Хиндустанский волк. Книга III. Глава 2

***   *****   ***

ХИНДУСТАНСКИЙ ВОЛК

Владимир П. Паркин

Роман.
Книга III
историко-приключенческого романа из пяти книг
«МЕЧ И КРЕСТ РОТМИСТРА КУДАШЕВА»
©  Владимир П.Паркин, автор, 2013.
©  Владимир П.Паркин, издатель, 2013.
ISBN 978-5-906066-06-0

***   *****   ***
***   *****   ***

ГЛАВА   2.

*****

Несостоявшиеся гастроли варьете «Сафо Эротик».

*****

Утро 2 января 1912 года. Асхабад.
Канцелярия Начальника области.

  В семь ноль-ноль полковник Дзебоев, как всегда, входил с парадного крыльца в Канцелярию Начальника области. Его встретил командой «Служба, смирно!» оперативный дежурный полковник Солоницын, отрапортовавший:
– Господин полковник! За время моего дежурства в Закаспийской области происшествий не случилось!
– Вольно! Здравствуйте Павел Петрович! Как ночь прошла?
– В общем, тихо. Проблем нет, новости есть.
– Заходите, поговорим.

Вслед за полковниками в кабинет на цыпочках проскользнул помощник оперативного дежурного пехотный капитан с подносом. Без напоминаний – черный чай с лимоном!

Минут через десять Солоницын, оставив у Дзебоева почту, вышел, но вернулся.
– Господин полковник! К Начальнику области на прием двое штатских просятся. Из приезжих. С паспортами. В цилиндрах и с тросточками. На французском изъясняются. Мне не совсем понятно, чего хотят. Будь немцы, разобрался бы.

– Зарегистрируйте, пропустите ко мне. Начальник вернется только четвертого.

Вошли двое. Молодые. Ухоженные. Услужливо-наглые. Серые короткие французские пиджаки, брюки в обтяжку. Белые шёлковые шарфы ниже колен. Пальто и цилиндры, видно, оставили в гардеробной. В руках трости с фигурными рукоятками, большие дорогие портфели с позолоченными замками.

– Разрешите представиться: импресарио Театра-варьете «Сафо Эротик» – мсье Мышковец – это я  и мсье Сатурляев – мой компаньеро. Vue charmante! Вью шарман! Феерическое зрелище! – с порога начал первый, протягивая полковнику Дзебоеву для рукопожатия руку в белой лайковой перчатке.
Дзебоев сделал вид, что не понял. Жестом указал на свободные стулья у двери.
Мышковец ничуть не был обескуражен холодным приемом. Второй, названный Сатурляевым, не церемонясь, начал раскатывать на большом «штабном» столе афиши и раскладывать фотографии.

– Certains de nos affiches, monsieur! Voici le texte de versets. Voici quelques photos. Les plus belles filles. Il n'ya pas ; Paris! – продолжил слегка грассирующим тенорком месье Мышковец. – Вот тексты куплетов. Вот фотографии. Самые красивые девушки. Таких нет и в Париже! Вот наши афиши, господин полковник!

В унисон к тенору вступил баритон.

– Notre point de vue a ;t; ent;rin; par les ma;tres de leurs Excellences les gouverneurs, les maires et les chefs de la police d'Odessa et ; Chisinau. Pas de politique. Sans abominations. Juste un peu de sensualit;. Bien s;r, pas pour les enfants!* – хорошо поставленным звучным голосом профессионального шпрехшталмейстера привлек внимание Дзебоева Сатурляев.
………………………………………….
* Франц. – Наше представление было одобрено господами их превосходительствами губернаторами,  градоначальниками и полицмейстерами Одессы и Кишинева. Никакой политики. Без мерзости. Только чуточку чувственности. Конечно, не для детей!
………………………………………….

А за Сатурляевым снова Мышковец:
– La saison estivale 120 spectacles dans les villes la c;te de la Mer Noire! Immense succ;s! Six beaut;s, des danseurs, six belles jeunes hommes, des acrobates ... usine de minimum! Douze Orchestre personnes. Le violon les plus talentueux et les tuyaux en Russie!* –
………………………………………….
* Франц. – Весь летний сезон в сто двадцать выступлений в городах побережья Черного моря! Бешеный успех! Шесть красавиц-танцовщиц, шесть прелестных юношей-акробатов… Минимум мануфактуры! Двенадцать человек оркестр. Самые талантливые и знаменитые скрипки и трубы России!
…………………………………….
Дзебоеву пришлось прервать слаженный дуэт стуком портсигара о стол, повысить голос:
– Arr;tez, messieurs! Je comprends tout, m;me si votre fran;ais serait mieux. S'il vous pla;t en Russe. Vous ;tes sous le drapeau Russe et non pas sur la Seine.
………………………………………….
* Франц. – Остановитесь, господа! Я все понял, хоть ваш французский мог бы быть и лучше. Прошу по-русски. Вы под флагом России, а не на набережной Сены.
………………………………………….

Незваные просители приумолкли, ели глазами господина полковника.
Дзебоев продолжил:
– Начнем с документов. Прошу на стол ваши паспорта и всю разрешительную документацию на ваше варьете, включая автографы вами упомянутых губернаторов и градоначальников!

Сатурляев в полнейшем серьёзе сделал сложнейший испанский реверанс и положил на стол Дзебоева паспорта и несколько листов добротной писчей бумаги, расписанных широкими росчерками и усыпанными чернильными и сургучными печатями.

Мышковец рядом положил пергаментный сверток размером с добрый кирпич, крест-накрест заклеенный банковской бумажной лентой. С поклоном сделал шаг назад.
Дзебоев просмотрел документы, сложил их аккуратной стопкой на столе под правую руку. Указав на пергаментный сверток, спросил:
– Это что?

Мышковец сделал шаг вперед:
– Этот предмет в сферах высокого искусства не имеет своего имени! Говорить о нем – «моветон». Так принято. И мы не нарушаем сложившиеся в Вене и в Париже обычаи «бон тона»*! По окончанию наших гастролей подобный презент вашему сиятельству может быть увеличен многократно!
……………………………….
* Франц. – mauvais ton, le bon ton – плохой тон, хороший тон
……………………………….

– Раз так, значит, будем говорить предметно. С кем из градоначальников Одессы и Кишинева вы имели дело?
– В бумагах все указано: в Кишиневе – с его превосходительством губернатором Алексеем Николаевичем Харузиным, в Одессе – с его превосходительством градоначальником Николаем Ивановичем Толмачевым.

Дзебоев снял телефонную трубку:
– Пригласи-ка полковника Солоницына! Павел Петрович? Дзебоев. Гости у нас очень дорогие. Им помочь нужно. И дело непростое, общественного одобрения требует. Прошу использовать мой «Рено». Срочно объехать редакции газет «Асхабадъ» и «Средняя Азия», привезти дежурных журналистов побойчее, директоров синематографа и русского драматического театра, фотографа Минкина. А главное, пригласите Лаппо-Данилевского, он нам очень будет нужен. Но журналистов – в первую очередь. Через тридцать минут чтобы все здесь были! Исполнять.

Улыбнувшись, Дзебоев повернулся к господам «артистам», как он их уже мысленно называл.
– Господа! Прошу за большой стол. Вот бумага, чернила, перья… Прошу написать официальное прошение на имя Начальника Закаспийской области подобное тем, на которых уже стоят визы губернаторов Кишинева и Одессы. Прежде, чем оно ляжет на его стол, мы коллегиально обсудим все вопросы, связанные с предстоящими гастролями вашего варьете.

Вызвал звонком помощника дежурного:
– Чаю нам. Ну, и пряников каких-нибудь.

Пока писалось прошение, поговорили.
– Как скоро можем ожидать приезда труппы, начала представлений? Не будет ли проблем со сценой? Зима – январь, февраль, масленица… Самый сезон! – спросил Дзебоев.

– По получению разрешения – в срок десяти дней. Труппа сейчас заканчивает контракт в Букуреште. А насчет сцены беспокойства нет. По времени наши выступления никогда не совпадают с традиционным началом спектаклей.

– Это как?

– Первое представление – в полночь! Второе – в два пополуночи. Многие зрители покупают билеты и на первое, и на второе представления – программы разные. Свободных мест не бывает. Всегда аншлаг!

– Не тяжело господам артистам? Два представления одно за другим?

Мышковец и Сатурляев дружно рассмеялись.

– Нет, не тяжело, – Мышковец заикался от смеха. – Каждый из них еще в индивидуальном порядке до утра даст представление, а, может, и не одно! От желающих отбоя не будет.

Дзебоев принял написанное прошение, прочел его и положил на свой стол к ранее полученным документам.  Спросил:
– Букурешт… Это Бухарест, что ли?

– Ну, да. Не бывали, господин полковник? Румыния! Хоть и мала, и навозом попахивает, но – Европа! Дворцы, шик, культура! – Сатурляев достал портсигар на четыре сигары. – Не уважаете, ваше сиятельство? Гавана! В Асхабаде не купить.

– Нет, я папиросы… В Бухаресте не бывал, как, впрочем и в Париже. Мой французский из Пажеского корпуса. А как вам Берлин, Вена? Там не выступали?

– Если назовём Берлин сказкой, то Вену придется назвать раем! – Сатурляев затянулся «гаваной». – Планируем  гастроли в Берлин, потом в Вену по весне, после Асхабада и Ташкента, если здесь получится. В принципе, уже есть договоренности. В Букуреште познакомились на представлении с принцем Пруссии его высочеством Вальтером Николаи. Приглашал…

– Николаи? Кто его не знает. Он поможет…

В дверь постучали. Один за другим входили приглашенные Дзебоевым лица. Здоровались, представлялись. Лаппо-Данилевский без лишних слов сел в дальнем углу рядом с полковником Солоницыным. Минкин разбирал штатив, устанавливал фотоаппарат.

Полковник Дзебоев жестом поднял господ импрессарио из «Сафо Эротик»:
– Кажется все в сборе. Прошу вас, господа артисты. Вы у нас в Асхабаде первые с предложением зрелища, которое сами называете «Эротик». Прошу рассказать обществу то, что рассказывали мне. Зачитать программу выступлений. Продемонстрировать свои афиши, фотографии сцен…

Дважды просить не пришлось. Мышковец и Сатурляев, почувствовав себя «на  публике», говорили горячо, вдохновенно. Демонстрировали афиши, изданные на русском и французском в Париже и в Бухаресте. Пустили по рукам фотографии своих юных красавиц и акробатов.
Увы, на третьей минуте выступления их дуэт был остановлен самым решительным образом. С места поднялся высокий человек с фигурой героя кавказского народного эпоса – Джавров Захарий Давидович, издатель и редактор газеты «Асхабадъ». Его глаза просто пылали скрытым гневом. На лице – не скрываемая мина отвращения. Над головами артистов его мощная длань с указующим перстом, направленным на одну из афиш. Его голос тих, но слова отчетливы. Было понятно, что взятое пиано речи в любую минуту будет разорвано громовым форте!
– Прошу ответить мне, господа импресарио, где вы предполагаете разместить ваши афиши?

– Как где? – не понял вопроса Мышковец. – Там же, где в городе их расклеивают традиционно. На афишных тумбах, на заборах, на стенах базарных лавок, хозяева которых не будут протестовать…

– То есть публично?!

 – Конечно, публично. Как же иначе! У афиши основное предназначение – привлечение публики! Ни в Букуреште, ни в Кишиневе, ни в Одессе нам не задавали подобных вопросов. На афишах фигуры красивых женщин в скромных позах, повернутых так, чтобы не были видны интимные места… Вы что, никогда не были в залах европейской живописи Санкт-Петербургского Эрмитажа? Никогда не видели мраморных богинь эллинистического мира? Давно пора принести европейскую культуру в дебри дикой Азии!

Рука Джаврова все еще была поднята над головой импресарио. Захарий Давидович опустил руку, медленно повернулся к Дзебоеву:
– Владимир Георгиевич! Сделайте что-нибудь! Эти афишки, расклеенные в Асхабаде, нам дорого будут стоить. Эта провокация обернется националистической резнёй! И в первую очередь разорвут на части господ импресарио и артистов этого варьете. Никакие казачьи кордоны от гнева толпы не спасут! Здесь не Париж, не Бухарест… И никогда Асхабад не будет ни Содомом, ни Гоморрой! Я все сказал. Я ухожу.
Джавров повернулся и устало пошел к двери.

Дзебоев обнял его за плечи, усадил на свободный стул.
– Подождите, Захарий Давидович. Для того мы все здесь и собрались, чтобы решить непростой вопрос.
И, обращаясь к обществу:
– Другие мнения будут? Может, в самом деле настало время раскрепощения женщины в Средней Азии? Разрешим представления «Сафо Эротик», запретим ношение платка-яшмак для женщин-туркменок, чадры – персиянкам, паранжи – узбечкам? Что-то я на Асхабадских улицах не видел русских женщин в декольте и с обнаженными спинами в теплые дни? 

– Именно! – обрадовался Мышковец, не уловивший иронию в словах Дзебоева. – Именно. Асхабад, это чей город? Российской империи или нет? Европейский, или нет? Давно пора принести европейскую культуру в дебри дикой Азии!

– Интересная фраза, господин Мышковец, – сказал Дзебоев. – Сами придумали, или его высочество принц Николаи подсказал?

– Именно! – снова обрадовался Мышковец. – Принц Николаи – умнейший человек, настоящий образец культурного европейца!

Собравшееся общество зароптало. Люди начали вставать, хотели разойтись. Минкин делал снимок за снимком. Илларион стенографировал выступления. Журналист из «Закаспийского обозрения» подошел к Дзебоеву:
– Господин полковник! Благодарю за приглашение. Если примете решение благоприятное для этих господ, можете не ставить редакцию в известность. Сами все увидим. А статья о сегодняшнем собрании будет опубликована в завтрашнем номере!

Дзебоев ответил, обращаясь ко всему обществу. Пришлось повысить голос.
– Не спешите. Собрание не окончено. Есть еще вопросы. Прошу всех сесть на свои места и помолчать еще десять минут. Реакция общества мне понятна. Теперь вопрос к господам импресарио: – Прошу повторить, когда состоялись гастроли вашего варьете в Бессарабии, в Кишиневе?

– В августе 1911 года, – ответил Сатурляев. – Мы предоставили вам разрешение, выданное господином губернатором Харузиным.

– Все слышали? – спросил Дзебоев.

– Разрешите? – с места поднялся и вышел на средину кабинета полковник Солоницын. – Сегодня на телеграфный запрос в Кишинев из Управления делами губернатора Бессарабии действительного статского советника графа Ивана Викторовича Канкрина пришел ответ следующего содержания: «Ни в 1911 году, ни в иные годы, ни в Кишиневе, ни в иных городах Бессарабии не проходили гастроли варьете «Сафо Эротик». Разрешения на представления этому театру варьете за подписью губернатора Харузина не выдавались. В 1909 году статский советник камергер Харузин Алексей Николаевич высочайшим повелением сложил полномочия губернатора Бессарабии и был назначен   директором Департамента духовных дел иностранных исповеданий в Санкт-Петербурге». Подпись – Управляющий делами Бессарабской губернии. Для справки: подпись на втором разрешении, якобы поставленная градоначальником и генерал-губернатором Одессы генерал-майором Иваном Николаевичем Толмачевым – подделана. Прошу господ журналистов убедиться. Вот подпись на разрешении, а вот… – полковник Солоницын раскрыл толстенный фолиант «Образцы подписей и печатей должностных лиц Российской империи на 1911 год» – факсимиле реальной подписи Толмачева! Не идентичны!

Вдруг Сатурляев, оттолкнув полковника Солоницына, бросился к двери, распахнул ее и грудью налетел на офицера конвойной стражи во главе наряда, входившего в кабинет Дзебоева.
Через минуту и Сатурляев, и Мышковец смирно сидели посреди кабинета в легких наручных и ножных кандалах. Минкин в очередной раз сделал моментальный снимок, используя магниевую вспышку.

– И это еще не все, – сказал Дзебоев. – Прошу всех обратить внимание на пергаментный сверток, заклеенный банковской бумажной лентой, что на моем столе. Предполагаю, что в нем деньги. Взятка, предназначенная вашему покорному слуге. Этот пакет вынул из портфеля и положил своими руками на стол господин Мышковец.

– Ложь! – выкрикнул Мышковец. – Полицейская провокация! Пусть будет все по закону. Требую прокурора! Прокурора!

Из своего угла поднялся и подошел к задержанным Лаппо-Данилевский.
– Я коллежский советник юстиции первого класса Лаппо-Данилевский Аркадий Николаевич, Окружной прокурор Асхабадской судебной Палаты. Полагаю, мне предстоит близко познакомиться с вами обоими, господа.
– Этот сверток не имеет ко мне никакого отношения, – заявил Мышковец.

– Дактилоскопическая экспертиза покажет. Все будет по закону, – сказал прокурор. – Пригласите криминалиста.
В кабинет вошел поручик общей полиции. В шестикратную лупу внимательно осмотрел сверток.
– Есть читаемые отпечатки пальцев. Бумага пергаментная, гладкая. Хорошо сохранились. Но есть еще кое-что. Мелкие крошки. Похожи на крошки от печенья. Где раньше хранился свёрток?

Раскрыли портфель. Сразу бросилась в глаза начатая пачка печенья. «Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколада, конфекть и чайных печений».

– Подложили, – заявил Мышковец.

– В карманах этого господина тоже полно крошек, – вступил в разговор конвойный поручик. – Я готов подписать протокол личного обыска.

– Провокация! Подлая жандармская провокация! – закричал Мышковец.

– Господа! – обратился к обществу полковник Дзебоев. – Я ждал этого обвинения. Потому и пригласил всех вас на эту встречу. Рад, что никто не отказался. Благодарю.
Попрощался за руку с каждым из приглашенных. Народ начал расходиться.
На минуту задержал Лаппо-Данилевского.
– Аркадий Николаевич! Про Вальтера Николаи слышали?

– Про принца прусского? Слышал. А что?

– Вальтер Николаи такой же принц, как и сам Мышковец. Заместитель начальника отдела «III B» военной разведки Германии. Основное направление работы – Россия.

– Понял. Отработаю с задержанными эту тему. Вопрос можно? Только без обид, Владимир Георгиевич, если что, ладно?!
 
– Ну?
 
– Насчет варьете, подделки подписей, взятки и прочей эротической мерзости я понимаю. А вот насчет шпионажа сомневаюсь. Ссылка задержанных на Николаи – просто глупость, они сами не знали, кто он такой... Для профессиональной военной разведки эти агенты – идиотизм!
 
– Не скажите, Аркадий Николаевич. Я имею основания предполагать, что Николаи засылает в Россию агентов сотнями. Начнут работать – хорошо. Провалятся – не велика беда. В самом начале моего общения с импрессарио я спровоцировал направление нашей беседы в сторону Германии. Задал вопрос о Берлине, о Вене. И Сатурляев откликнулся мгновенно. Похвастался знакомством и покровительством принца Николаи. А основанием для подозрения стали предъявленные документы. С первого взгляда я распознал добротную немецкую работу. Николаи не глупец. Он гений разведки. В этой операции он сделал ставку сразу на два человеческих порока - на алчность и на похоть... Трудно устоять перед обнаженной красавицей и перед «кирпичём» сторублёвых банкнот. Зато агентам была бы открыта Среднеазиатская железная дорога от Красноводска до Ташкента со всеми городами, весями, военными гарнизонами... Вот так! Начинайте работать, Аркадий Николаевич. Пока импрессарио в вашем распоряжении. А я обязан информировать контрразведку Туркестанского Военного Округа. Пока все. Еще раз благодарю!

Все ушли. Дзебоев остался один. Только успел подумать: «Надо бы Кудашеву позвонить!», как в дверь постучали. Вошел Александр Георгиевич.

***  *****  ***
***  *****  ***

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

***  *****  ***
***  *****  ***


Рецензии
Блестящая работа В.Г. Дзебоева! И Уважаемого Автора, разумеется! Р.Р.

Роман Рассветов   14.12.2020 14:57     Заявить о нарушении
Не протестую. Сам перечитал с удовольствием. Править нечего.

Владимир Павлович Паркин   14.12.2020 18:02   Заявить о нарушении
Истинно так! Р.

Роман Рассветов   16.12.2020 00:14   Заявить о нарушении