее распознать.
Это описывает Михкель Рауд в своей книге воспоминаний "Грязь в лицо":
"На учёте в сумашедшем доме должны быть все, кто хотел избавиться от Советской Армии. Естественно, можно было попробывать симулировать какое либо другое заболевание, например сердечную недостаточность, но с ней вполне могли забрать куда нибудь в полк на кухню, но с поехавшей крышей уже точно в Советскую Армию не брали.
Симптомы душевных заболеваний, описанные в медицинской литературе, были очень популярны среди семнадцатилетних юношей. Барабанщик таллинской heavy metal группы "The Welders" Тиит Алтосаар мог даже со сна рассказать, что надо ответить на вопрос "Какого цвета снег?" настоящему шизофренику или что оделает человек с маниакально-депрессивным психозом, когда его поздравляют с днём рождения."
В то же время надо было исключить диагнозы, которые могут помешать поступлению в институт или получению водительских прав. так что самым популярным диагнозом была "хроническая депрессия".
При хорошем знакомстве или наличии толстого кошелька можно было получить освобождение или отсрочку от Советской Армии. За хорошую сумму денег врач в комиссии готов рискнуть и признать призывника негодным к службе, подтвердив необходимый ему диагноз. Хорошая взятка может спасти. Один ответивший на анкету вспоминает, как ему удалось подкупить офицера с помощью взятки, присланной в мешке с картошкой, который заведовал распределением и вместо него в Афганистан послали призванного узбека, который вернулся обратно в цинковом гробу.


Рецензии