How much is the fish?

Закон равновесия цены согласно Адаму Смиту является одним из ключевых положений совеременной экономической теории. Закон спроса и предложения выдвигает на первый план понятие цены. Этот товар стоит столько то, эта услуга столько то. Но всегда ли можно выразить в денежных единицах ценность того или иного для человека? Сколько стоит на самом деле хлеб ? Сегодня он не стоит практически ничего, а во времена голода хлеб ценится дороже всего. Сколько стоит радость, любовь или дружба? Она не стоит ничего и стоит гораздо больше, чем любая самая ценная вещь. Можно ли выразить в деньгах чувства ? Можно ли заплатить N единиц денег и получить радость на целый день? Попытка этого предпринимается с выпуском антидепрессантов, потреблением алкоголя, сигарет и наркотиков. Но можно ли купить радость для души вообще за сколько-нибудь? Может быть такие товары как сигареты и алкоголь должны иметь отрицательную стоимость. За них должен платить продавец покупателю, а не наоборот?
Можно ли говорить о том, что фильм с навороченными спецэффектами, в котором идёт лишь уничтожение одной стороны (хорошей) другой (представляемой как плохой) стоит дороже леса, нефти, хлеба, или хорошей книги, написанной ещё пятьдесят или сто лет назад? Не происходит ли при обмене блокбастеров на ресурсы торговля, при которой у туземцев за стеклянные бусы выменивается золото? И можно ли сказать, что духовные сокровища наций (книги, например) могут быть приравнены к золоту? Доступ к этим книгам свободный (библиотеки), но спросом пользуются прежде всего творения (книги), позволяющие больше заработать, стать богаче, извлекать из мира развлечения, а не то, что позволяет тоньше и лучше чувствовать, испытывать любовь к окружающему миру. Для того, чтобы прикоснуться к прекрасному не всегда нужно много тратить и покупать «новейшие технологии счастья». Человеческая природа остаётся неизменной несмотря на технический прогресс и технологические новинки. Шахматы как форма умственного развлечения и практики не уступают карточной игре Magic: the gathering, требующей постоянных расходов на карты и обращающейся к мифической стороне человеческого я. Произведения классических писателей, описывающие красоту природы и широкий диапазон человеческих чувств не уступают кинематографу, насыщенному спецэффектами, но не несущему ничего для человеческой души. Популярная мелодия и песня легко запоминается, но не позволяет испытывать переживания, сходные с прослушиванием классической музыки.


Рецензии