Опасная прогулка

На фото автор.
1961 год. Председатель завкома Николай Яковлевич Ермолаев, строивший атомный химкомбинат «Маяк» в лесу в болотах, потерявший на этом здоровье, встретил меня более чем приветливо.
— Пойди, студент, в бухгалтерию завкома, да получи-ка для начала рублей 40. Мария Михайловна, выпишите молодому специалисту единовременную помощь. К тому же еще и молодая жена с ним.
— Ленинградка?
— Да, Николай Яковлевич.
— Уговорил?
— Уговорил.
— Ну и хорошо, нам красивые люди нужны.
Через шесть лет в 1967 году я снова на приеме у Ермолаева.
— Ты что болен, Мусатов, почему такой мрачный? Что-то случилось?
— Случилось! Меня забирают в армию! Зачем я сюда приехал! Только поднял ребят, Валерий Двойников должен чемпионат Союза выигрывать, все планы рушатся! Хрущев офицеров запаса на два года в армию призывает и меня в том числе.
— Успокойся, Владимир Сергеевич, городу нужен чемпион Союза, я встречусь с военкомом, решим мы твой вопрос. Готовь спокойно своего гения, успехов вам.
Я был несказанно обрадован:
— Будет чемпион, непременно, вот посмотрите!
В 1968 году Валерий стал чемпионом СССР среди юношей.
Прошло еще 3 года, Двойников — уже трижды чемпион СССР.
Вот и подошел я к тому, о чем хочу рассказать. Мало встречалось таких людей, как Ермолаев. В основном начальники имели рабскую душу. Чуть повыше их начальник, так они готовы любую его глупость исполнить, конечно, за счет собственных подчиненных.
Вызывает меня председатель горспорткомитета В. С. Иванов:
— Звонили из облспорткомитета. Срочно отправьте Валерия Двойникова в Челябинск на сборы, необходимо выступить на зональном первенстве РСФСР.
— У него травмирован локтевой сустав, ему необходимо залечить травму.
— Ты что не понимаешь, нужно защищать честь области, срочно отправляй парня.
— Он не поедет. У парня впереди главный старт, чемпионат СССР, необходимо лечение.
— Ничего, зону РСФСР он и с одной рукой выиграет, сам председатель облспорткомитета звонил, понимать надо.
Ему было не до травмы талантливого спортсмена, потому как сам председатель звонил.
— Бери командировку и отправляй парня, Мусатов, или получишь выговор.
— Не станет он бороться на зоне, я за него отвечаю перед Спорткомитетом СССР, он член сборной Советского Союза, необходимо срочно восстанавливать травмированный локтевой сустав.
— Немедленно выезжайте в область и решайте эту проблему с председателем областного комитета, понял, лично с председателем. Иначе..!
Я понял: иначе нашим планам выехать за рубеж не суждено сбыться.
Выписал командировку, вышел на улицу, ветер сшибал с ног, снег слепил глаза, допотопному автобусу 60-х годов не по силам такая вьюга, не пройдет. А если в дороге застрянет? Более 100 километров в холодном автобусе… Нельзя, простужу парня.
Ринулся к дому, мой «Москвич», занесенный снегом, стоял на улице. Если стану заводить на морозе в 20 градусов, посажу аккумулятор. Валерий ждал дома.
Нужна канистра очень горячей воды!
Притащив канистру очень горячей воды и достав шланг, я поставил канистру на крышу автомобиля. Открыл капот и начал поливать через шланг горячей водой коллектор. Стекая вниз, вода разогревала поддон с застывшим маслом. Главное не залить генератор, но я его закрыл полиэтиленовым мешком. Как говорила моя мама, руки стали не руки, а крюки, мороз прихватил кончики пальцев в один момент, они побелели.
Вода кончилась. Я бросился в кабину, вытащил заслонку карбюратора, прикрыл жалюзи и повернул ключ зажигания. С трудом провернул коленвал раз, другой, и, о счастье, мотор тряхнуло от взрывов паров бензина. Нет, черт возьми, захлебнулся. Я выключил зажигание. Успокойся, Владимир, главное, не забросать свечи бензином, не суетись, выжди, чтобы бензин испарился, а затем попробуй снова.
Вторая попытка также не дала равномерной работы мотора, но с третьей я все-таки запустил его.
Прогрев мотор, двинулся за Валерием. Уверенности прибавляло то, что Валерий работал слесарем в ЦАРМ.
Вспомнил, как в такой же мороз, сам ехал на сборы в Челябинск на «Волге» Мы заглохли на трассе. Открыли капот, ночь, фонаря не было, водитель начал проверять подачу топлива бензонасосом, я вытащил зажигалку и начал подсвечивать ему. Проверяя подачу бензонасосом топлива, он снял шланг, естественно, облил бензином руки, рукава куртки. Я тупо светил.
Его руки вспыхнули как два факела, он заорал от страха и боли одновременно. Я действовал, как автомат. Сработала реакция на опасность, выработанная годами борьбы на ковре. Схватив его в охапку, я штопором воткнул его в сугроб снега на обочине и навалился сверху всем телом. Пламя задохнулось, он тоже.
Парень был не робкого десятка, отдышавшись, продолжил ремонт, и мы справились.
Но сейчас другое дело, со мной моя надежда, мой будущий олимпийский чемпион, а вьюга на улице такая, что не видно ни зги, и мороз крепчает.
— Валерий замотай ноги ватником, простудишься! — Вспомнил «Колымские рассказы» Варлама Шаламова. Да, не напрасно Варлам костерит начальников. Я тоже ругаюсь про себя.
Отгоняю навязчивые мысли, веду автомобиль наугад, главное не слететь с дороги, хорошо, что нет встречных машин. Выехали за Куяш, ветер озверел, ничего его не сдерживает, кругом степь.
Перед поворотом на трассу выемка, чудом почувствовал: впереди что-то не так. Так и есть, врубились в метровый сугроб, впереди работает грейдер, расчищает проезд, занесенный снегом. Ждали минут пятнадцать, затем двигались по снежному коридору, пропаханному трактором в огромном сугробе.
Проклинаю начальничков, Валерий тоже.
— Владимир Сергеевич, неужели нужно ехать?
— Нужно, Валера, я предъявлю тебя председателю лично, иначе жди осложнений с выездом за рубеж.
На трассе встретилось еще несколько заносов, но их вовремя расчищали. В полдень были в центре Челябинска, теперь налево и в спорткомитет.
Ответственный за борьбу инструктор посмотрел на меня веселым взглядом:
— Молодец, привез чемпиона?
— Привез, чтобы показать, что он травмирован, бороться не может. Нужно срочно лечить травму.
— Это ты расскажешь председателю. Но мой тебе совет, без медицинского заключения к нему не подходи. Лучше сейчас же поезжай к хирургу в областную больницу.
— Спасибо за совет!
Мы с Валерием ринулся к машине. Нужно спешить, иначе придется возвращаться домой по темноте. Больница за городом, на улице много автомобилей, встретили несколько столкнувшихся машин, снег забивает лобовое стекло, щетки его почти не очищают.
Ну, к чему эти испытания? Я понимал глупость своих рассуждений. Начальнику нужны медали, люди его волнуют меньше всего, людей много, медалей мало.
Тупая система. Начальник хочет иметь таланты, но только чтобы они на него работали, а не он на них.
— Владимир Сергеевич, почему вам не верят?
— Такова система, Валерий. И мы с этой системой воюем, такова сущность человека, таковы люди. Не отвлекай меня, дорогой мой, следи за автомобилями справа, нам главное добраться до больницы.
Мы добрались и нашли хирурга, это оказался человек, верный клятве Гиппократа, он ругал меня за то, что я поехал в такую погоду.
— Патриоты хреновы, а если вы попадете в аварию? Почему не звоните в Спорткомитет СССР, они заинтересованы в более важных медалях. Вот вам справка, категорически возражаю против участия Двойникова в состязаниях зоны РСФСР, Травму нужно лечить, лечить и лечить! Обязательно доложи гостренеру, что здесь твориться. Береги парня, не давай на растерзание. Отвезешь справку председателю, черт бы его забрал, и домой, всего вам доброго. Главное, домой доехать, а то может лучше остаться в гостинице.
— Да мы же отмеченные Богом, доедем непременно! Доедем, Валерий?
— Доедем тренер.
И мы двинулись в обратный путь.
— Симулянты, — сказал старший тренер области по самбо Харис Юсупов. Да и чего от него ждать, он — конкурент.
Председатель умнее оказался, промолчал, документ все-таки с медицинской круглой печатью. Но о погоде ни один не вспомнил.
— Доедем, Валерий?
— Доедем тренер, только бы не простудиться. Печка ни черта не греет.
— Надень валенки да телогрейкой поясницу оберни, не застуди спину. Хорошо, что я в унтах, без них бы я уже околел.
— Да уж точно, мороз-то крепчает.
— Главное, Валерий, чтобы в бензине не оказалось воды, не дай бог прихватит ее в бензопроводе, мороз уже наверняка градусов 25.
Стемнело быстро, мы ехали наугад. Снег кружился неистово, фары высвечивали полчища бешено кружащихся, белых мух, я старался обогнать идущие впереди грузовые автомобили, ползти за ними было просто невозможно.
Главное не нарваться на стоящие на обочине машины. Еще страшнее было проходить рядом со встречными. Хорошей дороги в конце шестидесятых еще не простроили, поэтому сердце замирало, когда проходили по встречке большие грузовики.
Кто оценит эти нервные перегрузки, кто поможет, если попадем в аварию?
Держись Владимир за руль покрепче, думай, как удержаться на дороге. Тупая система, и мы тупо идем вперед к своей олимпийской цели.
— Толкай, Валерий, кажется, мы сползаем с дороги, толкай, милый, держи, что есть силы машину. Иначе мы сядем. Я даю газ, прокручиваются задние колеса, Валерий удерживает машину на дороге, мы осторожно ползем в кромешной тьме. Мне легче, я за рулем, Валерий толкает машину, медленно движемся вперед.
— Садись, Валерий, кажется, прошли этот дерьмовый участок. Завернись, сейчас пот охладится, и ты превратишься в сосульку. Мороз крепчает, думаю уже 30.
За 200 метров до КП на повороте я нажал на тормоз. Машина, не сбавляя скорости, неслась к железным воротам. Я рванул ручник, никакого эффекта. Я бросил газ, вжался в сиденье и давил на тормоз правой ногой. Врубил первую скорость, мотор взревел, машина стала сбавлять ход. Ворота КП уже рядом, вижу, солдаты забеспокоились, что-то прет машина на ворота.
Рванул руль влево, машина уткнулась в бордюр. Остановились, мотор работал. Я понял: мороз прихватил тормозную жидкость в системе. Хреновая конструкция, тупая система, мелькнуло в воспаленном сознании. А потом все смыло волной горячей радости. Доехали!
— Валерий, ты в порядке?
— Да, тренер.
Он был на редкость спокоен, будущий олимпиец, Валерий Двойников


Рецензии
22 февраля 2023 года ушёл из жизни основатель школы борьбы самбо и дзюдо города Озёрска Челябинской области Владимир Сергеевич Мусатов. Светлая память Педагогу и Тренеру.

Константин Семынин   10.03.2023 23:37     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.