Закрытый город - порт Владивосток

Закрытый город, порт Владивосток, как встретишь ты меня?!

Я, как и многие выпускники вузов еще Советского союза, в конце 80-ых годов паковала чемоданы и улетала за «мечтой» по распределению в далекий город, порт Владивосток. Это было удивительное время: начиналась новая, взрослая  жизнь. В стране была  еще относительная стабильность: распределение, подъемные, зарплата, отпускные. Это потом вмиг все поменяется  и привычные вещи из советского прошлого станут из области фантастики.

Я летела в удивительный край, который и  манил, и пугал одновременно. Что я знала о нем – все,  а практически ничего.  Знала  по рассказам моего дедушки, который во время второй мировой войны воевал здесь в Порт-Артуре и пронес через всю жизнь теплые воспоминания о дальневосточном крае.

Когда летишь еще в самолете, понимаешь, как огромна наша страна, какие необъятные ее просторы. Представляются картинки из далекого прошлого. Ведь кто-то, так же как и я, открывал для себя впервые это край, такой далекий и близкий одновременно.

Как «говорит» история, что вся территория современного Владивостока входила в состав государства Бохай и была населена тунгусами, когурёсцами и китайцами. Затем покорена киданями, чжурчжэнями,  а в 1233 году и вовсе разрушена  монголами.

Позднее из-за продолжительных споров между маньчжурами и ханьцами южное Приморье обезлюдело, пришло в запустение и практически не упоминалось в исторических источниках.

И только в 1858 году  эти споры, наконец-то, прекратились: был подписан долгожданный  Айгуньский  договор  между Россией и Китаем, и  территория, которую занимает сегодня весь  Приморский край, был определен как территория совместного использования.

Вот почему китайцы считают Владивосток своим городом и  в этом убеждении тверды:  на своих географических картах красят его в «китайский» цвет и называют «Хайшеньвэй»,  что переводится как «залив трепанга».

А знаем ли мы свою историю, историю своей страны, своего родного города?!

На этой совместной российско-китайской территории и был заложен Владивосток летом 1860 года, а в ноябре 1860 года после подписания Пекинского договора край полностью отошел Российской империи. Инициатором договора был генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв-Амурский, который обратил свое внимание на бухту у берегов залива Петра Великого. Он и  предложил назвать ее Золотым Рогом, потому что был  не только восхищен превосходным ее расположением, но и очарован  сказочным отражением в ней солнца на рассвете и на  закате в виде рога, золотого рога. Вскоре на берегах бухты будет возведен военный пост, который и  назовут Владивостоком. «Великолепный порт! Отсюда и владеть Востоком!»

Так начиналась история удивительного края, замечательного города, куда со всей страны будут стремиться решительные, смелые, предприимчивые люди, которые полюбят этот город всем сердцем, будут гордиться им и будут счастливы оттого, что волею судеб оказались там.

И, конечно, история страны и города найдет свое отражение во всем: в архитектуре построенных зданий, возведенных сооружений, в названиях улиц.
Во Владивостоке все необычно.

Город, созданный  как форпост России на Тихом океане, был обнесен  такими оборонительными сооружениями,  которые считались одними из самых мощных и надежных в  мире.

«Я уверен, что нет такого врага, который мог бы сломить нашу твердыню Владивосток  –  оплот России на Дальнем Востоке»,  – так с гордостью писал в 1912 году  герой обороны Порт-Артура, комендант владивостокской крепости генерал-лейтенант В.А. Ирман. И действительно, эта крепость во время русско-японской войны будет  надежным убежищем для нашего  флота. Все фортификационные сооружения сохранились почти в первозданном виде и открыты сейчас для посетителей. Хочется верить, что наши ученые еще по достоинству оценят  эту крепость, которая  была возведена в начале прошлого века с использованием всех самых передовых достижений военной науки  и инженерной техники.

Уникальный по своей архитектуре железнодорожный вокзал во Владивостоке  точно воспроизводит  по стилю Ярославский  вокзал в Москве. И это не случайное совпадение. Во Владивостоке  заканчивается самая длинная в мире  железнодорожная транссибирская магистраль, которая соединяет Москву и Владивосток. И эти два вокзала как символ начала и конца нашей огромной страны: в Москве ее сердце,  душа -  во Владивостоке. А заложил первый камень в его основание в 1891 году  Николай II, наследник престола, будущий  император России.

Чуть позже в 1899 году во Владивостоке будет  основан Восточный институт, первое высшее учебное заведение на Дальнем Востоке, парадный вход в который был украшен двумя привезёнными из Манчжурии скульптурами фантастических львов, которые  целиком высечены из гранита. Такие же изваяния будут  отправлены в Петербург, которые украсят пристань на Петровской набережной, как будто соединят два удивительных фантастических города: северную столицу и столицу Приморья.

Интересно и значимо было  посещение Н.С.Хрущева  Владивостока, который прибыл в город после  поездки им в Америку. Он так был впечатлен Владивостоком, что решил сделать из него город лучше и краше, чем Сан-Франциско. После чего и  начнется  в городе масштабное жилищное строительство. Именно в этот период появится  фуникулер, сказочный канатный  трамвайчик, этакая диковинка. На таком трамвайчике мы можем покататься только еще в Сочи.

Совсем недавно осуществилась еще одна заветная мечта Никиты Сергеевича – это вантовый мост через бухту Золотой Рог, который  является одним из пяти самых протяжённых вантовых мостов мира. Построен он за 4 года к саммиту АТЭС и стал украшением города и гордостью нашей страны.

Бесспорно, символом города является монумент «Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке», который возвышается  на центральной площади города. Он смотрит в сторону океана и напоминает нам о тех событиях в нашей истории, о которых мы не вправе забывать.

В последние годы украсил город «Владивостокский Арбат», пешеходная уютная улочка, ведущая к набережной, с которой открывается удивительная панорама, уносящая нас на просторы Тихого океана. Это любимое место для всех. Детвора с увлечением у самого берега ловит изумительной красоты ежей и звездочек, потом с восторгом выкладывает свою добычу на песочке;  а когда проносятся, как черный  вихрь, моряки в своих клешах и бескозырках,  то понимаешь, что русские моряки непобедимы: не зря они наводили ужас во время великой отечественной войны на противников и почему вызывают страх сейчас даже у сомалийских пиратов, потому что русский народ непобедим и непредсказуем.

Любят гулять по этой набережной и иностранные моряки, чьи суда часто приходят в порт. Особенно стремятся оказаться в этом городе англичане и французы. Они хотят увидеть своими глазами этот порт, который открыли их соотечественники в 1856 году и дали своё название — Порт Мэй.

Владивосток так удачно расположен, что где бы вы не находились, вы будете чувствовать, что вы в морском городе  –  море будет всюду. А как он красив, когда зажигаются вечерние огни от домов, с причалов, с приходящих в порт судов.
Особую  романтичность придает туман, который  накрывает иногда город, живописные сопки, да и все вокруг. Он  такой густой, как молоко, что буквально в метре ничего не видно, но бывает, что проходит несколько минут, и он исчезает так же быстро, как и появился. А крик чаек в вышине только придает таинственности всему происходящему.

Город необычайно красив, но когда зимой начинают дуть с сопок китайские ветры, понимаешь, что слабым духом здесь не место.

Город, любимый Владик (так нежно называем мы его), научит меня ждать, ждать и радоваться встрече, которая будет недолгой, научит и не бояться расставаний: за расставанием ведь будет встреча! Каждый второй  житель города напрямую связан с морем. Ждут из дальних военных походов корабли и подводные лодки, торговые суда, ждут из рыболовецких баз.  Ожидание - особое состояние души, которым наполнен весь город.

Конечно, я была счастлива в этом городе, «на краю земли», несмотря на то, что  выпало жить во  время перемен, потому что там живут особые люди, открытые друг другу, которые не боятся трудностей и, несмотря на территориальную удаленность, любят свою страну.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.