How much is the fish part 2

Если использовать исходный пункт об относительности цены, то может получиться несколько другая модель экономики, чем экономика представляющая собой «стоимость» товаров и услуг на душу населения.
Ценность нового фильма с навороченными спецэффектами не многим больше, или даже скорее меньше произведений Шекспира. Исходя из этой оценки классическая музыка и классические музыкальные произведения, цена которых на сегодняшний день стремится к нулю, не многим уступают современными музыкальным клипам с однотипными запоминающимися ритмами и напевами. То, что сегодня билет в консерваторию или на оперу в стоит дешевле, чем билет на 3-D фильм в кинотеатр не означает, что качество, удовольствие и полезность от посещения консерватории может быть меньше, чем от просмотра трёхмерного фильма.
На сегодняшний день мы имеем приблизительно следующие данные о бессоннице в странах Золотого миллиарда – 1/3 в США, 1/4 в Великобритании и 1/5 во Франции. Помимо количества людей, страдающих бессонницей, можно предположить большое количество населения стран «Золотого миллиарда» живущих на антидепрессантах.
Сегодня страны «золотого миллиарда» имеют возможность производить материальные блага в количествах, намного превосходящих их собственные потребности. Перепроизводство и насыщение не только материальными, но и духовными благами приводит к появлению на рынках духовное продукции изделий, которые удовлетворяют далеко не самые лучшие вкусы потребителей. К чему может привести подобная модель развития общества можно лишь предполагать. Одним из примеров тому может быть увлечение наркотиками в богатой Норвегии, или гибель Античных Рима и Греции, которые по формальным параметрам опережали так называемые «варварские общества».
Модель экономики Советского Союза имела недостаток в материальных благах, но было ли отсутствие «свободы» и вседозволенности действительно злом? Если вспомнить книжный рынок Советского Союза, то, несмотря на наличие цензуры и идеологически направленных изданий, общей идеологизированности и догматичности общества в целом, утверждать что Советское общество было намного хуже современного, постреформенного, представляется не совсем верным. Оценка общества вообще как такового достаточно непростое занятие. Подсчитать наличие материальных благ представляется более простой задачей. Очевидно лишь, что как острая нехватка, так и переизбыток материальных благ являются неприемлемыми. Но то, что избыток материальных благ для духовного мира человека хуже, чем его нехватка может быть вполне обоснованным тезисом. Потребность в удовлетворении насущных потребностей не ведёт человек на путь пресыщения и поиска излишеств. Это, если угодно, может являться более «естественным состоянием человека», чем потакание своим прихотям и поиск путей лучшего времяпровождения. Нехватка материальных ресурсов вынуждает человека быть вовлечённым в общественные связи, в то время как избыток материальных благ ведёт к самоизоляции. Удовлетворение всё новых и новых потребностей в развлечениях ведёт, в конечном счёте, лишь к отрицательным последствиям.
Как с появлением книгопечатания и доступности распространения информации не произошло качественного скачка в развитии цивилизации Homo spiens, так и с появлением телевиденья и Интернета не произошло качественного изменения в обществе. Да, информации в нашем мире стало больше, но стали ли мы от этого счастливее, или наоборот страдаем от её избытка ? Распространение сети Интернет в России не привело к массовому повышению образовательного и культурного уровня жителей России. Скорее имеет место обратный процесс. Точно так же появление радио и телевиденья не привело к существенному изменению в обществе помимо сокращения числа социальных отношений и появлению категории couch potatoes (любителей «культурно отдыхать» на диване перед телевизором). Поэтому рассчитывать на то, что появление информационных технологий даст «новый импульс» развитию человеческого общества весьма сомнительно. Как телевиденье и радио превратились, главным образом, в источник получения прибыли, так и в развитии информационных технологий можно предвидеть схожий финал после того, как закончится фаза энтузиазма и на смену идеалистам придут дельцы. Собственно в этом случае, как и в случае с революциями, дело может быть не только в наличии или отсутствии «дельцов» или идеалистов, а в самой природе человека, которая характеризуется стремлением к сведению к минимуму усилий, физических или духовных.


Рецензии