Свидетель истории
Молодежь сейчаc смеется над ним, мол, вон, сколько есть вариантов его замены!
Но для нас он был и остается единственным свидетелем почти вековой истории. Разве молодым понять знаменитые слова из песни: «У самовара я и моя Маша!»?
Возле самовара,нагретого чурочками,не або какими,а специально для него наколотыми,чтобы без труда опускались в его узкое нутро,создавалась особая аура,объединяющая помыслы сидящих вокруг горячего самовара.Столы то всегда стояли в центре горницы,а самовар красовался в центре стола.
Конечно же, мои дорогие читатели, все это я о нем, о самом настоящем тульском самоваре.
В семье деда моего мужа он появился осенью далекого 1922 года. Только закончилась гражданская война. В деревнях Вологодской губернии наступили тяжелые времена.
Смысл поговорки – «не видали голоду, поезжайте в Вологду» соответствовал духу того времени. Жители деревень начали сколачивать артели для поездки в Москву на заработки.
С одной из таких артелей и уехал дед моего мужа Василий Мелентьев в Златоглавую. С наступлением холодов, аккурат к Покровам, он вернулся, так, как теплой одежки с ним не было.
Детей ублажил жестяными коробками с монпансье фабрики Абрикосова, а жену порадовал и удивил, водрузив на стол ведерный самовар в холщовом мешке.
Сняв мешок, он и сам остался доволен, ведь ни у кого из соседей такого самовара не было!
Отдохнул дед, попарившись в баньке, наготовил дров на два года вперед, а когда ослабли крещенские морозы, уехал с новой артелью в Москву. С тех пор никто и никогда его больше не видел, а память о нем и через 90 лет жива.
После исчезновения деда, бабушка замуж больше не выходила. В деревне была незаменимым человеком,работала много – она была медсестрой в деревенской амбулатории. Вот и приходилось ей частенько людей встречать дома, да чаем отогревать не только их тела, но и души.
В военное лихолетье самовар опять пришелся кстати. Сколько писем было прочитано в доме бабушки у самовара и радостных, и грустных! Хоть в горе,хоть в радости люди не оставались в одиночестве и спешили поделиться сокровенным с теми,кто был им близок. Тяжелее было с похоронками: тут уж и знания бабушкины, как медработника, были весьма кстати, и тепло самовара помогало успокаивать женщин.Они излив душу,уходили умиротворенные.
А чай то тот был особенный! Ну, кто, скажите, дорогие мои читатели,кто из вас знает, как в войну людям приходилось пить чай с пуговицей? И ведь пили! А вот наш самовар тому свидетель, а стало быть, знает.
В самовар закладывали ветки черной смородины, лист малины и плоды шиповника,заливали водой,а затем кипятили. Брали в рот пуговицу, причем у каждого была своя любимая, во рту ее перекатывали языком от одной щеки к другой,как леденец. А пили чай всенепременно из блюдца,так до сих пор пьют многие на Вологодчине. Так моя свекровь всю жизнь пила чай и без сладкого. Зато, говорила она, я понимаю истинный вкус чая.С ней трудно было не согласиться.
Еще катилось военное лихолетье, когда в преддверии весны 1944 года прошел по деревням слух, что привезут в село людей, выселенных с Кавказа, а остальное добавляли шепотом,наклонившись друг другу, на ухо. Люди уже знали,что среди выселенных будут и те,кто прятался от фронта в горах.
Через несколько дней действительно привезли в село и седобородых старцев, и молодых парней и женщин, разбавив голубоглазое и русоволосое население истинными выходцами с Кавказа – чеченами.
Местные жители первое время не выходили на улицу, а скотину стали забирать на ночь в дом,особенно коз и овец,так-как боялись, что « новоселы » будут скот воровать.
И только наша бабушка ничего не боялась, - ей пришлось с чеченами плотно общаться, буквально с первого дня. Она их и осматривала, и перевязывала, и лечила.Особенно тяжело было старикам.Вырванные из привычной среды,в тех суровых условиях,они адаптировались очень тяжело.
Самой большой семье бабушка отдала на время свой самовар – у них из вещей не было ничего.
Весной ребята из этой семьи в знак благодарности вскопали ей весь огород и сделали сюрприз: своими семенами чеснока,привезенными с Кавказа, засадили целую грядку.В вологодских селах отродясь чеснок не сажали и не знали вообще, как его выращивать. Так наша бабушка стала первой в селе, умеющей это делать.Чеснок полюбили все,так как он пах давно забытой колбасой. На следующий год,раздав всю грядку на семена односельчанам,бабушка ни о чем не не жалела.
После войны продолжилось строительство Рыбинского водохранилища, и бабушкино село попадало под затопление. По указу сверху их всех переселили в Карелию на бывшие финские земли, присоединенные к территории Советского Союза, после финской войны.Свекровь рассказывала,что их согласия на переезд из зоны затопления не спрашивал никто.Просто подходили полуторки,народ садился в кузов,взяв с собой только самое основное.Её семья прихватила только самовар и швейную машинку "зингер". В вещевом мешке свекра,с которым он вернулся с фронта,они вывезли посуду и ложки-поварешки.
Так наш самовар вновь стал нужным и на новом месте.
Прошли годы, и он оказался единственным наследством, доставшимся нам от родителей мужа. Самовар объездил с нами пол страны, а последние 16 лет « прописан» в Украине.
Пробовали его убирать в кладовку, ан нет - сиротливо стало на кухне без такого красавца!
Он по прежнему твердо стоит на «ногах»,гордо возвышаясь на столе.
Пользуемся самоваром только летом, когда собирается многочисленная компания друзей и родных. Вспоминаем былое. Пьем чай с надеждой, с верой на лучшие времена в Украине.
Ученые утверждают, что жизнь развивается по спирали. Вот и хотелось бы верить, что новый виток не вернет нас на 90 лет назад, ведь на заработки в Москву из Украины ездят уже не артелями, а миллионами.
Возможно, наш самовар еще станет свидетелем событий, достойных, чтобы их помнили не только в нашей семье.
Свидетельство о публикации №213101101884
Алекс Венцель 13.04.2014 12:42 Заявить о нарушении
С уважением,
Татьяна Маношичева 13.04.2014 13:20 Заявить о нарушении