Из Гонконга

 Из Гонконга Путешествия сами по себе можно сравнить с физическими упражнениями. Возьмем к примеру бег: существует большая разница между бегом по лесу за добычей, бегом по зеленой опушке в солнечный летний день от избытка чувств и бегом на беговой дорожке от инфаркта (или к инфаркту, у кого как получается). Так и путешествия бывают разные: по делу, от нечего делать и «потому что все уже были, а я еще нет». Как Вы наверное догадываетесь, получаемое удовольствие прямо прямо зависит от типа путешествия. Обычно узнаешь больше всего тогда, когда путешествуешь по делу: тут тебе и маршрут отличается от протоптанных дорожек, и с местными контакты плотные и частые, не говоря уже о том, что очень часто получается взглянуть на чужую жизнь изнутри, а это самый ценный опыт. Путешествия «от нечего делать» походят на занятия фитнесом в спортзале: вроде бы полезно, но что-то как-то не очень увлекательно, да и выходит все как у всех: одни и те же достопримечательности,одноразовые, немедленно забывающиеся рассказы гидов и одинаковые фото в соцсетях. Про третью группу «все уже были, вот и мы поехали в Турцию (как вариант: Испанию, в ашрам в Индию,» - это к другим авторам, в таких поездках я участия не принимаю. Итак в этот раз супругу отправили в командировку в Китай. Ненадолго, на неделю. К счастью путем сложного комбинирования ее и моих выходных, отгулов и неиспользованных отпускных неделя превратилась в 2, а простой маршрут Шереметьево-Шанхай-Шереметьево несколько усложнился. Решено было лететь сначала в Гонконг на 4 дня (ибо безвизовый въезд, много слышали, но никогда не были; опять же в фильмах часто показывают, вспомните хотя бы «Двойной удар» с ВанДамом или «Умри но не сейчас» С Броснаном ), потом поездом в Шанхай, по дороге из вагона посмотреть вблизи на китайскую глубинку и спустя неделю в обратном порядке вернуться. Решили- сделали. Заказали билеты на гонконгскую авиакомпанию Cathay Pacific, которая не подкачала: перелет прошел без сучка и задоринки, и даже группа соотечественников, пытавшихся напиться в течении всего полета не смогла ничего испортить. Прилетели, прошли погранконтроль и получили в паспорт въездные отметки. Так над моим паспортом еще не издевались: вместо штампа или наклейки мне степлером (!) прикрепили на внутренней странице маленький прямоугольный кусочек обыкновенной бумажки, распечатанной на принтере, в которой говорилось что податель сего имеет право находится 16 дней в Гонконге. Багажная квитанция авиакомпании выглядит гораздо солиднее. Сели на аэроэкспресс и поехали в место под названием Kowloon. Выяснилось (хотя это нужно было выяснить в Москве), что особая зона Гонконг расположена на двух островах и прилегающем полуострове. Сам Гонконг – один из них, а материковая часть и называется Коулун. Когда Гонконг был под управлением Ее Величества, в этом районе находились многочисленные фабрики по производству всей той дребедени, которая и помогает сейчас Китаю реализовывать финансовую революцию по принципу «Мы вам одноразовые зажигалки - а вы нам – мировое господство». Причем из-за недостатка места цеха располагаются не горизонтально, как везде, а вертикально, в высотных зданиях наподобие московских общежитий. Многие фабрики все еще работают, часть переведена в материковый Китай, где уровень жизни пожиже, а труд подешевле, пустующие и ветшающие высотки сносят, застраивая район не менее высотными гостиницами и офисами. Обе фазы экономического развития города хорошо просматривались из окна гостиницы: справа фабрика-свечка, слева- котлован под небоскреб. Вообще местность не то чтобы холмистая, она скажем так: очень даже гористая, ни в одном российском городе (включая Кавказ) нет такого количества крутых гор в городской черте. При этом опасность землетрясений местных вроде бы не волнует, по крайней мере на этажности это ни как не отражается. Еще поражают строительные леса, полностью собранные из бамбуковых палок, скрепленных обыкновенными пластиковыми стяжками, какие используются для электрокабелей и прикрытые полосатой пластиковой тканью, знакомой большинству наших соотечественников по базарным сумкам «мечта оккупанта», а так же обычай выводить трубы канализации на боковой фасад зданий. Многие стены выглядят так, будто красили их единственный раз – при постройке. Ну да ладно, вселились в гостиницу, отправились осматривать город. Как Вы думаете, какая самая большая опасность для русского туриста в Гонконге? Даю подсказку: не карманники, не гоп-стоп, не солнечный удар, не пищевое отравление. Движение в городе левостороннее, по наследству от Англии, а сигналы светофора, по крайней мере для пешеходов, кажется носят рекомендательный характер. Поэтому существует достаточно большой риск попасть под машину, ринувшись следом за местными через дорогу и опасливо глядя в привычную левую сторону. Специально для таких неместных долбоящеров на всех переходах на асфальте заботливо нанесены надписи “look to the right”, продублированные иероглифами. Итак, подвергнув жизнь опасности несколько раз, добрались до метро. Проезд от 33 рублей, в зависимости от зоны, процедура покупки карточки упрощена до предела: на экране тыкаешь пальцем в название нужной станции и бросаешь нужную сумму монетками. Все, можно ехать, карточку сохранять до конца поездки, без нее не выпустят и придется покупать новую,уже на выходе. Часть станций носит английские названия типа «Принц Эдвард», большинство же – китайские, но так как все названия, так же как и объявления машиниста, дублированы на английском, проблем не возникает. С материка на остров можно попасть тремя способами: на метро, на пароме или по автомобильному мосту. Паром идет очень быстро и сам по себе представляет достопримечательность: суда были построены в те времена, когда королева Елизавета II еще только мечтала выйти замуж, а Хрущев всерьез собирался похоронить Америку. Практически все походы в город начинались с набережной на материковой части: на месте старого железнодорожного вокзала и зданий колониальной администрации построены небоскребы с огромными торговыми центрами, абсолютно все нежилые помещения нижних этажей отданы под магазины и часто сверхдорогие бутики «Gucci» могут соседствовать с аптекой традиционной китайской медицины или лавкой сушеной еды! Причем первый и единственный раз в своей жизни я видел очередь в магазины «Gucci» и «Cartier», люди стояли по 30-40 минут чтобы попасть внутрь! Главная улица материковой части Nathan road, упирающаяся в морвокзал и начало набережной под названием Star Promenade. С нее открывается отличный вид на противоположную часть залива Виктории, где находится весь финансовый сектор с неизменными небоскребами и наивысшей точкой острова – пиком Виктории. Поспешу разочаровать фотолюбителей с многокилограмовыми объективами: фотографий противоположного берега журнального качества не получится из-за морских испарений, которые есть практически всегда. Как-никак – тропики, температура в октябре + 30 и выше, вода +28 Среди списка достопримечательностей решили выделить фуникулер на пик Виктории и уличный ночной рынок недалеко от Nathan road. Начну с рынка: Вы на Черкизовском были пока его не прикрыли? Вот тоже самое, никакого отличия, тот же ассортимент, те же палатки. Это может быть и экзотика для каких-нибудь австралийцев с немцами, но для москвича – это почти дом родной, сразу убивает любую возможную ностальгию. Если по каким-то причинам Вы не смогли купить дешевую майку, джинсы или индийские ароматические палочки у себя в Коньково, здесь самое место исправить досадное недоразумение. Фуникулер и пик Виктории заслуживает чуть более подробного описания. Сама гора расположена на острове Гонконг, точную ее высоту легко можно узнать в интернете (Google Вам в помощь), по моим оценкам она не намного ниже 1000 метров, соответственно с нее открывается круговая панорама на весь город. Сами горы в Гонконге достаточно крутые, и несмотря на недостаток свободного места почти не застроены, вместо зданий по склонам пика Виктории устроен заповедник с практически девственным лесом и удобными бетонированными дорожками. Наверх кроме них идет еще извилистая автомобильная дорога-серпантин. Абсолютное большинство туристов поступают стереотипно: прочитав в путеводителе раздел о фуникулере и горе они отправляются искать нижнюю станцию, предвкушая захватывающий дух подъем на таком милом старомодном вагончике... В действительности их ждет очередь за билетами, организованная по всем правилам искусства стояния в очередях: с разделительными барьерами и табличками «если Вы стоите тут, то это еще на 2 часа». Про автомобильную дорогу наверх путеводители как-то упомянуть забывают. Я множество раз был в горах, ездил на различных фуникулерах и канатных дорогах и с полной ответственностью заявляю: какие-бы не были высокие и труднопроходимые горы, на верхнюю станцию всегда есть автомобильная дорога. Ведь все оборудование, необходимое для обустройства станции не на ишаках же по горным тропам наверх тащили. Его завозили грузовиками. Итак, оставив стоять хвост очереди между барьерами с табличками, решили поймать такси и спросить про шоссе наверх. И не ошиблись: дорога заняла 15 минут и стоила столько же, что и билет фуникулера. Вид сверху был великолепен: внизу вырастали из под ног небоскребы, по бухте Виктории (да –да, с топонимами в Британской империи была та же беда что и в Советском союзе: вспомните бесконечные улицы Ленина ) шли паромы, сзади вырисовывались очертания местной электростанции размерами с ТЭЦ-2 города Нижневартовска, и приблизительно такой же эстетической ценности. На самой горе построили небольшой торговый центр со смотровой площадкой на крыше. Естественно, весь народ хочет на площадку: для этого необходимо преодолеть три этажа со множеством мелких магазинов, продающих все, что может сойти за сувениры в широком смысле этого слова: от магнитиков и открыток до мягких игрушек и радиоуправляемых вертолетов. Мне абсолютно недоступна логика людей, лезущих в гору чтобы посмотреть на город и вдруг покупающих игрушечный вертолет, но видимо маркетологи лучше знают людскую породу, так как торговля идет очень бойко. Преодолев торговые этажи туристы оказываются перед последним барьером, где выясняется, что вход на смотровую платный, 40 гонконгских долларов (200 руб), за вышеозначенную сумму предлагается доступ к телескопу и автоматическому гиду, рассказывающему вкратце какой небоскреб где. Согласитесь, что ситуация слегка смахивает на мелкий развод и мухлеж,и из-за принципиальных соображений мы отказались лезть на крышу и вышли на открытый воздух. Далее последовал спуск с горы пешком. Всем очень рекоммендую спускаться с пика Виктории пешком: парк больше напоминает первоклассный ботанический сад, все цветет, растет в невероятных сочетаниях друг на друге и благоухает, очень чисто, дорожки удобные с понятными указателями, продублированными на английском. Кроме того, немаловажная деталь: в Гонконге санитарная служба добилась замечательных успехов в борьбе с тропическими заболеваниями и их переносчиками, прежде всего с москитами. Поэтому прогулка действительно приятна : никаких насекомых кроме безвредных стрекоз и милых бабочек. У подножья пика расположены кварталы жилых небоскребов для богатых: представьте себе элитные московские комплексы типа Алых парусов, только стоящие вплотную дом к дому: роскошные подъезды, белые дети с филипинскими нянями ( кстати, интересная деталь: в Гонконге около 100 000 филипинских женщин, работающих прислугой. ) Все парковки подземные, и остается только догадываться сколько стоит парковочное место, с учетом того что грунт на склонах скальный, а этажность у зданий не менее 25. Вечером созрело решение посвятить следующий день пляжному отдыху, хотя все вебсайты и путеводители настойчиво советовали повидаться с огромной статуей Будды, расположенной где-то в районе аэропорта на горе. Но мой здравый смысл подсказывал, что большая часть дня в этом случае будет потеряна в очередях на пути к Будде, а супруга заявила что уже достаточно всяких Будд на Востоке посетила и смотреть еще одного не хочет. Поэтому был произведен срочный поиск в Гугле хитпарада городских пляжей. Под номером 2 значился нижний пляж Cheung Sha на острове Лантао, не помню точно почему был забракован пляж под номером 1, но на фото пляжа №3 ясно присутствовал мрачный силует местной электростанции. Смотреть опции №4 и ниже после такого не имело смысла, и победитель был определен единогласно. Большая часть дороги пришлась на метро, на конечной станции Tung Chung Station (голубая ветка, если не ошибаюсь. Кстати, для фанатов шопинга: прямо при выходе из метро расположен крупнейший торговый центр Citygate outlets, цены на все элитные марки одежды, обуви и акксесуаров значительно ниже московских, хотя, как показала практика, в самом городе возможно можно встретить предложения еще выгоднее ), которая была очень удобно совмещена с автобусной мы увидели что? Правильно, очередь метров 200 длиной. После непродолжительных расспросов выяснилось что это желающие купить билет на канатную дорогу, ведущую к Будде. Порадовавшись на свою проницательность мы взяли такси и через 20 минут езды по горным серпантинам внезапно оказались на пляже. Сказать что мы были удивлены- это не сказать ничего. Прекрасно оборудованный бесплатной душевой и раздевалками, девственно чистый, песчанный, с 3мя спасателями, огороженный сетями в море от акул. На пляже никого не было. Трудно в это поверить, поэтому повторю ще раз: на пляже были мы одни в течении почти всего дня. После того как нам надоело купаться, мы прошлись вдоль моря километра на полтора: на всем этом протяжении было не более 5-6 человек. Через 1.5 км песчанный пляж заканчивался таким же павильоном с раздевалками, спасателями и огороженной акваторией. Жизнерадостно желтые знаки предлагали немедленно известить администрацию при появлении в море плавников характерной формы, что наводило на мысль о том, что китайцы все-таки не всех местных акул пустили на суп. Под вечер, уже сидя в местном ресторане, мы были обнаружены местными комарами: твари оказались зловеще черного цвета и какие-то более плотные что-ли, чем наши. След от укуса такого комара несколько крупнее, а заживает он дольше обычного. Спустя несколько дней, в городском парке я увидел большой плакат с изображением черного и рыжего комара, с информацией о том что рыжие могут переносить японский энцефалит, а черные – лихорадку Денге. Опять же, бдительным гражданам предлагалось информировать гонконгский аналог санэпидемстанции о всех случаях появления кровососов. В голове немедленно появилась ассоциация «Денге» - муха Цеце и возникла картинка измученного белого путешественника, умирающего от лихоманки в хижине под банановыми листьями.Но все оказалось не так страшно: в случае заражения лихорадка Денге приводит к сыпи, ломоте в костях, апатии, поносу в течении 5 дней. Затем пациент выздоравливает сам по себе, без врачебной помощи. В моем случае и комар оказался не заразный, так что встреча с метсными насекомыми прошла для меня без видимых последствий. По истечении 4 дней мы приобрели ж.д. билеты до Шанхая. Билеты есть 3х типов, как и у нас в России: плацкарт, 4 человека в купе(hard sleeper) и 2 человека в купе (soft sleeper). Весь путь предполагалось проделать за 18 часов, большей частью ночью. Железнодорожный вариант был выбран по двум причинам: не совсем понятно как обстоят дела с безопасностью перелетов внутри Поднебесной (не так давно Китай уверенно держал первое место по аварийности полетов), а во-вторых хотелось из окна поезда посмотреть на китайскую провинцию. На вокзале билетов в СВ не оказалось ни туда ни обратно, и жизнерадостный кассир предложил нам в Шанхай съездить в купе за 800 гонконгских долларов, а обратные билеты приобрести уже в пункте назначения. Мы согласились, и это оказалось чуть ли не главной нашей ошибкой в течении всей поездки (см в продолжение рассказ «В Шанхай») Итак в назанченное время мы прошли таможенный контроль на вокзале (для справки: между Гонконгом и Китаем существует административная граница, которая охраняется строже чем многие госдударственные, например Русско-украинская. Простым китайцам очень трудно попасть в Гонконг, существуют отдельный паспорт гражданина Гонконга, визовые требования для иностранцев отличаются кардинально. Все это вызвано огромным имущественным разрывом между Гонконгом и Китаем: ВВП на душу населения в Гонконге выше чем в Швейцарии, уровень жизни втрое! выше чем в самом богатом и преуспевающем городе Китая Шанхае). Поезд по уровню комфорта и техническому оснащению оказался практически полным аналогом наших поездов дальнего следования, с одним лишь пикантным отличием: в уборных не было унитазов, испражняться (прошу прощения за подробности) предполагалось сидя на корточках над отверстием в полу. Кстати, подобного типа туалеты широко распространены в Китае, их можно втретить во многих общественных местах, не рассчитанных специально на посещение западными туристами. В купе каждое место было снабжено индивидуальным монитором, по которому транслировалось несколько каналов на выбор, среди них был один с фильмами о агенте 007 на английском, с субтитрами иероглифами. Так, под саундтрек из Джеймса Бонда мы и отправились в Шанхай.
Продолжение следует

N.B. Уважаемые читатели! Ваше мнение о прочитанной статье или рассказе очень важно для меня. Пожалуйста оставляйте свои рецензии, хотя бы в виде краткого резюме "мне нравится" или "не нравится". Хвалите меня, и мне будет приятно, ругайте меня, и я постараюсь писать лучше, но пожалуйста не молчите...Заранее благодарен.


Рецензии
Полезное дело путевые заметки...

Еще не был в Гонконге, а прочитав их знаешь где что и почем...

Андрей Бухаров   29.01.2016 11:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.