Гравитация как Человек для Человека

Билет в кино приобретается за 1 минуту до начала фильма в зале номер 2. Расположившись в 5 ряду на 4 месте твое восприятие настолько абстрагировано, что набор вступительных рекламных роликов перед глазами оценивается как последовательность бессмысленных разноцветных картинок. Фильм начинается с появления космического пейзажа, который вначале не приковывает к себе особого внимания, ввиду как не закрытой входной двери в кинозал, так и того, что первоначальная реакция формируется только после осмысления того, что ты уже успел пропустить через себя.


Космическое пространство – холодный и темный мир, поражающий своей неземной красотой, вероятно из за этого так привлекающий человека стремиться и постигать тайны этого мира. Сюжет развивается и затягивает незаметно зрителя, но самое главное, не навязывает зрителю одно лишь мнение, одно восприятие различных моментов, а создает многогранность альтернатив, оставляя каждому свободу полета мысли и фантазии. Задумка режиссера реализуется еще глубже. За внешней ширмой спецэффектов и значительных кувырканий героев в космосе скрыта незаметная на первый взгляд отсылка к известному кинофильму Тарковского.
Зачем доктор Стоун полетела в космос? Ради чего ей нужно ремонтировать модули МКС? Потому что она в прямом смысле слова сбегает от себя, от своей действительности, где то там на Земле, от воспоминаний, и потерь, которые ужасно мучают ее. Поэтому она здесь. Поэтому ей необходимо завершить начатое дело и доказать прежде всего самой себе, что она может себя преодолеть, не остановится, не опустить рук, а продолжать бороться за свою жизни до самого конца.


Она очень боится находиться в космическом пространстве, в котором фактически ничего нет, все вокруг нее чужое, холодное, невесомое и она всего лишь пылинка во вселенной, до которой этой вселенной нет никакого дела. Улетит она, оторвавшись от Земли, в глубины космоса и затеряется навеки в темноте или будет продолжать находиться на МКС – вселенная от этого не изменится.


Выполняя технически очень сложную задачу по ремонту оборудования, у нее мало что получается, связь не устанавливается, данные по каналу связи не передаются. Она улетела на орбиту Земли для того, чтобы почувствовать свободу выбора, однако и здесь внешний фактор свел на нет все ее усилия. Космический корабль полностью уничтожен, и между ней и бесконечным космосом не существует больше никаких преград, она не может построить их искусственно, как она всегда делала до этого момента.


Ее жизненные ситуации выплывают из разрушенного космического корабля. И в этот момент она начинает понимать, почему вокруг нее весь мир рушится. Однако, она еще не готова к тому, чтобы взять всю ответственность на себя, не перекладывая свои проблемы на своего партнера по несчастью, который как настоящий мужчина, не дал ей улететь в глубины космоса, подсказав, что надо подать световой сигнал, чтобы тебя заметили и спасли.


Она вцепилась в него как в спасательный круг, потому что ей было очень страшно в пустоте космоса. В процессе перемещения, он добавлял всяческий позитив, хотя несомненно ощущал не меньший страх от ситуации, чем она. Они в одной упряжке, как невольные узники обстоятельств испытывали на себе всю силу гравитации, бросающую их из стороны в сторону. Они были противоположны во всем до тех пор пока не оказались связанными одной цепью из за обстоятельств. Его веселость и кажущаяся беззаботность медленно растворилась в потоке грусти и печали с ее стороны. Можно сказать, что груз ответственности, который она переложила на его плечи был так велик, что не позволил ему удержаться вместе с ней и не улететь одному в глубины космоса. Противоположности притягиваются, а они теперь стали в критической ситуации слишком близки по духу друг другу. Он сам сделал этот выбор и разорвал связывающую цепь, т.к. знал, что вдвоем им не выжить в темноте космоса. Он знал, что кислорода не хватит и у него, но когда пришлось сделать выбор, он его сделал в пользу будущего, в пользу неопытного космонавта, которому одновременно нужно предоставить шанс для рефлексии. Он улетел в глубины космоса и до последнего поддерживал ее пока она благополучно не оказалась в безопасности в космическом корабле.


Она, как правильно выучивший инструкцию стажер, сообщила диспетчеру о том, что она “вероятно единственный из оставшихся в живых членов экипажа”, конечно никакой диспетчер ее не услышал. Это важный момент, на него стоит обратить внимание. Подчеркну, что и в этот момент мы не видим на экране особой трагедии и драмы от героини: “Поговори же со мной, ты ведь не умолкал с самого старта с космодрома”. Даже ее слова о том, что “я тебя не отпущу” и вся гамма переживаний при поиске шлюзового отсека под ободряющие комментарии ее безнадежно пропавшего в глубинах космоса партнера, не трогает героиню по настоящему. Она переживает, но она не проходит через душевный переворот, если так можно выразиться.
Она действует по инструкции, но все ее попытки тщетны, т.к. датчики топлива на нуле, а альтернативных вариантов она не видит. Она в абсолютном отчаянии, пытается найти любую связь, даже если ни единого ее слова не поймут, но для нее это будет живой голос и живой звук в кромешной тьме. В итоге она сдается, опускает руки, точнее складывает их на груди в состоянии подготовки к долгому и глубокому сну. Мистическим образом шлюз открывает ее партнер и все также беззаботно с развеселой музыкой говорит ей о том, что все будет хорошо и все преодолимо, если разумеется стремиться преодолевать себя и продолжать бороться за свою жизнь. Космос – совершенно неизвестный мир, с законами гораздо глубже понимания обычного человека и пришедшее к ней глубокое осознание причины своих проблем материализовалось в получении информации о том, как ей спастись. Здесь мы наблюдаем ее перерождение, по аналогии с сюжетом фильма “Космическая Одиссея: 2001”, когда главный герой был отправлен на Землю в образе младенца, взирающего из некого пузыря на свою Землю, так и она находясь на самой грани, получила сигнал от высшего разума, активизировавший ее инстинкт самосохранения и с новой силой жажду борьбы за свою жизнь.
Дальнейшие ее действия уже не пугают ее. Она самостоятельно и уверенно ремонтирует космический корабль для возвращения на Землю. Самостоятельно и успешно разбирается с запуском процесса отстыковки и двигателей. Остатки космической станции разлетаются на куски, как и ее проблемы из прошлого, ее переживания, ее личные трагедии, все остается далеко позади. Она в посадочной капсуле входит в атмосферу планеты Земля, обломки станции сгорают ярким пламенем в атмосфере и внезапно появляется диспетчер, на радаре зафиксировавший ее перемещения и координаты для посадки.


Акцент в финале сделан именно на способности сделать новый шаг вперед по Земле. На способности встать сначала на колени, а затем и в полный рост. Она разобралась в себе, в своих переживаниях, и все, что было где то там, высоко и далеко на орбите Земли, окажется всего лишь занимательным приключением, о котором она в дальнейшем сможет рассказать своей будущей семье. Так “где же Ваш дом, доктор Стоун?”


Рецензии