Глава 3 У врат бездны

 
 -Где голова,  чернец? - задал прямо с порога вопрос князь Ярослав корпящему за высоким столом, заваленным рукописями и фолиантами,  пожилому  человеку в сером монашеском одеянии. Тот буквально выпрыгнул из-за стола, и стало заметно, что был этот человек очень мал, и даже Ярослав, не отличающийся крепким телосложением, мог почувствовать себя «гораздо выше своего собеседника» и смотреть на него сверху вниз.

- Здравствуй, батюшка Ярослав! – пришепетывая,  ответил князю маленький человек, согнувшись в поклоне. При этом позвоночник его продолжал совершать странные змееподобные движения, а  длинные,   давно не мытые волосы,   обрамляющие лысый яйцеобразный затылок,  распластались по каменному полу убогой монашеской кельи.  Однако глубоко посаженные в основании переносицы умные глаза так и буравили  князя. Портрет уродства завершал  длинный крючкообразный нос, делавший его лицо поистине демоническим.
- Пришел все-таки. А жду я тебя с самого утра. Голова Борисова в надежном месте устроена, покой там и холод.

-Готовы ли книги?
- Книги-то готовы, а где золото?
- Да подавись ты им! -  князь  бросил к ногам карлика увесистый кожаный мешочек,  звякнувший своим содержимым об пол при падении.
-Золото,  это – хорошо.   Вот только сорока на хвосте принесла мне утром, из Киева. Умер князь Владимир наш.  От ран скончался, которые пришлые безбожные варяги наемные ему учинили. Умер неделю назад еще, да только от всех скрывали это, ждали приезда Бориса. Да как же он приедет без головы-то? - сказав это,  карлик  гнусно захихикал.

 Ловко подхватив цепкими  длинными  пальцами  лежащий на полу кошелек,   он коршуном метнулся к столу.    Забравшись по маленькой приставной лестнице на высокий дубовый стул, стал что-то лихорадочно искать в груде пергаментных листов, что-то очень важное,  и,  найдя эту бумагу,  протянул ее князю.  Ярослав пробежал глазами по тексту, поднес лист к горящей свече  и,   распалив,  бросил его на пол догорать.

 Он узнал подчерк своей сестры Предславы.  «Значит,  отца больше нет. Глеб мертв. Тут уж постарался Святополк, правда,  ничего не может братец сделать сам. Пришлось ему немного помочь - послать двух варягов добить  Глеба. Голова Бориса надежно спрятана карлой в подвалах  дома. Варяги перебиты новгородцами,  и лишь немногие из них далеко у себя в северных фиордах зализывают  раны. Все вроде скрыли от посторонних глаз. Хотя от русских людей   разве утаишь?  Да пусть чешут языками по дворам, доказать все равно никто ничего не сможет».

-Тут еще одна беда,  князюшко,- подал голос из-за стола карлик. - Книгу мне принесли старинную. Не для переписи, для души купил, потратился, но не зря. Ты ее,  князь,  за дорого у меня возьмешь! - и хитро посмотрел в глаза Ярославу.
-Да покажи уже, что там. Дай посмотрю, но только ради интереса.
 -Нет, княже,  только из моих рук. Книга старая, того гляди развалится в прах. А когда заплатишь мне сотню другую златников полновесных отца своего покойного, тогда и забирай на здоровье.

Князь подошел к столу и взглянул на раскрытые страницы.  Следуя за кривым,  испачканным  краской  при переписывании  книг пальцем карлы,  он читал написанное о нем. С первых строчек князь  понял, что перед ним «Книга вещего Олега».   Слышать-то о ней  слышали, а вот найти и прочесть не удалось еще никому.

Свиток был полностью посвящен Рюриковичам.  Кто они, откуда пришли, предсказание их судьбы до последнего потомка.  Досталось там и Ярославу. Все про него точь-в-точь писано. И что кровь отца и братьев на руках его, и что придут они за ним, воплотившись в детях и внуках его,  для мести праведной и дел справедливых.
С трудом заставив себя оторваться от чтения, князь обратился к карлику:
-Ты-то  успел ее прочесть до конца или нет?
-Конечно, всю ночь читал,  не прилег даже.

 - Ну и чем там все заканчивается, книгочтей? - криво усмехнувшись, спросил его Ярослав.
- А то, что как только Рюрикович поднимет руку на своего сына и убьет его, тогда все рухнет - род Рюриков закончится, Русь осиротеет,  и на долгие годы – темные времена.
Закрыв глаза, процитировал книгу карлик.

 -Ты хорошо выполнил свою работу по исправлению летописных книг. И книгу эту купить можно, своих денег она стоит. Но ты их не получишь, жалкое создание.
Вмиг раскрывшиеся от удивления глаза карлика встретились с жестким и холодным взглядом разноцветных глаз Ярослава, когда его руки сомкнулись на шее уродца и оторвали его от стула. Тело карлика несколько раз конвульсивно дернулось, землистое  лицо посинело, зрачки закатились.

 Труп его так и оставался в  кресле, когда подобрав со стола  кошелек с золотом и аккуратно завернув пергаментный свиток в чистую тряпицу, князь Ярослав покинул  келью.
Уже через час он сидел в монастырской трапезной и как бы между прочим, разговаривая с игуменом - своим духовником, спросил,  гипнотизируя его  взглядом, как ему спастись от праведной мести?  А  еще через несколько месяцев невинно убиенные князья-братья  Борис и Глеб были объявлены на Руси святыми….

Продолжение-http://www.proza.ru/2013/11/13/1331


Рецензии
Мне кажется в этой фразе - звякнувший своим содержимым об пол при падении. - надо убрать "при падении", и без этого уточнения понятно
:-)

Надежда Сергеева   22.08.2014 22:30     Заявить о нарушении