А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 47-48

                Глава  51. Жизнь и Смерть.

                «Ни бог, ни сама идея жизни, ни все иное
                бессмертное никогда не гибнет. Когда к
                человеку подступает смерть, то смертная его
                часть умирает, а бессмертная отходит целой и
                невредимой, сторонясь смерти».
                (Платон, Федон, стр.68)

      Завершив разговор о Карме вполне уместно рассмотреть проблему соотношения жизни1) , смерти2), а также связанную с ними проблему бессмертия3). Ранее мы неоднократно обращались к этим понятиям, например в главе о смысле существования, о Космической жизни, в разделе об Иерархии, также в данном разделе.
      Проблема соотношения жизни и смерти волновала человека с того момента, когда он стал различать эти явления, то есть практически с самого начала своего осмысленного существования. Наблюдая явления жизни и смерти вокруг себя, включая себе подобных, человек пытался понять суть этих процессов и их смысл. По мере развития представления о Мире менялось и представление о жизни и смерти.
      Если рассматривать жизнь только как свойство организма, основанного на органических соединениях, и представляющего собой «особую форму существования материи», для которой характерны «обмен веществ, способность к размножению, развитию, восприятию воздействия окружающего мира, к различным формам движения, приспособляемость к среде», в которых в большей степени усматриваются свойства, присущие растениям, животным и человеку, то нетрудно заметить ряд пробелов такого понимания жизни. Ведь эти свойства в полной мере относятся и к существованию простейших организмов, которые отличаются от вышеперечисленных видов организмов тем, что размножение простейших, с одной стороны, означает прекращение существования самого организма, то есть своеобразную его гибель, а, с другой стороны, наблюдается возникновение из одного организма двух новых. Рассматривая жизнь как физиологическое существование человека, животного и других живых организмов, мы тем самым исключаем возможность существования жизни вне физического тела и вынуждены будем признать, что явления и процессы, происходящие на более тонких Планах, например, на уровне астрального или ментального Планов, не являются жизненными процессами, поскольку они могут происходить и вне границ физического тела, то есть могут быть не взаимосвязаны с физиологическим существованием организма.
      Кроме того, ограничивая жизнь лишь как свойство «особой формы существования материи» на уровне органических соединений, тем самым исключается возможность жизни на иной основе.
      Предлагаемая формулировка во многом бесспорна с позиций понимания жизни, какой ее представляют люди, однако ограничивает общее понимание  сути жизни.
      Как утверждает современная наука, организм человека, например, обновляется на молекулярном и даже атомном уровне каждые 3-5-7 лет. Из этого следует, что через соответствующий период любой организм прекращает свое прежнее существование и на его месте фактически возникает новый организм. Но ведь любой живой организм (за исключением тех, которые принято называть одноклеточными) представляют собой сгармонизированную совокупность клеток, действительно содержащих в себе органические соединения, которые периодически не только размножаются, но и гибнут, а следовательно необходимо различать жизнь всего организма и жизнь его составляющих.
Отсюда возникает закономерный вопрос: «Что же из себя представляет жизнь, если спустя какой-то период от прежнего организма и его составляющих ничего не осталось, а возникли новые молекулярные и атомные построения, сбалансированные между собой?»
Ответить на этот вопрос современная наука не может, а вместе с тем именно этот вопрос ставит под сомнение понимание жизни только как свойства каких-то организмов.
      Если рассматривать жизнь как совокупность явлений, происходящих в организме, то и здесь нельзя однозначно признать правильность такой формулировки, поскольку в организме могут одновременно происходить процессы, с которыми мы связываем понятие «жизнь», а также процессы, которые, бесспорно, можно отнести к понятию «смерть».
Формулировка жизни, как «особой формы существования материи» удобна лишь для того, чтобы красиво уйти от прямого ответа на вопрос о том, что есть жизнь. Ведь любую форму материи, в том числе на тонких Планах или на вещественном уровне, можно столь же обоснованно признать «особой формой материи».
      Аналогичным образом обстоит дело и с пониманием смерти, с которой связывают прекращение жизнедеятельности организма и его гибель, с которой связывают прекращение основных функций организма (для теплокровных - прекращение дыхания и кровообращения. Понятие «смерть» относительно живого организма подразделяется на клиническую (короткий период после прекращения дыхания и сердечной деятельности, в который еще сохраняется жизнеспособность тканей) и  биологическую (наступление необратимых прекращений биологических процессов в клетках и тканях организма). В зависимости от причины смерти она подразделяется на насильственную и естественную.
Вместе с тем нетрудно заметить, что гибель живого существа, основанного на органических соединениях, приводит к разрушению самого организма, но не к утрате жизни вообще, поскольку даже после смерти физического тела жизнь не исчезает сразу во всем организме. В дальнейшем, при разрушении этого физического тела, возникают иные, более простые формы жизни. Иначе говоря, даже со смертью организма (в общепринятом ее понимании) жизнь не прекращается, а лишь меняется ее форма существования на иные.
Из этого не трудно сделать вывод, что источник жизни необходимо искать где-то на более тонком, нежели на клеточном, молекулярном или даже атомном уровне. Аналогичным образом на ином уровне необходимо искать и причину того, что мы называем смертью.
Платон следующим образом определяет понятие жизни:
      «Первоначало всех видов движения, первым зародившееся среди стоящих вещей и движимых, есть, по нашему признанию, самодвижущееся, наиболее древнее и сильное из всех изменений; а ту вещь, что изменяется под влиянием другой и затем приводит в движение другие вещи, мы признаем вторичной. Если бы мы увидели зарождение этого первоначала в земляной, водной или огнеобразной среде - все равно, в чистом ли виде будет эта среда или смешанном, - мы ...назовем это жизнью, раз оно само себя движет. Когда мы в чем-либо замечаем душу, должны согласиться, что это - то же самое, что есть жизнь.  Каково же определение того, чему имя «душа»? Разве существует другое какое-либо определение, кроме только что данного: «Душа - это движение, способное двигать само себя».(9,с.354-355)
      Как видим, Платон связывает жизнь с наличием души. Если мы обратимся к Шестому Космическому Принципу (Единая Жизнь, Превышняя Душа, Великое Дыхание) и к Шестому Вселенскому Принципу (Вселенская Жизнь, Вселенская Душа), то несложно заметить, что и здесь понятие жизни неразрывно связано с понятием души. Иначе говоря, там, где есть душа, там есть и жизнь.
      Исходя из вышеприведенного высказывания Платона о душе и жизни, он также связывает с ними и понятие смерть:
      «Смерть - есть не что иное, как отделение души от тела. «Быть мертвым» - это значит, что тело, отделенное от души, существует само по себе и что душа, отделенная от тела, - тоже сама по себе».(13,с.15)
       «Если бы смерть была концом всему, она была бы счастливой находкой для дурных людей: скончавшись, они разом избавлялись бы и от тела, и - вместе с душой - от собственной порочности».(13,с.69)
      «Душа схожа с божественным, а тело со смертным!»(13,с.36)
      При этом он рассматривает соотношение жизни и смерти, говоря:
      «Жизнь противоположна смерти и они возникают одна из другой. Из живого возникает мертвое, из мертвого - живое. Если бы все причастное к жизни умирало, а умерев, оставалось бы мертвым и вновь не оживало, - разве не совершенно ясно, что в конце концов все стало бы мертвым и жизнь бы исчезла? И если бы даже живое возникало из чего-нибудь иного, а затем все-таки умирало, каким образом можно было бы избегнуть всеобщей смерти и уничтожения?»(13,с.24-25)
      Далее Платон говорит следующее:
      «Душа должна появиться в теле, чтобы оно было живым. Чем бы душа не овладела, она всегда привносит в это жизнь. А если смерть противоположна жизни, то душа никогда не примет противоположного тому, что всегда привносит сама.  То, что не примет смерти, мы назовем бессмертием. Но ведь душа не принимает смерти, значит, душа бессмертна. ...Если бессмертное неуничтожимо, душа не может погибнуть, когда к ней приблизится смерть: ведь из всего сказанного следует, что она не примет смерти и не будет мертвой! Если бессмертное признано неуничтожимо, то душа не только бессмертна, но и неуничтожима».(13,с.66-67)
        Как видим, Платон связывает жизнь и смерть с наличием или отсутствием души в теле, при этом сама душа рассматривается как некое бессмертное начало.
      Последнее, быть может, вызовет ряд возражений примерно такого плана: «Если вся Вселенная со временем гибнет, достигая состояния Пралайи, как же может быть бессмертна душа?»
      Действительно, говоря о бессмертии и, одновременно, о цикличности проявления и растворения Вселенной, когда все проявленные формы существования исчезают в Пралайе,  необходимо остановиться и на душе. Анализируя проявление Принципов, мы уже говорили, что при завершении Манвантары Вселенной, все Вселенские Принципы сворачиваются, возвращаясь в состояние Лайа-Центра (Седьмого Космического Принципа), который в свою очередь также переходит в состояние предшествующих ему Принципов, пока Все не возвратиться в состояние Первого Космического Принципа
      Это в полной мере относится и к душе. Душа, пройдя свой путь эволюции и достигнув определенного развития, соединяется с Душой соответствующего более высокого космического построения, начиная от Души Планетарной Цепи и до Вселенской Души включительно. Если на этапах эволюции душа, как частица Души Планетарной Цепи (или одно из проявлений Вселенской Души) индивидуализирована и является проводником Монады, то по завершению своей эволюции, она вновь возвращается к более высокой Душе (Душе Планетарной Цепи или Вселенной). Исходя из этого понимания, можно сказать, что душа в действительности не является абсолютно бессмертной, то есть она не существует в своем нынешнем виде  вечно. Но период существования души, по сравнению с периодом существования тел, в которые она воплощается, не сопоставимо велик, что и позволяет говорить о вечности души. Действительно, если жизнь земного существа, например, человека, измеряется десятками лет, в лучшем случае несколько превышает столетие, то период существования души может измеряться миллионами лет. Ведь душа вместе с Монадой проходит все этапы воплощений в известных царствах, начиная с царства минералов и далее. Именно поэтому миллионы лет существования души вполне обоснованно могут рассматриваться как вечность или бессмертие по отношению к короткой жизни живого существа на Земле.
      Вообще, понятие «бессмертие» древними первоначально использовалось именно в плане бессмертия души, а не тела. И лишь в последующем, в связи с отождествлением человеческой души с его телом, возникло понимание бессмертия и относительно тела. Сама по себе идея достижения бессмертия человека в его физическом теле не только несостоятельна в плане эволюции Природы, но и противоречит целям и задачам всей Вселенной, ее Принципам. Воплощение человека в какое-то физическое плотное тело связано с определенными причинно-следственными связями, как определяющим данное воплощение, так и цели и задачи эволюции для данного воплощения.
      Если предположить, что кто-то из людей смог достичь бессмертия находясь в физическом теле, то этим самым он фактически зацикливается на каком-то витке своей эволюции. Даже если он бы смог продолжать совершенствовать свои тонкие тела и эволюционировать на Тонких Планах, то его «бессмертное» физическое тело уже в ближайшее время стало бы тормозом в этом развитии, поскольку, как уже говорилось ранее, развитие тонких тел требует новых физических, а затем и эфирных, тел. И чем дольше бы развивалось такое несоответствие между физическим телом и тонкими телами, тем больше бы развивалась дисгармония, которая, как известно, также имеет определенное критическое значение, что в конечном итоге бы не только привело к отделению тонких тел от плотного, но и крайне отрицательно сказалось бы на дальнейшей эволюции души. Такой душе в дальнейшем пришлось бы вновь пройти ряд воплощений в других физических телах, поскольку в одном физическом теле все необходимые этапы эволюции пройти невозможно.
      «Никто из нас еще не родился бессмертным, и, если бы это с кем-то случилось, он не был бы счастлив, как это кажется многим: добро и зло не имеют цены для бездушных тел, но они важны для каждой души, как сопряженной с телом, так и отделившейся от него».(9,с.486)
      Возможность достижения бессмертия в физическом теле - одно из глубочайших заблуждений человечества, равно как и заведомая бессмысленность и невозможность создания каких-либо эликсиров или иных средств бессмертия. Идея такого бессмертия сравнима со стремлением вечно носить одежду новорожденного, которая со временем не только станет мала, будет сковывать движение, да и в конечном счете, износится на столько, что перестанет выполнять свое предназначение.
      Природа, определяющая каждое воплощение человека, учитывает миллионы, если не миллиарды, причинно-следственных связей, которыми обуславливается конкретное физическое тело, задачи на данное воплощение, продолжительность и условия жизни человека. В то же время Вечная Жизнь - это вполне реальное состояние, если под ней понимать разумное, сознательное и духовное состояние живого существа, достигшего такой степени совершенствования своих основных тонких тел, когда необходимость в плотном физическом теле отпадает. И чем выше будет степень совершенствования тонких тел человека, тем более Тонкими Планами будет определяться уровень существования такого существа, новыми возможностями, задачами и смыслом существования. Достичь этого можно лишь пройдя все те этапы эволюции, те воплощения, которые позволят оптимально и гармонично развить свои Тонкие Планы. Этим и определяется ограниченность человеческой жизни на Земле, когда завершив одно воплощение и решив поставленные на этот период задачи, после естественного завершения данного цикла, человеческая душа получает возможность перейти на следующий этап эволюции.
      «Ни к смерти ты переходишь, но к бессмертию, и удел твой будет не утрата благ, а, наоборот, более чистое, подлинное наслаждение ими: радости твои не будут связаны со смертным телом, но свободны от всякой боли. Освобожденный из этой темницы и став едины, ты явишься туда, где все безмятежно, безболезненно, непреходяще, где жизнь спокойна и не порождает бед, где можно пользоваться незыблемым миром и философически созерцать природу - не для толпы и театральных эффектов, но во имя вящего процветания истины».(9,с.409)
      В этом плане хотелось бы несколько остановиться на естественной и насильственной смерти или иначе можно сказать на естественном прекращении или искусственном (насильственном) прерывании жизни.
      Под естественной смертью принято понимать прекращение жизни в результате естественных процессов, происходящих в организме (например, от старости). Организм человека имеет определенный запас (ресурс) жизненных сил и возможностей, которые позволяют ему жить отведенный ему период времени. По мере исчерпания этих запасов в процессе жизни, организм слабеет, стареет, возникает дисгармония между физическим и тонкими телами, что в конечном итоге приводит к прекращению жизни (смерти). Это заложено индивидуально в каждого человека и остановить этот процесс невозможно. Другое дело, как правильно мы использовали данные нам силы и возможности, чтобы в полной мере реализовать свое предназначение.
      Тратя силы на второстепенные или вообще ненужные цели и задачи, мы тем самым лишаем себя возможности гармонично и эффективно использовать их для достижения задач нашего конкретного воплощения. В какой-то степени, это можно рассматривать как искусственное, хотя порой и неосознанное, сокращение жизни. Но все же такое поведение необходимо отличать от умышленного и действительно насильственного прерывания жизни (убийства или самоубийства). (В дальнейшем мы еще будем обращаться к этой проблеме, а сейчас лишь кратко рассмотрим последствия таких действий.)
      Как мы говорили, естественное прекращение жизни заложено в человека Природой (Вселенной, Космосом). Прерывание жизни до наступления предначертанного срока безусловно означает нарушение установленной Природой гармонии.
       В силу различных причин, кажущихся человеку в данный момент чрезвычайно отрицательно значимыми и определяющими в его жизни, решение уйти из жизни преждевременно всегда влечет за собой сильнейшие отрицательные последствия для души человека. Отождествляя себя со своим физическим телом и полагая, что смерть решит все существующие проблемы, избавит его от физических, а чаще всего чувственных страданий, человек искусственно прекращает свою жизнь. Не зная о продолжении жизни и после смерти, но уже в другом виде, а порой и пренебрегая этими знаниями, прервав свою жизнь, он вдруг обнаруживает, что продолжает жить, но уже в другом состоянии. Со временем он осознает, что совершил величайшую ошибку, поскольку все те проблемы и страдания, от которых он стремился уйти, покончив с собой, продолжают оставаться с ним, он продолжает переживать их, что доставляет ему те же страдания. Но к ним добавляются новые: лишившись своего физического тела, он тем самым лишил себя инструмента (тела), с помощью которого он мог бы что-то исправить, даже пройдя через физические и моральные страдания. Все его тонкие тела, ранее непосредственно связанные с физическим телом, после  искусственной смерти, еще не готовы существовать в отрыве от него, а само физическое тело уже не может восстановить взаимодействие с этими телами.
      Возникающая дисгармония доставляет человеку ужаснейшие страдания и прежде всего на Астральном Плане, поскольку этот План больше других был связан с физическим телом. Если при естественном прекращении жизни эта связь по мере приближения момента смерти постепенно ослабевает, весь организм медленно перестраивается и оказывается в состоянии относительно безболезненно расстаться с плотью, то преждевременное прерывание жизни влечет за собой болезненный и более длительный период такого разрыва. Мало того, у человека остаются все его чувства, эмоции, страдания и переживания, ему предстоит (и он это осознает!) «отрабатывать» все это, но уже на Тонком Плане. То, что человек мог решить при жизни, обладая физическим телом, конечно, принесло бы ему какие-то возможно и длительные страдания, но они не идут в сравнение с теми страданиями, которые ему суждено испытывать после самоубийства. Пока Астральный План такого человека не уравновесится и не достигнет соответствующего значения, пока не перестроятся в связи с этим Ментальный и Буддхический Планы, страдания останутся осознаваемыми и чувствуемыми, они будут еще более сильными, нежели при жизни, поскольку при жизни Астральный План, взаимодействуя одновременно с Физическим и Ментальным Планами, как-то распределял или можно сказать «рассеивал» эти страдания между соседними Телами, что теперь уже становится невозможным. Явная дисгармония в Астральном Плане, вызванная резким и неподготовленным разрывом с Физическим Планом, может быть образно сравнима с ситуацией, когда с живого человека сняли кожу, когда любое прикосновение вызывает сильнейшую боль. Нечто подобное происходит и после самоубийства. (Мы уже не будем говорить о возникновении тех новых отрицательных причинно-следственных связей, которые порождаются самоубийством и которые душа человека будут «отрабатывать» при следующих воплощениях.)
      Именно поэтому во всех философских и религиозных учениях осуждается самоубийство. Даже если человек болен и болезнь вызывает у него сильные физические боли, самоубийство не допускается, поскольку наличие боли свидетельствует о наличии нарушении гармонии не только, и не столько, на уровне Физического Плана, сколько на более Тонких Планах. Любая болезнь - это показатель нарушения гармонии как минимум на Физическом, Астральном и порой даже на Ментальном Планах. Болезнью Природа показать человеку какую-то его ошибку, неправильное поведение или мысли, которые и проявились на Физическом Плане в виде заболевания. Поэтому искусственное прерывание жизни даже для тяжелобольного или безнадежно больного человека не может быть оправданием, поскольку Природа дает ему возможность еще при жизни успеть что-то осознать и попытаться исправить даже в таком состоянии.
      То же самое можно сказать и о насильственном лишении жизни другого человека. При этом страдают и убийца и жертва. Убийца нарабатывает себе отрицательную Карму, связанную с грубейшим нарушением Гармонии Мира - убийством. И пусть в данном воплощении эта Карма не настигнет в полной мере такого человека, но Закон Воздаяния или Кармы будет преследовать человека после его собственной смерти, весь период до его нового воплощения, а также в новом, а порой и в новых воплощениях, подвергая его дополнительным тяжелым испытаниям и страданиям. Не случайно заповедь «Не убий!» прослеживается во всех основных религиях.
      Подобное утверждение, безусловно, вызовет вопрос: «А как же быть с убийствами во время войны, или защищая собственную жизнь или жизнь близких людей?»
      Прежде всего, необходимо сказать, что любые войны - есть продолжение нарушения гармонии. В последних разделах, когда речь пойдет об обществе и государстве мы более подробно остановимся на этом, а сейчас лишь скажем, что все войны на Земле явились результатом нежелания, и, крайне реже - неумения, решать возникшие проблемы мирным путем. Ни какие политические, экономические, религиозные, социальные или иные цели и проблемы не стоят того, чтобы люди убивали себе подобных! Еще более недопустимо ведение захватнических воин. При нападении внешних врагов, стремящихся уничтожить свою страну, семью, близких людей,  и когда такая угроза действительно вполне реальная, убийство нападающих может быть еще как-то оправдана в случаях, когда исчерпаны все другие возможные меры восстановления нарушенной гармонии, но не прощена! Мы судим со своей точки зрения и вправе разрушить то, что создано лично нами. Но разрушать то, что создано другими, а тем более лишать другого жизни, может лишь Тот, Кто все это, в том числе и жизнь, создал!
      Природа дает нам массу примеров, когда одни живые существа убивают других. Но это, как правило, имеет место для удовлетворения потребности в пище или при защите себя и своего потомства. Много ли мы знаем примеров, когда животные убивали других животных по иным причинам?
      Вместе с тем, понятие «жизнь» часто рассматривается не только как чисто физиологическое существование человека, но и в целом ряде иных смыслах: духовная, общественная, семейная, личная и др.. Нередко жизнью называют реальную действительность в целом. Все зависит от подхода и понимания той или иной сферы существования человека или иного объекта исследования.
      В этой главе мы коснемся еще нескольких аспектов понимания жизни и смерти.
      Прежде всего, хотелось бы остановиться на отношении человека к жизни и смерти.
      Платон по этому поводу говорит следующее:
       «Человек всю жизнь приучал себя жить так, чтобы быть как можно ближе к смерти, а потом, когда смерть наконец приходит к нему, он негодует. Разве это не смешно? Истинные философы много думают о смерти, и никто на свете не боится ее меньше, чем эти люди. Если они непрестанно враждуют со своим телом и хотят обособить от него душу, а когда это происходит, трусят и досадуют, - ведь это же чистейшая бессмыслица! Как не испытывать радость, отходя туда, где надеешься найти то, что любил всю жизнь».(13,с.19)
      Страх смерти, после которой дальнейшее сознательное существование либо отрицается, либо вызывает сомнение, является одной из причин неправильного подхода человека к пониманию назначения и цели своей жизни. Ограничивая свое существование только каким-то периодом, продолжительность которого крайне редко кому известна, стремление максимально дольше продлить свою жизнь и успеть в ней получить желаемое, как правило, материального плана, приводит к тому, что человек при жизни стремится достичь того, что ему доставляет удовольствие или наслаждение, избежать любых страданий. В связи с этим человек и определяет смысл своего существования, ставит соответствующие цели, формирует систему ценностей. Одно только то, что Природа предусматривает смерть человека, позволяет человеку сделать вывод о бессмысленности самой Природы, а следовательно и всей человеческой жизни, что, в свою очередь, формирует и соответствующее отношение к жизни: «Взять от жизни все лучшее, а после меня - хоть потоп». Более подробно об этом мы будем говорить в последующих главах.
«Смерть не имеет никакого отношения ни к живым, ни к умершим. ...К живым она никак не относится, а умершие уже не существуют. Таким образом, сейчас она к тебе не имеет отношения, поскольку ты еще жив, и, если что претерпишь, она тоже тебя не коснется, ведь тебя тогда не будет».(9,с.608)
      Осознав, что земная жизнь человека - это лишь один из этапов его сознательного существования, за которым, в свое время, после так называемой смерти, существует множество этапов и видов жизни, куда более насыщенных, интересных и значимых для самого человека, меняется его отношение к нынешней жизни. Свою жизнь он воспринимает как своеобразную школу, которую необходимо как можно успешнее, чтобы обогатить себя знаниями, сформировать себя как личность, познать свое нынешнее предназначение и создать базу для последующего существования на Тонких Планах. Природу, так мудро устроившую все в Мире, он рассматривает как проявление Высшего Порядка, основанного на гармонии и справедливости, в связи с чем, система ценностей таких людей будет в корне отличаться от тех, кто боится жизни. Такие люди не боятся смерти, но и не торопят ее, поскольку понимают, что на этом этапе существования необходимо успеть, как можно больше, узнать и достичь самому. Осознавая, что после смерти ничего из материальных благ он с собой взять не сможет, унося с собой лишь блага Тонкого Плана, и прежде всего максимально высокие чувства, мысли и знания, человек формирует совершенно иной смысл существования, который в большей степени соответствует смыслу существования Вселенной. Соответственно и жизнь его строится в большей части согласно Законам Природы.
      «И при жизни, и после смерти каждый испытывает и делает то, что ему свойственно. Ни ты, ни кто-либо другой, если ему не повезет, не сможет похвалиться, будто стоит выше этого правосудия богов. Того правосудия, которое установили верховные учредители, должно особенно остерегаться. Ибо оно никогда не оставит тебя в покое: так ли ты мал, что можешь погрузиться в глубины земли, или так высок, что в состоянии подняться до неба, - все равно ты понесешь назначенное богами наказание - здесь ли, на земле, будучи ли перенесен в Аид или еще в более лютое место. И ты еще думал, будто в их поступках, как в зеркале, можно усмотреть общую небрежность богов! Ты не знал, что и у этих людей есть доля в участи Вселенной. Кто не понимает этой причастности, тот никогда не найдет образца для своей жизни и не будет в силах отдать себе отчет в том, от чего зависит счастливая или несчастная доля».(9,с.367)
      В связи с этим высказыванием Платона, можно сказать, что каждый из людей, общество и человечество в целом живут той жизнью, которую они сами для себя избирают, которую признают правильной и необходимой. То, что нам, в силу нашего невежества, кажется правильным и желательным, в действительности может оказаться для нас ошибочным, ненужным и, даже, губительным.
       «Жизнь надо расценивать согласно сказанному выше: мы желаем такого равновесия, когда перевешивает то, что нам мило, а того, что нам противно, присутствует меньше.
Следует заметить, что жизнь любого человека от природы заключена в эти пределы, и надо уяснить, какой именно жизни мы ждем согласно природе. Если же мы станем утверждать, что желаем чего-либо вопреки природе, то наши слова будут следствием лишь неопытности и незнания действительной жизни.
      Мы можем указать на следующие виды: рассудительную жизнь, разумную, мужественную, здоровую. Этим четырем видам противоположны четыре других: безрассудная жизнь, разнузданная, трусливая, нездоровая. Кто знаком с рассудительной жизнью, согласится, что она тиха во всех отношениях: страдания ее спокойны, удовольствия также спокойны; она не несет с собой ни расслабляющих вожделений, ни неистовых страстей. Наоборот, разнузданная жизнь полна резкости: страдания ее сильны, сильны и удовольствия; она несет с собой безумные, бешеные вожделения и самые неистовые, какие только могут быть, страсти. В рассудительной жизни удовольствия перевешивают тяготы, в разнузданной - страдания перевешивают удовольствия, как величиной, так и количеством и напряженностью. Поэтому первый род жизни для нас более приятен, а второй по своей природе неизбежно становится более скорбным. Для того, кто хочет приятно жить, становится невозможным по доброй воле жить невоздержанно. Отсюда ясно, что всякий бывает разнузданным против воли.
      Жизнь всякой людской толпы лишены рассудительности либо по невежеству, либо из-за отсутствия самообладания, либо по обеим этим причинам. То же самое можно заметить и о здоровой жизни и нездоровой; в той и в другой есть удовольствия и страдания, но в здоровье удовольствия превышают страдания, а в болезнях наоборот. В целом, мы можем сказать, что жизнь рассудительная перевешивает разнузданную, разумная - безрассудную, мужественная - трусливую, ибо в первых как удовольствий, так и страданий меньше, они незначительны и реже. Но в первых перевешивают удовольствия, а во вторых, наоборот. Поэтому первые виды жизни приятнее вторых. Словом, жизнь причастная добродетели, душевной или телесной, приятнее жизни причастной пороку».(9,с.185)
О понимании жизни в социальном плане мы поговорим в последних двух разделах книги.

                Список использованной литературы

1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
     Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17.    -    "    - ,           Агни-Йога,           -     "     - .
18.    -   "     - ,           Беспредельность, -    "    -.
19.    -    "    -,            Иерархия,              -    "    -.
20.    -    "    -,            Сердце,                -    "    -.
21.    -    "    -,            Мир Огненный,    -    "    -.
22.    -    "    -,            Аум,                -    "    -.
23.    -    "    -,            Братство,                -    "    -.
24.  Е И. Рерих,  Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25.  Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26.  Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27.  АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28.  В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая  школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
      т ом., М, 1963-1966, т.4.
29.  Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30.  К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31.  Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33.  Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская  энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44.  И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45.  Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,

______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 13 октября 2013 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3


Рецензии