Страхи и риски на рынке страховых услуг

СТРАХИ НА РЫНКЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ

После трагедии в Амурской области, когда без крыши над головой остались сотни семейств, премьер-министр Дмитрий Медведев предложил ввести в России обязательное страхование жилья.

Особенности национального страхования

Конечно, большинство домов, особенно в деревнях и городском частном секторе, никто и не думает страховать. Причина очевидна – бедность населения. Если человеку с трудом хватает доходов на самое необходимое, ему в голову не придет отдавать деньги за «бумажку» - страховой полис.

Между тем, страхование – обязательное условие ипотечного кредита в подавляющем большинстве банков, да и средний класс, побывав в Европе, заключает договор «на всякий пожарный» куда более охотно. К сожалению, наличие страхового полюса далеко не гарантирует не только возмещения всех убытков в случае беды, но и того, что клиент… вообще что-то получит. Сложившаяся в России правоприменительная практика оставляет массу возможностей для компаний не признать, что страховой случай в самом деле наступил.

Способ первый – вы недостаточно сгорели.

Например, если возник пожар в застрахованном доме, то полная стоимость клиенту будет выплачена только в том случае, если от здания остались одни головешки. Если выгорела одна комната, то обычная практика – возмещение стоимости ремонта именно в ней. Конечно, страховая компания заинтересована в том, чтобы найти любой повод и снизить выплаты. Зная это, иные клиенты заведомо завышают стоимость застрахованной недвижимости еще при заключении договора, но способ этот – как русская рулетка. Если у компании возникнут сомнения в том, что дом стоил так дорого (а сомневаться страховщики начинают лишь при наступлении страхового случая), необходимость выплачивать оговоренную в договоре сумму можно через суд. Конечно, заказав экспертизу, который и подтвердит столь выгодный страховым агентам когда-то обман.

Произвольные правила – хитрый договор

Часто страховщики произвольно расширяют перечень законных оснований освобождения от выплаты страхового возмещения. «Практически во всех правилах страхования, разработанных страховыми компаниями, можно найти формальные основания для отказа в выплате, оспорить которые возможно только в судебном порядке, да и то не всегда. Известны случаи, когда суды не признавали "заливом" квартир протечки, возникшие из-за строительных дефектов крыши, поскольку такой вид риска был исключен из перечня страховых случаев правилами страхования», — отмечает адвокат Олег Сухов. И напоминает о скандале со страховыми выплатами на Дальнем Востоке. Правилами агрострахования с господдержкой, которым воспользовались многие дальневосточные сельхозпредприятия, не был предусмотрен риск наводнения. И только под давлением президента Владимира Путина страховщики согласились считать наводнение реализовавшимся риском «переувлажнения почвы» (этот вид риска, в отличие наводнения, предусмотрен законом об агростраховании с господдержкой).

Техническая ошибка

Поводом для отказа от своих обязательств перед людьми, которые попали в беду, страховщики могут объявить любую техническую ошибку в тексте договора или отсутствие любого, не имеющего никакого отношения к делу документа на имущество. Например, компания «Росгосстрах» отказала в выплате одному из своих клиентов только потому, что в полисе не был указан номер корпуса дома, в котором располагалась застрахованная и пострадавшая от залива квартира. При этом страховщик располагал фактическими сведениями о месте нахождения застрахованного имущества, а к полису был приложен договор купли-продажи квартиры с указанием полного адреса.
Отсутствие в полисе данных о собственнике недвижимости или, как вариант, номера и даты выдачи свидетельства о государственной регистрации  может послужить формальным поводом заявить о невозможности доказать, что договор был заключен именно в отношении сгоревшего дома. Именно так пыталась поступить компания «Спасские ворота». В обоих случаях справедливость граждане восстановили в суде.

Заграница не научит

Во многих странах, например, в США закон обязывает всех частных и юридических лиц, которые строятся в зоне риска наводнения или землетрясения, обязательно страховать недвижимость от стихийных бедствий. Для расчета страховых тарифов используется карта оценки рисков, страховые платежи субсидируются государством. Но протекционизм – монополию на работу в такой зоне риска получают «свои» компании – сводит отличную идею на нет. Страховые тарифы искусственно и существенно занижаются.
Так что пока погорельцам или затопленцам приходится рассчитывать, в первую очередь, на себя и юридическую грамотность. Соблюдение формальных процедур, предписанных договором и правилами страхования, на которые в России традиционно не обращают внимания, лишит недобросовестных страховщиков свободы маневра.
И, конечно, попавшим в беду всегда будет нужна помощь и участие добрых людей.


Рецензии
прежде чем писать подобные статьи про страхование и выкладывать их на всеобщее обозрение, не мешало бы разобраться в этом вопросе на профессиональной основе. А то, что Росгосстрах отказал в выплате из-за отсутствия номера корпуса - вполне оправдано. Надо было проверять за агентом правильность заполнения полиса. Далее вы пишите, что отсутствие в полисе данных о собственнике недвижимости и далее по тексту - это формальный повод отказать в выплате. Да, это конечно отказ от выплаты, а как же иначе? Кому платить, если нет информации о собственнике? Вы в поликлинику по какому полису обращаетесь? В котором нет Вашей фамилии и прочих данных? Вас врач примет в таком случае? Тогда почему страховая должна за порчу имущества выплачивать, если в полисе не полные или неправильные данные? Так что видимо автор лукавит, что суд в обоих случаях стал на сторону застрахованных...Сильно сомневаюсь...Либо автор лукавит в тексте, передёргивая факты...
Про "недостаточно сгорели" - вы тут здорово лукавите. Это смотря какие риски и страховые суммы были указаны в приобретаемом полисе. Так что не надо ровнять под одну гребёнку разные страховые компании.Закон о страховании в России у нас один, а вот компаний и условий страхования - много
Далее, народ сам виноват в том, что не получает страховые выплаты, потому, что покупают дешёвые полисы у неизвестных компаний, не читают условия договора, подписывают "бумажки" не глядя. Вот и получите отказ. Так как если дёшево, то за счёт чего? Значит там много исключений..
И не стоит приводить примеры про США и прочие страны - разный менталитет, разное законодательство....

Светлана Силантьева   14.10.2013 13:57     Заявить о нарушении
В поликлинику бесплатную? Тогда есть данные. А на платной основе - да хоть анонимно обслужат.

Если страховая компания считает вполне нормальным получать деньги от клиентов по полису, где не указан номер корпуса, то почему она не считает нужным выполнять свои обязательство по тому же полису? Что за двойные стандарты такие?
А кому компенсировать, вообще смешной вопрос. Тому, кто полис предъявил. Какое дело страховщикам, кто собственник квартиры? Арендаторам или просто членам семьи что - запрещено страховать? Тогда не надо было с ними договор заключать.

И почему за тезническую ошибку, которую допустил страховой агент, не несет ответственность компания?

Надежда Семеновская   14.10.2013 14:01   Заявить о нарушении
Дело в том, что даже вопросы Вы ставите не корректно, словно не читаете или не понимаете сути написанного. Все ответы есть в моём комментарии...выбирайте Нормальную страховую компанию(есть ФССН, рейтинги и т.п, сарафанное радио), читайте полис до его подписания...не экономьте на страховых взносах. Задумайтесь - если полис стоит дёшево - то за счёт чего?Какие риски не предусмотрены в таком полисе? Если началась распродажа продуктов, неужели Вы купите их, не глядя на состав и срок годности? Почему полис не читаете?Не проверяете записи агентов - они ведь тоже люди и могут ошибаться...Да и страховая компания тоже многим рискует - ведь страховые мошенничества ни кто не отменял...Примеров - полно. Не буду перечислять...это не тема для всеобщего обсуждения..

Светлана Силантьева   14.10.2013 14:21   Заявить о нарушении
Что значит - нормальную компанию? У "Спасских ворот" полисы отнюдь не дешевые.

А что суд встал на сторону граждан, так ничего странного. Компания, принимая взносы, фактически признала договор действительным, несмотря на техническую ошибку, допущенную их же сотрудниками (клиент ничего проверять не обязан - не он за это зарплату получает).

Знать такие вещи надо. Часто страховщики и играют именно на незнании.

Надежда Семеновская   14.10.2013 14:25   Заявить о нарушении
Надежда! Оставьте вопросы страхования! Много Вы знаете людей, которые выполняют абсолютно хорошо свои должностные обязанности? Например, в авиации...ага...Или когда вклад(карточку) клиенты открывают в Сберике - попробуйте там хоть одну не ту цифру (букву в фамилии -имени) указать или адрес напутать - мигом отошьют клиента или деньги не отдадут. Так, что творческих Вам успехов в других темах жизни и сюжетах. А за страхование оставьте писать...Вы по всей видимости института по страховому делу не заканчивали, в бизнесе этом не работали...так что сами понимаете...рассуждать на эту тему, а тем более спорить - сложно, да и не продуктивно. Да само слово "страхование" - у клиента на подсознательном уровне уже сеет страх, ужас и недоверие. За рубежом этот вид бизнеса называется - "защита". Чувствуете разницу?

Светлана Силантьева   14.10.2013 14:38   Заявить о нарушении
Не передергивайте, в банке карточку с ошибку просто не откроют. А не сначала откроют счет с ошибкой, а потом с него деньги не отдадут.

А если не можете выполнять нормально обязанности, то не клиентам за это расплачиваться. При массовой практике надо лишать лицензии компанию.

Надежда Семеновская   14.10.2013 14:40   Заявить о нарушении
Вы полагаете, что разбираетесь в страховом и банковском бизнесе не имея соответствующего образования и опыта работы? На уровне эксперта? Интересно...Успехов в творчестве..:)

Светлана Силантьева   14.10.2013 14:56   Заявить о нарушении
У меня достаточная база спикеров (юристов, финансистов, страховщиков), которые собаку съели на своих должностях и карьеру сделали. Зачем люди будут обманывать и придумывать, чего нет? Смысл?

Надежда Семеновская   14.10.2013 14:58   Заявить о нарушении
Смысл в деньгах. А база спикеров - :)...Вот видите - Вы судите с ЧУЖИХ слов...А вот было бы образование, опыт работы...Тогда мы бы с Вами порассуждали на эти темы...А так это беспредметный разговор...Вы сами документов не видели, в судах не участвовали...О чём говорить? Я, как профессионал, могу порассуждать, так как видела документы, читала полисы, общалась и с клиентами и сотрудниками... 6 лет как уже...так что для меня политики, юристы и спикеры ни как не авторитет..они - то сами все застрахованы...не буду называть имён и сумм, так как это клиентская тайна...а опорочить конкурента - милое дело...заказное, как правило..за крупные денюжки...наивно полагать, что в страховании всё так плохо...Пишите на другие темы - их очень много.

Светлана Силантьева   14.10.2013 15:09   Заявить о нарушении
Документы я видела. В каждый суд, извините - не хожу, но решение суда - всегда.

Дело, конечно, в деньгах. Все хотят зарабатывать. Только, если зарабатываете на ЗАЩИТЕ - так работайте ЧЕСТНО. Тем более, что это такой своеобразный бизнес, у погорельца или затопленца не всегда могут быть на руках все документы. Собственно, вот для таких случаев страховка и нужна.

Хочу вот написать о честных компаниях, выполнивших все обязательства в Амурской области и даже благотворительную помощь оказавших.

Надежда Семеновская   14.10.2013 15:13   Заявить о нарушении
Если Вам нужна консультация в вопросах страхования - то так бы и написали...Я бы дала Вам рабочий номер телефона.На вопросы типа, что делать, если погиб оригинал полиса я отвечаю на работе и в рабочее время. А сегодня у меня выходной. Всего хорошего...

Светлана Силантьева   14.10.2013 15:22   Заявить о нарушении
При чем тут оригинал полиса? А если полис цел, а погибли документы на квартиру?

Кстати. А у Вас ставят клиентов в известность, что за технические ошибки сотрудников они отвечают своим кошельком?

Надежда Семеновская   14.10.2013 15:27   Заявить о нарушении
Как, Вы однако, лукавить и передёргивать можете ловко! В начале переписки одно пишите, в конце другое! :))

Светлана Силантьева   14.10.2013 21:43   Заявить о нарушении
Светлана! Страховщики еще одна "тараканья контора". Без них жить можно. Без правосудия?... Высоко взлетела. Не плюй в колодец - пригодится. Есть подоходный налог при котором и обучение, и медицина, и силовые структуры и т.д. имели место быть. Деньги испортили всех. Поскольку средства простого человека небезграничны; многих вы просто обрекаете. Ответственность за причинение вреда должен нести виновный, где государство выплачивает ущерб пострадавшему, а далее решает что делать с виновным. Тогда и законы будут приниматься соответствующие. Стихийные бедствия - не дело, а обязанность государства. В целом конечно, закон что дышло... Можно по 10 раз в году менять время и программировать счетчики за счет невинных.

Лешков Александр   07.11.2013 12:39   Заявить о нарушении
Кто мы?Кого это я обрекаю? Вы это про кого?Что-то не понимаю...

Светлана Силантьева   07.11.2013 12:43   Заявить о нарушении
Никто никого специально не обрекает.

Но есть крупные страховые компании, которые работают честно, а есть те, кто наживается на незнании людей.

Надежда Семеновская   07.11.2013 12:55   Заявить о нарушении
Если Вам что-то не нравится в работе какой-либо страховой компании - пишите претензии туда..а это сайт художественной прозы. Рассуждения о плохой работе страховых компаний, банков, магазинов, школ, детских садов и т.д тут не уместны.

Светлана Силантьева   07.11.2013 13:01   Заявить о нарушении
С каких это пор общественная проблема в разделе публистики неуместна?

Надежда Семеновская   07.11.2013 13:02   Заявить о нарушении
Угу, те, у которых нет таланта и трудолюбия зачастую занимаются обсуждением "общественных проблем". Изучить обсуждаемый вопрос со всех сторон, ознакомиться с первоисточниками, стать экспертом в обсуждаемом вопросе и как итог - что либо предпринять, что бы улучшить ситуацию - на это хватает ума лишь только у самых-самых достойных. Больше я не отвечу на ваши "обсуждения общественных проблем" - занята ДЕЛАМИ. А начнёте писать гадости - сообщу модераторам.

Светлана Силантьева   07.11.2013 14:09   Заявить о нарушении
Ну так флаг Вам в руки, станьте этим самым-самым достойным, тем более, что в этой сфере работаете. Кто Вам мешает?

Самые достойные как раз и дают интервью (точнее, у недостойных их не берут). Чтобы люди думали, стоит ли связываться с компанией, в который персоналу разрешают делать ошибки в документах, а потом обвиняют клиентов, что они не проверили.

Надежда Семеновская   07.11.2013 14:17   Заявить о нарушении