Евгений Онегин - театр в кино

Трансляция опер на большом экране – дело относительно молодое. Одним из первых театров стал это делать нью-йоркский Метрополитен-опера.

5 октября оперой Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» был открыт восьмой сезон прямых трансляций театра.

Что происходит? Вы приходите в кинотеатр, удобно усаживаетесь в мягком кресле, на экране видите зрителей Метрополитен – они тоже готовятся к спектаклю. Свет гаснет, дирижер взмахивает палочкой, занавес – и вы в опере.

Для кого это? Для тех, кто не может себе позволить, например, полететь в Нью-Йорк чтобы услышать ведущих певцов мира. «Фишка» мероприятия в том, что это прямая трансляция, поэтому вы практически «находитесь» на спектакле вместе со зрителями в зале театра.

Так сложилось, что опере я всегда предпочитала балет. Теперь я понимаю почему: особенностью советской вокальной школы была такая постановка голоса, при которой внятная дикция была весьма затруднительна. Отсюда – неразборчивость текста,который всё же является важной составляющей оперы. Творчество Галины Вишневской  немного склонило чашу весов в пользу жанра, однако оперный театр так и не стал для меня  желанным.

Всё изменило появление на мировой оперной сцене Анны Нетребко. Вообще, в странах рыночной экономики, опера уже давно существовала в несколько другом виде: с «фонящим» голосом, одутловатым телом и плохой дикцией, тебя вряд ли будут ждать с распростертыми объятиями на мировых сценах.
В любом случае, именно Нетребко открыла мне «второе оперное дыхание» и нет, опера  так и не стала любимым жанром, но я стала периодически впускать её в свой мир классической музыки.

Анна дебютировала в роли Татьяны в опере Петра Ильича Чайковского Евгений Онегин 18 апреля 2013 года в Венском Оперном театре. Роль Онегина исполнил Дмитрий Хворостовский. Это была очень красивая премьера. Впервые за долгое время мне непреодолимо захотелось в оперу.
Случайно наткнувшись в сети на информацию о том, что  Мет (так сокращенно называют театр Метрополитен) будет транслировать Евгения Онегина на больших экранах я, не мешкая, купила билеты.
 
Публика, судя по нарядным вечерним туалетам, пришла скорее в театр, чем в кино, создавая особую театральную атмосферу, когда все неспешно прогуливаются, пьют кофе и сидят на мягких пуфах в фойе, изучая программки.
В кинотеатре 35 мм экран действительно большой, а кресла очень комфортные.
Мы усаживаемся. Я вижу на экране зрителей Метрополитен. Гаснет свет, звучат первые аккорды оркестрового вступления.


Ни в коем случае не претендуя на подробный музыковедческий анализ,отмечу, что Евгений Онегин отличается необыкновенной концентрированностью и «продуманностью»: оркестр – это не аккомпанемент для арий, а полноправный участник: он дорисовывает, вторит, подчеркивает, рассказывает. Система лейтмотивов, которые проходят через всю оперу, создают стройную и слаженную музыкальную драматургию. А сколько знакомых с детства мелодий!  А какой маэстро за оркестровым пультом! Валерию Гергиеву можно посвятить много отдельных страниц. Скажу лишь, что  считаю его одним из лучших дирижеров современности и его оркестр является для меня эталоном.

Это был первый раз, когда оперу я смотрела и как кино, и как театральную постановку одновременно. С одной стороны в ней был ритм, напряжение, состояние ожидания, которые есть в кинофильме;  с другой  - то качество, которое для меня является высшим проявлением театра: когда ты понимаешь условность театральной реальности, но забываешь об этом благодаря мастерству сценографа, режиссера и, конечно, артистов. Когда ты выныриваешь из  этой реальности только потому, что задернулся занавес для антракта.
 
Постановщик -  англичанка Дебора Уорнер. Постановка понравилась своим динамизмом, но без суеты. Естественностью, но без фамильярности. Очень грамотно использована массовка, очень естественны движения актеров, хорошо поставлены перемещения актеров во время пения и вне его: няня убирается в доме, Ларина-мать угощает гостя наливкой. Настоящей, в бокале. Татьяна разворачивает конфетку, подаренную месьё Трико и кладет еще за щеку. Вы спросите: зачем такие детали? Затем, что в моем детстве и юности все это выглядело совсем по другому: меч из картона,  пустой кубок из фольги, яства из папье-маше. После этого настоящая конфета во рту Нетребко и кусок не менее настоящей булки у Онегина (см. текст ниже), вызвали у меня бурю восторга.

Было несколько смешных моментов. Я не могу назвать их ляпами, полагаю, что г-жа Уорнер хотела этим что-то сказать. В сцене дуэли Онегин опаздывает и приходит, держа в руке большую белую булку, которую он ест, по-видимому, на завтрак. Вероятно, автор-постановщик хотела показать подчеркнуто равнодушное отношение Онегина к этому драматическому моменту. В этой же сцене герои почему-то стреляются из ружей, а не из пистолетов, найти которые для реквизита, безусловно, не составило бы труда. Кроме того, учитывая географию театра (США, Нью-Йорк),  в крестьянских сценах и сцене бала в Петербурге были задействованы чернокожие артисты, что для русского зрителя выглядело несколько комично.

Итак, актеры. Анна Нетребко (Татьяна). Нетребко превосходно интонирует: у неё нет «призвука», она обладает прекрасной дикцией и играет свою роль так, что хочется многократно прокричать станиславское: «Верю!»

В антракте она признается, что ей сложно играть Татьяну – полную свою противоположность. Однако ей вполне удался образ мечтательной, замкнутой девушки. А какая страстная Татьяна в сцене письма! А какая бесподобно величественная гранд-дама появляется в финальной сцене! Боясь показаться пристрастной, замечу, что среди женских партий, вокал Нетребко самый чистый и актерская игра самая яркая.

Из мужских с ней сравниться может, пожалуй, Онегин в исполнении польского баритона Мариуша Квеченя.  С точки зрения актерской игры он, на мой взгляд, превосходит  Ленского, которого исполняет еще один польский артист  -  Петр Бечала. Однако у Бечалы очень яркий, сильный, сочный вокал, который он мастерски демонстрирует на протяжении всей своей партии с кульминацией в своей знаменитой предсмертной арии. Мне показалось, тем не менее, что Бечале не хватило некой харизмы, и из-за этого его хочется назвать не пылким молодым поэтом-любовником, а просто «хорошим парнем».
 
Мужской состав венчал Алексей Тановицкий в роли Гремина. Его мягкий, бархатный вокал и внешность, под стать роли и регистру голоса, произвели самое благоприятное впечатление.

Возвращаясь к специфике просмотра. Безусловно, живую, вибрирующую энергетику зрительного зала не заменить ничем. Но это, пожалуй, единственный недостаток.
Вот они, преимущества просмотра в кинотеатре: во-первых, крупный план главных героев -  очень хорошо видны их мимика и актерская игра. И не только их: в одном эпизоде (сцена именин Татьяны) я принялась разглядывать массовку. Она представляла собой прелюбопытнейшее зрелище: кто-то стоял усердно хмурил брови, кто-то умильно улыбался, кто-то удивленно смотрел на исполняющего куплеты месье Трико.  Другими словами, это была не «серая масса», как кажется с третьего яруса театральногозала, а много отдельных индивидуальностей со своими маленькими ролями и эмоциями, которые они играли на протяжении всех номеров главных героев.

Во-вторых, во время антракта можно «заглянуть» за сцену. Мне всегда хотелось увидеть эту театральную «кухню»: а что происходит там? А там происходит шустрое действо, когда армия рабочих сцены в футболках и с рациями меняет усадьбу Лариных на статный Петербург, или собирает по частям корягу для сцены дуэли, или рассыпает снег. А вот камера ведет маэстро Гергиева по сложному, запутанному коридору из которого, он, наконец, попадает на своё «рабочее» место.
 
В-третьих,  ведущая трансляции по очереди брала блиц-интервью у всех главных действующих лиц, включая дирижера, и это стало дополнительным бонусом. Кроме того, именно кинотеатр 35 мм известен тем, что  показывает произведения в оригинале, с субтитрами, но без перевода. В данном случае без перевода были интервью с артистами. Я впервые слышала Маэстро говорящим на английском и рассказывающим о том, как в его молодости практически всего Онегина учили наизусть.

Последнюю сцену постановщик «увидела» не в  доме Татьяны,  а где-то в зимнем Петербурге. Онегин, пылающий страстью, в распахнутом пальто; Татьяна в черной шляпе с вуалью. Драматичная сцена. Долгий прощальный поцелуй. Финальная фраза. И шквал аплодисментов.

В Нью-Йорке еще только день. В Москве час ночи и посттеатральная пробка. Иду в кафе переждать её.

Сидя за столиком, думаю о гениальном Пушкине и его гениальном романе в стихах. Очень хочется взять томик и снова утонуть в строках... На этот раз образы Татьяны  и Онегина, наверняка, будут иметь черты Анны Нетребко и Мариуша Квеченя.



Иллюстрация взята с сайта: www.metoperafamily.org

Информация о трансляции была найдена на сайте: http://www.theatrehd.ru/

Сайт кинотеатра 35 мм: http://www.kino35mm.ru/


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.