Вкус новогодней рябины

Во второй половине дня пошёл на удивление крупный, пушистый и мягкий снег. К вечеру, когда стемнело, улицы и дворы микрорайона до неузнаваемости преобразились – повсюду нарядно забелели обновлённые сугробы, а деревья и кусты, словно в клочьях ваты, гордо распрямились в ожидании неотъемлемо подступающих морозов и звёздно-студёных ночей…
Татьяна Сергеевна, дождавшись, когда суетливых прохожих на улицах станет поменьше, вышла из дома уже в начале девятого и, не спеша миновав два квартала, свернула с тротуара на ещё не утоптанную тропинку, ведущую внутрь уютного дворика современно-комфортабельного детского садика. Обошла здание с правой  стороны и остановилась в нерешительности. Как и объяснила дочка по телефону, вдоль забора плотной шеренгой действительно стояли в этом месте замечательные рябинки, давшие в нынешнем году небывалый урожай. Татьяна Сергеевна, осторожно ступая, приблизилась к  аллее и удивлённо запрокинула голову:  гроздья уже прихваченных  морозцем алых ягод в самом деле поражали  своим нетронутым обилием. Даже пронзительные ноябрьские ветры и стаи красногрудых снегирей ещё не успели окончательно "раздеть" деревья до унылой и жалкой наготы.
"Видно, Светлана права, – машинально отметила про себя пожилая женщина, прикидывая, достанет ли она до ближайших ягодных россыпей. – Не в ущерб природе и птахам я, пожалуй, наберу здесь целый пакет. Килограмма полтора, а то и два… На варенье достаточно. А дочка завтра сахар привезёт. Наварю душистого угощения. Всем хватит! Витамины-то зимой ох как полезны!.."
Переходя от дерева к дереву, Татьяна Сергеевна стала аккуратно очищать гроздья от невесомых нахлобучек снега и, оторвав от родной ветки, отправлять их  в заранее приготовленный полиэтиленовый пакет. Попробовав на вкус несколько ягод, приятно удивилась: ни резкой кислоты, ни горечи, ни чрезмерной приторности совсем не ощущалось. Наоборот,  влажно-набухшая  рябина отдавала неповторимым, почти экзотическим ароматом мягкого летнего вечера, странно сочетающегося со свежестью зимнего утра.
Но вот пакет наполнился до краёв, передав руке вполне реальную тяжесть. Татьяна Сергеевна мысленно поблагодарила Господа за ниспосланные дары и, удовлетворённо вздохнув, направилась к выходу. Вечерние фонари светили тускло, но женщина легко сориентировалась в лабиринтах детсадовских тропок и уверенно вышла к калитке, через которую и зашла с улицы.
Пенсионерка хотела уже благополучно "вырулить" на тротуар, как неожиданно заметила в основании одного из сугробов припорошенный снегом… кожаный кошелёк. Она даже глаза зажмурила и потрясла головой, но пухленький кошелёчек скромно остался лежать на прежнем месте. Женщина тревожно поозиралась по сторонам, приглушённо кашлянула и нагнулась. Отряхнув от снега нежданный "сюрприз", Татьяна Сергеевна запихнула его в пакет с рябиной и засеменила к дому.
"Интересно, кто же его выронил? И много ли там денег?.. – замельтешили в голове суетливые мыслишки. – Так кого же сейчас спросишь? Вечер уже… Все по домам сидят, греются, чайком балуются… Не станешь же у прохожих интересоваться "Не вы ли обронили этот кошелёк?" Так любой дурак тебя облапошит. Видно, надо посмотреть содержимое, когда домой приду. Может, там документ какой на хозяина лежит. По нему и буду ориентироваться…"
Войдя в прихожую, Татьяна Сергеевна быстро разделась  и вынула из сумки злополучную находку. Как только раскрыла отделение для бумажных купюр, сразу обомлела, – из прозрачно-пластикового окошечка ей приветливо улыбнулась с фотографии… "Господи! Как же так?! Да ведь это же моя Светка! Дочка родненькая! Батюшки мои!.." Что касается денег, то сотенных купюр здесь было напихано тысячи на полторы, не меньше. Женщина тут же сообразила, что это не что иное, как дочкина зарплата. Светка как раз вчера по телефону сказала, что сегодня им будут выдавать в садике получку на Новый год. Вот она, её воспитательская зарплата! У мамы теперь в руках… Однако неисповедимы пути…
Под руку внезапно подвернулась какая-то вчетверо сложенная бумажка. Развернув её, Татьяна Сергеевна прочитала имя зятя. Как выяснилось – повестка в городской суд. Значит, этот кошелёк точно принадлежит Светке. Теперь уже можно не сомневаться…
Пожилая женщина от растерянности заметалась по квартире. "Дак, наверно, Светка-то моя  сейчас вся на нервах! – молнией ударило ей в голову. – Поди, ищет кошелёк-то, а он… Вот он, у меня. Надо же скорей ей сообщить! Неважно, что поздно уже. Автобусы пока ходят. Успеет ко мне приехать…"
Татьяна Сергеевна кинулась к телефону  и непослушными пальцами набрала номер дочери. В трубке требовательно загудели длинные гудки, однако к аппарату никто не подошёл. Женщина сделала ещё одну попытку. То же самое…
"Боже мой! Неужто что-то произошло там у них? Может, где-то бегают все втроём. Дочка, зять и внучок. Кошелёк этот чёртов ищут. А ко мне и не догадаются забежать…"
Словно в опровержение шальных мыслей из прихожей донеслась заливистая трель входного звонка. Не чуя под собой одеревеневших ног, Татьяна Сергеевна подошла к двери и посмотрела в глазок. "Ох ты, матушка! Светочка!.." Она тут же отомкнула замок и впустила дочь в квартиру. Как ни странно, признаков какого-либо замешательства или обеспокоенности на её лице не наблюдалось.
– Привет, мамуль! – бодро откликнулась она с порога. – Извини за поздний визит. Я к подруге по делам заходила, она тут недалеко живёт. Заодно и тебе сахарного песка купила. И продуктов кое-каких. Вот, решила зайти, разгрузиться…
Татьяна Сергеевна вопросительно посмотрела на дочь.
– Проходи, Светлан, раздевайся. Спасибо за покупки!.. А ты… – она запнулась, не зная с чего начать.
– Что-то случилось, мам? – встревожилась дочка.
И мама, неожиданно просветлев в лице, загадочно произнесла:
– Вот уж в самом деле поверишь в чудеса под Новый год… Ты сегодня ничего не теряла?
– Да вроде нет. А что?..
– Сходила я сегодня по твоей подсказке в ваш детский садик. Рябинки нарвала. Вон, целую сумку принесла… – Татьяна Сергеевна кивнула на прихожую. – А когда домой собралась, пошла к выходу и… Одну вещицу нашла…
Женщина взяла с журнального столика кошелёк и протянула дочери:
– Тебе это ничего не напоминает?
Светлана в крайнем изумлении уставилась на знакомый кожаный  предмет и удивлённо протянула:
– О-о!.. Так это же, похоже, мой кошелёк! А я думала, на работе, в своем письменном столе его оставила… Как он у тебя-то оказался?
– Я и говорю, – виновато, словно оправдываясь, повторила мама. – Стала к калитке подходить, а он лежит, родненький, у сугроба. В снегу весь… Как это его никто больше не заметил?..
– Да-а, – откликнулась дочь, беря в руки находку. – В самом деле… Чудеса! Надо ж такому случиться… Чтобы именно ты в сегодняшний вечер… Нашла мой кошелёк… Ой, мамочка! Спасибо тебе огромное! Тут же вся моя зарплата новогодняя! Как же ты меня обрадовала!.. Ну, мамуля! Я перед тобой в долгу!..
Светлана открыла кошелёк и протянула матери несколько купюр.
– Не надо, дочка! – запротестовала та. – У меня своя пенсия есть. Тебе нужнее… Считай, что повезло. Новогодний, так сказать, подарок… Забирай свой кошелёк и … Никогда его больше не теряй!..
…Уже в двенадцатом часу ночи дочка, напившись горячего чаю, засобиралась на последний автобус. Татьяна Сергеевна вышла в прихожую проводить её.
– Светик, а что это за квитанция у тебя в кошельке? Вроде бы для мужа. Повестка, что ли, какая? Вызывают куда-то?.. – вспомнила об увиденной бумажке мать. – Ты уж извини меня, старую. Но так вышло, что увидела эту повестку нечаянно…
Светлана, сразу посерьёзнев, внимательно посмотрела матери в глаза и тяжело вздохнула. Правда, через несколько секунд лицо её вновь просветлело.
– Ну раз ты заговорила об этом, – начала дочь, надевая дублёнку перед зеркалом, – то придётся тебе обо всём рассказать! Только коротко. А то на автобус опоздаю…
И, заправляя под вязаную шапочку волнистые локоны, дочка поведала обескураженной матери о предстоящем разводе с мужем.
– Ты не волнуйся, мам, – добавила  она в конце своего грустного монолога. – Сама знаешь, как мы жили в последнее время. У него свои друзья и гулянки, жена с ребёнком вроде как и не нужны. Уверена, что и любовница имеется. Так что… Я наконец решилась и подала на развод…
Света  вдруг многозначительно вытянула указательный палец, таинственно улыбнулась и выдохнула из себя:
– Зато в новогоднюю ночь… Если получится, мам, то я к тебе зайду. И не одна… Не хотела говорить, сюрприз для тебя готовила… В общем, увидишь моего будущего нового мужа. Андреем зовут. Познакомишься…
 И не дав опомниться вконец растерявшейся матери, Светлана чмокнула её в морщинистую щёчку, ещё раз посмотрела на себя в зеркало и, прошептав "Пока!", выскочила в подъезд. Татьяна Сергеевна, еле передвигая сразу отяжелевшими ногами, снова вернулась на кухню…
Сколько она просидела так, в глубоком молчании, пенсионерка и сама бы ни за что не ответила. Глядя на давно остывший чай в зелёных чашках, она мысленно успела прокрутить, наверное, всю свою, а заодно и дочкину жизнь. Вспомнилось многое, и хорошее и не очень. А теперь вот и новое событие надвигается. Оказывается, у Светки есть другой мужчина. Конечно, к этому давно всё шло… Но как они ещё поладят? Как отнесётся этот её Андрей к Димке, внуку Татьяны Сергеевны? Всё ли у них будет хорошо?  Эх, жизня!.. Какая ты иногда бываешь непредсказуемая и извилистая! Только держись!..
Вспомнив, что в прихожей так и остался лежать пакет с оттаивающей рябиной, Татьяна Сергеевна спохватилась и пошла перекладывать ягоды в холодильник. Раскрыв сумку, с удивлением и нежной теплотой наткнулась на те денежные  купюры, которыми Светка решила незаметно "отблагодарить" родную мать. "Ох, дочка! Добрая твоя душа! Оставила-таки деньги матери, – ласково подумала женщина о своей "голубке". – Ладно, на Новый год куплю чего-нибудь вкусненького и угощу всех вас. И для Димули не забуду сладенького… А завтра наварю рябинового варенья. В новогоднюю ночь и побалуемся с чайком. Ведь праздник всё-таки!.."
Татьяна Сергеевна прибралась на кухне, присела на табурет и машинально отправила в рот несколько спелых ягод рябины, оставленных на блюдечке. Прохладный сок освежающе растёкся под языком, приятным ароматом щекоча ноздри. Женщину даже слегка передёрнуло. Но всё равно так вкусно! Ох как душисто и сладко! Ай да рябина!..
Пенсионерка нехотя встала и выключила на кухне свет, отправляясь в спальню. И за окном сразу же проступил из темноты вновь поваливший густой, крупный, но тихий-тихий, предновогодний снег…
               
       


Рецензии
Добрый вечер, Стас! Во-первых, название рассказа вызывает гастрономическое утончённое наслаждение. Во-вторых, после прочтения на душе становится намного светлее и теплее, чем раньше. Вы дарите читателю надежду, а это - дорогого стоит. С огромным уважением,

Инга Ткалич   04.02.2016 18:59     Заявить о нарушении
Благодарю вас, Инга, за благожелательный отзыв о рассказе, который был написан уже достаточно давно (моя первая книга "Нити стекляруса. Издалека", 2003 г.). Я искренне рад, что до сих пор эта новелла вызывает читательский интерес и по-прежнему актуальна. Жду от вас, Инга, новых интересных произведений. Творческих вам удач! С уважением, Стас.

Стас Волгин   04.02.2016 21:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.