Книга

Немного несуразный и нескладный рассказ. Да-да, я снова решил взяться за клавиатуру и начать "графоманствовать". Если ты еще тут и решил(а) остаться, то, надеюсь, твое время не будет потрачено зря.


То, что я скажу сейчас, может показаться банальным и даже глупым, но, пожалуй, стоит напомнить, что у каждой вещи есть своя история. Возможно, мы иногда думаем о том, что вещи, которые окружают нас, имеют свою судьбу. Возможно, мы, временами, в той или иной степени одухотворяем их. Но, обычно, мы не обращаем на них никакого внимания. Иногда мы злимся, если какая-нибудь важная для нас вещица вдруг ни с того ни с сего ломается или не хочет работать как ей положено. Или откладываем надоевшие нам вещи в "дальний ящик". В том и в другом случаях мы заменяем одни веди другими, и продолжаем жить дальше. А ведь вещи не появляются из ниоткуда. Любая, даже самая мелкая и невзрачная вещица в нашей жизни - это труд другого человека (ну или машины, которую собрала другая машина, которую в конечном итоге собрал человек). Да и мы сами появились в этом мире не просто так. У нас есть своя история - история нашей жизни, и, что самое удивительное, все мы являемся частичкой чьей-нибудь истории.
На эти мысли меня натолкнула одна книга на книжном развале. Я купил ее лишь только потому, что она была историей небольшого круга людей, и лишь только затем, чтобы мне выпала честь эту историю продолжить. И пусть этот рассказ получится не таким длинным, как мне хотелось бы, но если задуматься о тех событиях которые происходили в жизни владельцев книги, и которых я коснусь лишь вскользь, то выходит "игра стоит свеч". По крайней мере, мне хотелось бы так думать. Дай волю своему воображению. Готов? Тогда мы приступаем.
Это была самая обычная книга 2005 года выпуска, тиражом всего 1000 экземпляров, который был освоен типографией в Санкт-Петербурге. Твердый переплет, потертые края, а на обложке следы кошачьих когтей. Примерно четверть страниц в книге сморщилась от нечаянно пролитого на нее стакана (или кружки) с водой. В паре мест между страницами застряла шелуха от семечек и крошки печения, а сами страницы в некоторых местах были загнуты по углам. Кое-где карандашом или ручкой кто-то подчеркнул понравившиеся фразы и местами ручка выцвела, оставив после себя лишь длинные вмятины. На ощупь страницы книги были мягкими, а бумага уже давно пожелтела и местами выгорела на солнце. В середине эпилога кто-то забыл, наспех сделанную из чистого тетрадного листа в клетку, закладку. Обложка книги была серой. Наверху заглавными буквами было напечатано имя автора, а ниже название романа. Судя по аннотации, книга рассказывала о приключении двух случайно встретившихся  на одном жизненном пути людей, об их прошлом и будущем. Герои были гражданами разных стран, принадлежали к разным культурам и слоям населения, у них был разный материальный достаток, они исповедовали разные религии и с разной силой верили в Бога, разные люди и вещи окружали их, но так или иначе, они задавались одними и теми же вопросами и искали простого человеческого счастья. "Странники" - так называлась книга, автор: Бернард Фолл.
Итак, книга рассказывала историю двух совершенно разных людей, но и сама она была историей. На корке обложки с двух сторон разными почерками было написано несколько абзацев, каждый из которых сам по себе являлся частью истории людей, о существовании которых я даже не подозревал, и с которыми я вряд ли встречусь.
Первая надпись по содержанию была не очень большой, но занимала много места. Она была выполнена красивым почерком, по которому было видно, что человек старательно выводит каждую букву. Итак, первая запись была такой: "С днем рождения, Дарья! Желаю тебе не терять веру в будущее, потому что все остальное у тебя уже есть! Не переставай мечтать. Мечты сбываются, и эта книга тому пример! Надеюсь, она тебе понравится." И подпись: "Твой друг Павел", а ниже приписка: "P.S. Вряд ли я еще смогу вот так просто выбраться к тебе в гости. Не забывай. 2008г.". Вот так просто и весело написано несколько слов и главное не все, но многое сразу становится понятным. Некто Павел едет из другого города, чтобы поздравить некую Дарью с днем рождения. Может быть, она ему нравилась, а может они были просто друзьями или же он решил навестить ее просто так без всякой причины. Может быть, они были друзьями по переписке? Почему бы и нет. Но, так или иначе, Павел относился к Даше лучше, чем она к нему (почему я расскажу далее), а может быть, потом она просто изменилась - все люди меняются. Но я делаю слишком много предположений, а это глупо и бессмысленно: все равно из этой короткой фразы мне никогда не узнать больше того, что в нее вложил автор. Мне остается только предполагать и надеяться, что однажды жизнь сведет меня с первым хозяином книги, и он расскажет мне эту историю от начала и до конца. Так или иначе, книга изначально не предназначалась Даше и прожила у Павла несколько лет, пока он не решил подарить ее. В любом случае, его поступок положил начало новой истории, в том числе и той, которую я пытаюсь сейчас рассказать.
Следующая запись была сделана неровным, но понятным почерком. Буквы и строчки плясали, выходя из-под "пера" Артема, нового хозяина книги. Он писал следующее: "Мы познакомились с Дашей на сайте знакомств. Наше знакомство было больше похоже на шутку, чем на начало серьезных отношений. Так и вышло. Вернее я в шутку написал ей "Привет! Давай поговорим?", а она ответила "Давай". С этого все и началось. Мы долго общались на посторонние темы, а потом она как-то между словом обмолвилась о своей любимой книге. Тогда я сказал, что хотел бы прочитать ее. Это был самый банальный предлог для того чтобы назначить встречу, но он сработал и мы встретились. Мы слонялись по парку и говорили о всяком и разном, а потом она вручила мне книгу и поцеловала в щеку. Потом мы расстались. Конечно, я надеялся на еще одну встречу и поэтому прочитал эту книгу за пару дней лишь только за тем, чтобы нам было что обсудить. Честно признаюсь, что книга мне не понравилась, но, как оказалось, торопился я напрасно. Следующей встречи не было. Вместо этого она написала шаблонную фразу, что, мол, дело не во мне, а сердцу не прикажешь и во второй раз встретиться мы не сможем, но зато я могу оставить эту книгу себе как память о ней. На следующий день после нашего последнего разговора я пошел и сдал эту книгу в библиотеку школы №23. Я пишу эти строки, находясь в школьном коридоре перед дверью в библиотеку. Рядом есть окно, а за окном осень, слякоть и голые деревья. Осень отличное время для расставания. Однако же я не один. Теперь нас двое несчастных: Павел и я. Меня она забудет, так же как и его, но я ее прощаю. Артем". И приписка в конце: "Возможно, когда-нибудь эта книга вернется к Павлу, он прочтет мои слова и тоже ее простит."
Признаюсь, мне искренне жаль Павла - его поступок канул в бездну женского безразличия, хотя обидно даже не это, а то, что его маленький подвиг, который он совершил только для нее, стал достоянием небольшого круга читателей, заинтересовавшихся этой книгой. Что касается Артема, то в тот день он стал немного старше и мудрее. Любовь - это такая игра, в которую не все выигрывают с первого раза, а многие вообще не выигрывают никогда. Будем надеяться, что вслед за Дашей, какая-нибудь Вера или (и) Надежда займут в его сердце важное место и вылечат боль утраты. Хотя даже если и нет - лучшее средство забыть одну женщины - найти другую. Дамам на заметку: с мужчинами этот номер тоже проходит (проверено моими знакомыми барышнями). Но возвращаясь к книге, вопреки надеждам Артема, я надеюсь, что Павел никогда не увидит этих строк, хотя, скорее всего, он уже догадался о переменах в жизни и характере той, ради которой он совершил свой маленький подвиг. Думаю, он все понял, грустно улыбнулся и простил. И последняя заметка. Скорее всего, Артем раньше учился в школе №23. Не думаю, что он бы стал указывать номер школы, если бы она не была для него памятным местом. Скорее всего, он даже не думал об этом, когда писал и это получилось на уровне подсознания.
Следующая запись была сделана мелким неаккуратным почерком. "Я украла эту книгу для своего старшего брата. Я бы никогда не сделала этого, но ни на прилавках магазинов, ни в интернете ее никто не продает. Надеюсь, никто не заменит, и не будет ругать. Своего имени я не пишу, потому что меня могут по нему найти." Эта часть записи заканчивается ухмыляющейся рожицей с высунутым языком, а далее следует вторая часть, написанная более аккуратным, но все же мелким почерком. "Мы с сестрой вступили в сговор. Я получаю книгу и не говорю никому  о том, что она сделала, а она в тайне от родителей может завести страничку на быдлоклассниках и заходить на нее с моего ноута. Конечно же, это дурдом достойный экранизации. Мы ведь не преступный синдикат, но все же. А вообще, как, оказалось, делиться мыслями с бумагой бывает очень здорово. Теперь я понимаю, почему девчонки так любят вести дневники. З.Ы. Раз уж у нас преступный сговор. то и я нарушу традицию и не назову себя."
После того как книга стала не просто книгой, а объектом преступного посягательства с ней приключилось еще одно несчастье - ее банально потеряли. Об этом свидетельствует запись выполненная неровным трясущимся почерком, как будто писали в поезде, положив книгу на колени: "Нашел эту книженцию в универе на заднем ряду в лекционной аудитории. Полистал во время лекции. Автор убей себя сам. Alex423."
О книге трудно судить по обложке и еще труднее судить о ее содержании, по мнению другого человека. Что мы имеем? Тираж всего одна тысяча экземпляров и противоречивые комментарии. По этим скудным параметрам нельзя оценить книгу по достоинству. Я не поленился и проверил: в интернете нет толковых рецензий на эту книгу, только лишь скромные вопросы на форумах на тему "Стоит ли читать?". В общем, не попадись эта книга мне в руки и я никогда бы не узнал о ее существовании. Но, тем не менее, кому-то она все же была интересна. Кто-то искал ее и даже совершил правонарушение, чтобы ее прочесть. В начале этого абзаца я сказал, что трудно судить о содержании книги, по мнению другого человека. Сейчас постараюсь пояснить эту мысль более детально. Все дело в том, что ты не кто-нибудь другой, ты это ты и то, что одному кажется не стоящим внимания, для тебя может оказаться ценнейшей находкой. Однако, справедливо и обратное. Или же наоборот: чужое мнение может совпасть с твоим. Тут гадать бесполезно. В любом случае разрешение проблемы "насколько сильно стоит прислушаться к чужому мнению" я оставляю на твое усмотрение. Все зависит от того насколько близко к центру человеческого стада ты хочешь идти. Не думай, что я пытаюсь тебя оскорбить или что-то в этом роде - мы все находимся в одной большой упряжке, просто кто-то сам выбирает дорогу, а кто-то следует за вожаком. И здесь приведу фразу не в тему, но очень жизненную. Эта фраза принадлежит не мне, а одному моему малознакомому товарищу: "Мир похож на один большой чемодан". И мое скромное продолжение этой мысли: "Не поймешь где и что упаковано. И какой-то дурак постоянно забывает зубную щетку...".
Следующий абзац частично повторяет предыдущий: "Нашла эту книгу на задней парте. Судя по последним комментариям моего внимания, она не стоит, но лекция была скучная, и я наобум прочитала несколько глав - действительно не стоит. Отнесу книгу вахтеру, может быть хозяин ее хватится. Meranda". Почерк, кстати, не аккуратный, но вполне себе читаемый. И Meranda стала уже вторыми человеком, который использовал для подписи свое не настоящее имя. Что тут сказать? Жертвы века информации, Интернета, ICQ и социальных сетей, стремящиеся к анонимности, но к общению, а в результате остающиеся в одиночестве. Что побудило их написать кличку вместо имени? Стремление к анонимности? Но в этом городе слишком много людей, чтобы по одному только имени можно было найти человека. Сила привычки, скорее всего, будет верным ответом. Часто ли во всемирной паутине мы называем себя настоящим именем? Только лишь там, где это необходимо. Лишь в социальных сетях, пожалуй, да и то только в одном из пяти - десяти случаев. Интернет разрешает быть анонимным, право делать то, что вздумается и дарует некую иллюзию свободы. Поначалу всемирная паутина была пространством без запретов, но сейчас начинается обратный процесс. С Интернетом пытаются бороться и ограничивают его. Всмотрись в мерцание монитора. Видишь там себя? Интернет - это наше общество без ограничений со всеми своими хорошими и плохими сторонами. Все темные и светлые уголки твоей души впечатаны в цифровой код электронных страниц. Интернет - это, прежде всего ты. Печально, что сегодня некоторые человечки постепенно перебираются жить в цифровую паутину, потому как она постепенно превращается в цифровую помойку (ты бы хотел жить на помойке? я - нет). И дело даже не в тысячах мегабайт мусора, который по проводам заливают на сервера. Интернет полон прекрасных вещей. Но если собрать их все в одном месте, то вся уникальность шедевров улетучивается и они тускнеют. Посмотри на страничку в одной из своих "социальных тюрем" сколько мудрых фраз ты написал сам, а сколько наблюдений принадлежит тебе? Те шутки, что красуются на твоей странице, выдумал ты? Бессчетное количество музыки и видео - все твои? А если все это твое, то насколько оно оригинально и полезно для этого мира? Мои странички в социальных сетях постепенно превращаются в помойку моих мыслей. Так что когда я там бываю и перечитываю, то, что написал несколько дней/недель/месяцев/лет назад, меня утешает только тот факт, что это мои мысли и каждая мысль была написана по какой-то причине, а это уже мое прошлое, моя история. Зачем я пишу? Наверное, чтобы не забывать каким я был и почему я таким стал. Вся проблема современных технологий в том, что каждый человек с цифровой камерой в мобильном телефоне может почувствовать себя великим кинорежиссером. Сегодня любой может стать художником, скульптором, писателем и поэтом. Профессии, которыми ранее владели лишь избранные, теперь доступны всем. Качество продуктов труда соответствующее. Боюсь, что с той или иной жесткостью критики эту фразу можно применить и ко мне и к этой рукописи тоже. Однако, раз уж ты дочитал до этого места, то, возможно, все не так уж и плохо. *Улыбка*
Приятно знать, что Meranda не бросила книгу и вернулась за ней. Она пишет: "Мне стало интересно, о чем же все-таки рассказано в этой книге и спустя неделю я решила ее забрать. Оказалось, что все это время книгой никто не интересовался, и вахтерша отдала ее мне. Итак... мы встретились вновь". Книжка пробыла у Meranda-ы какое-то время, и потом она дала ее почитать своей подруге: "Моя подружка просит дать ей почитать какой-нибудь роман. Посмотрим, понравится ли ей история двух путешественников".
Обратите внимание, что предыдущий владелец книги так и не объявился в течение недели. Что с ним случилось? Он искал ее и не нашел? Он заболел и не появился в университете?  Прогуливал? Попал в больницу? А ведь он мог и умереть. В моих устах это звучит совсем не страшно, и сейчас ты не придаешь этому никакого значения и готов читать дальше. А между тем с этим человеком могло случиться все что угодно. В прошлом, когда я был еще студентом, как-то раз нашего преподавателя по истории заменяла молодая аспирантка. Я даже не помню, как ее звали, хотя сейчас очень сильно об этом жалею. Она должна была провести у нас два или три занятия, я уже точно не помню, помню только что одно занятие она провела, а на второе занятие она уже не пришла. Конечно, мы прождали ее все два академических часа и были несказанно рады, что пара сорвалась. Но как оказалось, она не пришла, потому что ее сбила машина и она умерла по дороге в больницу. Следующего занятия у нас так же не было, потому что некому было его вести. А мы не знали о случившемся и снова были рады тому, что вместо еще одного урока истории у нас будет свободное время.
Далее книгу снова постигла незавидная участь, о чем свидетельствует следующая запись, выполненная крупным каллиграфическим почерком. "Выкупил книгу у соседа-алконафта за полтинник. Костя божится, что  нашел книгу в автобусе под сидением, но мне кажется, что он ее просто украл. У Костика трясутся руки и взгляд, просящий и преданный, как у собаки, которая просится на улицу. Человеку нужно опохмелиться, это факт! И если не дать ему денег, то чего доброго он еще что-нибудь украдет. Так пусть мое доброе дело в это солнечное утро положит конец злодеяниям и даст начало моему воскресному досугу. Виктор Петрович." Спустя какое-то время Виктор Петрович снова оставит запись, но уже другими чернилами: "Книга хорошая, но поверхностная. Настоящая жизнь учит жизни гораздо больше, нежели жизнь, отраженная на бумагу. А счастье - оно не про нашу Страну". 
Похоже, подруга Merand-ы была не очень внимательна в тот день. Возможно рано утром, когда проснувшийся город спешит на работу, она ехала в автобусе и читала книгу, прозевала свою остановку и в последний момент успела выскочить из автобуса. Когда она встала с сидения и громко извиняясь, бросилась продираться к выходу, книга упала на грязный пол и потом кто-нибудь, садясь на освободившееся место, ногой случайно задвинул книжку под сидение, где ее и обнаружил Костя, который вероятно искал там мелочь, чтобы потом опохмелиться у ближайшего ларька холодным пивом. Ехал наш герой, скорее всего зайцем и скорее всего его путь составил всего одну или две остановки пока бдительный кондуктор не выдворил безбилетного пассажира прогуляться пешком. Однако, ввиду того, что ни подруга Merand-ы ни Костя не подверглись тонкому творческому порыву и не оставили в нашей летописи ни единой строчи, мы вернемся к Виктору Петровичу. Без сомнения он был человеком тонкой душевной организации, хотя и был представителем ныне неблагородной профессии заводских работяг. Хотя, признаться, я никогда не видел Виктора Петровича и среди моих знакомых не найдется ни одного Виктора, так что утверждать, что он принадлежал к рабочему классу я со стопроцентной вероятностью не могу, но так о нем отзывается следующий владелец книги, которого я так же не знаю и потому у меня нет причин не верить ему.
Итак, новый хозяин пишет следующее (запись сделана карандашом, почерк ровный): "На остановке ко мне подошел какой-то мужик, с виду заводской работяга. Посмотрел на меня и говорит: "Ну и вид у тебя парень. Будто ежа проглотил. Чего нос повесил то? Девушка бросила?" Я ничего не ответил. Да и что тут можно ответить? Осень. Авитаминоз. Грачи улетели. Небо серое и просто грустно ни с того ни с сего. А внутри ощущение такое, как будто бы, если взять в руку горсть песка и он начнет струиться сквозь пальцы, то вместе с этим песком из твоей жизни будет утекать что-то важное. Мужик еще что-то мне говорил, но я пропустил его монолог мимо ушей. Наверное, он был просто пьян, а я не умею вести беседы с людьми, которые находятся на иной стадии алкогольного опьянения нежели я сам. В конце концов, он отстал от меня со словами: "О! Мой троллейбус. Ну, студент, бывай - не хворай!" а потом протянул мне книгу и уже с подножки прокричал: "Читай до последней точки! Может она тебя жизни научит! Виктор Второй".
Как герой моей рукописи Виктор Петрович мне определенно симпатизирует. Выпивал ли он периодически или постоянно или не выпивал вообще и у него просто был такой вот веселый склад характера, нам не известно. Но раз уж я решил верить всему, что написано на корке "Странников", то в этот раз, пожалуй, воздержусь от предположений. Думаю, он интересный собеседник и хороший человек со своими недостатками, коих (как бы, наверное, сказал сам Виктор) "у каждого есть в достатке".
Новый владелец тоже оказался Виктором. Приписка "Второй", вероятно, была сделана, чтобы подчеркнуть, что Виктор Петрович был "Первым". Он прочитал книгу, но так же остался ей не доволен: "Человеческое счастье штука эфемерная и не вечная. Это как тень от дерева - не будет дерева не будет и тени. Нельзя быть постоянно счастливым, иначе счастье потеряет свое значение и станет обыденностью. Всего нужно в меру и счастья и несчастья. А главные герои этого так и не поняли, хотя у них было и то и другое. Но написано хорошо и живо, в целом книгу можно читать". Как и все кто оставил свой след на корке этой книге Виктор продолжил традицию делиться кусочком событий своей жизни и высказывать свое отношение к прочитанному. Возвращаясь к теме Интернета, можно отметить, что интернет форумы строятся по тому же принципу, пока кто-нибудь не оборвет нить повествования.
Последняя запись (на самом деле две записи, но для себя я решил объединить их в одну) была сделана небрежным почерком. Эта запись не имеет совершенно никакого отношения к книге и никак не проливает свет на вопрос, как книга попала к новому владельцу.  Ни имени ни клички новый хозяин так же не оставил, поэтому нам остается только догадываться кто он и как  ему удалось встретить эту книгу. Вот эта запись: "Меня позвали в суд в качестве свидетеля по ДТП. Дело назначено к рассмотрению на ранее утро и в суде ни истца, ни страховой компании еще нет. Даже судья с секретарем пришли на рабочее место минута в минуту, когда наше заседание должно было открыться. Я сижу в коридоре на деревянной лавке и жду кого-нибудь из представителей сторон, а в кабинете судья ругается с какой-то старушкой, которая понятия не имеет что ей делать и как быть. Поэтому она и пришла в суд: она-то думала, что судья ей поможет, расскажет и подскажет или посоветует, но суд не адвокатская контора, образцы заявлений на стене и вообще сейчас вызовет приставов. Где справедливость?". И чуть пониже тем же почерком: "Читаю договор дарения (пожертвования). Суть дела такова Индивидуальный предприниматель Иванов Иван Иванович дарит детскому садику "Ромашка" игрушки на сто тысяч рублей. В тексте договора предприниматель назван "Благотворитель" а дет.сад - "Благополучатель", однако в разделе, где стороны должны ставить подписи предприниматель уже именуется "Займодавцем", а детский садик "Заемщиком". Конечно это простая описка - просто взяли "шапку" одного договора и скопировали в другой. Никаких юридических последствий по сути эта описка не несет. Однако, это наталкивает на мысль, что ничего не делается просто так."
Выводы из последней записи, ровно как выводы о жизни и характере последнего хозяина книги, пожалуй, ты и я сможем сделать самостоятельно.
Что касается меня, то я купил эту книгу на книжном развале на радиорынке, который раскинулся у бывшей деревни, а ныне микрорайона Кузнечиха-1, за 350 рублей. Продавец пояснил мне, что книгу эту у него выменял один худощавый парень. Парень это был "светловолосый, голубоглазый  и высокий, но в очках ... в общем, настоящий ариец". Книга была выменяна на подержанную трилогию Роберта Сальваторе "Темный Эльф" с доплатой в 1200 рублей.
Но на этом записи не заканчиваются - моя запись будет следующей, а потом еще кто-нибудь что-нибудь напишет, но поскольку места на корке уже нет, я буду писать на полях. Не беспокойтесь, я не буду долго держать книгу у себя, поскольку это было бы преступлением по отношению ко всем тем, кто захочет черкнуть пару строчек о себе для будущих владельцев. Пожалуй, я отдам эту книгу своей троюродной сестре, а потом она передаст ее своим друзьям.
Может быть, и ты когда-нибудь встретишь эту книгу. Тогда, надеюсь, ты не пройдешь мимо и тоже оставишь свой след в ее истории.
Вот моя несуразная история и подошла к концу. Я уже говорил и повторюсь снова - у каждой вещи есть своя история. Сейчас на коленях у меня лежит черный зонт. Трудно поверить, но этому зонту уже около десяти лет. Он живет у меня еще с тех времен, когда я ходил в школу. Представляете, какой он потрепанный? Некогда блестящие спицы местами поржавели и на черной ткани остались ржавые полосы от них, а на ручке, в том месте, где она торчит из сумки и постоянно за все задевает, протерлась белая полоса. Сегодня у одной из спиц вылетела заклепка и теперь зонт не может нормально складываться, но я его починю. Это несчастье случилось осенью 2013г., когда шли дожди, а я таскался по улице со сломанным зонтом в руках и перекинутой через плечо сумкой полной распечаток и необычных игральных костей с множеством граней. В те дни многие говорили мне что-то вроде: "Выкини ты этот зонт и купи себе новый". А я тогда твердо решил, что раз уж ни ветер с дождем, ни время не смогли убить мой зонтик, то и я не вправе отказываться от него. Поэтому сейчас я при помощи плоскогубцев делаю колечко из медной проволоки и в итоге у меня должна получиться неплохая замена выпавшей клепке.
Скоро наступит завтра, будет новый день и новый дождь, а со мной будет зонт, под которым я много лет назад в прошлом ходил в школу.


Рецензии