Несколько слов об истории философии

         Философия имеет историю. Периодизация её зависит от времени написания истории философии автором и от особенностей его видения  пути развития философского знания и знания вообще. В сущности, история философии связана с историей знания, является его неотъемлемой частью. В настоящее время обычно выделяют следующие периоды в истории философии: античный, средневековый, классический, неклассический и постнеклассический. Классический период связывают с новым временем, постнеклассический – с новейшим временем. Неклассический период попадает на переходный период от нового времени к новейшему, связанному с крушением социализма и марксизма – материалистического рационализма и материалистической социологии.
         Считается, что в рамках философии развивалась наука, научное знание, научная мысль. Философ был учёным, а учёный – философом. Выделение науки произошло в новое время, становление которого ознаменовано буржуазными революциями в Европе. До этого во время средневековья в Западной Европе царила схоластика, было принято, что все возможные знания уже даны либо в священном писании, либо в творениях отцов церкви. Философия была религиозной и называлась теософией. Из этого следует, что система знания к этому времени имела несколько областей: философскую, религиозную и научную. Вопрос, следовательно, состоял в доминировании схоластики, абстрактного знания над конкретным знанием.
         Древнему времени отвечает античная философия, появившаяся в Древней Греции, и часто древнее время называют античным. Древнее время отделяется от древнейшего времени появлением первых цивилизаций, таких, как Шумеры, Древний Египет. Считается, что общественное сознание в них имеет мифологическую, а не философско-метафизическую форму, хотя философские идеи древнегреческих философов проистекают от древнеегипетских мифологических корней. И в Древнем Египте и в Древней Греции царит политеизм. Разница только в том, что греческие боги имеют человеческий образ, а египетские – также ещё и образы животных. Последнее обстоятельство указывает на то, что в древнеегипетскую эпоху происходила смена зооморфных представлений о  богах на антропоморфные. Думается, в древнейшее время, в конце варварства царил анимизм: природа представлялась живой, одухотворённой и целостной.
         Если всё это так, то переход человечества от конкретного знания к абстрактному знанию – философствованию связан с появлением первобытной религии, одушевлением физической природы, вначале принимавшей форму горы. В горе, а потом и на горе, олимпе жили боги. Так появилось понятие физиса.
         Конкретное знание развивали мыслители другого порядка, изобретатели. Им мы обязаны совершенствованием предметного мира, производства вещей, овеществляемых идей. Изобретательство доказывало собой, что мысли не выделялись из мозга, подобно желчи из желчного пузыря, что производство их сложней. История не сохранила имён первооткрывателей, изобретателей древнейшего мира. Кроме того, с ними, как показывает социальная практика средневековья, боролись представители абстрактного знания. И это шло до тех пор, пока не пришла промышленная революция. Абстракция отступила под натиском точного знания, и Огюст Конт провозгласил, что философия должна стать точной – другой, новой. Абстрактное мышление должно обновиться. Появилась социология, а с ней и социальная философия. Философия же осталась прежней.
         В наши новейшие дни считается, что наука, философия и вера отделены друг от друга и существуют сами по себе, параллельно. Однако факты, что церковь пытается проникнуть в школьное образование, а такие выдающиеся социологи как О.Конт, К.Маркс, Э.Дюркгейм, М. Вебер, П.Сорокин и др. почитаются как социальные философы говорят об обратном. Развитие научного знания влияет и обязывает философию и религию приспосабливаться к новейшему времени. В то же время наука пока ещё не может обойтись без философии. Особенно это заметно по тому, что в постнеклассический период философии культурологические и текстологические мысли проникают в социальную философию, и наоборот, культурология вуалирует философские заимствования. В своё время развитие психологической мысли оплодотворило немецкую классическую философию И.Фихте и Ф.Шеллинга, дав субъективную философию и понятие «Я», а также неклассическую философию А.Шопенгауэра, в которой «Я» преподносилось как мировая воля и представление.
         Существование взаимодействия различных областей человеческого знания нельзя отрицать, как и то, что мифология жива вместе с шаманством (шаманизмом). Поэтому и науки, отграничившись друг от друга, срастаются при помощи пограничных дисциплин. Так медицина срослась с социологией в рамках социологии медицины, психология и физиология – в рамках психофизиологии. Существует политическая психология, социология управления и др.  Но не все пограничные дисциплины входят в номенклатуру научных специальностей ВАК и имеют паспорта научных специальностей. Это позволяет председателям диссертационных советов отказывать в защите диссертаций по некоторым междисциплинарным темам, тем более, если работа касается идей совершенно новой дисциплины, впервые предлагаемой автором, например, социальной психопатологии. При этом новизна диссертации отодвигается на второй план, хотя должна быть на первом. В отказе проявляется страх потерять место, заслоняющий бюрократический страх перед всем новым. Вот есть ли польза в этом.


Рецензии