Благополучие - как его достичь?

«Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» (Пс. 33:11).

В воскресное утро Мария стояла у гроба Спасителя и плакала. Неузнанный ею Иисус спрашивает её: "Жена! Что ты плачешь. Кого ищешь? (Ин. 20:15).
От ранней юности до глубокой старости человек находится в постоянных поисках. Как в далёком прошлом алхимики искали некий "философский камень", как в настоящем геологи ищут золотые россыпи и залежи полезных ископаемых, — так и каждый человек в отдельности — независимо от материального благополучия и уровня образования — непрерывно ищет удовлетворения видимых и невидимых нужд, временных и вечных потребностей. Бесконечные запросы, неразрешимые в рамках земного бытия проблемы волнуют душу. И поиски продолжаются...
Иногда эти поиски становятся интуитивными и очень трудными — когда охватывает чувство отчаяния, и хочется забыться, отодвинуть их от себя подальше. И неоднократно, достигая искомых целей, мы ощущали их такими миражными и ничтожными, а себя — такими разочарованными и обманутыми.

Благо, благополучие и блаженство — родственные понятия. Фалес Милетский считал, что блаженство тела состоит в здоровье, а блаженство ума в знании. Бенедикт Спиноза утверждал, что блаженство — не награда за добродетель, но сама добродетель. Как достичь блаженства? Христос поощряет инициативу ищущих, призывая их: "Ищите и найдёте". Однако Господь предлагает эти поиски направить в правильное русло: "Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это всё приложится вам" (Мф. 6:33) Иначе говоря,не нужно предпочитать остального основному, пытаясь таким путём, образно выражаясь, "поставить телегу впереди лошади". "Любовь не ищет своего", — заметил апостол Павел. Какою грустью было омрачено сердце апостола язычноков, когда он констатировал факт эпидемического эгоизма в послании к Филиппийцам: "Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу" (Фил. 2:21).

Антидотом или противоядием такого отравляющего состояния  может послужить следующий рецепт любви к ближнему: "Никто не ищи своего,  но каждый  пользы другого" (1Кор. 10:24), то есть, "возлюби ближнего, как самого себя".
"Ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе". Объясняя безбожную апатию и парадоксальную реакцию богоотрицания, апостол Павел констатирует: "Нет разумевающего; никто не ищет Бога" (Рим. 3:11). Не ищут как Закхей, как волхвы, как истинные друзья Иисуса, а ищут — к сожалению, как враги, как Ирод, чтобы убить, как книжники и фарисеи, чтобы обвинить и дискредитировать.
Такие поиски продиктованы эгоизмом, исканием своего, корыстолюбием, желанием стяжать безбожные гонорары и потуже набить бумажники за счёт завуалированной лжи. Об ищущих Бога таким образом нельзя сказать, что они не терпят нужды ни в каком благе. От имени Божьего можно посоветовать им: "И взыщите Меня, и найдёте, если взыщете Меня всем сердцем вашим" (Иер. 29:13).
Тот, кто ищет своего, как правило, не находит ни Божьего, ни своего, и наоборот — ищущий Господа в качестве приложения находит и своё.
Наше подсознание подобно вулкану и характеризуется исканиями своего. В этом аспекте справедливое выражение можно перефразировать так: "Скажи мне, что ты ищешь, а я скажу тебе, кто ты".

Всякий человек стремится найти благо, счастье, обрести благополучие. Само слово "благополучие" означает получение блага. Это идеал человеческой жизни. Ах, как часто люди бывают увлечены стяжанием земных, временных, материальных благ. О, если бы поиски Царства Божьего, сокровищ на небе, благ духовных стали смыслом их жизни!
Человека, обладающего благами, принято называть блаженным, счастливым. И подлинное блаженство определяется наличием благ небесных, духовных: "Кто ведёт дело разумно, тот найдёт благо, и кто надеется на Господа — тот блажен" (Пр. 16:20). "Благ Господь к надеющимся на Него, к душе ищущей Его" (Пл. Иер. 3:24).
Воистину "ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе". Благо и Бог находятся в прямой пропорциональной зависимости, если говорить языком математики. И чем дальше человек от Бога, тем дальше он, соответственно, и от блага. Близко к слову "благополучие" примыкает "благословение": "И придут на тебя все благословения сии, и исполнятся на тебе, если будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего" (Втор. 28:2). Таким образом, в послушании Слову Божьему заключается залог благословений.

Автор 104-го Псалма призывает: "Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда" (104:4). Библейский патриарх Иосиф попал в такие чрезвычайные обстоятельства, о которых псалмопевец сказал: "Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его» (Пс. 104:18).

Мы узнаём, что скорбь полезна
из сто четвёртого Псалма:
"Душа его вошла в железо..."
Тюрьма. Наручники. И — тьма.

Душа его вошла в железо —
ему надели кандалы...
Иосиф стал богаче Креза —
благодаря собратьям злым.

Вслед за тюрьмой познал он славу,
и понял  — почему страдал...
Ведь Бога любящим ко благу
бывает всякая беда!

Секрет преуспевания Иосифа прост: "И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах" (Быт. 39:2). Апостол Павел призывает своего сотрудника Тимофея: «О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя» (1Тим. 4:16). Искать Бога в себе и в Священном Писании – вот что необходимо для успеха, для духовной зрелости (успеть – значит: поспеть!).

В Нагорной проповеди Спаситель не всех называет блаженными, а только ищущих Бога, надеющихся на Бога и любящих Его. Апостол Павел, комментируя действия Божественного Провидения, уверяет: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу" (Рим. 8:28). Каждый человек хочет знать, что его ждёт в будущем.
В США есть крупнейший в мире институт астрологии, центр гадательной индустрии — "Тайм паттерн рисёрч", представляющий собой ряды сверкающих фантастических компьютеров. Каждый из них может в минуту составить гороскоп из десяти тысяч слов. Ежемесячно эти компьютеры составляют огромное число гороскопов. Таинственное будущее пытаются, гадая на звёздной гуще, предсказывать футурологи и хироманты...

Апостол Павел говорит определённо: "Притом знаем".  Заметим: не гадаем, не предполагаем, а знаем, твёрдо убеждены в этом, и не только теоретически, но и практически, благодаря духовному опыту. "Знаем, что Искупитель наш жив". "Знаем, что когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный" (2Кор. 5:1). "Зная, что Воскресивший из мёртвых Господа Иисуса, воскресит чрез Иисуса и нас" (2Кор. 4:14). Это знание упраздняет все гипотезы. Это знание ставит наши ноги на фундамент Божественного попечения. Это знание наполняет сердце блаженным оптимизмом. "Знаем, что любящим Бога  —  поистине, кто любит Бога, тому дано знание от Него" (1Кор. 8:3)  —  всё содействует ко благу." Только Он один может нам благо дать. Он  —  источник благодати! Такое знание обеспечивает покой душе, ограждая её от всяких стрессов, делает жизнь здравой и осмысленной.

Известно, что разум ищет истину, чувство стремится к любви, а воля ищет благо. Разум, воля и чувство  —  суть душа человека. Истина, Благо и Любовь  —  это Бог. Отсюда, понятно, стремление души к Богоисканию путём опыта, логики и интуиции. "Только в Боге успокаивается душа моя!" (Пс. 61:2) —  восклицает Псалмопевец.
Воля ищет благо так же ненасытно, как чувство  —  любовь, а разум  —  истину. Благо  —  объект поисков человеческой воли. И если наша воля гармонирует с волей Божией, созвучна ей, если человек в смирении говорит "Боже, не моя воля, а Твоя да будет", — то итогом его молитвенной просьбы, несомненно, будет благо, польза. Призма своеволия и искание своего искажают лучи света Истины, преломляя вектор наших поисков в направлении мнимого благополучия, иллюзионного блага. Суммация воли Божьей с волей человеческой гарантирует нам благо. Так же, как усилия неба в виде солнца и дождя и участие земли в совокупности способствуют произрастанию плода,  —  так и воля человеческая в соответствии с волей Божией  —  содействует к благу.

В известном рассказе Льва Толстого "Молитва" мать горячо просит Бога об исцелении безнадёжно больного ребёнка. Во сне ей открывается в отдельной кабине ресторана одутловатый, морщинистый, с подведёнными кверху усами  —  молодящийся старик. Он сидит на мягком диване и мутными глазами жадно разглядывает развращённую, подкрашенную женщину, а пьяным языком выкрикивает неприличную шутку и хохочет.
Мать поразило отталкивающее сходство лица этого старика с личиком её сына. Она очнулась, возвратилась в детскую. Младенец был уже мёртв. "Хорошо, что это сон  —  рассуждала мать, — мне больно, очень больно, но Господу виднее, что так лучше. "Да будет воля Его!"

Вот, наконец, автор к Римлянам (8:28) — апостол Павел с сотрудником Силой в темнице (Деян. 16:24) Теснота камеры, ноги забиты в колодки. Полночь, узники обременены сном. Но узники за имя Божье  —  бодрствуют и ищут Бога. Песнопения сменяются землетрясением, освобождением и покаянием темничного стража.
"Ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе". Из глубины веков эти слова достигают нас. Вникая в труднообъяснимые коллизии земной жизни — в радости и печали, в успехи и неудачи, — мы должны признаться, что они всё же послужили нам к благу. И как солнце и дождь нужны для появления сверкающей радуги,  —  так и улыбка на лице и слёзы раскрывают удивительные свойства души в нетленной красоте "кроткого и молчаливого духа" (1Пет. 3:4), что драгоценно пред Богом .

Как-то один священник посетил бедную старушку. Глядя на убогую обстановку в квартире, он спросил, трудно ли ей нести свой крест. Сестра ответила: "Как только ропот одолевает меня, Спаситель указывает мне на кресло, где я забываю свою старость и бедность". Не обнаружив никакого кресла в комнате, священнослужитель поинтересовался, где оно находится. Старушка, прочитав из послания к римлянам (8:28), заявила: "Вот моё кресло". В этом комфортабельном кресле многие дети Божьи преодолели барьер земного притяжения.

Такое мировоззрение, и больше того, жизнепонимание, нивелирует страх смерти.
— Тот, кто хочет перестроить развалившийся дом, — говорил Иоанн Златоуст,  —  сначала выводит из него живущих, потом разрушает его, и снова воздвигает в лучшем виде. Выведенные не скорбят об этом, но радуются, ибо обращают внимание не на видимое разрушение, но воображают будущее, хотя и невидимое здание. То же творит и Бог: Он разрушает наше тело, и сначала выводит живущую в нем душу, как бы из некоего дома, дабы потом воздвигнуть его в лучшем виде и снова ввести в него душу с большею славою. Итак, будем обращать внимание не на разрушение, а на будущую славу.
— Любящим Бога, смерть содействует к благу, — рассуждает христианин, — ибо для меня жизнь — Христос и смерть — приобретение.

И наконец  —  немного о тех, к кому относится это обетование: "ищущие Господа".
Диапазон блаженных ограничивается людьми, ищущими Бога. Едва ли ищущий власти, министерских портфелей, славы, предметов роскоши, поклоняющийся "зелёному змию" или другим бездушным идолам окажется по-настоящему счастливым.
Автомобиль станет источником несчастного случая, холодильник вселит холод в душу, а телевизор будет "жевательной резинкой для глаз", портящей зрение, отнимающей аппетит к полезной духовной пище, атрофирующей умственные и творческие способности. К благу ли?
Судите сами. Ангелам Своим Господь заповедал охранять нас на путях послушания воли Божьей. Сходя с этих путей на дорогу своеволия, мы подвергаем опасному риску свою душу вроде тех инкассаторова, которые вместо обычной дороги с расставленной на ней вооруженной охраной, вдруг произвольно изменили маршрут, вследствие чего были ограблены и убиты.

Для того, чтобы этого не случилось с нами, следует идти путём безупречного повиновения воле Божьей. Как это просто и понятно! Нужно искать прежде Царства Божьего и правды Его и всё хорошее приложится нам. Ведь так обещал Бог! И если скимны, то есть, молодые львы бедствуют и терпят голод, то ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе! Слава Ему за заботу о нас!

(Из авторской книги «Пальма», 1995)


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.