Всё духовно

Мы делим наше бытие на духовное и не духовное, мирское, как говорят «продвинутые» православные. Но правильно ли это? Духовно ли это?

В этом мире – всё духовно. Дух Божий пронизывает весь этот мир и держит его Собой и Собой осуществляет.

Подумалось о Христе. Неужели есть у кого-нибудь ощущение, что Он делил свою жизнь на духовное и мирское? Вся Его жизнь была духовна от начала до конца. И в милосердии к падшей женщине и в превращении воды в вино на свадьбе. Да и были ли для него падшие? Скорее всего – люди, находящиеся в трудном жизненном положении. Он и ругался, и сомневался, и сокрушался, но при всём этом был удивительно духовен всегда и во всём

А попробуем мы сегодня рассмотреть случай, если кто-нибудь по способности,
дарованной Богом и чтобы скрыть неловкость ситуации превратит воду в вино?
Правильные православные заклеймят непременно. Что ты? Это же всё - бесовские вещи.
Так, то - Христос, а нам – не сметь.

Этот мир сотворён Богом во всём его многообразии. Одно мы способны понять и принять. Другое – нет. Одно считаем благом, а против другого возмущается душа. Но ведь и то, против чего она возмущается – тоже сотворено Богом, нет другого Творца кроме Него.
Он позволяет жить и дышать лично мне, лично вам и вашим родным и близким. А ведь я, или вы, или кто-то из ваших родных могут быть запросто кому-то немилы, у кого-то вызывать возмущение или даже ненависть. И если дать этим людям власть судить нас, кто знает, доживём ли мы до завтрашнего дня?

Если мы сами никого не убили и не ограбили, наша ли это заслуга? Я знаю много людей, которые, дай им второй шанс, не убили бы и не ограбили. А сколько людей становились жертвами неблагоприятных обстоятельств, совершенно не желая этого?

Мы на самом деле САМИ хотим управлять не только своей жизнью, но и жизнью других людей, да что там, и всего мира. Не Бог, а мы лучше знаем, как повернуть дело, как духовно воспитывать паству.  Православные ссылаются на опыт церкви. Предлагаю присмотреться внимательнее к этому определению. Опыт церкви складывается из опыта членов церкви. А опыт каждого настолько индивидуален и, зачастую, может не подходить другому члену церкви. Что же это мифическое «среднее арифметическое», подобное средней температуре по больнице. И  к кому и как мы это среднее арифметическое приложим?

Да и об эффективности пастырей тоже можно кое-что сказать, пример недалече. Возьмём наше недавнее советское прошлое и сравним моральный и нравственный климат общества с настоящим. Сейчас православная церковь активно и громогласно заявляет свои права на то, что она знает куда вести, как спасать и как оздоровить. Но «оздоровила» пока только до пресловутой истории с Пусси Риот. О морали и нравственности в обществе приходится только молчать. Вся страна в храмах уже, а Духа нет. При советской власти храмов было мало а Дух-то был. У многих людей считалось жить по совести – достоинством, а ради наживы – позором. Звериные, безнравственные начала в человеке, в основном, подавлялись по-советски устроенным обществом. И Устав строителя коммунизма во многом напоминающий Евангельские заповеди внедрялся куда успешней, чем сейчас сами Евангельские заповеди в нашу жизнь. Разумеется, и при советской власти было всякое, но если мы непредвзято сравним дух общества тогда и сейчас, сравнение будет в пользу «не сейчас».

Если мы войдём в церковную ограду, то нам уверенно скажут рецепт духовного оздоровления и преображения – воцерковляться, исповедываться, причащаться, соблюдать заповеди. Но рассмотрим самих православных, воцерковлённых, скажем, в течение двадцати лет, (наверное, достаточный период для того, чтобы был какой-то результат). Но, что мы видим? Кто раньше был добрым, милосердным, тот им и остался, а не таких уж добрых и милосердных церковь принципиально не «перековала» в массовом порядке. Разумеется, есть и в церковной ограде «исправленные», но их число, в общем, не так уж и велико. Кроме того, такие же «исправленные» истории происходят и среди людей невоцерковленных и вообще неверующих. Так что есть сомнения в отнесении благих перемен только лишь за счёт воцерковления. Кроме того, подобные вещи происходят и с последователями других религий.

Так в чём же дело? Где же исполнение обещаний одуховления общества и каждого, кто прибегнет к церковным таинствам?

Скажу вещь парадоксальную. Никто из нас не знает, является он членом Церкви или нет. Ошибочно понимать под воцерковлением и одухотворением в православии одну только внешнюю принадлежность. Можно всю жизнь находиться в церковной ограде, но членом Церкви так и не стать. И, наоборот, можно никогда в ней не находиться, но быть в ней.
Дело в том, что Церковь, это – собрание душ верующих. И нет её ни небесной, ни земной. Христос об этом нигде не говорил. А есть она – единая и единственная, исполненная бессмертных душ  «различных нот, но единого произведения», если позволите такое сравнение, независимо от того, в каком мире эти души находятся. В этом и есть истинное Церковное единство, единодушие и единение и её нерушимость.

А в церковной ограде до настоящего момента упор делается на внешнее исполнение церковных правил и предписаний и на внешнее исполнение заповедей, (даже если ты пока не таков, всё равно, давай, старайся). Эта искренняя старательность, честно говоря, заслуживает лучшего применения. Откуда взяться «результату», если церковь не учит тому, как жил Христос? Меня могут возмущенно спросить, как это не учит? Так вот же заповеди – исполняй, не ленись, не мудрствуй! Так, да не так.

Бог, сотворивший мир и всё, что в нём есть, сотворил и наши судьбы, а судьбах нам дал столько сложных, трудных, запутанных ситуаций… Берите, разрешайте, думайте, напрягайтесь. Каждому из нас выписаны самые совершенные Божии «рецепты», но как часто мы их в таком ключе не рассматриваем, отворачиваемся, клеймим бедных невоцерковлённых грешников и упорно продолжаем действовать по одному для всех, «выписанному» церковью рецепту. Фарисеи гневались на Христа, потому что Он не так жил, как бы им хотелось, выходил за рамки церковных правил и предписаний. Он жил по индивидуальному для Него Божьему велению, и этим одухотворял всю Свою жизнь от первой до последней секунды.

Я бы поставила перед современной церковью большое терпеливое и милосердное слово «Если». И вот бы как поставила и как ориентировала людей: Вглядывайся в свою жизнь, видь в ней «рецепт» Божий для тебя лично составленный, раздумывай над ним, размышляй, рассуждай, ведь ты один такой во всех вселенных и, может быть, тебе не подойдёт «лекарство» товарища, а, может быть и подойдёт. Ведь как растёт ребёнок. Хотя его и учат родители, но проходит он свою жизнь индивидуальной Божией судьбой. И ЕСЛИ, где-то не оказалось сил, разумения, способности, иди в Церковь, прибегни к Таинству и будет оказана дополнительная помощь. Это – другое устройство церкви. Не один рецепт на всех, выписанный и при гриппе и при красной волчанке, не поголовное собрание «грешников окаянных», которые при этом почему-то взялись поучать всех и всея, а бережная, уважительно-индивидуальная поддержка каждого, кто прибегает в церковную ограду за помощью Бога.

В наипервейшую очередь священство должно стать действительно каждому слугой, а не важным лицом в облачении, которым лобызают руки и у которых испрашивают благословения. Такая «духовная власть» сломала психику не у одного «пастыря». Да и понять можно, трудно устоять при таких испытаниях «духовной властью».

Я пасла коз, и, знаете, в каком положении находилась? Была у них на побегушках, служила им, чтобы они досыта наелись, вовремя напились, я утруждала своё внимание, чтобы они избежали собак. Мне приходилось их разнимать во время столкновений между собой, чтобы они не поранили друг друга. Они блаженствовали, а я напрягалась. Вот каков на самом деле труд пастыря, а не важное «отпущение грехов» и «духовные наставления» пасомым. Ведь во времена первой церкви этого не было, Дух Святой никем и никак не заслонялся.

Один прекрасный и настоящий пастырь как-то раз рассказал мирянам историю про то, как ловят обезьян. Рассказывал он о грехе, но я бы эту историю применила бы к другой вещи.
Ловят обезьян так: В ящик со специальной заслонкой кладут банан, обезьяна протягивает лапу за бананом, ловушка захлопывается. И, не смотря на то, что застряла только одна лапа, пойманной оказывается вся обезьяна.

Так и с мирозданием, если мы принимаем только ту его часть, которая нам нравится, но не принимаем ту, которая не нравится, мы не принимаем весь мир. И тогда мы находимся в оппозиции к творению Божию, а, следовательно, и к Самому Богу. Принятие Всего, простое и безыскусное есть состояние обОжения, о котором сейчас так мало говорит православная церковь, но которое является вершиной православия, его самой высокой высотой или же самой глубокой глубиной, кому как больше нравится.

Институт православной церкви, как организации вижу, не как поучающий, а как милосерднейший, первым подающим пример доброты, сострадания и терпения, неутомимо протягивающий руки к страждущему душой человеку, а не обличающий его.
И ни в коем случае не запугивающий: «Вот не будешь богослужения регулярно посещать, исповедываться и причащаться,  в ад пойдёшь, грешник окаянный».

А сегодняшнее состояние церкви олицетворяют девочки из Пусси Риот, беспощадно разлученные со своими малолетними детьми и упечённые в темницу. Никого православные не пожалели, хотя первые должны были протянуть руку сострадательной помощи.  Хотя бы простили  – и то бы поступили бы по Христову духу.


Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.