Лето
Солнце висело так низко, что казалось можно было подставить лестницу и добраться до него.
Зелёный от тины пруд манил ласково тёплой водой.
Славка босой, в одних трусиках, стоял на берегу и с сожалением смотрел на зелёную, зацветшую плеснем, воду.
Хотелось купаться. Окунуться в прохладную водную гладь, побрызгаться в искрящих серебряных блёстках, ощутить приятную свежесть глубин.
Он вздохнул. Да-а-а! в этом году пруд совсем зарос. Идти на другой ему не хотелось, да и далеко это было.
А пруд так и манил его; серебряные блёстки так и искрились, будто подмигивали и зазывали, зазывали…
Он вошёл по колено в воду. Двигаться дальше было невозможно. Тина обступила со всех сторон и сжала ноги, словно вязкий песок.
-« Ах ты! Ты, так! Да!.. Ну, ладно!» - Сердиться Славке не хотелось, но и бездействовать он уже не мог. Стремясь раззадорить себя, он начал ругать эту противную зелёную тину. Но и этого ему показалось мало. Тогда Славка нагнулся и стал руками вырывать и выбрасывать на берег эти мокрые скользящие ростки.
Работал он с упоением, с удовлетворением наблюдая как от его упорных трудов очищается пространство водной глади.
- «И Чо? Делать тебе нечего!» - Презрительно сплёвывая недозревшую шелуху подсолнуха, крикнул с берега незаметно подошедший Колька, с другого посада деревни.
Славка разогнулся, на секунду смутился, а потом решил вообще не отвечать. Снова нагнулся и стал ещё яростнее вырывать тину из пруда, приговаривая:
- «Вот тебе, вот тебе! Я тебе покажу, где раки зимуют! Вот тебе, вот!»...
- « Фи-и-и! Дурной!» - Сделал заключение плевастый Колька.
- «Чего это он?» - К Кольке подошли два брата Петровых, тоже все голые и босые.
-« С ума сошёл!» - Солидно сообщил Колька и плюнул далеко вперёд шелуху семечек.
-« Эх, искупаться бы!» - Заметил один из братьев, чёрненький Ваня.
-«Жарища!..» - Поддержал его второй, Петя тоже чёрненький, но на полголовы ниже брата.
-«А вода, вода какая! Прелесть!» - Вдруг совсем не ожидая, вырвалось у Славки. Он даже перестал работать, выпрямился и посмотрел на ребят.
-«Да?» - Братья как по команде ринулись в пруд. Но тут их ноги сразу попали в тину, и они бултыхнулись в воду, подняв кучу брызг. А вода и в правду была тёплая, ласковая, хотя вся зелёная от тины и грязная от потревоживших её ребят.
Нет, не искупаешься – мрачно заключили братья.
-« На Дунькин пруд надо идти». - Солидно сказал Колька. Он не поддался искушению и всё также с берега плевался семечками, выщипывая их из половинки огромного подсолнуха.
А Славка ничего не сказал. Он снова принялся за работу и, вообразив себе, что он воюет против басурманов, начал подбадривать себя громкими криками:
-«Бей их! Ура, вперёд!» - Кричал он, и каким-то яростным наслаждением вырывал с корнями зелёные водоросли, разбрызгивая воду и, сам, нарочно падая в неё, подымая каскад брызг.
-«О-о-о! Совсем спятил!» - Показывал пальцем на него Колька и даже забыл про семечки, и чуть не подавился, проглотив шелуху.
А Ваня и Петя, с трудом освободив грязные ноги от водорослей, под воздействием восторженного настроения Славки, тоже начали воевать с «басурманом».
Теперь их утроенные крики казалось, неслись по всей деревни. И точно. На эти громкие воинствующие призывы сбежала соседняя ребятня. Не долго думая, они присоединились к воевавшим. Работа пошла дружнее. Тут даже меланхоличный Колька и тот не выдержал. Отбросив в сторону ощипанный подсолнух, он как был в майке и трусах, плюхнулся в пруд.
И уже казалось, не хватало места всем. Было тесно, вырывали тину даже друг у друга, кричали, спорили, что это его тина, на его участке.… Но спорили не злобно, скорей от избытка энергии. Не разделив водоросли, тянули каждый в свою сторону, зелень рвалась, - все плюхались в грязную воду, подымались, смеялись и, вновь бросались на «басурмана», и снова спорили, падали, барахтались, кричали и смеялись.
Славка вышел на берег. Его давно уже оттиснули, но он не обиделся. Он уже вполне наигрался и наработался. И хотя тело всё было в серых подтёках, а ноги под пудом грязи, он стоял на берегу и весело глядел на эту вакханалию.
-«Эй! – Вдруг крикнул он. – Эй! Как очистите пруд всем будет сюрприз!»
-«Сюрприз, сюрприз! – Закричали все.
-«Какой сюприз? – Спросила маленькая Лена. – Я хочу сюприз!» - Она стояла в воде по колено, у самого берега и ловила плывущие на волнах, поднятые всей этой суматохой, зелёные нити.
-«Будет, будет! – Пообещал Славка. – А потом можно будет и искупаться по-человечьи».
И все ещё дружнее накинулись на тину.
И вот почти весь пруд освобождён от неё. Лишь кое-где жалкие остатки её нитей колышутся на тёплой серой воде. Выброшен последний грязно-зелёный клок. Пруд, его водная гладь дышит полной грудью, свободно и счастливо. А на берегу высится целая гряда того, что осталось от «зелёного басурмана».
-« Урра-а-а!» - Закричали все и окружили Славку.
-«Теперь плати, давай! – Потребовал Колька, негромко сопя. – Плати, хозяин!»
-«Какой хозяин!» - Возмутился Славка.
-«А сюрприз, сюрприз!» - Зашумели все.
Славка растерялся. Всё получилось так неожиданно, так спонтанно. Он не знал что делать?
-«Плати!» - Подступал к нему Колька.
-«Ладно! – Неожиданно согласился Славка. – Стойте здесь. Будет вам и награда».
Что ж, слово сказано теперь надо и выполнять. И неважно, что это было сказано в порыве, сказано в воодушевлении… Слово есть слово. Его надо держать.
Славка побёг домой, благо дом его находился как раз напротив пруда.
-«Что же делать? – Думал он. – Что же делать? Вот попал!» - Не выполнить обещание у него и в мыслях не было. Что же предпринять? Попросить денег у мамы да раздать их всем.? Мама даст. Она поймёт.… Но этого делать ему почему-то не хотелось. Наверно потому что это не было бы никаким сюрпризом, а просто, как говорит Колька: плата за труд. А он ведь обещал сюрприз. А это не просто плата, это… сюрприз.
Он отворил калитку в сад. Задумчиво окинул взглядом грядки желтеющих под солнцем огурцов, стоящих как на параде правильные ряды красной смородины, колючие кустарники крыжовника, пышные яблони с красными глазастыми плодами и, решил.
Тут же на терраске он взял белую плетёнку, подошёл к красавице яблоне и начал её трясти. Почти поспевшие золотисто красные яблоки дождём попадали на землю…
Кода он снова появился на пруду с полной корзиной яблок, то…
И хотя у каждого в деревне полным-полно всяких своих яблок, но сюрпризов… Сюрпризы бывают очень редко.
Вмиг все яблоки были разобраны, съедены.
А потом все начали купаться в уже отстоявшей от грязи воде. И купались очень долго.
И солнце.… А солнце, казалось, висело так низко, что можно было подставить лестницу и добраться до него.
Но никому этого не хотелось делать.
…
Свидетельство о публикации №213101301903