Происхождение слов. Алгебра Гармонии

СЛОВО - МЕРА МИРА.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЗНАЧЕНИЕ ЗВУКА?
НАДО ВЗЯТЬ ДВА СЛОВА, КОТОРЫЕ РАЗЛИЧАЮТСЯ ОДНОЙ БУКВОЙ:
к примеру,
крикнуть И кликнуть.
"р"          "л".
 Значит, "Р" выражает более сильный эффект, "л" - более мягкий.
"р" со временем превратится в "л".
****************
После работы "Тайны русского языка" сам бог велел взяться за исследование этой темы, но, как человек осторожный и не суетный, я всё же решила дождаться знака - то есть того сигнала, который сам бог и пошлет, обычно он это делает через других людей. И вот 3 года назад мне попалась на глаза поэзия Бодлера, затем Маларме и Рембо - к моей великой радости эти гениальные авторы обнаружили то же самое, что и я, но только много раньше, ещё в 19-м веке.
А вот вчера мне попала в руки работа Хлебникова (начало 20 в.)- о семантике гласных и согласных. Это уже был не просто знак, а прямое указание свыше - да пиши уже, наконец! И вот пишу, чего же боле...

1. Начну с того, что обнаружил Велиимир Хлебников. В работе, посвященной семантике гласных и согласных исследуются фонемы - пары букв в корне слова, отличающихся одной лишь буквой. К примеру:

луч - туча;
 - тес;
ласка - каска.

"Л" и "Т" при произнесении отличаются тем, что "Т" требует больших усилий, чем "Л", и это не какой-то ничего не значащий фонетический факт, а прямое свидетельство связи звука и смысла. Что означает буква "Л"(а также звук "л")? В этих трёх словах (таких пар можно набрать гораздо больше) "Л" несет в себе исключительно положительную коннотацию, связанную со свободой, расширением и углублением, всё это мы любим и ценим. Да и как же не любить всё это, если даже само слово "любовь" начинается на эту букву!? А возьмите слово "лад" (хороший порядок, благолепие, устроенность), во что оно превратится без этой приятной во всех отношениях буквы? В "ад" кромешный, во что же ещё? И произносить "Л" легко и приятно и не затратно: по сравнению со случаем произнесения "Т" , здесь наблюдается ощутимое ослабление траты сил - это выражение придумал Хлебников, а мне больше нравится говорить "с меньшим или большим усилием", однако суть одна и та же.

Именно стремление человека не просто тратить меньше сил при говорении, но и подспудное желание смягчить, улучшить смысл, привело к тому, что во всех языках постепенно во многих словах одни буквы переходят в другие - так было с буквой  "Ф", она перешла в "П", греческое имя Фрося, в русском (и белорусском тоже) стало Прося. Имен и слов, начинающихся на "Ф" у нас очень  мало. Но в середине слова "Ф" может легко появиться вместо "Т",  как это произошло со словом "Афина" ( в романских языках на этом месте стоит "th" (межзубный звук "тс"). Можно предугадать, какова дальнейшая судьба этого слова - через несколько тысяч, а может, и сот лет оно превратится в "Алину". Понятно теперь, почему дети по-началу произносят вместо "Р" звук "Л" - ведь так говорить легче и приятнее. Слова же на "Т" - "туча" и "тёс" - вызывают менее приятные ассоциации, непогода и теснота, стеснение ("тёс" - не струганные доски, их используют в строительстве - для ограждений, заборов, сараев и др. ограниченных пространством  или ограничивающих пространство).

А если сравнить слова "туча" и "куча", то более энергичный звук означает и понятие, связанное в большей энергией. "Туча" могучая, а "куча", если это не взрывчатка и не порох, конечно, это просто свалка небольшого размера, никакой энергии в ней нет. А выражение "куча проблем" даже указывает на то, что эта "куча" горазда потреблять энергию, а не отдавать её. А чтобы из леса получить тёс, надо непременно приложить усилия, срубить деревья и распилить их.

Возьмём другой пример - на это раз с гласными "Е" и "Ы":

весь - пешка,
высь - пышка (пых)

Весь - это село по-старому. Весь внизу, а высь вверху, это небо. Здесь "Е" получается из более энергичного "Ы". Если небо упадет на землю (есть такое устойчивое выражение), то на земле произойдет множество разрушений. Весь (село) никуда не может упасть, оно стоит себе и стоит, пока дома не разрушатся, это тоже, конечно, угроза, но только тем, кто довел свою весь до такого состояния и живет в развалюшках.
В паре "пых", "пышка" и "пешка" та же ситуация: пешка стоит себе безвольно на одном месте, пока её не сдвинет чья-либо рука, а пышка это что-то такое пышущее здоровьем ( в переносном смысле) или сдобная воздушная булочка. Слово "пых" означает выдох с усилием. Выражение "пехота пыхтит" и "пахота пыхтит" проанализуйте сами. Разница энергетических усилий или значений появляется из-за того, что во второй паре "Е" перешло в "А", ещё более энергичное, чем "Ы".

2.
Возьмем теперь ряд слов на "Ч":

чашка
череп
чан
чугун
чулок
чудо

и попытаемся выяснить, что означает эта буква, ля чего приведем слова к "общему знаменателю", т.е. сократим все взаимоуничтожимые буквы. Останется общая для всех слов буква  "Ч", но прежде, чем выяснять её значение, разобьём список на две группы, где также есть общие буквы:

чашка, чан,
чугун, чулок, чудо.

Что общего у первого ряда? -  Это слова, имеющие ещё и общую букву "А", обозначающие ёмкости, маленького и большого размера, а слова второго ряда имеют вторую общую букву "У", и обозначают что-то, что связано, так или иначе, с чудом: в волшебной чугунке варят тайну чужих обедов (сказка Андерсена), а в чулок кладут под ёлку подарки на Рождество. Добавим сюда ещё и "чучело", это и вообще фантастический персонаж, отпугивающий ворон и других птиц с участков. Сама же буква "Ч", легко догадаться, связана с разграничением пространства, "чудо" приходит из других миров. Все последующие буквы в слове вносят свои коррективы, так получается вполне определенное понятие, и череп не спутаешь с чулком, а чан с чувством. Слово "чапАть" - означает незаконно трогать что-то, нарушать границу.

Как видим, слова не возникают случайно, и алфавит не появился из пустоты. Во всяком звуке и во всяком слове есть свой смысл. А теперь подумайте, можно ли, ДЛЯ УПРОЩЕНИЯ!, МЕНЯТЬ БЕЗНАКАЗАННО НАПИСАНИЕ СЛОВ, ПРАВИЛА ОРФОГРАФИИ, ЧЕМ ЧАСТЕНЬКО ЗАНИМАЛИСЬ МНОГИЕ РЕФОРМАТОРЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ? ОТВЕТ ОЧЕВИДЕН - КОНЕЧНО ЖЕ, ЭТО ЧРЕВАТО ПОСЛЕДСТВИЯМИ. Заканчиваются такие реформы массовым отупением и шизофренией.

Как видим, имеет смысл отказаться от рассмотрения бинарных оппозиций (б-п, г-к..) как основного принципа анализа, составление списков слов, начинающихся с одной и той же буквы, дает гораздо больше в понимании смысла языка, чем просто рассмотрение парных и непарных гласных и согласных. Определение общего семантического знаменателя, соотносящегося с некой  пространственной концепцией, позволяет приписать вполне конкретное значение рассматриваемым звуку и букве.

3.

Каково истинное значение гласных, ведь с них всё начинается у младенца: У-а! у-а! - кричит новорожденнуй, А-у! а-у! - зовет на помощь заплупавший в лесу. Возьмём пару гласных "О" и "Ы" - векторы их значений направлены в разные стороны и они дают словам разные значения: войти - выйти, вогнать - выгнать, воткнуть-выткнуть; Сой - сый (первое слово в древне-русском языке означало род (свояков - своих); второе же слово значит "особь"; бо - бы (первое причина, ограничение,ибо; второе - желание, свобода: была БЫ моя воля). Слово "бобыль" означает "ибо был свободен".

"А" и "У" производят самые сильные звуковые волны, потому их и использую дети и заблудившиеся в лесу, делают они это бессознательно. Кроме того, частота их колебаний соответствует частоте ударов сердца, шага пехотинца, колебаний материков, а это усиливает смысловое звучание этих сочетаний, а это ещё более усиливает смысловое значение этих созвучий. Т.о., звук помещен в контекст, где мера времени становится ключом к значению. Русский ученый Щерба создал монографию о гласных нашего алфавита (главы, посвященные их акустическим свойствам), это так называемые таблицы ртовых резонансных оттенков ударных гласных, измеренных в герцах (в 19 веке их называли vibration double - v.d.).
Вот пример такой таблицы:

несУ - 432
окнО - 756
котА - 980
мЫ - 996
дАть - 1022
бЫть - 1036
БЭла - 1340
нЕ - 1816
тЕни - 2056
ТИт - 2432
Иди - 3044
нИти - 3520

Мы видим, что одна и та же гласная может звучать по-разному в зависимости от местоположения и соседства. А ведь когда учат читать буквы и слоги, то этот нюанс никак не учитывается, отсюда родной язык всегда отличим от хорошо выученного иностранного, особенности произношения ребенок усваивает на слух, автоматически, даже не отдавая себе отчета, что одну и ту же букву в разных словах он произносит по-разному. Метод акустического феномена не только дает возможность количественного сравнения, но и позволяет сравнивать, как гласные соотносятся с другими исчисляемыми физическими и культурными явлениями.

Эта схема приведена в неопубликованном выпуске №7 "Доски судьбы" (названо по примеру ученика Бодлера Ива Бонфуа) , выделено 6 оттенков гласных (у, о, а, ы, е, и), проанализированных Щербой в соответствии с их частотами, полученные числа поделены на 4 (резонанс гласных в 1/4 сек.)т.к именно этот отрезок времени наиболее четко представляет среднюю длительность звучания гласного в нормальной речи. Тогда получим:

у=108
0=189
а=245
е=459
и=761
ы=249

По этим данным строится довольно громоздкое, но вполне логичное уравнение, включающее только одну переменную - п, которая может принимать целостные значения от (- 1) до (+3), т.е всего 5 значений. В отличие от согласных, которые передаются на языках геометрии и векторов, гласные обладают существенно более широким кругом значений, реализующихся в зависимости от того, как соотносить эти формулы с реальным миром.

Выделено всего три области семантических областей значений, связанные с функцией гласных, как  естественных разграничителей: вокалические  различия языков являются причиной разных словесных реализаций одного и того же понятия. К примеру, ночь (рус.), ноч (бел.) и нич (укр). Вот это различие и записывается довольно громоздкой алгебраической формулой, если заменить сами гласные звуки их числовыми значениями.  Так через алгебраическую формулу пытаются постичь душу народа, каковой и является национальный язык. Как же неразумно и опасно принуждать весь мир говорить на одном каком-то языкеосбенно если это английский, синтетический и неблагозвучный, будто у человека каши полон рот, когда он говорит! Это закончится массовой паранойей. Но ещё более опасно то, что делается сейчас по программе тотальной глобализации, параллельно вышеописанному процессу, т.н. борьба с языковым национализмом. Идеологов глобализма раздражает, что большие территории заняты людьми, говорящими на одном языке,  ведь территорию, по программе борьбы с национальностями и нациями, можно перепланировать в пронумерованные административные округа, что сейчас навязывается всему миру, в том числе, и России. Но как заставить людей не говорить на своём родном языке? Очень просто - устроить вавилонские столпотворение, нагнать толпы иммигрантов из разных стран, заставить коренное население уезжать с насиженных мест, практиковать смешанные браки наконец... Так образуются множественные диалекты и сленги, и  население одной страны перестаёт понимать друг друга. Сейчас в Лондоне по факту уже существует язык, на котором говорит достаточно большая группа лиц, который никто даже из англичан понять не может, хотя в основе - тот же английский: носители этого языка произносят только первый слог, остальное опускается за ненадобностью, если слоги от разных слов совпадают, то меняется интонация произнесения. И это только один из примеров. А вот как меняется русский язык в Москве благодаря сленгу, созданному иммигрантами: остановка "Дом культуры МГУ" теперь называется так: "дЭкаэмьгеу", в одно слово и с ударением на первый слог. А в Питере те же иммигранты придумали такое название остановке "Исакиевский собор": "Иса Киевский", хорошо ещё, что не Иисус, а только его сокращенная формула. Но это смешные примеры, а ведь есть и не очень даже приличные.

Гласный звук имеет значения величин, управляющих не только своим числом колебаний, но и связями с миром: нашлись энтузаисты, которые просчитали зависимость промежутка между основанием государства и его гибелью через частоту гласных "а" и "у" в этих языках. Так что в начале было слово, точнее - звуки этого слова. Подобно тому, с какой закономерностью ГОРЫ меняются на ГУРУ, а НОЧЬ на НИЧ, головы глав государств падают одна за другой после смены в уравнениях значений n c (+1) на (-1), в полном соответствии с поворотом колеса времени и жизни. Однако следует заметить, что в деталях математическая морфология, созданная Хлебниковым, расплывчата и её значение, как герменевтического инструмента, ещё менее очевидно, чем во всех иных случаях. Тем не менее, эти теории очень важны для понимания утопического характера его поздних работ. Прежде всего, надо признать, что главное заблуждение Хлебникова это святая вера в то, что именно числа и есть ключ ко всему сущему, иными словами, вера в то, что весь мир просчитывается, а значит, он изначально и однозначно запрограммирован, и эти числа есть судьи не только словесных истин и языков, но и тяжб народов друг с другом.


Перестройка человечества в единый монолит, т.е. нахождение общего знаменателя "дробей" человечества т.е. нахождение (ладомира тел) - это следующий шаг, однако ей должен обязательно предшествовать шаг по нахождению (ладомира духа), т.е. одной(единой) священной и великой идеи, из которой проистекали бы все другие мысли. Однако такая идея никак не может быть числом, даже очень многозначным. А вот обнаружение резонансных частот гласных, являющихся общим знаменателем в дробях,  который описывает языковые, исторические и культурные переменные, ставит это открытие я один ряд с величайшими открытиями всех времен и народов. Так что высказывание про великий и могучий "язык это наше всё" - не метафора, а руководство к действию. Вот как писал Хлебников об этом:
"Мы, дикие звуки,/ Мы, дикие кони,/ Приручите нас:/ И мы унесем вас/ В другие миры,/ Верные дикому всаднику/ звука./

4.

Что понимал Хлебников под "приручением звука"? Открытие числовой основы семантики гласных и способ, которым они могут быть интегрированы в структуру мироздания. Если мы проанализируем библейский основной звук - бох (бах), что ученые интерпретируют как "большой взрыв", а верующие - как  единого бога. Попробуем расшифровать смысл этого понятия: 
бо-h = первопричина и конец всего сущего. Звук h=х в русском языке несет в себе смысл места крепления, соединения чего-то конечного с бесконечным или много большим.

Хлебниковым же придумана замечательная триада: "звук/город/корабль". Сюда же можно добавить и книгу или текст, в самом общем смысле, как то, что воспринимается в качестве мистического высказывания. И всё это оказывает прямое (магическое) воздействие на жизни и судьбы людей. Не зря же такое большое значение придавалось именам богов. Боги царят над мертвыми безраздельно, и только у живых есть воля. Сон - это маленькая смерть, человек во сне всегда где-то оказывается непонятно как, или идет куда-то, сам не знаю, почему и куда... Единственное, что он может сделать по своей воле, так это попытаться просунуться. Но этот трюк тоже не всегда удается - просыпаясь, он снова оказывается во сне, но только в другом, и только пройдя через серию таких снов-матрешек, он наконец окончательно просыпается. Когда человек бодрствует, он всегда точно знает, что не спит, но когда он спит, он никогда не может понять наверняка - спит он или бодрствует.

Велес это не только скотий бог, но и бог души, потому что символ мира - это пастбище. Небо же воспринималось как предел, овладеть пространством, равно как и временем, давняя мечта человечества.

5.

Поэты, как им и положено, давно уже впереди планеты всей в этих вопросах. Каждой гласной Артюр Рембо поставил в соответствие свой цвет, а цветам придавали определенный смысл ещё в самые древние времена. Хлебников окрасил и некоторые согласные: Б - багрец, багряный (ярко-красный), В- водный (синий), П (почвенный) черный). Хлебников в своих изысканиях ссылался на предшественников - Маларме и Бодлера, они говорили о глазах, которые видят звуки. Кандинский (ст. "О духовности в искусстве") составил список смысловых ассоциаций разных цветов, найдет же для них соответсвующие букве слова, в скобках классификация Кандинского:

Желтая - жаркая (тепло)
синняя - сумеречная (холод)
зеленая - соответствующая зупынку, на др.=рус. остановка (покой)
белая - брошно, булка, белый хлеб (воз)рождение)
черная - черт (смерть)

Рембо в стихотворной форме окрашивает гласные:

А - черный,
Белое - Е,
И - красное,
у - зеленое,
о - синее,
Тайну их открою с вой черед.А - бархатрай корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.
Е - белизна холстов, палаток и тумана,
Блеск горных кедров и цветков акаций.
И - пурпурная кровь, сочащаяся рана,
Иль алые уста средь гнева и похвал.
У - трепетная рябь земной воды,
О - звонкий рев трубы, полеты ангелов в тиши небес,
О - дивных глаз её лиловые лучи.

Метафизика цвете весьма разнообразна. Белый цвет имел смысл холода, это относилось и к географическим понятия: в начале  второго тысячелетия на нашей территории были известны: Белая Русь, Красная Русь, Черная Руси и Синяя Русь. До наших дней дошла только Беларусь и Белое море. А есть ещё и Черное море, Красное море, Желтое море. Использовались цвета и в церковной лексике - Белое и Черное духовенство.

Но  является ли цветом белый, равно как и черный? Строго говоря, нет. Ведь у них нет оттенков. Малейшее посветление черного тут же делает его серым, а легкое потемнение белого превращает его в кремовый или иной оттенок бежевого, т.е. желтого. Однако всё же решено было считать белый и черный цветами, но - ахроматическими, т.е. неокрашенными. На самом деле есть абсолютно белая краска, полученная искусственно - это свинцовые белила.

Самые горячие цвета, как это ни покажется странным, являются также и самыми низкоэнергичными, у них самая длинная волна. Диапазон от желтой до зеленой это промежуток от 575 до 510 нм (нанаметров).

Желтый цвет, жаркий и веселый, почему-то использовался в политике для обозначения преступников - они носили желтые кресты, желтые звезды на одежде носили и евреи во время второй мировой войны. Зеленый - символ не только покоя, но и возрождения жизни, символ инстинктов.

Красный цвет это первый цвет, который увидел человеческий глаз, именно поэтому он, онтологически и филогенетически он сильнее всего воздействует на человека на эмоциональном уровне, несмотря на свою слабую энергетику в обычном понимании. Его длина волны - 880 нм. Кровь красного цвета, почти на всех языках мира кровь звучит одинаково:
индо-евр.  rudh  - рудой, рыжий;
англ. red
нем. - rot
чешск. - rudy, ruzy,
а это уже буквально - русский.

Т.о., русские это  красные, по общемировому языковому признанию, что вполне логично - а красные (в политическом смысле) это коммуняки, т.е. те, кто жил коммуной, и это так: до середины 19 века община продолжала своё существование в крестьянской (христианской) Руси, а праславянская Русь вся поголовно была общинной, первые собственники земли и помещики- баре появились на Руси лишь в 12-13 веках. Такова наша история. Однако западно-европейский коммунизм, придуманный Марксом, решительно отличался от русской общины, что понимал и сам Маркс, во главе общины не стояли комиссары, и она была главной и основной ячейкой древне-русского общество, что и отразилось во всех языках мира. В русском языке слово красный и кровь однокоренные слова. Красный также синоним слова красивый, хороший.

 6.
    Дарвин считал определенные выражения лица универсальными для всех человеческих культур, полагая, что именно мимика в любой точке земного шара выражает совершенно одинаково шесть универсальных эмоций (счастье, печаль, удивление, страх, отвращение и гнев). Однако сегодня эта теория опровергнута учеными из университета Глазго, согласно исследованию которых представители разных культур по-разному выражают свои эмоции с помощью мимики. Европейцы выражают свои эмоции и различаютют эмоции других по движению губ, азиаты – по движению глаз. А как выражаются эмоции в письменной речи? Эта информация необходима при отправлении кому-то личного сообщения на busuu или при использовании текстового чата busuutalk. Оказывается, представители разных культур по-разному выражают свои эмоции с помощью смайликов, и эти различая основываются на мимических различиях, упомянутых выше:

Смайлики, используемые европейцами, имитируют движения губ, например, :-) и :-o

а смайлики, используемые азиатами, - движения глаз, например, (^_^) и (o.o)

   Различие есть также и в самих эмоциях, которые люди испытывают по одному и тому же поводу, различно и словесное выражение. К примеру, я была прост о потрясена, когда услышала, как переводит серьёзная синхронистка французское слово "attandrir", по-русски означающее растроганность, умиление. Контекст, однако, совершенно неподходящий для того, что умиляться или растрогаться, т.е. испытывать состояние, в котором говорят: "Мило", или " как это трогательно", "очень даже миленько", т.е. любо . Это сугубо положительная эмоция. Но в контексте это слово относится к покойнику! Близкий, горячо любимый человек умер, а любящий его живой, оплакивая, говорит, что это событие его умилило. Буквально это так, но здесь нужно было отойти от буквализма и взять другое слово и сочетание слов в русском языке, к примеру, "взволновало", "потрясло" и др. В русском языке гораздо больше слов для передачи оттенков чувств. Кроме того, естиь разница и в переживании самой эмоции. Смерть близкого человека  у русского человека всегда вызывает бурную негативную реакцию, страдание, а вот психология и эмоциональный склад западного человека иные, а у восточного совсем уже третьи - ведь они буквально верят в райские кущи, где праведников ждет двенадцать прекрасных девственниц. А если принять во внимание, что современные американцы на похоронах веселятся и пляшут до упаду, то скромное умиление покойником покажется не таким уж кощунственным. А новая забава для детей - игрушечные гробики по три тысячи долларов за штуку для похорон любимой куклы - это к чему?

  И тут впору задаться вопросом - что первично: язык, формирующий сознание, или сознание, формируемое новым языком и новыми символами?

(продолжение следует)


Рецензии
Тема слов, их происхождения, их воздействия, их связи с устройством жизни, очень интересна и нужна.

Люди ли, начальные немтыри, старались в общении друг с другом, образно заменить физические манипуляции звуками, словами... слова ли заставляли людей производить стимулируемые действия?
Есть на нашем сайте Ермак Михаил.
У него очень интересная гипотеза - смысл упаковывается в слово, а слово, распаковываясь, воспроизводит зашифрованный в нём смысл.
Слово, как бы смысловая граната, сжатая в процессе сборки и разлетающаяся произнесением. Семя, разносимое ветром и прорастающее, попав в людскую почву. Воздействующий шифр. Зашифрованная жизнь.

Я думаю, что он был бы Вам интересен.

Лариса, с уважением...

Владимир Рысинов   11.05.2014 16:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир. Это совершенно правильная, на мой взгляд, гипотеза. Собственно, это уже давно теория. Я над этим работала ещё в начале 80-х, когда писала "Тайны русского языка".

Лариса Миронова   11.05.2014 16:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.