Великий Диктатор против Еврея Зюсса или Триумф вол

Великий Диктатор против Еврея Зюсса или Триумф воли Чарли Чаплина

В 1940 году режиссер Файт Харлан по предложению Геббельса снял монументальный фильм «Еврей Зюсс».  Звезда студии  UFA красавец Фердинанд Мариан снялся в роли Зюсса Оппенгеймера. Съемки финасировались из госбюджета.
Сюжет: В 1733 году герцог Карл Вюртембергский, которому катастрофически не хватает денег, назначает своим финансистом торговца Зюсса Оппенгеймера. Оппенгеймер вводит таможенные сборы за пользование мостами и придумывает все новые налоги, чтобы снабдить герцога деньгами. Постепенно он усиливает свое влияние на слабохарактерного покровителя. Он добивается от герцога снять запрет на проживание евреев в Вюртемберге. Грязные евреи появляются на чистых улицах Штутгарта.
Финал фильма такой. Еврея Зюсса казнят в клетке. Евреям вновь запрещают проживать в Вюртемберге. Фильм заканчивается торжественными словами одного из персонажей: «И пусть наши потомки строго следуют этому закону, дабы избежать горя, которое угрожает всей их жизни и крови их детей и детей их детей». Зюсс осужден по старому закону «Если еврей совокупляется с христианкой, он должен быть лишен жизни путем повешения в заслуженное наказание и в назидание другим. Тем паче «мерзкий» Зюсс не просто соблазнил христианку Доротею – а изнасиловал её.
18 августа 1940 года Геббельс записал в свой дневник: «Фильм Харлана «Еврей Зюсс» — очень крупная, гениальная постановка. Антисемитский фильм, какой мы только можем себе пожелать. Я этому очень рад».
В рейхе фильм посмотрели более 20 миллионов зрителей. Он целенаправленно использовался в рамках преследования евреев. 30 сентября 1940 года Генрих Гиммлер отдал следующее распоряжение: «необходимо позаботиться о том, чтобы СС и полиция в полном составе в течение зимы посмотрели фильм „Еврей Зюсс“».
На оккупированных восточных территориях фильм показывали для подогрева погромных настроений.    
Забавно, но Гитлер и Чаплин родились в один и тот же месяц и год — в апреле 1889 года.
Чарли старше Адольфа всего на 4 дня, что намекает на некую мистическую связь. Ходили слухи, что Чаплин и Гитлер являлись единоутробными братьями, которых происками масонов, евреев и прочих разделили еще до рождения.
Гитлера боялись и ненавидели. Над Чаплином, точнее над его персонажами, смеялись и плакали.
Чаплин стал первым — кто открыто и на весь мир посмеялся над Гитлером.
15 октября 1940 года состоялась премьера фильма «Великий диктатор».
Предлагаю поставить любителям над собой эксперимент. Посмотрите «Триумф воли» Лени Рифеншталь. Потом «Великого диктатора». А потом опять (как-нибудь;)) — «Триумф воли».
И в совсем ином виде предстанут ораторы вдохновенно брызгающие слюной с трибуны со свастикой. Вдруг вместо увертюры «Мейстерзингеров» Вагнера, под звуки которой Гитлер летит в Нюрнберг — зазвучит игривая мелодия «7-40». И не удастся избавиться от наваждения — что на трибуне яростно жестикулируют и корчат рожи Аденоид Хинкель а не Адольф Гитлер, фельдмаршал Херинг, а не рейхсмаршал Германн Геринг, доктор Гарбич (garbage — мусор) а не доктор Геббельс и так далее.
События тех дней в Германии Чаплин почти без изменений перенял в основу фильма. В фильме повествуется о диктаторе Аденоиде Хинкеле, который правит вымышленой страной Томанией и планирует вторжение в соседнюю страну Остерлих. За спиной диктатора все время тасуется правитель страны Бактерии по имени Бензино Наполони, тоже диктатор — но не «Великий». Для агрессии Хенкелю нужны деньги. Ни одно государство не желает давать кредиты Томании. Единственный, кто может дать деньги, — еврейский банкир Эпштейн. Однако банкир отказывает диктатору. Месть диктатора. Спомощью своих отрядов штурмовиков Хинкель терроризирует евреев и другие меньшинства. Когда их положение сильно ухудшается, жители еврейского гетто планируют покушение на Хинкеля. Во время одной облавы шутрмовики арестовывают маленького еврейского цирюльника, который внешне похож на Хинкеля (и того и другого играет Чаплин). Когда он и его тюремный друг добывают себе солдатскую форму, им удается сбежать. В итоге, из-за внешней схожести цирюльника с диктатором их путают, причем настоящий Хинкель попадает в тюрьму, а цирюльник затем, попав на его место, читает радио-обращение к народу оккупированного Остерлиха. При этом он использует возможность обратиться от имени правителя к человечеству и всему миру. А главное к своей женщине.
«Мы слишком много говорим и слишком мало чувствуем. Однако на первом месте должна стоять человечность и лишь потом — машины. Благодаря знаниям и разуму у нас есть толерантность и доброта. Без человечности и любви к ближнему наше существование будет мертвым. Аэропланы и радио сблизили нас. Эти изобретения построили мосты между людьми, они выражают всеобщее братство и служат, чтобы мы все стали одним единым целым».
1941 — Великий Диктатор. Премия «Оскар». Лучший актёр — Чарльз Чаплин. Лучший актёр второго плана — Джек Оуки. Лучшая музыка — Мередит Уиллсон. Лучший фильм. Лучший оригинальный сценарий — Чарльз Чаплин.
Когда позднее журналисты спрашивали Чаплина о создании фильма с таким щекотливым сюжетом, Чаплин отвечал: «В ходе создания фильма мне стали приходить беспокойные письма из «United Artists»... однако я был полон решимости доделать этот фильм, потому что Гитлер должен был быть высмеян».
Фильм запретили в Испании и Японии, которая в официальном отказе заявила: «Все антинацистские фильмы в Японии запрещены». Во Франции премьера состоялась в 1945. В освобождённом Париже. В Лондоне во время «Битвы за Англию» лента Чаплина помогала британцам улыбаться под градом германских бомб.
В документальном фильме «The Tramp and the Dictator» (2001 год) сообщается, что фильм был послан Гитлеру, и Гитлер сам видел этот фильм (этот факт подтверждается свидетелями. По данным IMDb, Чаплин, услышав, что Гитлер посмотрел фильм, сказал: «Я бы отдал всё, чтобы узнать, что он думает об этом фильме».
Точно известно, сам Гитлер видел фильм и остался слегка недоволен образом. А может от души посмеялся. Фюрер, по крайности до покушения в 1944 сильно отличался от того комического образа который создали советские кудесники кино. Хотя наверняка он считал что образ Муссолини отражен верно. Типа эта итальянская сволочь в жизни ещё более забавна.
В 1940 году режиссер Файт Харлан по предложению Геббельса снял монументальный фильм «Еврей Зюсс».  Звезда студии  UFA красавец Фердинанд Мариан снялся в роли Зюсса Оппенгеймера. Съемки финасировались из госбюджета.
Сюжет: В 1733 году герцог Карл Вюртембергский, которому катастрофически не хватает денег, назначает своим финансистом торговца Зюсса Оппенгеймера. Оппенгеймер вводит таможенные сборы за пользование мостами и придумывает все новые налоги, чтобы снабдить герцога деньгами. Постепенно он усиливает свое влияние на слабохарактерного покровителя. Он добивается от герцога снять запрет на проживание евреев в Вюртемберге. Грязные евреи появляются на чистых улицах Штутгарта.
Финал фильма такой. Еврея Зюсса казнят в клетке. Евреям вновь запрещают проживать в Вюртемберге. Фильм заканчивается торжественными словами одного из персонажей: «И пусть наши потомки строго следуют этому закону, дабы избежать горя, которое угрожает всей их жизни и крови их детей и детей их детей». Зюсс осужден по старому закону «Если еврей совокупляется с христианкой, он должен быть лишен жизни путем повешения в заслуженное наказание и в назидание другим. Тем паче «мерзкий» Зюсс не просто соблазнил христианку Доротею – а изнасиловал её.
18 августа 1940 года Геббельс записал в свой дневник: «Фильм Харлана «Еврей Зюсс» — очень крупная, гениальная постановка. Антисемитский фильм, какой мы только можем себе пожелать. Я этому очень рад».
В рейхе фильм посмотрели более 20 миллионов зрителей. Он целенаправленно использовался в рамках преследования евреев. 30 сентября 1940 года Генрих Гиммлер отдал следующее распоряжение: «необходимо позаботиться о том, чтобы СС и полиция в полном составе в течение зимы посмотрели фильм „Еврей Зюсс“».
На оккупированных восточных территориях фильм показывали для подогрева погромных настроений.    
Забавно, но Гитлер и Чаплин родились в один и тот же месяц и год — в апреле 1889 года.
Чарли старше Адольфа всего на 4 дня, что намекает на некую мистическую связь. Ходили слухи, что Чаплин и Гитлер являлись единоутробными братьями, которых происками масонов, евреев и прочих разделили еще до рождения.
Гитлера боялись и ненавидели. Над Чаплином, точнее над его персонажами, смеялись и плакали.
Чаплин стал первым — кто открыто и на весь мир посмеялся над Гитлером.
15 октября 1940 года состоялась премьера фильма «Великий диктатор».
Предлагаю поставить любителям над собой эксперимент. Посмотрите «Триумф воли» Лени Рифеншталь. Потом «Великого диктатора». А потом опять (как-нибудь;)) — «Триумф воли».
И в совсем ином виде предстанут ораторы вдохновенно брызгающие слюной с трибуны со свастикой. Вдруг вместо увертюры «Мейстерзингеров» Вагнера, под звуки которой Гитлер летит в Нюрнберг — зазвучит игривая мелодия «7-40». И не удастся избавиться от наваждения — что на трибуне яростно жестикулируют и корчат рожи Аденоид Хинкель а не Адольф Гитлер, фельдмаршал Херинг, а не рейхсмаршал Германн Геринг, доктор Гарбич (garbage — мусор) а не доктор Геббельс и так далее.
События тех дней в Германии Чаплин почти без изменений перенял в основу фильма. В фильме повествуется о диктаторе Аденоиде Хинкеле, который правит вымышленой страной Томанией и планирует вторжение в соседнюю страну Остерлих. За спиной диктатора все время тасуется правитель страны Бактерии по имени Бензино Наполони, тоже диктатор — но не «Великий». Для агрессии Хенкелю нужны деньги. Ни одно государство не желает давать кредиты Томании. Единственный, кто может дать деньги, — еврейский банкир Эпштейн. Однако банкир отказывает диктатору. Месть диктатора. Спомощью своих отрядов штурмовиков Хинкель терроризирует евреев и другие меньшинства. Когда их положение сильно ухудшается, жители еврейского гетто планируют покушение на Хинкеля. Во время одной облавы шутрмовики арестовывают маленького еврейского цирюльника, который внешне похож на Хинкеля (и того и другого играет Чаплин). Когда он и его тюремный друг добывают себе солдатскую форму, им удается сбежать. В итоге, из-за внешней схожести цирюльника с диктатором их путают, причем настоящий Хинкель попадает в тюрьму, а цирюльник затем, попав на его место, читает радио-обращение к народу оккупированного Остерлиха. При этом он использует возможность обратиться от имени правителя к человечеству и всему миру. А главное к своей женщине.
«Мы слишком много говорим и слишком мало чувствуем. Однако на первом месте должна стоять человечность и лишь потом — машины. Благодаря знаниям и разуму у нас есть толерантность и доброта. Без человечности и любви к ближнему наше существование будет мертвым. Аэропланы и радио сблизили нас. Эти изобретения построили мосты между людьми, они выражают всеобщее братство и служат, чтобы мы все стали одним единым целым».
1941 — Великий Диктатор. Премия «Оскар». Лучший актёр — Чарльз Чаплин. Лучший актёр второго плана — Джек Оуки. Лучшая музыка — Мередит Уиллсон. Лучший фильм. Лучший оригинальный сценарий — Чарльз Чаплин.
Когда позднее журналисты спрашивали Чаплина о создании фильма с таким щекотливым сюжетом, Чаплин отвечал: «В ходе создания фильма мне стали приходить беспокойные письма из «United Artists»... однако я был полон решимости доделать этот фильм, потому что Гитлер должен был быть высмеян».
Фильм запретили в Испании и Японии, которая в официальном отказе заявила: «Все антинацистские фильмы в Японии запрещены». Во Франции премьера состоялась в 1945. В освобождённом Париже. В Лондоне во время «Битвы за Англию» лента Чаплина помогала британцам улыбаться под градом германских бомб.
В документальном фильме «The Tramp and the Dictator» (2001 год) сообщается, что фильм был послан Гитлеру, и Гитлер сам видел этот фильм (этот факт подтверждается свидетелями. По данным IMDb, Чаплин, услышав, что Гитлер посмотрел фильм, сказал: «Я бы отдал всё, чтобы узнать, что он думает об этом фильме».
Точно известно, сам Гитлер видел фильм и остался слегка недоволен образом. А может от души посмеялся. Фюрер, по крайности до покушения в 1944 сильно отличался от того комического образа который создали советские кудесники кино. Хотя наверняка он считал что образ Муссолини отражен верно. Типа эта итальянская сволочь в жизни ещё более забавна.
Фюрер — официально объявил Чаплина врагом себя и Германии и типа выразил надежду, что когда захватит Америку - намылит верёвку для этого еврейского клоуна.
Согласно мемуарам маршала К. А. Мерецкова, во время войны фильм был предложен для проката в СССР, но после закрытого просмотра для членов правительства Сталин дал низкую оценку художественным качествам. Сатира на фюрера германской нации не понравилась вождю советского народа. Согласно мемуарам маршала К. А. Мерецкова, во время войны фильм был предложен для проката в СССР, но после закрытого просмотра для членов правительства Сталин дал низкую оценку художественным качествам. Сатира на фюрера германской нации не понравилась вождю советского народа.


Рецензии