Распалась связь времён

На прошлой неделе на занятии показала студентам документальный фильм из цикла «Русское экономическое чудо». Я веду у них экономику. Третий курс, технари. Поток неплохой, ребятам интересны мои занятия, хотя предмет для них и непрофильный. Конечно, в массе своем студенты сейчас ничего не читают, плохо знают историю. Вот я и стараюсь, как могу, хоть немного помочь «жертвам ЕГЭ». Рассказываю, вызываю на дискуссию. И фильмы показываю интересные – не только про экономику, но и про историю нашу.
Тема лекции касалась предпринимательства, потому и фильм я им показала «На благо отечества» - про российских предпринимателей конца девятнадцатого – начала двадцатого веков. Красной нитью в фильме проходила мысль о том, что отличительной чертой лучших представителей российских предпринимателей было стремление вернуть часть нажитого (причем немалую часть) обществу. Через благотворительность, меценатство, помощь бедным, содействие науке, искусству, культуре. Создатели фильма вспоминали не только известных всем (впрочем, всем ли?) Третьяковых и Морозовых, Бахрушиных, но и почти забытые имена Леденцова, Солдатёнкова, Солодовникова. Цитировали Цветаеву: «Осознание неправды денег в русской душе невытравимо».
Ребята смотрели с интересом. После лекции ко мне подошёл один из самых способных студентов и сказал: «Простите, но я никак не могу понять. Они же – предприниматели, то есть умели вести бизнес. Зачем они отдавали деньги просто так? Ведь могли же стать продюсерами тех же писателей, или актёров, или учёных! И помогали бы им, и зарабатывали бы на этом деньги. И всем бы было хорошо!» Конечно, я попыталась объяснить еще раз то, что пытались донести до зрителей создатели фильма. Говорила о том, что деньги Морозовы, Бахрушины и др. зарабатывали  по-другому, занимаясь своим основным делом. Что, на благотворительность их подвигало желание не брать, а отдавать. Студент внимательно слушал. Но понял ли? Думаю, нет…
По дороге домой я обдумывала случившееся. И вдруг в памяти всплыл совсем другой, вроде бы, случай. Летом прошлого года я была в Волгограде. Только за последние пять лет это была уже третья моя встреча с городом-героем, и каждый раз я обязательно посещала Мамаев курган. Но в этот раз все было по-другому. Никто не продавал у кургана цветы. Зато в декоративном пруду у памятника местные мальчишки лет десяти самозабвенно ныряли за мелочью, которую бросают туда туристы. Никто не пытался помешать юным «предпринимателям»…Не мешала им и «историческая память» (наверное, их прадеды и прабабки были там, в горящем Сталинграде, ну и что?).
Когда я рассказала о случае на лекции своей девятнадцатилетней дочке, ровеснице моих студентов, она не удивилась, зато бойко стала искать виноватых. Обвинила систему образования, обвинила советскую власть. Мы с ней немного поспорили, но в нашем споре истина так и не родилась…


Рецензии
Татьяна, я зашёл на огонёк случайно. Через цитату от Марины Цветаевой "осознание неправды денег в русской душе невытравимо". Читаю книгу одного современного историка, размышляю, откликаюсь в размышлениях. Хотел выснить из какого стиха эти слова. И попал к Вам.
Русские всегда были людьми предприимчивыми. Богатство приветствовалось, но по-христиански должен был делиться с ближними своими. Это происходило по разному. Где-то обед накрыть для нищих, где-то милостыню подать, где-то создать художественную галерею. Благотворительность русских богатеев 19- начала 20 вв. жёстко приветствовали и государи российские.
Ваши ученики во многом правы. Они из другого времени. Для меня из 1950-х они не совсем понятны. Но не осуждаю. Лишь бы они в своей устремлённости к благосостоянию понимали, что есть две заповеди Божьи - возлюби Бога своего и ближнего своего как самого себя. Тогда всё приложится.
С наступившим Вас! И всех благ.

Владимир Трипольский   02.01.2020 09:56     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв! Я согласна с Вами. И тоже надеюсь, что заповеди не будут забыты. С Новым годом! Добра Вам и любви!

Татьяна Попова 03   02.01.2020 14:57   Заявить о нарушении