Шумят над тобой сосны...

               
  С фотографий смотрят лица
  Через толщу прошлых лет,
  Тех, что ночью будут сниться
  Тех, кого давно уж нет.
                Самуил Снидзе

               

                НАНКА

 Уже  не в первый раз ты приходишь ко мне во сне….   
Видимо пришло время, собрать  воедино фрагменты моих воспоминаний.


 В конце ноября, после того, как ваша семья приняла вынужденное
решение покинуть родину, мы поехали с тобой в лес по грибы.
День был  теплый, по- осеннему  прозрачный, в синем небе ни единого облачка.
Набрав полные сумки маслят, присели отдохнуть под раскидистой
сосной на самом верху холма.
Далеко-далеко, слева и сзади  от нас, тянулись горные хребты. Где-то справа в туманной дымке виднелись серые строения города. Прямо перед глазами простиралась Араратская долина, а за ней две заснеженные горы: большой и малый Арарат.
- До чего же хорошо,- вздохнула ты. Так бы и сидеть под этой сосной всю жизнь, смотреть на эти горы и никуда не уезжать!


 С того дня прошло почти двадцать лет.
 Остались только воспоминания...

 
 Последние годы перед развалом завода, я работала в библиотеке.

Рядом с моим столом стоял громадный куст олеандра, выращенный тобой. Он пышно цвел с весны и до поздней осени.
Откуда ты раздобыла этого  обитателя приморских бульваров?
Я ни разу не видела их здесь!
Розовый олеандр, потомок того самого олеандра и сейчас
растёт у меня, но не цветёт.

             
 Однажды ты принесла мне пять больших красных тюльпанов  на День
рождения. Я помню их до сих пор. Мы обе любили цветы.

 Как-то раз, оббегав несколько магазинов в поисках цветов в подарок, нашли цветущий цикламен. Купили, принесли, подарили. Именинница  ошарашила нас: - Зря деньги на ветер  выбросили, лучше бы купили что-то полезное.
 
 Помню, ты как-то спросила :
- Сможешь подстричь мне волосы?-
-Запросто!- ответила я легкомысленно.
У тебя были очень густые, жёсткие волосы, совсем седые, несмотря на то, что тебе не было ещё и тридцати.

 Я принялась за дело, с каждой минутой понимая - зря  я была так уверена в себе!
 Несмотря на мои старания, получалась явно мужская стрижка. Два месяца, каждое утро, глядя на тебя, я огорчалась.
- Ирка, не переживай, отрастут,- успокаивала ты.
               

 Ты всегда приходила на помощь.
Взяв отпуск, я собиралась поехать в Ленинград, но маме был
назначен курс уколов, поэтому решила отказаться от поездки.
- Ира, поезжай,- я умею делать уколы,- сказала ты.
Я уехала, а ты ровно десять дней, ежедневно после работы шла сначала  к моей маме, и только после этого спешила домой.

               
 Ты с дочкой и сестрой улетала в отпуск на море.
Накануне, позвонила мне:
- Ир, вывеси что-нибудь сушиться, ну хотя бы носовой платок.
- Для чего?
- Погоду исправить, засмеявшись, сказала ты.
Это ты обратила моё внимание – если в дождливый день я вывешиваю бельё, то обязательно выглядывает солнце! 
Давно уже я не могу наладить погоду...

 
 У меня на кухне стол из твоего дома.
Цветы, которые мне дарят, я ставлю в твою вазу.
Много лет я спала на твоем кресле-кровати.
Каждый день я готовлю еду в кастрюлях, подаренных тобой.
Встретив  в кроссворде вопрос из области музыки,  открываю
музыкальный словарь, а в поисках рецептов, заглядываю в книгу
Вильяма Похлебкина "Национальные  кухни народов"- их тоже подарила мне ты!
Уезжая, ты отдала мне многие вещи. Все они напоминают мне о тебе.

               
 Вспоминаю, как мы пошли всем отделом поздравить Нунэ со
вступлением в брак.
Всем было любопытно: что она получила в подарок.
Она принесла две шкатулки и через секунду всех, кто сидел за
длинным столом, сдуло со своих мест,- отправились смотреть украшения.
Мы же с тобой со стороны наблюдали за происходящим.

 А когда тем же составом поехали за город, только мы с тобой 
ушли от костра,  на котором готовился шашлык, и  с удовольствием
побродив по окрестностям, собрали букет полевых цветов для нашей
Карины.
   
 Семь лет назад, мне повезло: я прилетела в Москву и смогла
встретиться со  своими  подругами.
Ты приехала за мной к ВДНХ и повезла к себе.
Через несколько дней, приехав на электричке в ваш маленький
подмосковный городок, позвонила тебе на мобильный телефон.


 Я ждала на площади, у железнодорожной станции.
Коротая время, читала, прислонившись спиной к стволу   дерева, книгу Владимира Кунина  "Ай гоу ту Хайфа" и  громко смеялась.
В очередной раз расхохотавшись, подняла глаза и увидела тебя.
Улыбаясь, ты наблюдала за мной, как оказалось, уже несколько минут.


  Мы прожили вдали  друг от друга почти двадцать лет.
Много чего произошло за это время и хорошего, и плохого.
Ты рассказывала о том, как вы жили все эти годы, через какие
трудности прошли. Слушая, я едва сдерживала слёзы:


  Много раз вы переезжали с одного съёмного жилья на другое, прежде чем, всего два года назад, смогли приобрести небольшую квартиру.
  Ты, поставив цель выжить, сохранить семью и иметь свою крышу над
головой, прилагала для этого все усилия.
Как локомотив, вела за собой всю семью, пока болезнь не подкосила тебя.
И мне кажется, что права восточная пословица: когда дом
построен, человек умирает...


 Вспомнив тот ноябрьский день в Ереване, ты предложила погулять в, ставшем  тебе привычным, густом, тёмном, с высоченными соснами, лесу. Пока твои родные готовили  еду и накрывали импровизированный стол, мы  отошли совсем недалеко, но мне вдруг стало тревожно: не заблудимся ли? 
Повернув назад, ты сказала:
- Не беспокойся, мы здесь часто бываем!


 Нам не дано знать, кто покинет этот мир навсегда, какой день,
встреча или разговор- станут последними...


 Месяц я провела в России.
Гостила у тебя, Нана, у Лены в Рязани, и  у Тани в Москве.
Оказалось, что это была последняя встреча со всеми вами.

               
 Уходят мои друзья...
Меньше чем за два года я потеряла четверых, ты - пятая.


 Ты очень скучала по Еревану, по Армении, мечтала вернуться.
Этому не суждено было сбыться.
Твоё последнее пристанище за тысячи километров от родных гор.


Теперь над тобой вечно шумят сосны...



          *Как усталые шахматные фигуры,
           Исчезают с доски жизни твои друзья.
           Утри слезы и смиренно прими,
           Что в городе у тебя
           Меньше знакомых,
           Чем на городских кладбищах…

                Сильва Капутикян


*Перевод с армянского.


Ты стала очень часто приходить ко мне во сне...


Рецензии
Ох...
Меня это пока минуло. С грустью, стараясь не додумывать мысль до конца, отгоняю ее, но иногда мелькает все-таки: кто же первый?
(Что-то я так разволновалась, что не могу сообразить, как в одном времени соединить глаголы, вы уж простите).
А пока - хоронили родителей. Чем меньше их оставалось, тем больше каждый становился нашим общим родителем. Все они про нас знали. И с ними уходило наше детство, наша молодость... Увы, уже никого не осталось...
Светлая память вашей подруге.
"Неправда, друг не умирает,
лишь рядом быть перестает.
С тобою кров не разделяет,
Из чаши из одной не пьет".
Пишу строчки Симонова по памяти, возможно, что-то не так. Но друг - не умирает, это точно...

Мария Купчинова   07.03.2015 21:56     Заявить о нарушении
И тут я чувствую также как и Вы: с уходом старшего поколения, родителей, их друзей и знакомых, уходило наше детство, наша молодость...
Дай Бог, чтобы Ваши друзья еще много и много лет были рядом с Вами!

Ирина Шульц   08.03.2015 18:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.