Я - космос

Я - космос.

1. "Внутренний мир человека - это маленький космос". Нет, я не о том философском понятии микрокосма, которое родилось в Древней Греции и может заставить долго думать, нет. Я о простой метафоре. Простой, широко употребительной и, на мой взгляд, весьма точной. Все мы сталкивались с подобным сравнением...

"Душа - точно оживший космос, необъятный и непознаваемый. Вселенная эта так огромна, что не может увидеть себя во всей полноте, и в этом её прелесть и беда одновременно. Мысли зарождаются в ней звёздами, галактиками плывут идеи, принимая причудливые формы, медленно и непрерывно меняясь во времени. Вот сверхновой вспыхивает (и, увы, угасает) любовь. Мечты живут в виде квазаров, ярко пылающих где-то на границе воображения. Они излучают столько энергии и света, что питают нас; одними этими непознанными источниками способны мы довольствоваться, любить их, как любим самих себя, стремиться к ним, страстно желать, а потом сгорать в их сиянии." И как похоже это на человека!

Но никто не говорит о другом. Космос пуст. Пугающе пуст. Огромное пространство, освещённое лишь далёкими звёздами, неуютное, холодное. В космосе нет цвета, есть только поглощающая темнота и слепящий свет. Неужели это мой внутренний мир?

2. Да.

Я редко думаю о чём-то, что сложнее человеческого тела, а если и думаю - то следов это не оставляет. Я не способен к обобщению, к созданию картины мира у себя в голове. Знания - отрывочные и невыносимо практические. Представления и идеи ничем не отличаются от общепринятых. Своих взглядов на мир у меня нет, по крайней мере, оформить их для себя я не могу, или не хочу. Нет у меня и мечты, великой Цели, к которой хочется идти. Я даже не говорю об абстрактном, то есть не делаю того, что люблю, может быть, больше всего... разве что сейчас. Системы убеждений, с которой можно гордо шествовать по жизни, даже если за душой ничего большего - и той у меня нет. По большому счёту, мой мир пуст. Он наполняем, он жаждет наполниться... но остаётся пустым.

Да, душа - это космос... но стоит ли этому радоваться?


Рецензии