Христианская Церковь - 2. Первые шаги

II. Первые шаги.

Выше мы говорили о самом содержании Христианской веры, о том, что она может дать человеку. Но, чтобы следовать по этому пути, нужны определенные усилия. Недостаточно просто веры в Иисуса Христа как своего Спасителя — эта вера предполагает определенный образ жизни. Как уже было сказано, множество верующих людей уже прошло по этому пути, поэтому мы знаем основные его черты. О них мы теперь и поговорим.


О молитве

Поскольку речь идет о восстановлении правильных отношений с Богом, то в первую очередь для нас будет важно непосредственное общение с Ним. Средством этого служит молитва. Молитва — это наш внутренний разговор, или беседа с Богом, происходящий в глубинах нашей души. Поскольку Бог — наш Творец, Он видит все, что мы думаем и чувствуем, и особенно — когда мы непосредственно обращаемся к Нему. Беседовать с Ним нужно искренне — так, как мы общаемся с любимым нами и любящим нас человеком. Нужно стремиться открывать перед Ним самые глубины своей души, с тем, чтобы исправить в них то, что не соответствует Его воле. Христос открыл нам, что Бог — наш любящий Отец, и поэтому Он всегда готов прийти нам на помощь и исцелить нашу внутреннюю жизнь.
В молитве, как и в общении с близким человеком, мы можем  Бога за что-то благодарить, о чем-то просить, в чем-то просить прощения — и, наконец, просто радоваться тому, что Он есть, тому, что мы имеем возможность общаться с Ним. Быть может, есть и какие-то другие мотивы общения с Богом. Но в любом случае нужно помнить, что, поскольку Бог — наш Творец, то и общение с Ним должно происходить в духе величайшего благоговения и смирения, что Он неизмеримо выше нас. Кроме того, поскольку люди, стоящие на подступах к вере, обычно не имеют глубокого навыка молитвы, то и полезно указать основные мотивы такой молитвы, чтобы человек мог в них обрести этот навык. Таким образом, речь идет о том, чтобы наши самые распространенные человеческие чувства — благодарности, нужды в чем-либо, вины или радости — как можно чаще обращать в непосредственное общение с Творцом. Таким образом и будет развиваться и крепнуть наше общение с Ним.
Человеку, только начинающему свой духовный путь, обычно непросто бывает обрести этот навык. Поэтому так важно опираться на опыт людей, уже до нас прошедших этот путь! Так же, как для того, чтобы научиться, например, музыке, существуют сборники уже готовых пьес, так же существуют сборники уже готовых молитв. В них включены лучшие молитвы, которые сохранила от прошлых веков память верующих людей. Такие сборники молитв называются молитвословы.
Поскольку многие из этих молитв дошли до нас из глубины веков, они могут оказаться изложенными на каком-нибудь древнем языке. Это не должно смущать начинающего верующего. Звучание древних языков должно напоминать ему о связи времен, о том, что он прикасается к жизни, которой жили и прошлые поколения, которые славили Бога много веков назад. Общий смысл молитв, при некотором сходстве с современным языком, всегда остается понятен. Усилия по познанию древних языков, необходимые для лучшего понимания молитв, лишь расширяют кругозор человека, делают его более культурным.
Суть всех молитв одна — это искреннее, доверительное общение с Богом. Поэтому перечислим еще раз основные «мотивы» такого общения (по молитвослову, или без него) — несколько подробнее, чем это было сделано прежде.

Виды молитвы

Молитва прошения. Это самый распространенный вид молитвы. В ней человек просит у Бога помощи в каких-то  жизненных обстоятельствах, сил для совершения какого-то дела,  разума для того, чтобы правильно поступить в какой-то жизненной ситуации, терпения, чтобы что-либо перенести. Можно просить у Бога здоровья (или, наоборот, сил перенести болезнь), помощи в том, чтобы наладить свои отношения с другими людьми, или помощи в работе. Очень важна молитва о других — когда мы желаем для них чего-то доброго и просим об этом Бога. В любом случае главное — это живое, искреннее обращение к Богу, как Творцу мира, с искренней верой в то, что Он силен исполнить все, что полезно для нас. При этом нужно помнить, что далеко не всегда мы сами имеем верное представление о нашей собственной пользе (или пользе других людей) в силу того, что мы повреждены грехом. Поэтому гораздо важнее просьб о конкретных нуждах оказываются просьбы к Богу о том, чтобы Он открыл нам Себя, Свою волю,  чтобы Он очистил нас от греха, чтобы дал нам силы во всем и всегда творить Его волю. В молитвах же о конкретных нуждах всегда следует прибавлять: «Господи, я считаю, что мне это полезно — но Ты сделай так, как Тебе угодно», или что-то подобное. Понятно, что не все такие наши пожелания сбываются. Действие всех вообще молитв основано на том, что мы действительно вступаем в общение с таинственной незримой реальностью — Богом, и Он в силу этого становится ближе к нам, наполняет Собой нашу жизнь, в силу чего в ней постепенно становятся возможны все более благотворные изменения. В этом, вообще, смысл всех молитв. Но ясно, что они будут тем более действенны, чем ближе мы сами к Богу, чем чище наши разум и чувства, чем более мы освободились от греха. Поэтому особое значение приобретает молитва, в которой происходит наше очищение от греха — молитва покаяния.
В этой молитве мы, собственно, и просим Бога очистить нашу душу. Но просто абстрактного прошения недостаточно, поскольку мы обычно совершаем в жизни конкретные грехи. Неловко сказанное слово, недобрая мысль, неудачный поступок... Обычно мы ощущаем после этого некоторую неловкость, которую называют действием совести. Совесть — это голос Божий в человеке, который сигнализирует нам о том, что мы сделали что-то несогласное с волей Божьей. Вот эти ошибки и нужно нам исправлять. Если мы отступили в чем-то от Бога — то, значит, нам нужно вновь стараться наладить общение с той таинственной, незримой реальностью, которую мы называем Богом. Нужно, в первую очередь, признать, что мы были неправы перед Ним. Затем — просить у Него  прощения. Затем — принять твердое решение не совершать более этого греха, и, опять же, просить у Бога, чтобы Он дал нам силы на это. Снова все происходит, в основном, так, как в общении с близкими людьми. Законы мира (общения между людьми, между Богом и человеком), в основном, едины (за исключением в данном случае того, что Бог — Источник всех наших сил и Творец всего мира).  В результате такого покаянного общения с Богом грехи изглаживаются, вновь восстанавливается более прочная связь с Богом. Мы говорим, что «Бог нас прощает». В себе мы ощущаем это как большую ясность души, как более близкое присутствие Божие. Неловкость пропадает, чувство совести больше нас не мучит. Поэтому молитва покаяния имеет особую ценность. Чем больше мы таким образом распознаем в себе грехов и освобождаемся от них, тем ближе мы становимся к Богу. Но нужно иметь в виду, что этот вид молитвы — пожалуй, самый трудный из всех. В силу нашей греховной поврежденности мы с трудом распознаем в себе грехи. Многие наши привычки и навыки, поврежденные грехом, составляют для нас как бы наше «я». Нераспознанные вовремя и не раскаянные перед Богом грехи имеют свойство накапливаться и искажают нашу внутреннюю жизнь, так что сама совесть, т.е. средство распознавания греха, замутняется. Поэтому молитва покаяния — это серьезный труд, который должен совершать человек в течение долгого времени. Далеко не все грехи видны сразу, и приходится сначала освобождаться от того, что «лежит на поверхности». Так постепенно происходит все более глубокое очищение от греха. Успеха в этом труде достигает тот, кто день за днем разбирается в своей внутренней жизни и обращается к Богу с искренним покаянием.
Гораздо проще говорить о молитве благодарения. Выше было сказано, что мы общаемся с Богом, в основном, так же, как и с близкими нам людьми, и поэтому благодарность  — естественное чувство, которое мы обращаем к Богу. Мы благодарим Бога за все, что имеем, поскольку все, что есть вокруг нас — в конечном счете, от Него. Можно благодарить за людей, которые нас окружают, за день, который наступил, за пищу, которая поддерживает нашу жизнь, за сам этот окружающий мир, за его природу. Богу мы обязаны своими умениями и способностями, своим разумом, самой жизнью. Вполне естественно человеку обращаться к Богу с благодарностью за те или иные добрые события в своей жизни, На более высоких ступенях духовной жизни (хотя поначалу это кажется странным) человек понимает, что он может благодарить Бога не только за добрые события, но и за недобрые — хотя бы потому, что это помогает лучше распознать свои ошибки и грехи, сознать свое несовершенство и, в конечном счете, настойчивее устремиться к Богу. Цель этой молитвы, как и прежних, в том же — чтобы мы поддерживали свою связь с Богом, и чтобы не только наши нужды, или ошибки, но и чувство радости, благодарности побуждали нас к общению с Ним.
  Видимо, существуют и другие виды общения с Богом. Как и в общении с близкими людьми, мы можем о чем-то советоваться с Ним, о чем-то как бы размышлять в Его присутствии, наконец, просто радоваться тому, что Он есть. Понятно, что такие виды молитвы предполагают некоторую степень доверия и близости, которой обычно не бывает при первом знакомстве. Она достигается постепенно, по мере внутреннего очищения. Наконец, некоторым особо близким людям свойственен особый вид общения — они просто могут молча находиться друг в присутствии друга, и им хорошо. Такой вид общения возможен и с Богом. Такая молитва называется безмолвной молитвой, и к ней тоже полезно стремиться. Но, поскольку людям, в основном, свойственно словесное общение, и отличительная особенность человека — именно использование слов, то и к Богу следует, в основном, обращаться с содержательным выражением своих чувств, мыслей, стремлений, о чем и шла речь в этой главе.
 В заключение следует вновь повторить, что молитва — это непростой труд. У человека, еще не имеющего в ней навыка, она вряд ли будет происходить легко и непринужденно, вряд ли пойдет как бы «сама собой». Нужно совершать усилия в освоении  молитвы, посвящать ей определенное время в течение дня, пользоваться молитвословом, выучить определенные молитвы и повторять их. Не всегда мы чувствуем, что Бог нас слышит, не всегда мы несомненно чувствуем Его ответ — но здесь дело лишь в загрязненности нашей души. Нужно верить в милосердие Божие, в то, что Он всегда готов прийти на помощь — и продолжать труд по внутреннему очищению. И тогда рано или поздно мы ощутим благотворное действие молитвы, и Божье присутствие будет постепенно все больше и больше наполнять нашу жизнь.

Поиск общения с другими верующими

Выше мы говорили о непосредственном способе общения с Богом — молитве. Но молитва является также и средством объединения верующих людей. Так же, как люди, имеющие какое-то общее увлечение, занимающиеся наукой или искусством, объединяются в сообщества, так же в сообщества объединены и люди, занимающиеся высшим из искусств — познанием Бога. Большинство верующих, вступающих на этот путь, начинают искать близких по духу людей, уже прежде него идущих этим путем.
В самом начале этих размышлений мы говорили про христианские храмы. В них во время богослужения можно встретить таких верующих людей. Они объединены самым главным, что составляет суть жизни верующего человека — молитвой.  Разумеется, храмы у верующих людей были не всегда. Первоначально уверовавшие во Христа люди собирались там, где для этого была возможность — по домам, в пустых зданиях, даже в подземных пещерах. Но по мере того, как Христианская вера распространялась, завоевывала признание, появлялась возможность иметь официальные, открытые здания для своих собраний. Поначалу это были просто общественные здания, а потом Церковь стала  строить особые здания для своих целей. Эти здания и называются храмами. В них все — обстановка, предметы, изображения, одежды служителей, освещение — служат тому, чтобы настроить души приходящих на высокий лад общения с Богом. В нашей повседневной жизни нам обычно трудно бывает на него настроиться. Поэтому так важно, что есть особые места, куда мы можем приходить специально с этой целью.
Кроме того, как уже было сказано (и что не менее важно), в храмах мы можем встречать других верующих. Верующая душа стремится к общению. Именно в обстановке храма, там где происходит богослужение, звучит проповедь, ей надо встретить других верующих людей, с которыми она сможет общаться.
 Но встает вопрос — в какой храм ходить? В Вашем городе могут быть и православные, и католические храмы, и дома протестантских собраний, тоже в какой-то степени похожие на храмы. Да, в настоящее время в мире существуют разные группы христиан, имеющих между собой определенные различия. Первоначально это, конечно, не было так. Такое положение — результат двухтысячелетнего развития Христианства в истории. Суть веры, конечно, одна — но детали учения, формы благочестия, традиции могут существенно различаться. Поэтому перед христианином на первых этапах его пути обычно стоит вопрос — какую конфессию ему выбрать?
 Мы здесь не сможем вникать во все тонкости различий между конфессиями, рисовать всю сложную картину современного христианского мира. Приведем лишь один довод. Для приходящего к вере человека обычно большое значение имеет надежность предлагаемого ему учения. Он хочет прийти к Богу традиционным, проверенным многими поколениями путем. И с этой точки зрения для нас особое значение приобретают конфессии, в которых вера передается от самых первых учеников Христа, посредством непрерванной традиции. Если смотреть таким образом, то  множество протестантских конфессий и деноминаций нас вряд ли удовлетворят. Они сами скажут нам, что непрерывная преемственность, идущая от Христа и Апостолов, в протестантизме была во многом нарушена еще в 15 веке. Что же касается дальнейшего выбора, то здесь, видимо, вам надо опереться на опыт людей, к которым вы испытываете доверие. Если автор этих строк успел уже завоевать такое доверие, то он может свидетельствовать о глубине и надежности духовного пути, который проходит человек в Восточной, или Православной Церкви. Эта Церковь сохранила непрерывную преемственность с Апостольских времен. Во все века своего существования она стремилась хранить Христианское учение в наибольшей чистоте. В ней накоплен огромный опыт духовной жизни, связанный с именами подвижников — людей, которые всю свою жизнь, все свои стремления посвящали Христу. Опыт этот изложен во множестве книг, которые дают богатую пищу и душе, и уму. Богослужение Православной Церкви вбирает в себя лучший опыт того, как люди в течение столетий обращались к Богу. Все это создано трудом многих поколений верующих людей, заботившихся о глубине, искренности и чистоте своей веры.
Разумеется, и в других конфессиях могут быть достойные, глубоко верующие люди. Так же и в Православии могут оказаться люди, не соответствующие глубине и чистоте своей веры. Но для стоящего на пути к вере человека главную роль играет чистота и надежность источника. Ему нужно стремиться в то сообщество верующих людей, которое непрерывно существует с тех пор, как оно создано Христом. И здесь можно свидетельствовать, что в Православной Церкви, в атмосфере ее учения, богослужения, молитв, накопленной за столетия духовной литературы душа человека обретает подлинную свободу, находит прямой и надежный путь ко Христу. Она может быть уверена, что этот путь не прервется на полдороги (по не зависящим от человека обстоятельствам, связанным с особенностями самой конфессии, ее учения, созданного, отчасти, человеческим умом), но, при наличии собственных искренних усилий, приведет прямо к цели. Особенность Православия — в хранении изначального Христианского учения, в стремлении к Самому Христу, исполнению Его воли, а не просто к рассуждениям о Нем. Поэтому в течение столетий к Православию стремились люди, желающие действительно исполнить волю Христа, посвятить Ему себя целиком. С этим и связана глубина Православного духовного опыта. Вновь повторим, что по разным причинам в Православной Церкви могут оказаться и не только такие люди. Правда и то, что  и в других конфессиях могут найтись люди глубокого духовного опыта. И все же в целом картина такова, что именно накопленный за столетия в Православной Церкви духовный опыт особенно глубок и надежен, и именно с Православной Церковью для множества людей связаны надежды на совершенное познание Бога, на всецелое посвящение себя Христу.

Что же, теперь мы представляем, в какой храм идти. Но что, если в нашей местности поблизости нет храма? История Христианства непроста, в разное время и в разных местностях оно оказывается в условиях гонений. Может случиться так, что храмы закрыты, или разрушены, или просто в силу различных исторических обстоятельств верующих а этой стране еще достаточно мало. В этом случае, конечно, не до того, чтобы разбираться в конфессиях. Верующему нужно искать любых христиан, с которыми удастся наладить связь. Возможно, они собираются на квартирах, возможно, удастся встретиться с отдельными верующими людьми в учебном институте, на работе. В таком случае главные усилия по обретению веры и укреплению в ней лягут на самого человека. И все же для правильной духовной жизни общение с другими верующими людьми необходимо. Нужно искать любых таких людей и поддерживать с ними связь — и при этом помнить об особой роли и значении в духовной жизни Православия. Дальнейший путь такого человека устроит Сам Бог. Он же может устроить и так, что Христианская вера в этой местности получит должное распространение, или перестанет подвергаться гонениям, и верующие смогут открыто собираться и открывать свои храмы.

О посещении храма

Но вернемся снова к обычной ситуации — той, что храмы в Вашем городе есть, и что в них можно свободно прийти. Что же мы найдем в храме, и что сами мы должны будем здесь делать? Пожалуй, первое, что мы увидим здесь — это иконы. Это изображения святых и праведных людей, живших задолго до нас. Они являются нашими учителями в вере, об их жизни нам следует знать и им подражать. Затем (поскольку в храмах обычно бывают книжные лавки), мы увидим здесь духовные книги. В них изложено церковное учение, духовные советы, полезные для каждого верующего. Поскольку мы вступаем на духовный путь, с книгами этими нам надо постепенно знакомиться. Если мы дождемся богослужения, то услышим церковные молитвы и песнопения. Они служат тому, чтобы настроить верующих на молитву и духовно объединить их. Во время богослужения нужно просто стоять, внимательно слушать то, что читается и поется, и при этом в душе мысленно беседовать с Богом. Чтобы лучше понимать смысл звучащих молитв, со временем полезно будет почитать последование богослужения и приложить усилия к познанию богослужебного языка. Далее, мы видим в храме верующих людей. С ними, как уже было прежде сказано, нам постепенно нужно будет знакомиться, налаживать общение. О том, как это будет лучше сделать, и как не совершить здесь каких-то грубых ошибок, будет рассказано впоследствии.
Таким образом, в храмах мы встречаем чрезвычайно многое, служащее нашему спасению, обретению нами общения с Богом. Что же такое храм? Это как бы школа, в которой человек может найти все, что необходимо ему для укрепления в вере. Кроме уже перечисленного, здесь можно подойти за советом к священнику, помолиться о своих близких, услышать проповедь. Это также и больница, в которой, среди суеты обычных дел, может окрепнуть, исцелиться наша душа. Храм как бы «вобрал» в себя все, что служит укреплению нашей веры, нашему духовному исцелению. Это место, где весь опыт Церкви, накопленный за многие столетия, встречает нас. Поэтому ищущий веры человек в какой-то момент своей жизни  обязательно должен прийти в храм.
Хорошо, но в храме нам предлагают совершить множество самых разных действий. Мы можем купить свечи, написать записки, заказать молебен, получить после богослужений просфоры, взять святую воду. Что из этого действительно важно для нас, а что, быть может, является второстепенным? Опыт множества верующих говорит, что храм, в первую очередь — это место общения с Богом. Мы приходим сюда в первую очередь для того, чтобы ощущать Его присутствие, пребывать  в мысленном общении с Ним. Остальное все является лишь средством этого. При этом богослужение, иконы, горящие свечи, духовная литература являются главными средствами, а все остальное – второстепенными. Поэтому, придя в храм, постоим просто благоговейно, ощущая  здесь присутствие Того, Кто наполняет Собой весь мир, Кто есть совершенные Любовь, Правда, Добро, Кто  постоянно заботится о нас, видит и слышит нас; посмотрим на иконы, зажжем перед ними свечи; молча постоим на богослужении, продолжая все ту же внутреннюю беседу с Богом; подойдем к священнику или служителю с каким-либо вопросом; купим полезную духовную книгу, которую нам порекомендуют. Для начала этого достаточно; более же сложные традиции, связанные с взаимной молитвой людей, с освящением воды и предметов, станут нам более ясны впоследствии. Впрочем, и сейчас от них не следует совершенно отказываться. Дело лишь в том, чтобы второстепенное не отвлекло нас от главного, и множество внешних деталей – от общения с Тем, Кто и составляет единственные наши смысл и цель.
Стоя на богослужении, также не следует поначалу стремиться разобрать его детали, а лучше воспринимать его «в целом». Более полное его понимание придет впоследствии. Из всех церковных традиций, которые могут оказаться для нас важными, пожалуй, главная — это подойти к священнику, когда он выходит исповедовать, и серьезно, искренне поговорить с ним. Об этом также кратко будет сказано в дальнейшем.

Чтение Священного Писания

Выше мы рассказали о таких средствах познания Бога, как молитва и посещение храма. Но столь же важным средством приближения к Нему является духовное чтение. В храмах мы встречаем множество книг, служащих укреплению в вере, написанных в разное время людьми, главным стремлением жизни которых было познание Бога. Но особую пользу приносит нам чтение Священного Писания. Не случайно именно о нем шла речь на первых страницах. Как уже было сказано, в Священном Писании собран огромный духовный опыт, воплощенный в конкретных ситуациях, в конкретных историях жизни действительно живших когда-то в далеком прошлом людей. В нем все изложено с точки зрения того, насколько действия тех или иных людей или те или иные события угодны Богу. Поэтому чтение Священного Писания доставляет особенную пользу человеку, стремящемуся познавать Бога, творить в своей жизни Его волю.
Священное Писание состоит из Ветхого и Нового Заветов. В Ветхом Завете дана священная история Израильского народа, в котором впоследствии родился наш Господь и Спаситель Иисус Христос. В Новом Завете рассказывается о земной жизни и учении Иисуса Христа, о возникновении Христианской Церкви и о первых десятилетиях ее существования. Начать чтение Св. Писания нужно с Нового Завета. Из всех книг Нового Завета для начала выбрать одно из Евангелий (их четыре – от Матфея, Марка, Луки и от Иоанна). Затем следует прочитать книгу Деяний Апостолов. После этого можно знакомиться с остальными книгами Нового Завета уже в произвольном порядке. Для чтения существует несколько полезных правил. Во-первых, читать следует регулярно, выделяя для этого небольшое время каждый или почти каждый день. Читать нужно внимательно, не торопясь, за один раз прочитывая понемногу – по одной или две главы. Во время чтения размышлять, стараться понять, что Бог хочет мне открыть через этот отрывок Евангелия, какое отношение прочитанное имеет к моей жизни. Очень важна внутренняя молитва при чтении Евангелия. Если во время чтения возникают вопросы, то их нужно осознавать и впоследствии разрешать – собственным размышлением, или с помощью книг, или в общении с другими верующими людьми. Для подобного общения существуют встречи или беседы, которые обычно проходят при храмах.
Так постепенно происходит знакомство с Новым Заветом. Но по-своему полезным для верующего человека оказывается также и знакомство с Ветхим Заветом. В нем содержится чрезвычайно много полезного для размышления, для укрепления в вере, для познания Бога. Поэтому чтение Нового Завета полезно чередовать с чтением Ветхого Завета. Чтение Ветхого Завета лучше всего начать с самого начала – с книги Бытия. Затем можно прочитать книги Исход, Иисуса Навина, Судей, Царств. Особое внимание нужно обратить на книги, в которых запечатлена древняя мудрость Израильского народа – книгу Притчей Соломона, книги Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, книгу Екклезиаста. Одно из центральных мест в жизни верующего человека должна занимать книга древних псалмов – Псалтирь. Порядок чтения книг Ветхого Завета примерно такой же, как и при чтении книг Нового Завета. Только, разве что, Ветхий Завет можно читать побыстрее – не 1-2, а 3-4 главы в день. Чтени Нового и Ветхого Заветов можно совмещать, т.е. читать каждый день понемногу оттуда и оттуда, а можно чередовать, т.е. читать по очереди сначала книгу из Нового Завета, а затем – книгу из Ветхого Завета. Так постепенно, за полтора или два года, можно познакомиться со всем содержанием Библии.
В дальнейшем к чтению Библии можно неоднократно возвращаться. Библия – книга неисчерпаемая, и такое чтение может сопровождать нас всю жизнь. Каждый раз чтение, казалось бы, уже давно знакомой книги происходит на новом «уровне понимания». Впоследствии, при повторном чтении, можно пользоваться краткими комментариями, которые даны в некоторых изданиях Св. Писания, более развернутыми толкованиями, находить внутренние связи в тексте с помощью системы параллельных ссылок. Полезно использование различной литературы, которая разъясняет нам содержание Св. Писания. Многие вопросы, связанные с его содержанием, могут быть, как уже было сказано, обсуждены на специальных церковных собраниях среди прихожан.
Таким образом, вновь и вновь возвращаясь к чтению Св. Писания, мы обретаем для себя полезное и благотворное занятие на всю жизнь. У многих известных верующих людей именно Священное Писание было настольной их  книгой на склоне их жизни, незадолго до кончины. Но верующему человеку, делающему лишь первые шаги в своей духовной жизни, нужно в какой-то момент это чтение просто начать. Некоторые рекомендации о том, как это лучше сделать, здесь и были даны.
 

Другие средства познания Бога

Кроме перечисленных, существуют и другие средства познания Бога, которые сделают духовный путь стремящегося к вере человека более успешным. Одним из таких средств является пост.  Любое дело — умственное ли, физическое ли  — нам лучше делать на ясную голову и, желательно, не после сытного обеда. В полной мере это относится и к духовной жизни. К серьезным духовным усилиям нужно себя специально готовить, и не только душевно, но и физически. С давних времен замечено, что посильные ограничения себя в пище способствуют лучшей молитве, лучшему ощущению присутствия Божьего. В этом, собственно, и заключается  пост. В результате определенной  системы ограничений ум, чувства, душа человека становятся более ясными, более способными к общению с Богом. Простейшие усилия в посте могут заключаться в том, чтобы не вставать из-за стола слишком сытым, не садиться за стол, если Вы не испытываете чувства действительного голода. Более сложный вид поста может состоять в том, чтобы воздерживаться от  определенных видов пищи — например, мясного, или сладкого. Существуют и другие виды, и даже целые системы поста, разработанные в разное время, для людей, находящихся в разных ситуациях, стоящих на различных духовных ступенях. Человеку, только встающему на путь веры, полезно пользоваться указанными простейшими средствами, а также, пожалуй, стараться воздерживаться от чего-нибудь «вкусненького», т.е. есть только ради утоления голода, а не ради вкусовых ощущений.  Нужно помнить, что пост преследует именно духовные цели, т.е. является средством очищения духа, души и тела, которое служит более глубокому общению с Богом. Поэтому физический пост всегда должен совмещаться с молитвой, желательно — с чтением Священного Писания, с внутренней работой над собой. Также нужно помнить, что, как и все, касающееся внутренней духовной жизни человека, физический пост является его личным внутренним делом, поэтому не нужно ни обращать внимания на чужие усилия в посте, ни привлекать чужого внимания к своим собственным усилиям.  Не следует и требовать ни от себя, ни от других исполнения какого-то определенного «устава». Вообще, уставы, т.е. определенные общецерковные рекомендации о том, что есть и от чего воздерживаться, могут принести начинающему свой церковный путь человеку и некоторую пользу, поскольку могут помочь ему ощутить сам «дух» поста. Но составлены они, в действительности, для других людей, уже пребывающих в глубоком духовном единстве, уже способных  ради этого единства подчинить ему и физическую сторону своего существа, придерживаться общих, обязательных для всех ограничений. Там же, где все делают лишь первые шаги, и притом каждый находится на своей ступеньке духовной жизни, возможны лишь личные аскетические усилия, которые состоят в том, что каждый разумно и трезво стремится поддерживать и свой дух, и душу, и тело в относительной чистоте, необходимой для более успешной духовной жизни и молитвы. Позднее, по мере воцерковления и духовного объединения таких людей, для них обретают смысл некоторые общецерковные ставы.
Мы поговорили о физическом посте. Но только ли в отказе от некоторых видов пищи заключается смысл слова «пост»? В более глубоком смысле, пост – это отказ от всего, что мешает нам познавать Бога, исполнять Его волю. Так, мы можем отказаться от произнесения резких, несправедливых слов. Можем более внимательно наблюдать за своими поступками, чтобы не смущать никого и не делать никому зла. Можем даже стараться контролировать свои мысли и чувства, чтобы в них не рождалось подобных стремлений. И все это – тоже пост. Вообще, пост – это ограничение себя во всем, что отдаляет нас от Бога. Мы можем отложить от себя какую-нибудь поверхностную, развлекательную книжку – а вместо этого заняться каким-нибудь полезным делом. Мы можем выключить телевизор – и вместо этого взять в руки Библию, или просто пойти погулять и поразмышлять. И все это – тоже виды поста. Т.о., пост состоит в некотором отказе от всего, что в какой-то степени властвует над нами, подчиняет нас себе, и,  т. о., уводит нас от общения с Богом. В этом смысле пост прямо примыкает к духовной внутренней работе. И основой этой внутренней работы, конечно же, является физический пост – именно потому, что в человеке духовное и физическое очень тесно связаны, и что именно пища – это то самое простое, что наиболее крепко порабощает нас, и от рабства чему нам нужно  в первую очередь избавиться. Это и совершает приходящий к вере человек – сначала собственными усилиями, соответственно собственным своим возможностям и стремлениям – а потом, по мере воцерковления, согласно некоторым уже существующим в Церкви системам поста.
(Церковь, конечно же, призывает к некоторой постепенности и умеренности в посте. Но куда уж там!.. Иногда какой-нибудь новоначальный христианин так увлекается, что не ест ничего целыми днями, постится буквально до полусмерти!.. И что же?.. Можно ли осудить его за это?.. Это просто значит, что это – именно тот этап его духовной жизни, который ему необходимо пройти. Значит, именно таким образом на это этапе может быть очищена его душа, именно так он может в настоящее время ощутить «вкус» к духовной жизни. Впоследствии это пройдет, и вся его духовная жизнь примет формы гораздо более «гармоничные». И это вновь нам говорит о том, что нужно постепенно двигаться в сторону Церкви, в сторону других верующих людей, чтобы в общении с ними найти эти более гармоничные формы.)
Мы произнесли слова: «внутренний труд над собой». Что же это такое, в чем он заключается? Это то, что прямо вытекает из молитвы, в первую очередь, из молитва покаяния. Сознавая в себе некоторые ошибки и грехи, человек должен стремиться больше их не совершать. Но это предполагает, в первую очередь, видение этих ошибок, понимание их причин, понимание средств, какими их можно исправить. Вот все это и должно стать предметом определенного внутреннего труда. Человек должен разобраться в себе, в своих внутренних чувствах и стремлениях, в том, как они взаимосвязаны. И этот труд тоже является важной стороной внутренней жизни верующего человека. Им нужно специально заниматься. На него нужно выделять некоторое время. Он должен совершаться вместе с молитвой и как бы «вытекать» из молитвы. Это может быть молитва покаяния, совмещенная с просьбой к Богу, чтобы Он открыл нам и другие наши грехи, и дал понимание и силы это исправить, и указал бы, что нам полезно, и как нам идти угодным Ему путем. Опорой в этом может быть и чтение духовной литературы, и Священного Писания. Не лишним оказывается и собственное глубокое размышление. В сущности, все стороны духовной жизни оказываются глубоко связанными, и каждая из них призвана поддерживать другую. Опорой во всей этой целостной духовной работе может быть и физический пост.
Последним из этих глубоких внутренних средств познания Бога назовем то, что в этом деле очищения души, внутренней работы над собой верующие люди способны помогать друг другу. Мы с вами знаем, что, когда у нас тяжело на душе, когда нас что-то тревожит или смущает, у нас появляется потребность поговорить с кем-то о нашей проблеме, кому-то, как говорят, «излить душу». Об этой потребности сказано и в Евангелии – «Исповедайтесь друг другу.» (…) В Церкви существует даже особый порядок такого общения между людьми, нашедший свое выражение в особом таинстве исповеди. Для совершения этого таинства существуют специально подготовленные люди — священники — которые готовы выслушать каждого, душу которого что-либо тяготит – и таким образом даровать его душе облегчение. На исповеди человек  кается перед Богом  — священник же выступает лишь в качестве свидетеля, В обязанности священника входит хранить тайну исповеди. Таким образом, на исповеди мы, как перед Богом, можем рассказать то, чего не рассказали бы никогда никому из своих знакомых, и получить прощение грехов от Церкви, как от самого Христа. 
Именно таинство исповеди и должно бы стать завершением той внутренней работы, о которой шла речь перед этим. Человек разбирается в себе, внутренне кается в своих грехах – и затем открывает их перед Богом в присутствии священника. Последнее придает определенную «прочность» предшествующему процессу внутренней работы и покаяния, свидетельствует о том, что определенный этап этой работы действительно сделан.
Таинство исповеди чрезвычайно действенно. В случае глубокого, искреннего покаяния на исповеди человек действительно чувствует себя освободившимся от тех грехов, которые тяготили его. Даже если это чувство не придет тотчас же, все равно процесс покаяния совершен, человек высказал свой грех — и это непременно принесет в его жизни плод. Человеку, приходящему к вере, нужно непременно в какой-то момент серьезно поразмышлять о своей жизни, о том, что в ней было неправильно, что не соответствовало Божьей воле – прийти в храм и подойти для серьезного разговора к священнику. Если он еще не крещен, то об исповеди говорить еще рано —  но, по крайней мере, серьезно поговорить о своей жизни. Однако, если человек уже выразил такое желание, то, скорее всего, он уже готов стать христианином, принять крещение и начать впоследствии жить церковной жизнью. Об этом этапе в его жизни мы поговорим в дальнейшем. А пока рассмотрим еще некоторые средства познания Бога, доступные как крещеным, так и некрещеным.
До сих пор мы говорили о глубоких, внутренних средствах такого познания. Однако, существуют и средства более внешние. Мы уже говорили об иконах, которые нас встречают в храме.  Кроме них, существует множество мелких иконок, которые продаются в ларьках, книжных лавках, которые человек может иметь дома, или носить с собой. На первых этапах духовного пути это может оказать существенную помощь в духовной жизни человека. Дело в том, что в нашей жизни вообще чрезвычайно большую роль играют зрительные впечатления, а среди всех зрительных впечатлений – лица людей, их выражение, то духовное содержание, которое они в себе несут. Не удивительно поэтому, что особым образом изображенные лики Спасителя, Богоматери, святых людей могут производить на человека чрезвычайное впечатление, совершенно особым образом настраивать его, побуждать к духовной жизни. В этом – значение для верующего или только приобщающегося к вере человека его домашних или дорожных икон.
Далее, в храме мы слышали церковное чтение и пение. Современные средства звукозаписи позволяют нам слушать эти же, или подобные молитвы и песнопения в любом месте, где бы мы ни находились. Конечно, это не может заменить нам пребывания в храме – и все же может помочь нам отвлечься от житейских, бытовых впечатлений, настроить душу на духовный лад. Поэтому полезно иметь записи как богослужений, так и духовной музыки как дома, так и во время путешествий.
Затем, если говорить о путешествиях – то зачем же упускать возможность отправиться вместо обычного бессодержательного путешествия в духовное паломничество? К тому же верующие люди обычно более гостеприимны, а посещение известных храмов и монастырей может оставить в душе незабываемое глубокое впечатление. Таким образом, мы даже и свою страсть к путешествиям можем наполнить духовным содержанием.
Если же мы предпочитаем просмотр видеофильмов или чтение книг – то и здесь мы можем находить или приобретать книги и фильмы, связанные с духовной тематикой. Не обязательно искать здесь каких-то особых глубин – достаточно, если это будут материалы, так или иначе касающиеся духовных вопросов. Так мы даже и время нашего отдыха, развлечения сможем проводить с некоторой внутренней пользой.
Могут быть, видимо, и еще некоторые средства, как наполнить свою жизнь памятью о Боге, чувством присутствия Божьего. Видимо, любую сферу своей жизни можно так или иначе сочетать, соединить с духовной сферой. Конечно, это не те глубокие, внутренние средства, о которых шла речь перед этим – они, скорее, помогают наполнять жизнь духовными впечатлениями, носят, в какой-то степени, характер поверхностный, внешний. Но для человека, стоящего на подступах к вере, именно эти, внешние средства часто как раз и оказываются наиболее естественными – а время других, более глубоких средств еще придет впоследствии. По крайней мере, эти, более поверхностные средства и более глубокие могут естественно и гармонично сочетаться.
Однако, если человек уже прибегает к этим средствам, пусть даже и наиболее поверхностным – это значит, что наступил новый этап в его жизни. Если он предпочитает обычной мирской книге духовную, если он рад купить в книжной лавке храма иконку, если он с удовольствием едет в паломническую поездку и если он даже думает о том, как бы подойти в храме к священнику и серьезно поговорить о своей жизни – значит, он уже, по существу, посвятил свою жизнь Церкви, значит, он уже принял внутреннее решение идти в жизни духовным путем. Значит, ему предстоит теперь следующий этап – Крещение. К разговору об этом мы теперь и перейдем.

Крещение – начало новой жизни

Каждому человеку в течение своей жизни приходится принимать некоторые важные решения. Таким, например, является решение о поступлении в институт. С ним для человека оказывается связан выбор его будущей профессии. Еще более важным решением является решение о вступлении в брак. Здесь уж совершенно невозможно ошибиться – в идеале, раз возникшее супружество должно сохраняться всю жизнь. Но мы здесь говорим о совершенно особом решении, которое играет совершенно особую роль в жизни человека – о его решимости посвятить свою жизнь Христу. Может случиться, что в процессе знакомства с Христианской верой и исполнения тех духовных упражнений, о которых здесь было сказано, у человека возникнет твердое чувство, что он действительно хочет следовать христианским путем, посвятить этому свою жизнь, сделать главным содержанием своей жизни познание Бога. Этот важнейший в жизни человека момент должен быть явно и несомненно отмечен. Человеку, принявшему такое решение, следует принять Крещение.
Крещение — это одно из древнейших таинств Церкви, существующее в ней с самого ее основания. В день Пятидесятницы (так называется день рождения Церкви) в результате первой проповеди  апостола Петра (см. книгу Деяний, гл. 2) во Христа уверовало и присоединилось к Церкви (т.е. крестилось) сразу несколько тысяч человек. В тот момент большинство крестившихся уже достаточно хорошо знали Библию (Ветхий Завет), имели основные навыки духовной жизни, молитвы, имели общее представление о земной жизни Спасителя и Его учении — поэтому для их крещения было достаточно лишь веры в Него. В наше время, когда традиции духовной жизни нарушены, когда многие люди вообще неверующие, необходимо восполнять эти знания и навыки, проводить некоторую подготовку ко Крещению — с тем, чтобы дальнейшее духовное развитие человека шло более гармонично и естественно. С этим связан определенный период подготовки ко Крещению в современной Церкви, этой же цели служили и предыдущие страницы.
О своем желании креститься нужно сообщить священнику. Он определит период подготовки и  объяснит, что необходимо для крещения. В дни, предшествующие крещению, следует больше молиться, читать Евангелие, совершать некоторые упражнения в посте. Хорошо, если удастся почитать еще какую-нибудь несложную литературу на темы веры, в т. ч. о таинстве Крещения.  Это поможет человеку заранее подготовиться к своему дальнейшему духовному пути.
В день крещения с утра ничего не нужно есть. Необходимо также заранее внимательно прочитать и выучить Символ веры. Обо всем остальном, что необходимо для успешного совершения крещения,  вам расскажут в храме.
Крещение — не просто формальный обряд, не просто формальное «присоединение» к Церкви, или «прием» в Церковь. Это — величайшее Таинство, обладающее огромной силой. Множество людей, принявших Крещение, свидетельствуют, что с этого момента для них действительно началась новая жизнь. Человек, искренне, по собственной воле крестившийся чувствует, что в этот момент меняется он сам и его взгляд на мир.  Но как это происходит — остается тайной. В Церкви вообще много таинственного, того, что не поддается ясному выражению словами. Выше уже было сказано, что невозможно объяснить, почему именно Крестная смерть Спасителя оказалась спасительной для людей. Примерно то же и в отношении Крещения. Можно лишь сказать, что если решение о Крещении человек принимает сам, на основе своего собственного стремления следовать христианским путем – то в таинстве Крещения Церковь непосредственно от Христа подает ему силы следовать этим путем.
Теперь он — член Церкви, т.е. таинственного общества людей, в котором (т.е. в их душах и сердцах) незримо присутствует Сам Христос, помогая им идти путем спасения. Что же это значит для человека? В первую очередь, усиление ответственности. Он теперь не просто интересуется верой, не просто знакомится с новой областью жизни – он теперь уже идет этим путем. И в первую очередь это означает необходимость борьбы с грехом. Для человека это должно означать стремление всегда и во всем стараться познавать и творить волю Божью. Разумеется, это не просто, и выработка этого умения потребует многолетнего труда. Но он теперь в этом не одинок, он чувствует в этом помощь Божию, помощь Церкви, помощь своих братьев по вере.
  В сущности, все, о чем говорилось прежде, было лишь подготовкой к этому пути. Теперь же задача – встать на него и по нему идти. Впрочем, содержание тех духовных усилий, которые потребуются на этом пути, будет, в основном, тем же, что уже было описано прежде. Это по-прежнему те же молитва и пост, посещение храма, чтение Св. Писания и другой духовной литературы, внутреннее наблюдение над собой и усилия по очищению души, которые и прежде уже совершал верующий человек. Но теперь они наполнены новым смыслом — и, в первую очередь, все тем же новым чувством ответственности. Он встал на путь служения Богу, и перед Богом отвечает за то, как он идет по этому пути. В этом,  собственно, и заключается христианская жизнь. И это такое состояние человека, которое требует ответственности, внимания и серьезности.
Собственно, на этом мы и закончим разговор о «первых шагах» начинающего христианина. Все, о чем здесь говорилось, имело характер некоего «предварительного этапа». Разумеется, этот этап не всегда обязателен, и если человек, по какой-то таинственной воле Божьей, сразу обретает глубокую веру и твердое желание креститься, то многое описанное ему не нужно, и он сразу может приступать ко Крещению, в надежде, что все необходимое ему постепенно откроется на его дальнейшем церковном пути. Но здесь говорится о более частых и не столь очевидных случаях, когда человеку необходимо постепенное знакомство с областью Христианской веры. В любом случае, крещение — центральный, поворотный момент в его духовной жизни. С этого момента, собственно, начинается его новая жизнь, его новый, духовный путь. Теперь уже не столько сам он идет, сколько Сам Бог его ведет. Многое на этом пути со временем откроет ему Сам Господь, если это будет необходимо ему для его спасения. Главное, что он теперь – ученик Христов, что он следует за Ним, и что, молясь о нем, его поддерживает вся Церковь.

Некоторые итоги

Мы поговорили о начальном этапе жизни начинающего христианина, который приводит его ко Крещению. После этого начинаются другие, более серьезные этапы его духовного пути. О них мы поговорим в дальнейшем. А пока еще раз оглянемся назад, чтобы окинуть одним взглядом то, какие изменения уже произошли в нашей жизни, и что мы уже приобрели.
Первое — это вера в Единого Бога-Творца. Мир больше не представляется нам набором бессмысленных случайностей – но вместо этого единым и гармоничным целым, сотворенным единой и мудрой волей. И сами мы в нем — не случайные гости, Поскольку Бог — наш  любящий Отец, то Он не напрасно послал нас в этот мир, но чтобы мы сохраняли духовную связь с Ним, познавали и творили в этом мире Его волю. И Он не оставил нас совершенно одинокими в этом занятии, но дал нам множество идущих тем же путем любящих братьев и сестер. Все вместе они составляют Церковь. И Церковь помогает нам своими молитвами, таинствами, богослужениями. Она имеет древние двухтысячелетние традиции. Она имеет замечательную книгу – Библию, которая способна наполнить наше сознание глубинами познания и смысла. Она предлагает нам примеры святых – величайших людей, достигших высот духовной жизни, которые помогают нам идти избранным путем.
Правда, не столь высоким стало наше мнение о себе. Мы знаем теперь, что человек поврежден грехом, что все зло, которое есть в мире, имеет причиной нашу же разорванную связь с Богом. Но мы теперь имеем силы и бороться с этим злом. Молитва, пост, и все другие средства, о которых я уже сказал – все это верные и надежные способы очищения души. И главный из них  — это вера в самого Иисуса Христа, надежда на Него, непосредственное обращение к Нему. Вот как много мы уже обрели! И впереди еще – наша новая церковная жизнь, в которой нас ждут новые неожиданности и открытия, новые удивительные встречи!
Впору с удивлением остановиться – как сильно уже изменилась наша жизнь! И как только раньше мы жили без веры – какая же путаница тогда была в наших головах, а мы-то самоуверенно думали, что все уже понимаем и знаем!.. Теперь мы уже не задумаемся в выборе – включить ли телевизор, или взять в руки духовную книгу, пойти ли на беспорядочную вечеринку наших неверующих друзей – или на духовное собрание наших братьев по вере!.. Обретенная вера все расставляет на свои места и всему в жизни придает новый смысл.
Но, радуясь неожиданностям и приобретениям, не следует забывать и об осторожности. Церковная жизнь – это реальная жизнь, в которой участвуют реальные люди, которые, как и все люди, в чем-то могут оказаться несовершенными. Продолжение этих страниц как раз и будет посвящено попытке максимально трезвого взгляда на церковную жизнь, в котором, не забывая о радостях, которые предлагает человеку эта жизнь, будет уделено внимание также сложностям и опасностям, которые могут подстерегать человека на этом пути. Это для того, чтобы предупредить читателя и создать в нем как можно более верное представление о предмете.
Заканчивая этот раздел, хочется сказать, что все описанное в нем представляет собой, конечно же, некоторую «схему». Реальная жизнь богаче и сложнее любых схем.  Такие события, как зарождение веры в душе человека и  постепенный его приход ко крещению, конечно же, происходят разными путями, и невозможно их как-то стройно и исчерпывающе описать. И, тем не менее,  существуют и некоторые закономерности на этом пути, и некоторые  рекомендации, которые можно таким людям дать. Здесь были собраны лишь немногие такие рекомендации, которые помогут человеку двигаться по этому пути.
Разумеется, все это далеко от совершенства. Это лишь самое общее и поверхностное описание некоторых положений веры и всего того, что должен делать на первых порах  приходящий к вере человек. Цель этих страниц — лишь вызвать интерес к этим вопросам и дать человеку в руки лишь некоторые «инструменты», с помощью которых он сможет двигаться по избранному  пути. Если эти размышления вызвали некоторый интерес, то следует поскорее  отложить их, чтобы обратиться к источникам более надежным. И в этих источниках у человека не будет недостатка. Церковь предлагает нам множество надежных книг, а главное – реальное, живое общение, реальный духовный опыт встреченных нами на нашем духовном пути реальных людей. Быть может, даже этого опыта будет слишком много, и в нем будет непросто разобраться. Вот тут-то снова, может быть, и пригодятся эти страницы – все-таки в них совершен определенный труд, чтобы выделить нечто главное, найти  основные ориентиры, привести все в более-менее стройную «систему». Но остальное все должно осуществиться не на бумаге, а в жизни. Остальное все должно быть наполнено уже живыми чертами Вашего неповторимого личного пути. Бог в помощь!
_ _ _
 


Рецензии