Критические замечания по книге А. Меня История рел

         Автор :Религиозные учители Израиля времен Иисуса, фарисеи и книжники, часто прибавляли к Закону сотни мелочных правил.
Я: Без этого не обойтись, поскольку с самого начала евреи получили известное всеми Десятословие(асэрэт hа Дварим)-это Знак всего Синайского Завета. В дальнейшем, по причине усложнения цивилизации, в первоначальный блок заповедей вносили новые запреты и повеления .После Торы были созданы книги Пророков и Писания-все это сокращенно называется: ТАНАХ- по первым буквам каждой из трех частей.
        По причине усложнения цивилизации возникла Устная Тора, которая пополнялась запретами и повелениями. Добавлять новые правила еврейской религиозной жизни прекратили примерно в 1000-м году(плюс-минус) с наступлением раввинистического периода. Новые правила еврейской религиозной жизни –законы –принимались голосованием после обсуждения.
Книжники во времена взрослого Иисуса не имели никакого авторитета-этот факт как-то не был осмыслен автором, хотя, А.Мень писатель хороший-это не обсуждается.
А.Мень :Иисус возвращал Ветхий Завет к его истокам –к Десяти Заповедям Синая.
Я: При любом раскладе совершенно точно ясно одно: евангельский главный герой НЕ был членом Санhедрина, -и не ему рассуждать об Устной Торы. Возвратить Ветхий Завет к его истокам -это означает похерить этот Завет.
     Мое мнение: критиковать фарисеев просто так, походя -глупо.
А.Мень: Иисус углубляет и дополняет этическое требование Закона.
      Я :Иисус мог всего лишь высказать свое мнение неспециалиста -не более того, поскольку не имел полномочий.
А.Мень: Если Закон требовал соблюдения клятвы, то Иисус вообще считает ее излишней.
Я: Как можно жить и нормально функционировать в государстве, где лидеры считают клятву излишней(вопреки закону- повторяю)?
  Между тем, А.Мень не заметил серьезного прокола евангельского главного героя относительно понимания заповеди любить ближнего. Эта заповедь -не для простаков:
Подавляющее число христиан не знают ее правильного толкования. А. Мень точно не знал…Что касается притягательности Иисуса, -эта тема очень курьёзна. Для меня, как специалиста в области сравнительного анализа иудаизма и христианства, никакой притягательности образа евангельского Иисуса нет. Для людей простых- может быть. В период очередной вспышки мессианских чаяний в Иерусалиме на каждом углу стоял проповедник не хуже главного евангельского героя. Не понимаю -как можно сравнивать Будду, Сенеку, Сократа с амбициозным и безграмотным недоучкой.    А. Мень : немедленно был созван совет высшего иудейского духовенства. Саддукеи, правящая священническая аристократия, опасались, что движение вокруг Назарейского учителя перерастет в мятеж и вызовет карательный поход римлян.
  Я: формально слово  =прушим (этимологический аналог слов «отдалившиеся, ушедшие в оппозицию=в те времена было всего лишь названием правящей партии фарисеев. В реальности же именно фарисеи имели большинство в Санhедрине вместе с софрим-книжниками, хотя политического влияния софрим не имели в те годы.Что касается коhаним-cвященников, то в Санhедрине они не имели политического влияния при Понтии Плате, поскольку последний их ненавидел.
Возмущает незнание А.Менем еврейского календаря :не описаны такие важные моменты ,как жертвоприношение пасхальных агнцев со стороны Иисуса и его соратников, молитва по случаю наступления праздника пэсах.
А.Мень: Когда настал вечер, Иисус и ученики возлегли на низких ложах…Бред сивой кобылы.По правилам сэдэра можно разве что откинуться на спинку стула-и то это –привилегия хозяина дома.Что касается приговора, то здесь полный вздор, поскольку при Понтии Пилате смертную казнь нужно было заслужить. В случае с Иисусом это было практически невозможно при наличии у прокуратора ненависти к священникам и нормальных отношений с Наси.
    Г.Черновцы 11октября 2013 года.                Натан Луганский.


Рецензии