Мария Ивановна. Гороховецкие лагеря

- Когда спрашивают, просят рассказать о войне, кажется – не о чем рассказывать.
А бывает иногда, как вспомнишь...
Однажды на встрече ветеранов Maрия Ивановна Гринцевич, когда ее попросили рассказать о себе, не смогла и слова вымолвить. В горле застрял горький ком.

   Мы встретились с Maрией Ивановной, и позже, уже дома, я попыталась записывать в определенной последовательности ее эмоциональный рассказ. Она посетовала, что многое за давностью лет забылось. Но многое помнит – вдруг отчетливо всплывают в памяти имя или фамилия, либо сам человек.
Еще до войны Maрия Ивановна была добровольцем при штабе 8-й армии в Литве.
Там и встретила начало войны. Об этом – самые тяжелые воспоминания, это нужно было пережить. В январе 42-го выходили из окружения через Ладожское озеро. Потом – санэпидемический отряд (санитарно-противоэпидемический - В.Т.) на Волховском фронте. Весной 43 года была направлена в латышский запасной полк, размещенный в Гороховце.

10-я женская рота. Остригли всех, как мужчин.
- Если бы вы знали, какие у меня были красивые волосы. Командир взвода шутил: «Как вспомню ваши волосы – и в старости отдал бы голову...»
Начали нас обучать военному делу. Командир взвода показывал, как надо ползти, обрашаться с оружием. Потом мы могли быть и снайперами, и пулеметчиками, и разведчиками. Охраняли склады, были дежурными, дневальными. Я однажды «нарушителя» через все болото вела, а оказалось – это командир из соседней части. Но мне перед всем строем обьявили благодарность.

   Зимой 1943 года Maрию Ивановну вызвал к себе командир  части и назначил на кухню.
- Почему?- спрашиваю я. – Ведь вы были отличницей по стрельбе.
- Потому что было туго с продуктами и не все честно относились к своим обязанностям. Мне поручили подобрать девушек для работы на кухне. Ну и я, значит, вроде шеф-повар. Всякое тогда было.

   Сохранилась фотография:  Maрия Ивановна проверяет продукты перед раздачей. Рассматриваю и другие фотографии, сделанные в военных условиях, без увеличителя, размером с кадр фотопленки. Но и эти маленькие снимки вместили так много.
- Вот это Наташа, а это Вера Мачанс из Елгавы. Девушка что надо. Везде бывало пройдет и дойдет. Лейтенанта она любила. Не знаю, остался ли он жив, а Вера погибла...

  В Гороховецких лагерях* Maрия Ивановна познакомилась со своим будущим мужем Владислав Антонович (ныне покойный) был разведчиком, артиллеристом, обучал других лыжному спорту. Вообще-то замуж тогда выходить она не хотела. Война есть война.

   Из запасного латышского полка Maрия Ивановна попала в  артиллерийский полк. Вместе с однополчанами вступила в Латвию. Проходили Дагду, с боями освобождали Ригу, Елгаву.
- Вот и все мои достижения,- скромно замечает Maрия Ивановна. - Генерала из меня не вышло. А вообще мне повезло: я знала настоящих партийцев. Многие товарищи погибли, а какие были хорошие, честные! Впрочем, и на войне разные были люди. Один добудет краюху хлеба, принесет товарищам – вот что я наше! – и тут же разделит ее со всеми. А были и другие.

 Иногда посмотришь – такой мужчина, а во время бомбежек пот у него выступает от страха. Ну и скажешь ему: «Что робеешь? Помирать – так только раз!» Или предложишь переползти в другое место. И я боялась, конечно.
Но у меня руки быстрее работали, когда боялась. И еще, знаете, было у меня такое предчувствие: возьму и перейду в другое место. И спасалась. Солдаты шутили: села Мария в эту машину – значит, ее не разбомбит. Однажды бежала за водой для раненого и запуталась в проволоке, упала. А бомба разорвалась впереди...
После войны Maрия Ивановна вырастила с мужем двух дочерей и двух сыновей.

В рубрике «О тех, кто рядом» Maрия Ивановна
Газета «Эзерземе» (Краслава, Латвия)
17 января 1989 г.

* Гороховецкиe лагеря -  возле деревни Мулино  на шоссе Москва-Нижний Новгород.
Эти военные учебные лагеря появились ещё в конце XIX века для пехоты . Отсюда она уходила на русско-японскую и Первую мировую войны.
В 1928 году здесь побывал нарком обороны СССР К. Е. Ворошилов. Он выбрал земли, непригодные для земледелия (северо-западнее города Гороховец), под полигон РККА.
В годы Великой отечественной войны Гороховецкие лагеря - для ускоренного обучения.

... нас перевезли в Гороховецкие лагеря, а оттуда все буквально рвались на фронт, потому что жизнь там была (...) Поэтому я вам говорю, из Гороховецких лагерей мы все рвались на фронт. Постоянно все просились и настаивали отправить на фронт. Хорошего там было мало…

http://www.prizyv.ru/archives/344797

Тоцкие лагеря — военный полигон в Приволжско-Уральском военном округе, в 40 км восточнее города Бузулук, к северу от села Тоцкое (Оренбургская область).

Тоцкие лагеря 1941 года - это лагеря, куда воинские части выезжали на лето и жили в палатках. А был уже конец сентября. Спать в палатках было холодно, да плюс ко всему систематическое недоедание. В день выдавали 600 грамм хлеба и приварок - в основном болтушка из муки и картошки. Обмундировали во все старое (БУ) обмундирование, шинель коротка, на ногах обмотки и ботинки, волосы подстрижены под машинку... Очень тяжело мы переживали этот период. Было одно желание: на фронт, чтобы лучше одеться и быть сытым. На наших глазах отправляли на фронт маршевые роты, все они были хорошо обмундированы и кормили их по фронтовым нормам.

http://www.proza.ru/2011/02/17/1629
http://ru.wikipedia.org/wiki/


Рецензии
Здравствуйте, Валентина! Брат моей мамы проходил подготовку в Гороховецких лагерях в составе латышского стрелкового полка.

Ирина Шульц   15.12.2017 02:37     Заявить о нарушении
С уважением, Ирина.

Ирина Шульц   15.12.2017 02:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.