Книги. октябрь-2, 2013. пост 18

Шкала оценок:
1 - мусор, не брать в руки
2 – бумага стоит дороже напечатанного на ней текста
3 – литература домохозяек
4 – банальность и вторичность
5 - неплохо, читать для разнообразия
6 - качественная литература, стоит прочесть
7 - ещё чуть-чуть, и было бы блестяще
8 - блестяще, гигантское поле для размышлений
9 - шедевр, читать непременно
10 - Тора, Евангелия, Коран




О необходимости посадок, украинской порнолитературе, удивительном Карлхене и шарлатанстве в психологии…

Наша общественная жизнь весьма печальна. Это отсутствие общественного мнения, это равнодушие
ко всякому долгу, к справедливости и правде, это циничное презрение к мысли и
человеческому достоинству действительно приводит в отчаяние.
А. Пушкин

Оппозиция не обязана предлагать комплексные и целостные политические меры.
Порой она это делает, но это не входит в её обязанности.
У. Черчилль

Фашизм, сколь бы странно это ни звучало, благотворен в нравственном отношении, как всякая абсолютная чернота: он не просто позволяет, а требует определиться по отношению к нему. В стороне не останешься.
Т. Манн


Привет. Я Неравнодушный Обыватель, и я полон замечательных новостей, которыми спешу поделиться с вами. Я провёл две удивительные недели на Ионическом море – в поездках на автомобиле по маленьким горным деревушкам – где прекрасно всё – и йогурт из овечьего молока с вишнёвым вареньем, и жареный на костре ягнёнок, и греческий салат с овечьим сыром и солёными оливками, и молодое вино, и виды, и гостеприимный хозяин таверны, рассказывающий про свою столетнюю бабушку, пасущую в этот момент баранов в долине за оливковой рощей (также принадлежащей ему). Пелопонес очень напомнил мне Сицилию (и вообще любимую Италию) – в частности тем, что благодатная земля отзывается на любое к ней прикосновение – воткнёшь палку, и она зацветёт. Тем удивительней была новость, которую я прочитал за пару дней до отъезда домой – что вопросом зелёных насаждений, скверов, парков и вообще отсутствия свежих посадок в нашем городе озадачилась сама Общественная Палата. Недоумение было связано с тем, что нерешённых проблем в области прямой юрисдикции этого органа такое огромное количество, что о посадках кустиков и цветочков в ближайшие двести лет речи вроде бы как быть не должно. Но Председатель ОП недвусмысленно выразил свою обеспокоенность вопросом недостаточного рвения властей в области посадок. Моё расслабленное состояние в отпуске и отсутствие информации не позволило мне адекватно воспринять актуальность поднятой темы, но не прошло и нескольких дней, как власть активно взялась за этот вопрос – и не только в областном центре, но и во втором по величине городе региона. Зато, будучи в стороне от эпицентра, я смог прочитать много хороших книг, о которых спешу рассказать. Но чуточку новостей литературы.

NFN1. 10 октября, 95 лет назад в России произошла орфографическая реформа – из алфа-вита исчезли буквы ять, фита, «и десятеричное», твёрдый знак в конце слов, а также изменилось написание ряда окончаний и приставок, оканчивающихся на –з и -с. Ижица, кстати, перестала употребляться примерно в то же время, хотя в декрете она не фигурирует.
NFN2. 11 октября была присуждена Нобелевская премия по литературе – и её получил не Харуки Мураками, как думали многие, а Элис Мунро, не очень широко известная канадская писательница, классик рассказа, не написавшая в жизни ни одного романа. Кстати, это первый представитель Канады, получивший нобелевку по литературе.
NFN3. И новость для фриков. 13 октября завершился конкурс лучших рецензий на книгу Никиты Джигурды «Вертикаль русского мата» (об этом конкурсе я впервые на днях услышал, а зря – с первоапрельской рецензией и номинированием его на победу в рубрике «Topshit» вполне мог бы в нём поучаствовать) – автор подарил Никите Ломтеву, победителю конкурса,  iPhone5.

Ну а теперь за книжные новинки.


От Виктора Петровича Астафьева. Жене. Детям. Внукам. Прочесть после моей смерти. Эпитафия. Я пришёл
в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного,
порочного. Мне нечего сказать вам на прощанье.
Предсмертная записка В. Астафьева, 29.11.01

Книга 1. Торкиль Дамхауг, «Смерть от воды»
Для чего. Норвежские детективы – это знак качества. Если вы поклонник жанра, обещаю настоящую вкуснятину.
О том, кто. Торкиль Дамхауг (1958) – норвежский писатель, по образованию – врач, имеет научную степень в области психиатрии. Его жизнь сама представляет собой сюжет для приключенческого романа – сначала он был работником на стройке и бродягой в Испании и Франции, затем  изучал литературоведение и антропологию, трудился в театре, работал лекарем в клинике на Лофонтенских островах, потом получил медицинское образование и практиковал в психиатрических учреждениях Норвегии. Наконец, он пришёл к литературе. Его дебютный роман, «Полёт Луны» вызвал большой переполох в 1996 году. Затем вышло ещё пять книг – все – смесь психологической драмы и триллера. Многие считают его вторым Стигом Ларссоном.
И ещё. Роман «Человек огня» в 2011 году был удостоен главной литературной премии Норвегии в детективном жанре «Золотой револьвер».
Когда и где. Середина 90-х, наше время. Осло.
О чём. На Кипре известный психиатр по прозвищу Куртка сводит знакомство с пареньком, который мечтает познакомиться с соседкой по отелю. Они начинают дружить, эта странная дружба перерастает во что-то большее, и приводит к тому, что через двенадцать лет в Осло находят труп той самой девочки с необычными повреждениями глаз. Затем происходят другие страшные истории - полиция видит в них взаимную обусловленность и объединяет в одно дело. Сюжет по-хорошему запутанный – читатель не сразу находит связь между отдельными историями, разобравшись же – поражается мастерски выстроенной конструкцией. Давать подсказку о том, чем же всё закончилось, было бы подло – поэтому добавлю лишь то, что, как в любом норвежском детективе, в нём совершенно отсутствуют такие вещи, как запретные темы и политкорректность - поэтому страсть взрослого к ребёнку, наркотики, жестокие сцены, супружеские измены и т.д. – присутствуют здесь в изобилии.
Кто. Роар – следователь. Лисс (модель) и Майлин (психолог) Бьёрке – сёстры. Вильям - жених Майлин. Бергер – телеведущий. Ильва - пропавшая девочка. Далстрём – научный руководитель Майлин. Одд Лёккему – сожитель Бергера.
Как. То, что автор - практикующий психиатр, накладывает на рассказываемые истории не-передаваемо пикантный отпечаток. Он со знанием дела расписывает психозы, которым подвер-жены герои, копается в их подсознании, мотивации, переживаниях, тайных желаниях – и делает это изящно, тонко, иронично, хотя и крайне физиологично и жёстко – порой даже жестоко. Язык и манера писать очень напоминают Ю Несбё – другого норвежского детективщика, но степень напряжения, которая создаётся при чтении, чуть послабее, а концентрация страха, нервов, ожидания – чуть пожиже, чем у Несбё. В целом же очень хорошая книжка, особенно если вы собираетесь взять её с собой в отпуск – чтобы валяться с ней на пляже.
Цитата. «Девчонки – это здоровый интерес. Гораздо лучше спорта, домашней работы и походов».
Что, кроме. «Полёт Луны». «Больная Роза». «Взгляд медузы». «Человек огня».
На сколько. 6 баллов.


Курносый нос у женщин, большие и тёмные глаза с незначительным
покраснением в левом глазу характеризуют скромность, целомудренность, застенчивость.
Абуль-Фарадж, «Книга занимательных историй»

Книга 2. Олесь Ульяненко, «Женщина его мечты»
Для чего. Чтобы познакомиться с современной украинской литературой.
О том, кто. Олесь Ульяненко (1962-2010) – украинский писатель, не слишком известный в России. В молодости он работал в Якутии, служил десантником в Советской армии в Германии и Афганистане. Где-то со второй половины 90-х годов занимается литературным творчеством. Автор десятка романов, в том числе крайне скандальных. Так, за книгу «Знак Саваофа» его предала анафеме РПЦ, а роман «Женщина его мечты» Национальная экспертная комиссия по вопросам защиты общественной морали был признан порнографическим и изъят из продажи. И только благодаря общественности, украинским писателям и Хельсинкского союза по правам человека статус «порнографичности» был снят. В 1997 году за роман «Сталинка» Ульяненко получил малую Шевченковскую премию. Он - лауреат и других премий.
И ещё. Сам Ульяненко утверждал, что сценарий фильма «Жмурки» был у него украден. Так это или не так, я не знаю, но то, что стилистика фильма и романов Ульяненко похожи, сомневаться не приходится. Это вообще одна стилистика.
Когда и где. Современность. Украина.
О чём. Мир лежит в дерьме. В прямом и переносном смысле – и неизвестно, какой из них хуже. Вкратце, сюжет таков – женщина Лада засовывает себе в рот два конца оголённого электропровода. Домой приходит её сын-гомосексуалист, включает свет, и Лада погибает. Дальше появляется её муж, кагэбэшник и стукач, который занимается сексом с секретаршей. Неоднократно и в разных позах. Затем происходят непонятные (в том числе, и по прочтении книги) события, которые объединяет одно – тезис о лежащем в дерьме мире. Я недаром упомянул про фильм «Жмурки» - потому что он исчерпывающе показывает метод Ульяненко – мы сможем возродиться к новой жизни только после осознания собственной ничтожности, греховности и нечистоты, а Бог (так учат последователи Дао) – в середине унитазной сидушки). Его ещё называют чернухой. Не являясь беззаветным его ценителем, я не понял и ещё одну вещь – кто такой Он и женщина Его мечты.
Кто. Мама. Папа. Сын. Он. Женщина Его мечты.
Как. Проза Ульяненко, как мне видится (а читал я только описываемую книгу, и листал «Сталинку»), не является шедевром ни в каком смысле – ни с точки зрения мирового литературного контекста, ни с позиции локального непризнанного гения. Все эти запреты, анафемы никогда не приводят ни к чему другому, кроме как к росту популярности запрещаемого автора – и потому косвенно вредят его авторитету, нечестными способами повышая временную популярность. Абстрагироваться от факта «раскрутки» очень сложно. Вот и я повёлся на это – мало того, что книгу запретила цензура, она была последним произведением довольно молодого писателя – он умер в 48 лет. Ожидания и оправдались, и нет. К несомненным плюсам «Женщины…» я бы отнёс развитие идеи самопреодоления зла, когда душевное падение и вырождение героя книги ведёт к очищению и возрождению читателя. А к минусам – довольно унылый язык, скомканность фабулы, непроработанность образов и генеральной идеи.
Цитата. «Майор поднял ногу, посмотрел на прилипшее жидкое дерьмо. Поставил, поднял другую. Только теперь все ощутили запах, непереносимый, рвотный, и каждый знал, что канализация так не воняет. По крайней мере, все подумали именно так, хотя часом позже они задавали себе единственный вопрос: что это?»
Что, кроме. «Сталинка». «Цветы Содома». «Знак Саваофа». «Дофин Сатаны».
На сколько. 4 балла.


Человек, у которого верхние конечности длинные, а нижние короткие, курносый,
тучный, словоохотливый, с волосатым животом, - очень любит своих детей.
Абуль-Фарадж, «Книга занимательных историй»

Книга №3. Дмитрий Глуховский, «Будущее»
Для чего. После пятилетнего молчания – новый долгожданный роман.
О том, кто. Дмитрий Глуховский (1979) – журналист, радио- и телеведущий, писатель. Че-тыре с половиной года жил и учился в Израиле, работал в Германии и во Франции. Был коррес-пондентом в Израиле и Абхазии, от издания «Russia Today» входил в кремлёвский журналистский пул. Владеет пятью языками. Дебютировал как сетевой писатель с постапокалиптическим романом «Метро 2033» - причём, сначала в интернете, а только потом в бумажной версии. В 2007 году вышла новая книга - «Сумерки», доказавшая, что Глуховский – не «автор одного романа», а самобытный разноликий писатель. Тему апокалипсиса продолжил роман 2009 года – «Метро 2034», после которого фантастическая тема взяла длительную паузу.  И вот в 2013 году Глуховский начал публиковать одну главу нового произведения за другой в соцсети «Вконтакте» - за чем следила целая армия поклонников «Метро-вселенной» - результатом чего и стал роман «Будущее».
И ещё. Скоро стоит ждать нового блокбастера автора – «Метро – 2035», о выходе которого имеется множество косвенных свидетельств.
Когда и где. 2455 год. Европа.
О чём. В середине 22 века изобретена вакцина, остановившая процесс старения и пода-рившая вечную жизнь человечеству. Большая его часть спустя 300 лет – бессмертна, Европа, как и весь мир, перенаселена, люди живут в километровых башнях, ютятся в коробках для сна, любой ресурс – воздух, пища, вода, свет – лимитирован, имущественное расслоение общества колоссально. Согласно основному европейскому закону «О выборе», при рождении ребёнка один из родителей подвергается вакцинации «старостью» - и живёт после инъекции около десяти лет, а потом умирает. Ян, главный герой романа, - штурмовик правящей Партии бессмертия, изымающий нелегальных детей и вкалывающий виновным «акселератор старости». Он прошёл весь путь воспитания бессловесного раба государства, однако ситуация, в которую он попал, и вставшие перед ним нравственные проблемы, оказались сложнее тех готовых проверенных клише, которыми он всю жизнь пользовался, и открыли в его душе (в наличие которой он не верит) новые, доселе невостребованные, пространства – и именно в этой Terra Incognita он ищет силы и ответы на актуальные для него вызовы.
Кто. Ян 717. Артуро 503, его враг. Однокашники по интернату. Эрих Шрейер, крупный дея-тель Партии Бессмертия. Рокамора, крупный деятель Партии Жизни. Аннели, роковая красавица.
Как. Я люблю Глуховского с того момента, когда услышал его голос на радио «Маяк» - он показался мне довольно интересным человеком. Позднейшие наблюдения подтвердили моё впечатление – и я с удовольствием прочитал «Метро-2033», хотя не очень жалую фантастику. Последний год интернет только и говорит, что об опубликованных в соцсетях главах нового романа «Будущее», и поэтому я не мог пропустить такую премьеру. При всём при том, что из фантастов я ценю исключительно Артура Кларка и Филипа Дика (последнего – в большей степени), я уверенно заявляю, что книга удалась, причём, не интересуясь мнением сектора любителей российской фантастики, а ориентируясь исключительно на собственное представление о прекрасном. Задача любого писателя, а в особенности фантаста – создать новый мир – новый без досадных исключений и натяжек – от пищи и одежды будущего до транспорта, состояния атмосферы, политической ситуации, общественной морали, архитектуры, уровня медицины и особенности вероисповедания, и продумать самые незначительные мелочи, чтобы не огорчать читателя его искусственностью. Это уже полдела, и это у Глуховского удалось. Но второй – истинной - целью автора является отказаться от вышеописанного, как самоцели произведения: используя новую реальность нужно попытаться решить некую нравственную проблему – проблему исключительно нашего мира. И со второй задачей Глуховский тоже изящно справляется (достаточно противопоставления Партии Жизни и Партии Бессмертия – какой юмор и какая точность!!).
Цитата. «На весь огромный кабинет мебели – стол и два стула. Самые простые, в любой забегаловке они смотрелись бы на своём месте. Но это не скромность, это изысканная расточи-тельность. Использовать лишь два из ста квадратных метров, а прочее обставить бесценной пустотой – это ли не шик?»
Что, кроме. «Метро-2033». «Метро-2034». «Сумерки». «Рассказы о Родине».
На сколько. 7 баллов.


Умный завидует ловкому. Богатый - знаменитому. Талантливый - красивому. И наоборот.
Д. Драгунский, «Десятая заповедь»

Книга 4. Дэн Браун, «Инферно»
Для чего. Заждались любители культурной конспирологии.
О том, кто. Дэн Браун (1964) – американский писатель, журналист и музыкант. Его биогра-фия ничем не примечательна – родился в семье преподавателя и музыканта, закончил ВУЗ, где преподавал отец. Последний год обучения провёл в Университете Севильи (Испания), где изучал историю искусств. На жизнь зарабатывал, работая учителем начальной школы в Беверли Хиллз. В 1993 году Дэн Браун вместе с семьей вернулся в Нью-Гэмпшир и стал преподавать английский и испанский языки. Он всегда интересовался тайными обществами, символикой, заговорами, и реализовал этот интерес в романе «Цифровая крепость» (примерно о том, что рассказал в своих откровениях Эдвард Сноуден) - о работе секретного подразделения - агентства национальной безопасности. Последующие произведения Брауна создавались по этому же сценарию - на стыке триллера и загадки. Триумфом Брауна стала книга «Код да Винчи» - которая навсегда сделала его знаменитым и прославленным, а Роберта Лэнгдона – бессменным героем его романов.
И ещё. Существует конспирологическая версия, что все романы Дэна Брауна написаны в действительности его женой, художником и искусствоведом Блис Браун, перу которой принадлежит замечательная книга «187 мужчин, от которых следует держаться подальше: путеводитель для романтически фрустрированных женщин».
Когда и где. Наше время. Флоренция, Венеция, Стамбул.
О чём. Это умная увлекательная бродилка по исторически значимым местам Италии и Турции – своего рода путеводитель для продвинутых пользователей (для адекватного восприятия требуются минимальные познания в архитектуре, литературе, живописи и философии итальянского Возрождения – пусть и на уровне одноразового прочтения «Божественной комедии» и понимания значения этого периода в развитии мировой цивилизации). Конечно, роман имеет сюжет – местами острый, кинематографичный, запутанный, - иначе он не являлся бы художественным произведением, однако прелесть именно в декорациях, на фоне которых развиваются нешуточные страсти этого блокбастера. Именно они действительно ценны – как пособие для путешественника, как способ популяризовать воплощённую в живописи и архитектуре историю. Возможно, правда ещё глубже, чем кажется читателю с Дэном Брауном, ещё запутаннее и величавей, но и то, о чём пишет он – достаточный и прекрасный повод побывать в описываемых местах.
Кто.  Роберт Лэнгдон, гарвардский профессор. Сиенна Брукс, врач. Вайента, киллер. Бер-тран Зобрист, злой гений. Шеф.
Как. Я бы охарактеризовал любой роман от Дэна Брауна, как очень вкусный свежий гам-бургер. Да, среди шедевров кулинарии гамбургеры не значатся – но и роллы могут быть несвежими, вина – кислыми, овощи – перетомлёнными, рыбные стейки покрыты майонезом, а десерты – приготовлены неидентично классическому рецепту. С другой же стороны, утолить голод при помощи качественного бифштекса с кружочками сочного помидора, маринованного огурчика и сладкого лука в слегка подсушенной в духовке пшеничной булке с кунжутом – не самое плохое, что с нами случается в жизни, не важно, что вас при этом точно не назовут гурманом. Дэн Браун – мастер на хороший фастфуд, он, по сути являясь наследником Умберто Эко и Артуро Перес Реверте, придал жанру новый вкус – вкус по-настоящему добротной еды – без пижонства и снобизма (и пусть его называют «Умберто Эко для бедных»), нет в нём претензии на интеллектуальный аристократизм мишленовского ресторана, осталось уважительное отношение к потребителю этой продукции, к клиенту. «Инферно» - безусловно лучшее, что создано Дэном Брауном, и хотя я совершенно не преувеличиваю достоинства книги (смотреть выше), я отдаю должное качеству его работы – и искренне советую приберегать такого рода чтение на пляжный отдых – чередуя его с сексом, выпивкой, фруктами, морем, солнцем и традиционным ничегонеделанием.
Цитата. «Когда человек приходит в отчаяние... он превращается в животное».
Что, кроме. «Ангелы и демоны». «Код да Винчи». «Цифровая крепость». «Точка обмана». «Утраченный символ».
На сколько. Крепкая шестёрка!


Ты пишешь мне, что я не беру достаточно денег за то, что пишу,
на это я должен тебе сказать: извини, дорогая моя супруга, но ты пишешь как баба.
Шолом-Алейхем, «Менахем-Мендл. Новые письма»

Книга 5. Ротраут С. Бернер, «Карлхен растёт»
Для чего. Это одна из лучших книг для трёхлетних детей!
О том, кто. Ротраут Сузанна Бернер (1950) - немецкая художница, занимается иллюстрацией детской и взрослой литературы с 1977 года. Популярность приобрела благодаря серии книг о зайце Карлхене и книгам про «Городок» и его жизнь в разное время года – они так и называются: «Весенняя», «Летняя» и т.д. За свою карьеру Бернер проиллюстрировала более 80 книг для детей и подростков, а также создала порядка 800 обложек. В настоящее время художница проживает в Мюнхене. В 2006 году получила награду Немецкой премии детской и юношеской литературы. В 2009 Бернер была вручена престижная премия в области искусства - Schwabinger Kunstpreis. В 2011 году художница была номинирована на Международную литературную премию памяти Астрид Линдгрен.
И ещё. Однажды американское издательство заказало Бернер серию комиксов. Однако, увидев рисунки, оно потребовало внесения в них корректив. Бурный протест вызвала «излишняя для американского читателя» натуралистичность героев комиксов. Так, один из рисунков изображает сцену в картинной галерее - на стенах развешаны полотна «ню», а в углу находится крошечная статуя обнажённого мужчины. Бернер разорвала контракт.
Когда и где. Сегодняшнее время. Любая семья (кроличья).
О чём. Книга состоит из коротеньких, на один присест, рассказиков из жизни кролика Карлхена, его родителей и родственников. Это обычная повседневная жизнь, нет никаких чудес, гномов и секретных порошков. Но именно в этой милой ленивой повседневности и кроется вся прелесть и чарующая сила книги. Мы, взрослые, часто забываем, каково это – быть ребёнком, и жить во Вселенной, созданной взрослыми – приспосабливаться к её неуюту, сопротивляться её неудобству, искать и, найдя, удерживать своё место в этом сложном и недетском мире, защищать своё право на кусочек пространства – физического и интеллектуального. Об этом и рассказывает Бернер – посредством историй из жизни Карлхена – о том, как у папы не хватает терпения сделать бумажный самолётик, о том, как уговорить бабушку испечь морковный пирог не на праздник, а просто так, о том, как стать тигром, чтобы напугать маму и т.д.
Кто. Карлхен, кролик. Мама. Папа. Бабушка. Друзья. Дядя. Тётя. Сестра.
Как. Мой младший сынок, а по совместительству книжный эксперт, Кирилл, оценил эту книжку очень высоко – так высоко, как только он мог бы это сделать. Степень его удовлетворён-ностью произведением простирается до ежедневного многоразового прочтения. Я её знаю уже практически наизусть, видимо, и он тоже, потому что мы уже не читаем её, а рассказываем по очереди друг другу. Она уверенно вышла на первое место в нашем рейтинге, и не только в нём – форумы переполнены восторженными комментариями благодарных мамашек – что есть такие книги, которые способны по-настоящему увлечь их беспокойных малышей. В магазинах, кстати, с Карлхеном тоже полный аншлаг, их сразу разбирают – лучше заказывайте в Интернете. Есть только одна детская книжка, которую я поставлю выше (но это исключительно моя личная история) – о ней я напишу 1 декабря. 
Цитата. «- Знаешь, Карлхен, тигры всегда немножко злые, особенно, когда голодные. – Мам, я как раз ужасно голодный! – вспомнил Карлхен. – Ой, боюсь, боюсь! – закричала мама и, смеясь, залезла под стол».
Что, кроме. «Зимняя книга». «Летняя книга». «Осенняя книга». «Весенняя книга». «Карл-хен, папа, мама и бабушка Никель». «Карлхен упрямится». И т.д.
На сколько. 7 баллов.


Вот тебе помои - умойся; вот тебе онучи - утрися;
вот тебе лопата - помолися; вот тебе кирпичик - подавися!
Русская пословица

Если человек пишет хорошо, только когда он пьян, я скажу ему: «Пей, сколько влезет!» И если он скажет мне, что из-за этого страдает его печень, я отвечу ему: «Что есть печень? Мёртвая вещь, что
живёт, лишь пока жив ты, стихи же, написанные тобой, будут жить вечно».
Ф. Пессоа

А теперь – традиционная рубрика «TOPSHIT- октябрь». Её героем стал Вадим Зеланд с новой книгой «Клип – трансерфинг». Вообще, их у него много, можно было бы взять любую, но эта – последняя, и витрины книжных магазинов с новинками пестрят красно-бело-чёрными обложками – так что встречайте «Клип-трансерфинг» в номинации «шарлатанство».
У меня есть товарищ – он живёт на Дальнем Востоке и очень уважает подобную литературу – точнее, уважал её до последнего времени. Насколько я смог понять его мотивацию – и мотивацию большинства поклонников этого жанра, а она – традиционна для каждого из них, - точно так же, как новоиспечённый христианин движется от первого мистического опыта, случайного разговора с батюшкой или прорвавшейся из глубины души потребности объяснить несправедливость окружающего нас мира к чтению евангелий, ознакомлению с трудами религиозных философов, медитации и молитве, начинающий осмысливать себя человек – желающий выковать из бренного тела бездушную беспощадную и бесконечно сильную машину, способную покорить мир, начав с собственного «Я», движется от Порфирия Иванова (тут я почти шучу), Бурлан-до, А. Свияша, разных психотренеров, которые призывали пить мочу для самопознания и голодать (были популярны в начале 90-х), дианетики к Блаватской, Даниилу Андрееву, Рерихам, Соловьёву, экзистенциалистам и т.д.
Так вот, среди этих верстовых столбов, отмеряющих путь магических неофитов, встречаются и шарлатаны – хотя, оговорюсь, всех их объединяет, как мне кажется, одно - неспособность преодолеть сингулярность ПОСЛЕДНИХ вопросов. Никто из них не дошёл до тех пределов, до которых добрались традиционные религии – и никто не может поведать не только о том, что было, но и о том, что есть. Психология, с другой стороны, совершенно расшатала интеллектуальную основу подобных эзотерических учений – поскольку многое из области таинственного и загадочного перекочевало в статьи научных журналов вроде «Sciense» и «Nature», и стало ближе, объяснимей, структурированней.
Проблема их заключается в том, что, подобно неграмотным проповедникам, они пользу-ются (а чаще сами пребывают в невежестве) неумением и нежеланием людей разобраться в ок-ружающих вопросах - жизни и смерти, любви и ненависти, добра и зла, силы и слабости – и соз-дают для них (порой и для себя) некую рукотворную истину – которой нет в мироздании (которой и не может быть, я уж просто не касаюсь этого), и исходя из её постулатов выстраивают жизнь своих апологетов – а те, устав от скучных будней повседневности, с радостью пожирают любые наставления – от пития мочи и поедания глины до попыток манипулирования своими желаниями и своей судьбой. Как раз о последнем пишет Вадим Зеланд – к которому я так нескоро и так по-дурацки завуалировано добрался. Такого человека, кстати, возможно и нет – об этом пишут довольно достоверные источники, - скорее всего, это группа авторов, удачно оседлавшая конька по имени «трансерфинг», и с удовольствием стригущая купоны со всех поклонников лёгких истин, простых путей к могуществу и новой (но давно компрометировавшей себя) эзотерики.
Суть всех этих теорий сводится к тому, что надо поменьше париться по пустякам. Из этой несложной концепции авторы создают многотомные труды, которые продают в виде книг, аудиокниг и семинаров. А суть тренингов личностного роста лучше всего передаёт старый советский анекдот про Макаревича: «Встречает карлик Макаревича. Жмёт ему руку и говорит: «Андрей Вадимович, так рад, так рад наконец-то встретиться с вами. Я ведь, можно сказать, рос на ваших песнях». Конёк, изюминка метода Зеланда в особом способе реализовывать желаемые цели - путём создания намерения, то есть для того, чтобы что-то совершить, нужно определённым образом об этом подумать – не захотеть, не возжелать, не заставить, не намекнуть – в нюансах этого отношения к цели всё содержание учения (сужу по двум прочитанным его книгам, но не сомневаюсь в своей правоте). А это для полноценного учения слишком мало – но вполне достаточно для того, чтобы заслужить место на олимпе рубрики «TOPSHIT-октябрь» в номинации «шарлатанство».




Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится.
А. Грибоедов, «Горе от ума», Фамусов


РЕЙТИНГ «THEBEST2013»

НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД ИЗДАНИЯ/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ
1. Ричард Фейнман, «Вы, конечно, шутите… !»/ 2012 (1985)/ США/ 8/ 8,6
2. Исаак Башевис-Зингер, «Шоша»/ 2012 (1978)/ Израиль/ 8/ 8,3
3. Евгений Водолазкин, «Лавр»/ 2012/ Россия/ 8/ 8,3
4. Юкио Мисима, «Моряк, которого разлюбило море»/ 2011 (1963)/ Япония/ 8/ 7,8
5. Херман Кох, «Ужин»/ 2013/ Нидерланды/ 8/ 7,8
6. Жозе Сарамаго, «Евангелие от Иисуса»/ 2009 (1991)/ Португалия/ 8/ 7,1
7. Виктор Пелевин, «Бэтман Аполло»/ 2013/ Россия/ 7/ 9,9
8. Вилейанур Рамачандран, «Мозг рассказывает»/ 2012/ Индия/ 7/ 9,5
9. П. Авен, А. Кох, «Революция Гайдара»/ 2013/ Россия/ 7/ 9,0
10. Зоран Чирич, «Хобо»/ 2012/ Сербия/ 7/ 9,0
11. Карл Циммер, «Паразиты»/ 2013/ Германия/ 7/ 8,7
12. Павел Санаев, «Хроники раздолбая»/ 2013/ Россия/ 7/ 8,6
13. Максим Кантор, «Красный свет»/ 2013/ Россия/ 7/ 8,6
14. Карл Фруде Тиллер, «Замыкая круг»/ 2013/ Норвегия/ 7/ 8,5
15. Марек Эдельман, «Бог спит»/ 2013/ Израиль/ 7/ 8,0
16. Дмитрий Глуховский, «Будущее»/ 2013/ Россия/ 7/ 7,7
17. Джек Керуак, «В дороге»/ 2012 (1960)/ США/ 7/ 7,6
18. Эммануэль Каррер, «Лимонов»/ 2012/ Франция/ 7/ 7,0
19. Амос Оз, «Мой Михаэль»/ 2012 (1967)/ Израиль/ 7/ 6,8
20. Питер Хёг, «Дети смотрителей слонов»/ 2013/ Дания/ 7/ -
21. Арто Паасилинна, «Лес повешенных лисиц»/ 2013/ Финляндия/ 7/ -
22. Ферран Адрия, «Семейный ужин»/ 2012/ Испания/ 6/ 9,5
23. Вера Полозкова, «Осточерчение»/ 2013/ Россия/ 6/ 9
24. Б. Грин, «Параллельные миры и глубинные законы космоса»/ 2013/ США/ 6/ 8,7
25. Виктор Франкл, «Сказать жизни «Да!»/ 2013(1946)/ Австрия/ 6/ 8,7
26. Михай Чиксентмихайи, «Поток»/ 2013/ Венгрия/ 6/ 8,7
27. Э. Радзинский, «Апокалипсис от Кобы», книга 3/ 2013/ Россия/ 6/ 8,5
28. Максим Кронгауз, «Самоучитель олбанского»/ 2013/ Россия/ 6/ 8,5
29. Джеффри Евгенидис, «А порою очень грустны»/ 2012/ США/ 6/ 8,4
30. Флинн Гиллиан, «Исчезнувшая»/ 2013/ США/ 6/ 8,4
31. Шолом-Алейхем, «Менахем Мендл. Новые письма»/ 2013/ Израиль/ 6/ 8,4
32. Торкиль Дамхауг, «Смерть от воды»/ 2009/ Норвегия/ 6/ 8,2
33. Солон, «Элегии»/ -594/ Греция/ 6/ 8,1
34. Эрленд Лу, «Фвонк»/ 2013/ Норвегия/ 6/ 8,0
35. Марина Степнова, «Женщины Лазаря»/ 2011/ Россия/ 6/ 8,0
36. Дэн Браун, «Инферно»/ 2013/ США/ 6/ 7,9
37. Блейн Харден, «Побег из лагеря смерти»/ 2013/ Сев. Корея/ 6/ 7,7
38. Павел Басинский, «Святой против Льва»/ 2013/ Россия/ 6/ 6,0
39. А. Терехов, «Натренированный на победу боец»/ 2012 (1995)/ Россия/ 6/ 4,5
40. Милан Кундера, «Встреча»/ 2013/ Чехия/ 6/ -
41. Альберт Эйнштейн, «Мир, каким его я вижу»/ 2013 (1931)/ США/ 6/ -
42. Александр Иличевский, «Город заката»/ 2012/ Россия/ 6/ -
43 Юхани Паласмаа, «Мыслящая рука»/ 2013/ Финляндия/ 6/ -
44. Оке Эдвардсон, «Танец ангела»/ 2013/ Швеция/ 5/ 10
45. Ирвин Ялом, «Пробемы Спинозы»/ 2012/ США/ 5/ 9
46. Ян Зендкер, «Искусство слышать стук сердца»/ 2013/ Германия/ 5/ 8,8
47. Артур Клинов, «Шалом»/ 2013/ Белоруссия/ 5/ 8,7
48. Харуки Мураками, «1Q84», книга 3/ 2012/ Япония/ 5/ 7,8
49. Маржан Сатрапи, «Персеполис»/ 2013/ Иран/ 5/ 7,8
50. Заза Бурчуладзе, «Adibas»/ 2011/ Грузия/ 5/ 7,5
51. Дж. Ллойд, Дж. Митчинсон, «1227 фактов…»/ 2013/ Британия/ 5/ 7,3
52. Джесси Келлерман, «Гений»/ 2012/ США/ 5/ 6,5
53. Сергей Шаргунов, «1993»/ 2013/ Россия/ 5/ -
54. Мэри Блюм, «Баленсиага»/ 2013/ Франция/ 5/ -
55. Мигель Сихуко, «Просвещённые»/ 2013/ Филиппины/ 5/ -
56. Борис Гребенщиков, «Трамонтана»/ 2013/ Россия/ 5/ -
57. Паоло Вирно, «Грамматика множества»/ 2013/ Италия/ 5/ -
58. Ричард Бренсон, «Достичь небес»/ 2012/ Британия/ 5/ -
59. Солон, «Космические хроники»/ 2013/ Албания/ 5/ -
60. Бенджамин Лакомб, «Ундина»/ 2013/ Франция/ 5/ -
61. Уголовный кодекс в картинках (А. Меринов)/ 2013/ Россия/ 5/ -
62. Капка Кассабова, «12 минут любви»/ 2013/ Болгария/ 4/ 8,8
63. Чинуа Ачебе, «И пришло разрушение»/ Нигерия/ 4/ 8,3
64. Франческо Фьоретти, «Тайная книга Данте»/ 2013/ Италия/ 4/ 8
65. Пол Янг, «Хижина»/ 2013/ Канада/ 4/ 7,6
66. Джоан Роулинг, «Свободная вакансия»/ 2013/ Британия/ 4/ 7,6
67. Мартин Сутер, «Кулинар»/ 2013/ Швейцария/ 4/ 6,5
68. Мо Янь, «Страна вина»/ 2013/ Китай/ 4/ 6,2
69. Януш Вишневский, «На фейсбуке с сыном»/ 2013/ Польша/ 4/ 5,7
70. Эдуард Лимонов, «Illumination»/ 2012/ Россия/ 4/ -
71. Олесь Ульяненко, «Женщина его мечты»/ 2011/ Украина/ 4/ -
72. Бернар Вербер, «Третье человечество»/ 2013/ Франция/ 2/ 9,1


РЕЙТИНГ «TOPBABYBOOKS»

НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ
1. Ротраут С. Бернер, «Карлхен растёт»/ 2013/ Германия/ 8/ 9,0
2. Джон Бойн, «С Барнаби Бракетом…»/ 2013/ Ирландия/ 8/ 8,0
3. Масаси Кисимото, «Наруто», книга 20/ 2013/ Япония/ 7/ 8,2
4. Роальд Даль, «Джеймс и чудо-персик»/ 2013 (1961) Норвегия 7/ 8,1
5. Ллойд Джонс, «Мистер Пип»/ 2013/ Новая Зеландия/ 7/ 7,0
6. Эрик Карл, «Очень голодная гусеница»/ 2013 (1969)/ США/ 6/ 10
7. Ю. Гиппенрейтер, «Общаться с ребёнком. Как?»/ 2012 (1994)/ Россия/ 6/ 8,3
8. Ю. Дружков, «Прикл. Карандаша и Самоделкина»/ 2013 (1964) Россия/ 6/ 7,9
9. М. Ибука, «После трёх уже поздно»/ 2011 (1971)/ Япония/ 6/ 7,7
10. М. Чудакова, «Не для взрослых! Время читать»/ 2012/ Россия/ 6/ 6,4
11. С. и Л. Хокинг, «Джордж и большой взрыв»/ 2012/ Британия/ 6/ -
12. Катарина Киери, «Совсем не Аполлон»/ 2012/ Швеция/ 6/ -
13. Дж. Дональдсон, «Что услышала Божья Коровка»/ 2013/ Шотландия/ 6/ -
14. Таро Гоми, «Животные»/ 2013/ Япония/ 6/ -
15. Бредли Тревор Грив, «Друзья навеки»/ 2011(2003)/ Австралия/ 5/ 7,6
16. Рони Орен, «Секреты пластилина»/ 2012/ Израиль/ 5/ 7,0
17. И. и Л. Тюхтяевы, «Школа зоков и Бады»/ 2012/ Россия/ 5/ -
18. Лина Жутауте, «Каникулы Тоси-Боси»/ 2013/ Литва/ 5/ -


РЕЙТИНГ «TOPSHIT»

МЕСЯЦ/ НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ПОРОК/ ЖАНР
Январь/ Коко Шанель, «Жизнь, рассказанная ею самой»/ ложь/ автобиография/ Россия
Февраль/ Александра Маринина, «Оборванные нити»/ жадность/ детектив/ Россия
Март/ Владимир Мединский, «Стена»/ тщеславие/ истор.-прикл./ Россия
Март/ Павел Астахов, «Невеста»/ пошлость/ крим. роман/ Россия
Апрель/ Никита Джигурда, «Вертикаль русского мата»/ глупость/ поэзия/ Россия
Апрель/ Э.Л.Джеймс, «Пятьдесят оттенков свободы»/ безвкусие/ эротика/ Британия
Май/ Николай Стариков, «Сталин. Вспоминаем вместе»/ лицемерие/ история/ Россия
Май/ Паоло Коэльо, «Манускрипт из Акко»/ беспомощность/ притча/ Бразилия
Июнь/ Михаил Задорнов, «По родной России»/ мракобесие/ фотоальбом/ Россия
Июнь/ Конституция РФ в иллюстрациях/ лубочность/ комиксы/ Россия
Июль/ М. Леонтьев, «Большая игра…»/ подозрительность/ науч.-поп./ Россия
Июль/ Эва Хансен, «Цвет боли: красный»/ воровство/ БДСМ-детектив/ Норвегия
Август/ Амели Нотомб, «Синяя борода»/ вульгарность/ роман/ Бельгия
Август/ Виола Сюткина, «Фантазии и поэзии»/ самолюбование/ детская книга/ Россия
Сентябрь/ Йозеф Геббельс, «Михаэль…»/ ненависть/ псевдодневник/ Германия
Сентябрь/ Луис Ривера, «Змеелов»/ банальность/ эзотерика/ Мексика
Октябрь/ Э. Сафарли, «Если бы ты знал…»/ приторность/ сентиментальный роман/ Турция
Октябрь/ Вадим Зеланд, «Клип-трансерфинг»/ шарлатанство/ психотехники/ Россия


РЕЙТИНГ «TOPCOUNTRIES»

№/ Происхождение автора
1 Россия - 32
2 США - 10
3 Британия - 5
4 Япония - 5
5 Израиль - 5
6 Франция - 4
7 Германия - 4
8 Норвегия - 4
9 Швеция – 3
10 Италия – 2
11 Финляндия – 2
12 Испания - 1
13 Китай - 1
14 Албания - 1
15 Дания - 1
16 Чехия - 1
17 Португалия – 1
18 Бразилия – 1
19 Канада – 1
20 Индия – 1
21 Шотландия – 1
22 Польша – 1
23 Австрия – 1
24 Швейцария – 1
25 Филиппины – 1
26 Сев. Корея (США) – 1
27 Иран – 1
28 Австралия – 1
29 Бельгия – 1
30 Венгрия – 1
31 Грузия – 1
32 Новая Зеландия – 1
33 Болгария - 1
34 Белоруссия – 1
35 Литва – 1
36 Сербия – 1
37 Нигерия – 1
38 Ирландия – 1
39 Мексика – 1
40 Нидерланды – 1
41 Греция – 1
42 Турция – 1
43 Украина - 1
ИТОГО 108


PS: в главный эпиграф сегодняшних заметок я вынес слова Черчилля о том, что «оппозиция не обязана предлагать комплексные и целостные политические меры». «Порой она это делает, но это не входит в её обязанности», - добавил Уинстон Черчилль. Это весьма глубокие слова – они выражают суть самого понятия «оппозиция». Этими словами вполне можно ответить множеству лицемерных и продажных прихлебателей, пасущихся вблизи властей предержащих в расчёте на объедки и расплачивающихся за них своей лояльностью, любовью, восторгами и священным пиететом подобострастия и преданности, выражаемыми, в том числе, и визгами, содержащими главный посыл прислужников авторитарных режимов: «ОППОЗИЦИЯ НЕ МОЖЕТ ПРЕДЛОЖИТЬ НИЧЕГО КОНСТРУКТИВНОГО И КОМПЛЕКСНОГО!!! ОНА СПОСОБНА ТОЛЬКО НА КРИТИКУ!» И это тот случай, когда они правы. Но не до конца – потому что ОППОЗИЦИЯ И НЕ ДОЛЖНА НИЧЕГО ЦЕЛОСТНОГО И КОНСТРУКТИВНОГО ПРЕДЛАГАТЬ!!! Её задача – указывать власти на недостатки, клеймить коррупцию, измену национальным интересам, неэффективность и прочие пороки, а не помогать решать эти вопросы своим умом и профессионализмом, а в случае необходимости – быть готовой принять эту власть, чтобы реализовать СВОИ ЦЕЛОСТНЫЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ. Я вот тоже в оппозиции, только мировоззренческой – к тем, о ком пишу; и я не хочу услышать: «а что ты всё критикуешь? Пойди да предложи что-нибудь стоящее!» «Нет, - отвечу я, - не предложу. А если совсем разочаруюсь в тех, кого читаю, пойду и напишу сам». До новых книг!   

;Hasta luego! НО


Рецензии