Страхи и риски на рынке страховых услуг
После трагедии в Амурской области, когда без крыши над головой остались сотни семейств, премьер-министр Дмитрий Медведев предложил ввести в России обязательное страхование жилья.
Особенности национального страхования
Конечно, большинство домов, особенно в деревнях и городском частном секторе, никто и не думает страховать. Причина очевидна – бедность населения. Если человеку с трудом хватает доходов на самое необходимое, ему в голову не придет отдавать деньги за «бумажку» - страховой полис.
Между тем, страхование – обязательное условие ипотечного кредита в подавляющем большинстве банков, да и средний класс, побывав в Европе, заключает договор «на всякий пожарный» куда более охотно. К сожалению, наличие страхового полюса далеко не гарантирует не только возмещения всех убытков в случае беды, но и того, что клиент… вообще что-то получит. Сложившаяся в России правоприменительная практика оставляет массу возможностей для компаний не признать, что страховой случай в самом деле наступил.
Способ первый – вы недостаточно сгорели.
Например, если возник пожар в застрахованном доме, то полная стоимость клиенту будет выплачена только в том случае, если от здания остались одни головешки. Если выгорела одна комната, то обычная практика – возмещение стоимости ремонта именно в ней. Конечно, страховая компания заинтересована в том, чтобы найти любой повод и снизить выплаты. Зная это, иные клиенты заведомо завышают стоимость застрахованной недвижимости еще при заключении договора, но способ этот – как русская рулетка. Если у компании возникнут сомнения в том, что дом стоил так дорого (а сомневаться страховщики начинают лишь при наступлении страхового случая), необходимость выплачивать оговоренную в договоре сумму можно через суд. Конечно, заказав экспертизу, который и подтвердит столь выгодный страховым агентам когда-то обман.
Произвольные правила – хитрый договор
Часто страховщики произвольно расширяют перечень законных оснований освобождения от выплаты страхового возмещения. «Практически во всех правилах страхования, разработанных страховыми компаниями, можно найти формальные основания для отказа в выплате, оспорить которые возможно только в судебном порядке, да и то не всегда. Известны случаи, когда суды не признавали "заливом" квартир протечки, возникшие из-за строительных дефектов крыши, поскольку такой вид риска был исключен из перечня страховых случаев правилами страхования», — отмечает адвокат Олег Сухов. И напоминает о скандале со страховыми выплатами на Дальнем Востоке. Правилами агрострахования с господдержкой, которым воспользовались многие дальневосточные сельхозпредприятия, не был предусмотрен риск наводнения. И только под давлением президента Владимира Путина страховщики согласились считать наводнение реализовавшимся риском «переувлажнения почвы» (этот вид риска, в отличие наводнения, предусмотрен законом об агростраховании с господдержкой).
Техническая ошибка
Поводом для отказа от своих обязательств перед людьми, которые попали в беду, страховщики могут объявить любую техническую ошибку в тексте договора или отсутствие любого, не имеющего никакого отношения к делу документа на имущество. Например, компания «Росгосстрах» отказала в выплате одному из своих клиентов только потому, что в полисе не был указан номер корпуса дома, в котором располагалась застрахованная и пострадавшая от залива квартира. При этом страховщик располагал фактическими сведениями о месте нахождения застрахованного имущества, а к полису был приложен договор купли-продажи квартиры с указанием полного адреса.
Отсутствие в полисе данных о собственнике недвижимости или, как вариант, номера и даты выдачи свидетельства о государственной регистрации может послужить формальным поводом заявить о невозможности доказать, что договор был заключен именно в отношении сгоревшего дома. Именно так пыталась поступить компания «Спасские ворота». В обоих случаях справедливость граждане восстановили в суде.
Заграница не научит
Во многих странах, например, в США закон обязывает всех частных и юридических лиц, которые строятся в зоне риска наводнения или землетрясения, обязательно страховать недвижимость от стихийных бедствий. Для расчета страховых тарифов используется карта оценки рисков, страховые платежи субсидируются государством. Но протекционизм – монополию на работу в такой зоне риска получают «свои» компании – сводит отличную идею на нет. Страховые тарифы искусственно и существенно занижаются.
Так что пока погорельцам или затопленцам приходится рассчитывать, в первую очередь, на себя и юридическую грамотность. Соблюдение формальных процедур, предписанных договором и правилами страхования, на которые в России традиционно не обращают внимания, лишит недобросовестных страховщиков свободы маневра.
И, конечно, попавшим в беду всегда будет нужна помощь и участие добрых людей.
Свидетельство о публикации №213101100158
Про "недостаточно сгорели" - вы тут здорово лукавите. Это смотря какие риски и страховые суммы были указаны в приобретаемом полисе. Так что не надо ровнять под одну гребёнку разные страховые компании.Закон о страховании в России у нас один, а вот компаний и условий страхования - много
Далее, народ сам виноват в том, что не получает страховые выплаты, потому, что покупают дешёвые полисы у неизвестных компаний, не читают условия договора, подписывают "бумажки" не глядя. Вот и получите отказ. Так как если дёшево, то за счёт чего? Значит там много исключений..
И не стоит приводить примеры про США и прочие страны - разный менталитет, разное законодательство....
Светлана Силантьева 14.10.2013 13:57 Заявить о нарушении
Если страховая компания считает вполне нормальным получать деньги от клиентов по полису, где не указан номер корпуса, то почему она не считает нужным выполнять свои обязательство по тому же полису? Что за двойные стандарты такие?
А кому компенсировать, вообще смешной вопрос. Тому, кто полис предъявил. Какое дело страховщикам, кто собственник квартиры? Арендаторам или просто членам семьи что - запрещено страховать? Тогда не надо было с ними договор заключать.
И почему за тезническую ошибку, которую допустил страховой агент, не несет ответственность компания?
Надежда Семеновская 14.10.2013 14:01 Заявить о нарушении
Светлана Силантьева 14.10.2013 14:21 Заявить о нарушении
А что суд встал на сторону граждан, так ничего странного. Компания, принимая взносы, фактически признала договор действительным, несмотря на техническую ошибку, допущенную их же сотрудниками (клиент ничего проверять не обязан - не он за это зарплату получает).
Знать такие вещи надо. Часто страховщики и играют именно на незнании.
Надежда Семеновская 14.10.2013 14:25 Заявить о нарушении
Светлана Силантьева 14.10.2013 14:38 Заявить о нарушении
А если не можете выполнять нормально обязанности, то не клиентам за это расплачиваться. При массовой практике надо лишать лицензии компанию.
Надежда Семеновская 14.10.2013 14:40 Заявить о нарушении
Светлана Силантьева 14.10.2013 14:56 Заявить о нарушении
Надежда Семеновская 14.10.2013 14:58 Заявить о нарушении
Светлана Силантьева 14.10.2013 15:09 Заявить о нарушении
Дело, конечно, в деньгах. Все хотят зарабатывать. Только, если зарабатываете на ЗАЩИТЕ - так работайте ЧЕСТНО. Тем более, что это такой своеобразный бизнес, у погорельца или затопленца не всегда могут быть на руках все документы. Собственно, вот для таких случаев страховка и нужна.
Хочу вот написать о честных компаниях, выполнивших все обязательства в Амурской области и даже благотворительную помощь оказавших.
Надежда Семеновская 14.10.2013 15:13 Заявить о нарушении
Светлана Силантьева 14.10.2013 15:22 Заявить о нарушении
Кстати. А у Вас ставят клиентов в известность, что за технические ошибки сотрудников они отвечают своим кошельком?
Надежда Семеновская 14.10.2013 15:27 Заявить о нарушении
Светлана Силантьева 14.10.2013 21:43 Заявить о нарушении
Лешков Александр 07.11.2013 12:39 Заявить о нарушении
Светлана Силантьева 07.11.2013 12:43 Заявить о нарушении
Но есть крупные страховые компании, которые работают честно, а есть те, кто наживается на незнании людей.
Надежда Семеновская 07.11.2013 12:55 Заявить о нарушении
Светлана Силантьева 07.11.2013 13:01 Заявить о нарушении
Надежда Семеновская 07.11.2013 13:02 Заявить о нарушении
Светлана Силантьева 07.11.2013 14:09 Заявить о нарушении
Самые достойные как раз и дают интервью (точнее, у недостойных их не берут). Чтобы люди думали, стоит ли связываться с компанией, в который персоналу разрешают делать ошибки в документах, а потом обвиняют клиентов, что они не проверили.
Надежда Семеновская 07.11.2013 14:17 Заявить о нарушении