Модернизация Экономика

Взгляд на проблему обычного человека с улицы.

Прошло почти четверть века после развала СССР. На самом деле моя родная страна начала разваливаться еще в 1987 году, после принятия закона о кооперативах и «включения капитализма». Народилось новое поколение, которое об СССР ничего не знает, ибо не жило при нем.
  Если начальный период, первые несколько лет своего существования, государственное новообразование под названием Российская Федерация банально боролось за свое существование, то начиная с 1999 года правители страны начали задумываться – а что же делать дальше ?
  Карманы уже в общем-то набиты, бизнес стабилен (у кого получилось выжить после «ревущих 90-х» и дефолта под руководством Кириенко). Дети пристроены учиться за границей. Там же – большая часть недвижимости. Но человек устроен так, что ему всегда мало. Хочется еще и еще, а для того, чтобы это «еще» появилось, в стране нужно наводить порядок.
  В экономическом плане.
  Ведь нельзя постоянно только грабить, сорри – «проводить экономические реформы». Бесконечные реформы порождают недовольство населения, в чем в полной мере убедилась команда ельцинских младореформаторов в 1996-м, когда Ельцин выиграл выборы только потому, что товарища Зюганова элементарно подкупили. Вряд ли деньгами, хотя и эта версия имеет право быть, но больше – возможностью все время занимать то устойчивое и хорошо оплачиваемое положение "вечного оппозиционера». А поскольку Ельцин был уже, мягко говоря, не совсем адекватен, то ему придумали замену в лице… Ну вы поняли.
  Что-то у них там «наверху» случилось действительно экстраординарное, что действующий президент вот так в новогоднюю ночь взял и внезапно подал в отставку. Что именно, гадать не будем. Ибо версий может быть множество, а реальных доказательств мы никогда не найдем ни для одной из них.
 
  И новообретенный глава государства придумал новый брэнд – вместо «реформы» он выдвинул идею «модернизации» экономики. В чем отличие этих терминов? Когда мы что-то реформируем, мы берем нечто старое, и пытаемся из запчастей сделать нечто новое. Когда мы что-то модернизируем, мы наше имеющееся старое красим в новый цвет, кое-где меняем смазку, стираем застарелую пыль, ну и на всякий случай можно наклеить новую этикетку. Это как бы залежалый продукт, скажем, мясо в магазине. Начинающий попахивать кусок говядины можно реформировать в фарш для котлет или в шашлык, а можно модернизировать при помощи уксуса, воды, и еще кое-каких ингредиентов в… такой же кусок говядины, но с новой датой упаковки. То есть при «реформе куска мяса» мы получим совершенно новые продукты, ценой несколько выше прежней, а при «модернизации куска мяса» мы затратим время и деньги, а продажная цена товара останется прежней. То есть мы ушли «в минус» от предполагаемой прибыли с продажи этого заветренного куска говядины.
 
  Касательно экономики страны. Как можно модернизировать то, чего практически нет ? Это даже реформировать нет никакой возможности. Это надо сносить и строить заново, образно говоря.
  Прибыль государства складывается из налогов. Прибыль бизнесменов и простых граждан складывается из производительности их труда и стоимости и цены произведенных товаров.
 
  Как государство, Россия имеет достаточно налоговых поступлений из разных источников. Самая большая часть – от нефтегазовой отрасли. Но эта отрасль – добывающая, а не производительная. Да в этом и нет ничего дурного – добывать полезные ископаемые и продавать их. Но дело в том, что (будем считать 50/50) за границу нефтегазовые компании продают энергоносители за валюту, которая в виде налогов поступает в российскую казну, оттуда в виде межбанковских кредитов – в коммерческие банки, там валюта трансформируется в рубли, которые выдаются в качестве кредитов бизнесменам, которые конвертируют их обратно в валюту, и на эту валюту покупают за границей товары, которые потом продают гражданам России за рубли. То есть, грубо говоря, получается такая ротация денег туда-сюда. Но! Государство имеет налоговый процент с каждой сделки.
  Для простоты поясню – скажем, вы купили в магазине корейский мобильный телефон за пять тысяч рублей. Но на самом деле вы купили его более чем в три-четыре раза дороже его первоначальной цены у производителя. Если бы вы купили такой телефон в магазине в Южной Корее, например, то потратили бы тысячи две (в рублях), а то и дешевле.
  Еще пример – пятилетний джип «Линкольн-Навигатор» в России обойдется вам примерно в 50-80 тысяч долларов. В штате Массачусетс (США) такой джип продается по цене… 2.5 тысячи долларов!
  Так что таких сверхприбылей, как у государства Россия, не было ни у одного самого жадного выжиги-миллиардера на загнивающем Западе. Но наши казначеи постоянно жалуются на отсутствие денег. Почему? Разберемся чуть позже.

 
  Теперь поговорим о прибылях отечественных бизнесменов.
  Всем известно, что цена продукта не может быть ниже его стоимости, то есть если продукт обошелся вам в сто рублей, то продать его вы должны (в теории) не меньше чем за сто рублей. Стоимость складывается из затрат на производство, составные части продукта, налогов и стоимости труда работника, его произведшего. Хотелось бы иметь еще некоторую прибыль от продажи. Из этого, опять-таки в теории, должна выводиться рыночная стоимость данного продукта. Но что делать, если кто-то (конкурент) произвел примерно такой же товар, но качеством повыше, а стоимостью – пониже? А рыночную цену поставил немного побольше. Ведь имеет право – его товар качественнее, а выбирают, что им покупать, только потребители данных двух товаров. Кроме того, ваш конкурент еще и имеет «ценовую вилку» в пару рублей, чтобы «упасть в цене», если что.
  И вот вы, как производитель, затративший сто рублей на производство единицы продукции, начинаете рвать на себе волосы, потому что вы в убытке. А ведь вам предстоит не только сбыть свой товар, но и закупить на эти деньги материалы для нового производства.
  Если вы – мелкий производитель, то у вас есть три варианта – 1) искать способ производить свой товар подешевле, 2) заняться чем-нибудь еще, 3) пустить себе пулю в лоб.
  Но если вы – владелец гигантского предприятия, на котором работают сотни тысяч людей (градообразующее предприятие), то у вас только один путь – бежать с протянутой рукой к государству. Причина проста – вам нечем платить зарплату работникам.

  Ну вот хотя бы АвтоВАЗ.
  Цена Лады-Калины – от 310 до 465 тысяч рублей. А цена его «одноклассника» Шевроле-Лачетти – 360 тысяч рублей. Вот положа руку на сердце, какую машину вы приобретете ?
  Но целый город Тольятти останется без работы и средств к существованию, если «Лады» не будут покупать. И это не считая сотен аффилированных предприятий, которые поставляют комплектующие детали.
  Поэтому президент страны рекламирует продукцию, которая, мягко говоря, неконкурентноспособна. И еще – правительство дотирует убыточное производство, то есть просто платит людям зарплату, которую люди заработали честным трудом, ибо у АвтоВАЗа почему-то нет на это собственных денег. Что странно, судя по зарплатам руководящих работников завода.
  Или у алюминиевого магната, на которого тоже работает целый город, проблемы с его акциями на бирже, и снова правительство дает ему денег, потому что простые люди начинают бунтовать.
  Ну объясните мне – зачем содержать такие производства, которые не приносят прибыли? Почему нельзя автомобилестроителей переориентировать на что-то другое? Или сделать еще лучше – посадить инженеров за разработку отечественного качественного автомобиля, дать им средства и время – и пускай придумывают. Это их работа, в конце концов. А если не могут или не хотят – нанять новых. Талантов, слава Богу, на Руси еще не перевелось.

 Теперь немного о зарплате отдельно взятого гражданина.
 Я очень хочу получать 30 тысяч рублей в месяц. Однако я понимаю, что я должен произвести товары или услуги, рыночная цена которых минимум втрое будет превышать мою зарплату. Почему втрое? Потому что простая арифметика даст нам: 1/3 – моя зарплата, 2/3 – расходные материалы, 3/3 – прибыль моего работодателя, ну и налоги все тому же государству. Если я работаю грузчиком, то я должен за месяц перегрузить товара, при продаже которого в кассе магазина окажется 90 тысяч рублей. На самом деле больше, но это я для простоты объяснения.
  Если я написал вот эту статью, и редактор купит ее у меня за тысячу рублей, то не надо забывать, что газету нужно напечатать, доставить на места продажи, и продать. Кроме того есть и другие сотрудники редакции, которым тоже хочется получать зарплату. Стало быть, статья должна быть интересной, иначе никто газету не будет покупать, чтобы прочесть ее.
  Зарплата дворника официально составляет больше 30 тысяч рублей в месяц. Это высчитано из расчета стоимости труда, качества труда (ведь на улицах должно быть чисто), а что самое главное – стоимости специальной уборочной техники. Иногда человек, как работник, обходится дешевле, чем полуавтомат-пылесос для осенних листьев, а подметает лучше.
  Однако «товарищи» из ЖКО нанимают гастарбайтеров, которые чистят улицы всего за 10 тыс.рублей, ну а разницу в зарплате кладут себе в карман. Обкрадывая общество – ведь зарплату дворникам платят жители дома или района, где работает дворник, наивно полагая, что платят ему полноценную «тридцатку» (шучу – все давно знают об этих махинациях, но никто ничего сделать не может, ибо ЖКО – это монстр монополизма).

  Итог в общем-то плачевен: цены растут, зарплаты – нет. И что самое главное – вырасти зарплаты не могут, потому что страна не производит что-либо, что можно продать за хорошие деньги. Я имею ввиду материальные блага. Мы ничего не производим (как государство). Мы только перепродаем чужое – полезные ископаемые, товары из Китая и других стран… Единственное, что человек может с выгодой для себя продать - это свои мозги, умения, опыт, но это редкость. И кроме того, для продажи своих мозгов надо сначала поучиться чему-то хорошему, а это время и снова деньги. Обучение-то у нас платное, как ни крути.

  Раньше в торгашестве обвиняли евреев. В этом есть доля правды, но у евреев просто не было возможности зарабатывать чем-то другим – им было законодательно запрещено во многих странах владеть землей и заниматься хлебопашеством, например. Но этого вопроса мы сейчас касаться не будем.
  Мы, русские и нерусские, граждане России, стали не производителями ч.-либо, а торгашами. Посмотрите, сколько требуется продавцов и менеджеров по продажам, а сколько – рабочих. Рабочие тоже требуются, но квалифицированные. А где их взять ? Система ПТУ была разрушена в незапамятные года партайгеноссе Ельцина. Кроме всего, рабочим платят далеко не так много, как продавцам.
  А еще ни в одной стране мира нет такого количества посредников между производителем и потребителем. Доходит до 10-20 разных фирм-перекупщиков, помимо чиновников-взяточников. Оттого у нас и цены запредельные на все.

  И что же делать нам со всем этим?
  Будучи рачительным хозяином предприятия, которое стало вдруг убыточным, я бы собрал общее собрание работников, чтобы решить – как быть дальше.
  А вариантов только два: 1) начать производить что-то другое, новое, но на первоначальном этапе этого нового производства всем – и рабочим, и директору – придется умерить свои зарплатные аппетиты, и поработать изо всех сил. Купить новое оборудование, новые идеи. Нанять грамотного инженера с фантазией и отличного продавца новых товаров. И не хватать мечты из воздуха (как г-н премьер-министр Медведев со своим Сколково, где он опоздал лет на двадцать пять). Надо думать рационально, а не мечтать. Хотя и без мечты новое производство не запустишь. Лишь бы она не обходилась излишне дорого общему карману.
  И естественно, я бы сделал всех своих работников акционерами моего бизнеса. Ничто так не способствует процветанию, как личная заинтересованность в общих доходах.
  Вариант 2) продаться к чертям чужому дяде с большими деньгами, который и станет новым хозяином нашего предприятия. Что мы и имеем видеть в данный момент в российской экономике. Нас скупают оптом и в розницу, как именно дешевую раб.силу. Китайцы в 90-х через это прошли, но сумели вывернуться из-под этого дамоклова меча. Что сказать? Китайские лидеры очень прагматичные – и жестокие в политике и бизнесе – люди.

  Наши правители – некомпетентны по меньшей мере. Если не сказать больше – ими совершается экономическое преступление перед народами России.
  У России достаточно денег, чтобы нанять лучшие умы на планете. И им не нужно для этого строить отдельный город под Москвой. Достаточно подписать с ними контракт. Кроме того, институтов и других специализированных зданий для работы более чем достаточно. Переоборудуйте их под запросы того или иного ученого – и будет нормально. Индусов считают чуть ли не полупервобытными людьми, однако одни из самых лучших в мире компьютерщиков живут в Индии. Посмотрите титры фантастических фильмов – половина всех цифровых спецэффектов сделана индийскими специалистами. Фильм «Матрица» смотрели ? Вот один из примеров. Есть и российские компьютерщики, но они предпочитают другие страны. Почему ? Потому что лучше платят. Никто не мешает нам платить профессионалам своего дела по мировым расценкам, но… Господин Абрамович нуждается в еще одной яхте, видите ли. Или наше т.н. «народное достояние» - в еще одном небоскребе в С.-Петербурге.
  В саммит на о.Русский вбухали 90 миллиардов. Зачем, спрашивается? Три дня повстречались – и хватит. Не слишком ли дорогая встреча? Экономический саммит подразумевает заключение торговых соглашений и контрактов, но какой нормальный, подчеркиваю – нормальный! – бизнесмен строит для этого целый комплекс зданий? Контракты заключаются в тиши кабинетов в офисах компаний.
  Об ЗИМНЕЙ Олимпиаде в субтропиках говорить уже даже моветон. Уже надоело всем. Давайте тогда уж проведем авторалли по ПЕСКАМ Заполярья. Сирия с Ливией и Ираком с нами песком из Сахары или Аравийской пустыни расплатятся по долгам – и нормально. Засыплем всю тундру от Мурмана до Тикси песчаными дюнами.
  Нам же главное мир шокировать. Не удивить, а именно шокировать. Вот, мол, русские какие – они все могут. Им все по плечу. Только как мне обычному иностранцу за границей объяснить, зачем завозить снег туда, где его и не бывает в общем-то, по природным причинам. Да еще и соревнования проводить.
  Если нефтяной шейх в Дюбаи строит себе горнолыжный крытый курорт на побережье Красного моря – это его личное дело. Он тратит СВОИ деньги, а не народа Арабских Эмиратов. Для народа у них там бесплатная медицина, образование, и страховка. Не говоря уже о бензине за копейки.

  Есть старая шоферская фраза: если отличный автомобиль по отличной дороге едет плохо, то виновата «прокладка между рулем и сиденьем».
  Может пора уже сменить эту российскую «прокладку», на более компетентных людей, а?


Рецензии