Первопроходцы

Из цикла «Люди и судьбы»
Первопроходцы
3 ноября 1989 года коллектив Ногинской городской газеты «Знамя коммунизма» объявил политическую забастовку. Этот отчаянный демарш  газеты, которая являлась органом ГК КПСС, исполкома горсовета народных депутатов и ГК ВЛКСМ, вызвал в то время широкий резонанс не только в подмосковном Ногинске, но и во всей стране. Виданное  ли это дело: взбунтовался коллектив партийной газеты, требующий соблюдения гарантированной Конституцией СССР свободы слова?
С тех пор  минуло 15 лет. Многие ли сегодня помнят о мятежном коллективе ногинских журналистов, которые на заре перестройки пытались отстоять свою профессиональную честь и достоинство? Очевидец тех событий, редактор информационно-политического бюллетеня партии «ЯБЛОКО» Виталий ПОПОВ попытался проанализировать ситуацию минувших дней и нынешних. 
Предпосылки для политической забастовки ногинских журналистов созрели в радужной общественной атмосфере конца 80-х годов. В марте 1989 года  состоялись первые альтернативные выборы народных депутатов СССР. По Ногинскому территориальному избирательному округу в народные депутаты СССР баллотировался доктор исторических наук, ректор Московского историко-архивного института Юрий Афанасьев.
Первому секретарю Ногинского ГК КПСС Валерию Раденко во время предвыборной кампании обкомовское начальство поставило ультиматум: допустишь победу Афанасьева – расстаешься со своим креслом. В период избирательной кампании сопротивление аппарата ГК КПСС и его верных сатрапов на местах избранию Афанасьева было довольно мощным, яростным, но все-таки тщетным. Избиратели Ногинска, Электростали, Черноголовки и других населенных пунктов, входящих в этот одномандатный округ, отдали более 70 % голосов за кандидатуру Юрия Афанасьева.
За I съездом народных депутатов СССР, транслировавшегося по телевидению в прямом эфире, тогда следила вся страна. Именно Юрию Афанасьеву принадлежат слова об «агрессивно-послушном большинстве» и «сталинско-брежневском Верховном Совете», которые стали повсеместно цитироваться. Юрий Афанасьев стал одним из создателей Межрегиональной депутатской группы (МДГ), заявившей о себе на съезде народных депутатов как  оппозиции существующему партийному режиму. Оппозиция ставила перед собой задачи по продвижения демократии в нашем обществе, отстаиванию реальных прав и свобод советских граждан и немало для этого сделала.
Однако когда в городской газете «Знамя коммунизма» стали появляться «крамольные» статьи Юрия Афанасьева, так или иначе подрывающие устои коммунистического режима, возмущение горкомовских чиновников деятельностью народного избранника стало выплескиваться через край.
В сентябре 1989 года Пленум Ногинского ГК КПСС освободил от занимаемой должности редактора газеты Владимира Пучкова. Коллектив газеты восстал против этого партийного решения. Тогда и заместитель редактора Наталья Боброва, не согласившаяся возглавить газету, решением Бюро ГК КПСС была освобождена от занимаемой должности. Исполняющим обязанности редактора городской газеты назначается заведующий отделом пропаганды и агитации ГК КПСС Вячеслав Сухарев. Вот тогда-то коллектив газеты принимает решение об объявлении забастовки.   
Мятежный коллектив местных журналистов бастовал более сорока дней. Его поддерживал почти весь город и район. Ногинчане устраивали пикеты возле здания ГК КПСС, требуя восстановления Пучкова и Бобровой на работе. Возмущенные подписчики газеты сдавали на почте свои подписные квитанции. Телеграммы, письма, денежные переводы, поддерживающие забастовщиков, шли в 1989 году в редакцию со всего Советского Союза. Групповой портрет местных журналистов появился на первой полосе популярного еженедельника «Московские новости», который тогда возглавлял Егор Яковлев. В общем, шума в то время было много. И вера у людей была в нарождающуюся в стране демократию. И забастовщики мужественно прошли путь первопроходцев,  создав прецедент первой политической забастовки среди журналистских коллективов в еще скованной коммунистическими догмами стране.
В ноябре 1989 года состоялось заседание Московского областного суда, который признал забастовку ногинских журналистов незаконной. Суд квалифицировал ее не как забастовку, а трудовой спор. Редактора и заместителя редактора газеты в должности так и не восстановили. И политические требования коллектива газеты удовлетворены, естественно, не были. Апелляция в Верховный суд СССР тоже ничего не принесла. Коллегия Верховного суда СССР, заседание которой состоялось 19 декабря 1989 года, решение областного суда оставила без изменений. После этого коллектив газеты вынужден был прекратить забастовку и покинуть здание редакции на улице Красноармейской. Почти все журналисты написали заявление об уходе по собственному желанию. Они предпочли лишиться любимой работы, чем снова находиться под удушливой уздой ГК КПСС. На их место пришли другие…
В сентябре нынешнего года городская газета отметила 85-летие. В настоящее время она называется «Богородские вести». Сейчас ее учредителями является правительство Московской области и АО «Нефто-Сервис». С 1919 года она не раз меняла свое название: «Красное знамя», «Богородский рабочий», «Голос рабочего», «Сталинское знамя», «Знамя коммунизма».
В юбилейной статье под названием «Живи и здравствуй, газета» бывший инструктор Ногинского ГК КПСС, редактор «Знамени коммунизма» с 1969 по 1983 годы Виктор Пителин высказал и отношение к событиям 1989 года. Вот как он их описывает: «В это время в районе развили бурную деятельность «демократы» во главе с небезызвестным ренегатом Юрием Афанасьевым. Редакционное руководство встало на сторону «демократов» и пыталось превратить газету в их рупор. Горком партии пресек эти попытки. Тогда коллектив, понуждаемый Ю. Афанасьевым, объявил забастовку, а после суда, который признал ее незаконной, покинул редакцию. Кое-кто из забастовщиков полагал, что без них газета не выживет и прекратит существование. Но газета выжила…»
Для меня и тогда, и сейчас забастовка выглядит как одна из самых славных страниц в летописи газеты, а в интерпретации Виктора Пителина это – чуть ли не самый позорный эпизод в ее 85-летней истории. Мне думается, забастовщики не питали в 1989 году никаких иллюзий относительно дальнейшего развития событий. Не дети они были малые, не наивные люди, которых к чему-то мог понуждать Юрий Афанасьев. И двигали ими отнюдь не личные интересы, а вера в достойное демократическое будущее страны, в которой гражданские права и свободы будут не пустым звуком.
Я созвонился с бывшим заместителем редактора газеты «Знамя коммунизма» Натальей Бобровой, которая в настоящее время работает ответственным секретарем в федеральном христианском журнале «Истина и Жизнь».
- Я не жалею ни о чем ни одной секунды, - сказала Наталья Боброва о
событиях пятнадцатилетней давности.
- Мы действовали тогда в правильном направлении, - сказал мне еще один
участник забастовки Сергей Воронцов, который сегодня работает главным редактором Ногинского муниципального радиовещания. – Другое дело, что цели, которые мы тогда перед собой ставили, и сейчас не достигнуты…
А как сложились судьбы других журналистов, которые в 1989 году принимали участие в политической забастовке?
Владимир Пучков в настоящее время возглавляет ТОО «Шерна», которое, в основном, специализируется на редакционно-издательской деятельности.
В конце 1989 года он создал кооператив «Доверие», в который и ушел костяк мятежного коллектива. Забастовщики зарегистрировали в 1990 году газету «Достоинство», учредителем которой стал журналистский коллектив. Правда, эта газета не долго просуществовала, так как конкурировать с другими изданиями в рыночной стихии без надежного спонсора оказалось не просто.   
Валентина Линькова возглавляла профсоюзную организацию газеты и во время забастовки 1989 года была председателем стачечного комитета коллектива. С помощью Юрия Афанасьева в 1990 году она стала издавать независимую демократическую газету «Доверие», которая печаталась в эстонском городе Тарту. Эта газета пользовалась большой популярностью в Ногинске, Черноголовке, Электростали и в других городах Подмосковья. Ее главный редактор Валентина Линькова в 1990 году была избрана народным депутатом Верховного Совета РСФСР от Ногинского сельского территориально-избирательного округа. Как известно, этот Верховный Совет в сентябре 1993 года Борис Ельцин разогнал. Но эта уже другая история, с которой, по-видимому, можно считать, что демократия в России стала постепенно свертываться, а под ее лозунгами в стране начал расцветать клановый бандитско-олигархический капитализм.
Жизнь Валентины Линьковой в марте 2003 года трагически оборвалась во время пожара на собственной даче возле деревни Безменково. Увы, сегодня уже нет в живых ещё двух участников забастовки –  журналиста Евгения Глазкова и фотокорреспондента Николая Свешникова.
Но и сегодня я не знаю ни одного из участников забастовки, кто бы жалел о событиях пятнадцатилетней давности или, тем более, их стыдился. Для многих из них забастовка - незабываемое событие, в котором они на заре перестройки  мужественно и достойно отстаивали свою профессиональную честь и достоинство. Демократическая оттепель конца 80-х годов претерпела странные метаморфозы. Отмена альтернативных выборов исполнительной власти и вивисекция гласности свидетельствуют о том, что мы становимся зрителями печального заката главных завоеваний перестройки. После показательной экзекуции над НТВ в 2001 году, ликвидации программы Савика Шустера «Свобода слова» и «Красная стрела» со Степаном Капустой и Хрюном Моржовым в нынешнем году, стало ясно, что гласность в России свертывается и на федеральном уровне. А в регионах местная власть уже заточила исполнительную вертикаль и давно окучивает и использует СМИ в своих потребностях и интересах.
«Коммерсант-Экспресс», 4.11. 2004 г.


Рецензии