Занимательная геотоксикология

1

В 1999 году я защитил докторскую диссертацию на тему "Геоэкологические особенности геотоксикологических исследований (на примере территории Украины)" по специальности 11.00.11 - охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Северо-Западном филиале научно-исследовательского института культурного и природного наследия Минприроды России и Российской академии наук (С-Петербург).

Официальными оппонентами согласились стать доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик РАЕН, руководитель морских и геоэкологических исследований  Всероссийского геологического института - Спиридонов Михаил Александрович, доктор геолого-минералогических наук, профессор, заведующий кафедрой морской и динамической геологии Санкт-Петербургского института - Павлов Александр Николаевич и доктор геолого-минералогических наук, ведущий специалист ВНИИ «Океангеология» - Садиков Марк Александрович.

Данная защита диссертации являлась официальным признанием в научном мире нового научного направления – геотоксикологии. До этого геотоксикологические исследования больше занимали практических геологов.

Александр Николаевич Павлов на защите докторской диссертации бросил интересную мысль - о том, что Пунько на термин геотоксикология получил приоритет у патентоведов, и таким образом стал обладателем собственного бренда в научных исследованиях. Я тогда не придал этому большого значения, но прошло время - я уже выпускаю собственную газету под названием "Геотоксикологический вестник", которая аккредитована в Верховной Раде Украины. Создан частный музей геотоксикологических артефактов.

Геотоксикологический формат довольно часто используется мной в проведении исследований, так как на геологические исследования требуются специальные разрешения, на экологические исследования тоже не всегда достаточно аргументации, а геотоксикологические исследования позволяют совмещать все данные инструментарии и использовать наработанный формат кодекса геотоксикологии.

Но самое интересное было перед моим прилетом на защиту докторской диссертации – в Одессе.

Я находился на подписке о не выезде – прокуратура проводила следственные действия в отношении меня. Следователя, который вел дело на протяжении пяти лет и не смог «нарыть» в отношении меня компромата отправили в отставку, и по моему делу был назначен новый следователь… и вот я прихожу в прокуратуру к новому следователю и прошу разрешить мне вылет в Санкт-Петербург на защиту диссертации – докторской диссертации. Возмущению следователя прокуратуры не было границ, как так мы тут в прокуратуре упираемся – расследуем огромное дело из восьми томов, а у вас голова занята защитой докторской диссертации.

Мой адвокат – Виктор Сергеевич Тугузов, который работал в советские времена еще в следственной команде генерального прокурора СССР Руденко, а впоследствии перешел в адвокатуру, любил вспоминать, как его отстраняли неоднократно от моей защиты, но кульминацией воспоминаний было состояние нового следователя – который возмущался, что подследственный Пунько абсолютно не занят вопросами ведения следствия, а просится слетать на защиту диссертации. Следствие дело вскоре закрыло – но это другое повествование, и будет детально проанализировано в формате становления государственности постсоветских республик и стран Варшавского договора, а также изъянов этого формата…

Проблема формирования геотоксикологии назревала с годами - и как малое дитя росла и формировалась, обретая формы и наращивая мышечную ткань, наращивая корневую систему и различные ветви продолжения исследований, обретая философию и свое позиционирование на геологическом и экологическом попроще.
Первые мысли заронил на почву благодатного моего молодого сознания Кликушин Владимир Григорьевич. Летом 1984 года на крымской практике в Куйбышево (Бахчисарайский район) Владимир Григорьевич поставил самостоятельную задачу в моих геологических изысканиях - подготовить работу по несогласиям верхнего мела в отложениях Крыма. Работа получилась и я ее докладывал на студенческой конференции в Ленинградском горном институте по настоянию профессора Елены Владимировны Владимирской.

На доклад специально пришел заведующий кафедры исторической геологии профессор Кагарманов Артур Гасанбекович, и после моего доклада им была произнесена фраза, которая сопровождает меня все годы: "Молодой человек, я знаю две работы по несогласиям - Вашу и академика Обручева". В те годы на экранах страны показывали популярный художественный фильм "Земля Санникова" - автором одноименного научно-фантастического романа был геолог, академик, Герой Социалистического труда Обручев Владимир Афанасьевич. В его романе ключевое значение имеют геологические процессы, которые привели к изменению окружающей среды на острове. Нарушение природного равновесия острова произошло от ружейного выстрела - эта авторская метафора является предупреждением мировому сообществу. Анкелоны - племя островное, которое оказалось на грани вымирания из-за понижения температуры. Вот тогда и родилась мысль о том, что несогласия это элемент геологических процессов, которые изменяет формат биосферы.

На следующей практике в 1985 году в Северном Ледовитом Океане я видел Новую Землю - радиоактивный полигон в открытом океане... техногенный фактор - антропогенный фактор - это геологический процесс, который интенсивно воздействует на океан. Студентов взяли  на морскую геологическую практику - меня и моего друга Александра Архипова. Шельфовую партию возглавлял Мануйлов Святослав Федорович. Вводили нас с Архиповым в тему морских исследований - Бутылин Всеволод Павлович, Жамойда Владимир Александрович, Филипов Всеволод Павлович, Рыбалко Александр Евменьевич, Наталья Блинова, Михаил Козин, Виктор Акулов, Андрей Знаменский и другие

Практика 1986 года в Балтийском море позволила более детально познакомиться с железомарганцевым процессом конкрециеобразования в Финском заливе. Конкреция является проводником между сред - донных осадков и водной толщей. Современный процесс железомарганцевого конкрециеобразования формирует новый формат среды образования донных осадков с повышенным содержанием минеральных компонентов, которые относят к месторождениям марганца.

Там же возникла идея по поводу ультраосновного Выборгского массива - проверить конкреции в районе Выборга на предмет содержания платиновой группы. Ее впоследствии апробировал Жамойда Владимир Александрович - в те времена мой наставник и идея подтвердилась – скакал на порядок от остального фона палладий.
Остров Мощный в Финском заливе был нашим прибежищем в штормовые дни. Наше судно "Паписааре" (Пярну, Эстония) пряталось в бухтах острова. По периметру острова проводили опробование донных отложений. Белых грибов и малины было на острове было в изобилии. Остров был когда-то дачей финского истеблишмента. На острове была продумана толковая система водоотведения. И это тоже фактор человеческий, когда с умом продумано водоотведение, такое можно наблюдать в Асканнии Нова, и в Софиевском парке - как человеческая геологическая сила позитивно воздействует на окружающую среду.


Рецензии