Уникальный экспонат музея

               

Музеи  города Краснознаменска,  названия скверов и улиц города навсегда увековечили память о первых покорителях космического пространства.  После окончания Военной академии Генерального штаба Герман Степанович Титов служил в нашем городе заместителем начальника Центра по управлению космическими аппаратами военного назначения. Сейчас этот Центр назван именем Г.С. Титова.

 И наш  лицей №1 с гордостью носит имя  второго космонавта Земли Г.С. Титова.В 2002 году на базе лицея был открыт музей второго космонавта планеты, в котором собраны фото и видео материалы, документы, книги,макеты самолетов, на которых приходилось летать Г.С. Титову, макеты ракет и спутников. Уникальный экспонат кресло - катапульта привлекает особое внимание посетителей.

Актив музея ведёт переписку со многими музеями страны. Учащиеся встречаются с ветеранами космоса, военными лётчиками. Они  частые гости Уроков мужества, регулярно проводимых  в музее.

 В наш город не раз приезжали родные Г.С. Титова, его земляки. Много экспонатов подарила музею супруга космонавта Т.В. Титова.
В своих экскурсиях актив музея стремится наиболее полно раскрыть историю жизни легендарного героя. Темы для поисковой работы неисчерпаемы.

 Знакомясь с экспозициями музея, нас заинтересовала тема  «Учёба Г.С. Титова в авиационных училищах и служба в армии». По каждой экспозиции был составлен план, в который входило изучение биографии Г.С. Титова на основе документов, воспоминаний сослуживцев и родных космонавта, книг Г.С. Титова и о нём, просмотр документальных фильмов, поездка в посёлок Сиверский, где служил Г.С. Титов. Из собранных материалов мы узнали, что небо влекло Германа Титова с малых лет. А мечта водить в вышине крылатые машины родилась в тот самый момент, когда застрекотал над головой мальчишки первый в его жизни самолёт. В школе он увлекался техникой. Изучал устройство кинопроекционного аппарата и сам крутил фильмы в сельском клубе. Научился  управлять автомобилем и трактором, хорошо разбирался в радиотехнике.

На приписной комиссии он принимает решение связать свою жизнь с небом, стать лётчиком.  В своей книге «Голубая моя планета» Г.С. Титов пишет: «Небо…Оно не сразу впустило к себе. К нему надо было карабкаться, цепляться за «выступы» аэродинамики, теории двигателей. Надо было не заучить, а понять, что такое дисциплина полёта, что такое умение побеждать…»  Герман Титов   с отличием закончил авиационную школу первоначального обучения лётчиков в Кустанае и Сталинградское военное авиационное училище, которое находилось в то время в эвакуации в Новосибирске. Освоил пилотирование самолётов ЯК-11, ЯК-18, а так же реактивные УТИ МиГ-15. и продолжал летать на этих самолётах в 26 Гвардейском истребительном авиаполку, который базировался в пос. Сиверская Ленинградской области. В книге «Голубая моя планета» Г.С Титов отмечает: «…Истинное наслаждение получали мы от полётов в зону, где учились выполнять фигуры сложного и высшего пилотажа. Пожалуй, в этот период я почувствовал, что авиация – моя избранница, единственная и любимая на всю жизнь». 


  В 2005 году актив музея побывал в посёлке Сиверский, где служил Г.С. Титов. Нас встретил руководитель музея авиационного полка А. И.Кузнецов.  О своей профессии, о любви к самолёту лётчик мог рассказывать бесконечно. Мы с интересом слушали о героях-лётчиках, защитниках Ленинграда, об истории посёлка и традициях полка. Именно сюда по распределению после окончания в 1957 году Сталинградского  военного авиационного училища Г.С. Титов прибыл старшим лейтенантом в базирующийся на Сиверском аэродроме 26-й гвардейский истребительный авиационный полк. Здесь Герман Титов учился мастерству у наставников, прежде чем самостоятельно  подняться в воздух на истребителях МИГах. Здесь, во время танцев, он познакомился со своей будущей супругой Тамарой. С ней  прожили долгую и счастливую жизнь. 
 


После полёта в космос Герман Степанович много раз бывал на сиверской земле, встречаясь с однополчанами и школьниками. Память о космонавте здесь свято хранят. В 1968 году был поднят на бетонный постамент самолёт МИГ-15, который пилотировал лётчик-истребитель Герман Титов. Самолёт, устремляющийся  в небо, - памятник боевой славы сиверских лётчиков всех поколений.

 

Александр Иванович Кузнецов показал нам самолёты, на которых летают современные лётчики, предоставил возможность подняться по лесенке и посмотреть устройство кабины самолёта.
В музее авиаполка Александр Иванович познакомил с устройством и принципом действия кресла-катапульты самолёта.  Из посёлка Сиверский мы увезли с собой яркие впечатления и фотографии, которые значительно дополнили экспозицию нашего музея».

  В 2010 году учащиеся  во главе с директором лицея Семенюченко Н. А.  посетили музей авиационного завода близ Кубинки, который знаменит на весь мир. Он осуществляет ремонт авиационного оборудования самолётов, в том числе и знаменитых пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи».  Интересно было узнать об истории авиастроения. 

  В ходе экскурсии лицеисты посетили цеха по ремонту самолётов, узнали, что во время войны этот завод был основным предприятием по выпуску боевых самолётов. Учащаяся нашего лицея, член актива музея Колосова Вика написала о поездке на завод заметку «Экскурсия с подарками» в газету «Новости Краснознаменска», а представители городского телевидения показали об этой экскурсии репортаж.

 
Коллектив завода подарил нашему музею уникальный экспонат кресло-катапульту, который сразу привлёк внимание. Учащиеся 7г класса Юр Лера и Шарапова Настя   заинтересовались историей создания кресла-катапульты. В Интернете нашли материал и подготовили экскурсию, которую проводят для учащихся лицея и гостей музея.

 
Катапультируемое кресло (катапульта) – устройство, предназначенное для спасения пилота или других членов экипажа из летательного аппарата в аварийных ситуациях.
 
 Катапультируемое кресло вместе с пилотом выстреливается из аварийного летательного аппарата (обычно при помощи реактивного двигателя, или сжатого воздуха, или порохового заряда). Затем пилот отделяется от кресла и опускается на парашюте. Катапультируемые кресла используются, в основном, на военных самолётах и спортивных (например, Су-26). Кресло-катапульту изобрёл ирландский инженер Джеймс Мартин после второй мировой войны. Начиная с 50-х годов кресла-катапульты Мартина устанавливаются на всех реактивных самолётах.
В России разработкой катапультных кресел занимаются конструкторские бюро в городе Киров, а также в посёлке Томилино (НПП «Звезда»).

  Во время подготовки экскурсии нас больше всего поразили фотографии, на которых лётчики, катапультируясь, взлетают вместе с креслом на высоту 20 метров. Сколько нужно мужества и выносливости! Из исторических материалов мы узнали, что не всё было гладко во время испытания кресла-катапульты. Испытатели рисковали жизнью ради того, чтобы полёты на сверхзвуковых самолётах были для лётчиков безопасны. При приземлении первых космонавтов по командам автоматических устройств отстреливался люк кабины и катапульта, подобно тому, как это делается на современных самолётах.

Юрий Алексеевич Гагарин катапультировался на высоте 7 км, а на высоте 4км раскрылся парашют.
Герман Степанович Титов катапультировался на высоте 10 км.
« По шуму, исчезновению невесомости и нарастанию перегрузок понял, что запустился тормозной двигатель.
Через несколько минут вращение убыстрилось. В иллюминаторах появился оранжевый свет. Я не закрыл шторки иллюминатора: хотел посмотреть, что за свет. Пламя в иллюминаторах стало багровым. Плавно нарастали перегрузки, приготовился к максимальной. Нарушений зрения не было, но в глазах потемнело. Перегрузки постепенно уменьшились, зрение восстановилось. Решил катапультироваться, - пишет Г.С. Титов в книге «Голубая моя планета». - Система сработала отлично. Я услышал звук – отстрелился люк и моё кресло сразу вылетело из корабля. Парашют раскрылся – я увидел это в зеркало. Подо мной были облака с небольшими просветами».
За время освоения космоса произошло пять катастроф. При этом погибли 17 американцев и четверо российских космонавтов. В 1983 году в истории мировой космонавтики произошёл единственный случай, когда после взрыва ракеты корабля «Союз-Т» экипаж Владимир Титов и Геннадий Стрекалов остались в живых. Это случилось потому, что сработала катапульта, которая была создана выдающимся конструктором Гаем Ильичом Севериным. 40 лет этот человек создаёт уникальные системы жизнеобеспечения. 872 пилота спасли свои жизни благодаря его катапультным креслам.

В нашем музее кресло-катапульта – «действующий» экспонат. На нём  можно посидеть, надев гермошлем и ощутить себя лётчиком сверхзвукового самолёта.
 
Кто знает, может у кого-то из ребят появится мечта стать лётчиком или
космонавтом, продолжить добрую традицию дедов и отцов – служить Родине.


Рецензии