Свидетель истории

Ему уже исполнилось 90 лет, но он, как и раньше, прекрасно выглядит. Десятилетия на его  состоянии не отразились, разве, что блеска былого стало  поменьше. Но он, по прежнему, как и 50,и 80 лет назад,  готов встретить, согреть и напоить чаем, собрать вокруг себя друзей и родных для задушевной беседы.

 Молодежь сейчаc смеется над ним, мол, вон, сколько есть вариантов его замены!
Но для нас он был и остается единственным свидетелем  почти вековой истории. Разве молодым понять знаменитые слова из песни: «У самовара я и моя Маша!»?
Возле самовара,нагретого чурочками,не або какими,а специально для него наколотыми,чтобы без труда опускались в его узкое нутро,создавалась особая аура,объединяющая помыслы сидящих вокруг горячего самовара.Столы то всегда стояли в центре горницы,а самовар красовался в центре стола.

Конечно же, мои дорогие читатели, все это я  о нем, о самом настоящем  тульском самоваре.

В семье деда моего мужа он появился осенью  далекого  1922 года.  Только закончилась гражданская война. В деревнях  Вологодской губернии наступили тяжелые времена.
Смысл поговорки – «не видали голоду, поезжайте в Вологду» соответствовал духу того времени. Жители деревень начали  сколачивать артели для поездки в Москву на заработки.

С одной из таких артелей и уехал дед моего мужа  Василий Мелентьев в Златоглавую. С наступлением  холодов, аккурат  к Покровам, он вернулся, так, как теплой одежки с ним не было.
Детей ублажил жестяными коробками с монпансье фабрики Абрикосова, а жену порадовал и удивил, водрузив на стол ведерный самовар в холщовом мешке.
Сняв  мешок, он и  сам остался доволен, ведь ни у кого из соседей такого самовара  не было!

Отдохнул дед, попарившись в  баньке, наготовил дров на два года вперед, а когда ослабли крещенские морозы, уехал с новой артелью в Москву. С тех пор никто и никогда его больше  не видел, а память о нем и через 90 лет жива.

 После исчезновения деда, бабушка замуж больше не выходила. В деревне  была незаменимым человеком,работала много – она была медсестрой в деревенской амбулатории. Вот и приходилось ей частенько людей встречать дома, да чаем отогревать не только их  тела, но и души.

В военное лихолетье самовар опять пришелся  кстати. Сколько писем было прочитано в доме бабушки у самовара и радостных, и грустных! Хоть в горе,хоть в радости люди не оставались в одиночестве и спешили поделиться сокровенным с теми,кто был им близок. Тяжелее было с похоронками: тут уж и знания  бабушкины, как медработника, были весьма  кстати, и тепло самовара помогало успокаивать женщин.Они излив душу,уходили умиротворенные.
 
А чай то тот был  особенный! Ну, кто, скажите, дорогие мои читатели,кто из вас  знает, как в войну людям приходилось пить чай с пуговицей? И ведь пили! А вот наш самовар тому  свидетель, а стало быть, знает.

В самовар закладывали ветки черной смородины, лист малины и плоды шиповника,заливали водой,а затем кипятили. Брали в рот пуговицу, причем у каждого была  своя любимая, во рту ее перекатывали  языком от одной щеки к другой,как леденец. А  пили чай  всенепременно из блюдца,так до сих пор пьют многие на Вологодчине. Так моя свекровь всю жизнь  пила чай  и без сладкого. Зато, говорила она, я понимаю истинный вкус чая.С ней трудно было не согласиться.
Еще катилось военное лихолетье, когда в преддверии весны 1944 года прошел по деревням слух, что привезут  в село людей, выселенных с Кавказа, а  остальное добавляли шепотом,наклонившись друг другу, на ухо. Люди уже знали,что среди выселенных будут и те,кто прятался от фронта в горах.

Через несколько дней действительно  привезли в село и седобородых старцев, и молодых парней и женщин, разбавив  голубоглазое и русоволосое население истинными выходцами с Кавказа – чеченами.

 Местные жители первое время не выходили на улицу, а скотину стали забирать на ночь в дом,особенно коз и овец,так-как боялись, что « новоселы » будут  скот воровать.

И только наша бабушка ничего не боялась, - ей пришлось с чеченами плотно общаться, буквально с первого дня. Она их и осматривала, и перевязывала, и лечила.Особенно тяжело было старикам.Вырванные из привычной среды,в тех суровых условиях,они адаптировались очень тяжело.

Самой большой семье бабушка отдала на время  свой самовар – у них из вещей не было ничего.
Весной ребята из этой семьи в знак благодарности вскопали ей весь огород и сделали сюрприз: своими семенами чеснока,привезенными с Кавказа, засадили целую грядку.В вологодских селах отродясь чеснок не сажали и не знали вообще, как  его выращивать.  Так наша бабушка стала первой в селе, умеющей это делать.Чеснок полюбили все,так как он пах давно забытой колбасой. На следующий год,раздав всю грядку на семена односельчанам,бабушка  ни о чем не не жалела.

После войны продолжилось строительство Рыбинского водохранилища, и  бабушкино село попадало под затопление. По указу сверху их всех переселили в Карелию на бывшие  финские земли, присоединенные к территории Советского Союза, после финской войны.Свекровь рассказывала,что их согласия на переезд из зоны затопления не спрашивал никто.Просто подходили полуторки,народ садился в кузов,взяв с собой только самое основное.Её семья прихватила только самовар и швейную машинку "зингер". В вещевом мешке свекра,с которым он вернулся с фронта,они вывезли посуду и ложки-поварешки.

Так наш самовар  вновь стал  нужным  и на новом месте.
Прошли годы, и он  оказался единственным наследством, доставшимся нам от родителей мужа. Самовар объездил с нами пол страны, а последние 16 лет  « прописан» в Украине.

Пробовали его убирать в кладовку, ан нет - сиротливо стало  на кухне без такого красавца!
Он по прежнему  твердо стоит на  «ногах»,гордо возвышаясь на столе.

Пользуемся  самоваром только летом, когда собирается  многочисленная  компания друзей  и родных.  Вспоминаем былое.  Пьем  чай с надеждой, с верой на  лучшие времена в Украине.

Ученые утверждают, что жизнь развивается по спирали. Вот и хотелось бы верить, что новый виток не вернет нас  на 90 лет назад, ведь на заработки в Москву  из Украины ездят уже не артелями, а миллионами.
 Возможно, наш самовар  еще станет свидетелем  событий, достойных, чтобы их помнили не только в нашей семье.
 


Рецензии
Понравились мне ваши незамысловатые воспоминания. Слог очень похож на мой. Мой отец родился в Ялте и часто рассказывал про голод в начале двадцатых годов. Прочитал про ваш чай с пуговицей и вспомнил его рассказы о том, как в те голодные времена ели хлеб с салом вприглядку:-Клали на кусок хлеба шматок солёного сала и по мере поедания хлеба гнали тот шматок губами до края горбушки, а потом заворачивали в тряпицу до следующего раза.Вот такие были времена.С уважением, Алексей...

Алекс Венцель   13.04.2014 12:42     Заявить о нарушении
Вот видите,я впервые узнала,как это есть вприглядку! Ой,спасибо.
С уважением,

Татьяна Маношичева   13.04.2014 13:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.