Коридор времени
Повесть Екатерины Спасской «Коридор времени»
Прочитав повесть, хотелось бы отметить её главное качество: повесть интересна. Есть, оказывается, и в наше время литература, хотя большинство говорит: вот, классика – это великое, а нынче не таков литератор: мелкий, малозаметный, малозначительный. Но на фоне всеобщего разрушения надо поддерживать и этих нуворишей, типа, чем бы дитё не тешилось… Надо вселять в них оптимизм, надо говорить: вы-гении… Всё это реальность – та реальность, которую хотят видеть, чтобы как-бы не преклонить голову перед истинной реальностью… Дурни, слепые.
На самом деле новая литература есть, и она ничем не хуже старой. Даже наоборот, старое, хоть и велико, но велико ведь для своего времени, а сейчас – не актуально. Значит что – вся классическая литература, вся фантастика до 1990-го года – это пустышка? Я бы сказал так: давайте помогать живым, а не мёртвым. Это – не жалость, и даже не гуманизм. Почему мы вдруг обязаны преклоняться перед рассказом Чехова «дама с собачкой»? Какое это имеет отношение к нашей реальности, или хотя бы к нашему времени? Надо, что ли, просто преклоняться и всё? – Не хочу, например. Я, например, хочу читать интересные книги. Я, например, и сам являюсь автором. Можете говорить мне, что я такой и сякой, но я утверждаю приоритет современной литературы над прошлой. И, самое интересное: все вы поёте одну песню, утверждая без каких-либо доказательств, что ныне литератор, якобы, обмельчал. Просто так, вы говорите, и все этому верят. И при поступлении в институт все сдают экзамен по Льву Толстому, а не по братьям Стругацким. Какая вопиющая несправедливость!
Но это всё – в адрес всех замшелых, наглых, рабских личностей, которые указывают всем другим, как им жить. Классикофилы, фантастофобы. Лирики, почвенники и прочие.
Если рассмотреть современную фантастику, то можно смело сказать, что не все йогурты одинаково полезны. Вот, к примеру, братья Олди совсем скверно пишут. А Спасская пишет – вполне. Главное -интересно. Если же приехать в Иркутск и попытаться напечатать книгу у товарища Козлова – то этот номер не выйдет. Я, дескать, не уважаю фантастику, мир и без того фантастичен. И вообще, что стоит ваш занюханный Саянск, с его литераторами, которых нигде не знают?
Саянск – это город, или, точнее, посёлок где-то в Иркутской губернии. Будущее его название – Ховла-Банджана. Чуть южнее его находится станция Зима, будущее название – Фунджул-Хумпса. В Зиме живёт литератор Костя Максимов, автор «Домоседов». Но сейчас мы не о нём.
Сейчас хотелось бы отметить, что главная заповедь литератора заключается в том, что рассказ должен быть интересен. Неинтересная книга, какой бы правильной и нравоучительной она не являлась, читаться не будет. Если же книга интересная – её будут читать. Стругацкие, Уиндем, Гаррисон, Спасская – всё это интересно. Всё это мы будем читать, а роман «Война и мир» подождёт. Мы-читатели, читатель всегда прав. Некоторые говорят: как ты, автор, смеешь угождать читателю? Это ж толпа. Но: во-первых, я и сам читатель, отчего ж не угождать себе подобным? А, во-вторых, книги читают немногие, это уже лучшие люди изо всей нации. Отчего же не угождать избранным, тем более, что это и не угождение вовсе, а желание сочинить что-нибудь столь же интересное, сколь и полезное.
Но о пользе мы сейчас не будем, это как-бы не в тему. Посмотрите на эти толпы отсталых и ничтожных людей, которые читают детективы, смотрят брат-2 и слушают Расторгуева! (не о всех говорю, о большинстве). Как, однако, далеко зашла деградация личности. И разве на фоне этого станешь говорить о какой-то там «пользе»! Да вы хотя бы слушайте джаз, так, для развлечения! Я, например, на своём веку не встретил даже ни одного человека, с которым можно было бы поговорить на духовные темы. Есть много так называемых субъектов и отцов, как-бы имеющих отношение к духовности, но на самом деле лишь обслуживающих чьи-то интересы. В наше время элементарная лояльность – это почти святость.
Если же рассмотреть произведения Е. Спасской, то можно сказать, что они вполне интересны. Интересность – это высшая похвала. Главная заповедь литератора – будь интересен. А что бывает с неинтересной литературой? – Её начинают навязывать и зубрить. Я, например, с остервенением заучивал стих «В студёную пору». И то же делали другие. Но многие, усвоив рабскую психологию, внушали себе, что это вовсе никакое не насилие над личностью, нам добра желают… И, когда уже всякий гражданин начинает гнать прочь от себя «лишние мысли» - то это уже высший писк госсистемы, которая по-упырски давит на всех и каждого, не даёт нормально жить, исключает всякое эффективное сопротивление. Государство всех имеет по полной программе. А, раз так, то давайте хотя бы для начала читать интересные книги. Книги Е. Спасской – вполне интересны, и это бывает не у всех. Хотелось бы, чтобы всех выдающихся литераторов читали всегда, и они не нуждались ни в чём. Со своей стороны, я бы тоже хотел бы не нуждаться в гонорарах и выпускал бы свои книги за свой счёт. Но, к сожалению, в настоящий момент мои дела идут не так прекрасно, как хотелось бы… И в то же время, когда будут налажены собственные дела, хотелось бы помочь и другим, тем, кто способен поднять литературу в России, но не имеет ни малейшей возможности. И, таким образом, надеюсь, что со временем мы победим. Всё высшее и полезное должно вытеснить низменное и тупиковое. А пока что радуйтесь, злыдни: сейчас ваше время.
Хотелось бы отметить две черты повести «Коридор времени». Это:1.Пристрастие к еде. 2. Стремление к позитиву.
Мне кажется, москвичке более свойственна тяга к торжеству сытости и к антиутопии. Москвичи живут почти в утопической «стране» и эта пресыщенность, должно быть, обрыдла, вместе с её бутербродами, которые герои рассказов ненасытно смакуют. Всё это знакомо нам, провинциалам, когда ты неделю сидишь на макаронах и мечтаешь о пластике колбасы. Но если об этом говорит жительница Москвы… Как-то странно всё это.
Особо следует сказать про антиутопию. Нас, провинциалов, жизнь обычно не радует, и мы охотнее читаем книги о том, как другим хорошо. И мы сами сочиняем такие книги – про будущее, где не надо работать и мясо растёт прямо на деревьях. Но странно читать то же у авторов, живущих в столице… Они что, голодные? Тем не менее, такая литература востребована у нас, провинциалов. Уровень жизни у нас бывает таков, что мы бросаем свои литературные занятия и идём зарабатывать свою копейку, смешную для жителей Москвы. И, таким образом, выходит, что литературы в России мало, все великие – это американцы, а мы – такие да разэтакие, сплошь бездарщина. Россия всегда славилась богатырями и героями, но никогда не славилась мудрецами и философами. И тут есть о чём задуматься: мы, к примеру, гнали этого Наполеона, но сами свою жизнь обустроить не способны, потому как для этого необходимы не действия, а мысли. А мысли мы всегда гоним прочь, всеми возможными способами. Литература – это форма мысли. Но где она, литература? Если же появляется интересный автор, то его, следовательно, надо поддержать, и открыть новых. И классика, что самое интересное, это ни что иное, как ОТФИЛЬТРОВАННАЯ литература. Каждый из них боялся, как бы не болтнуть чего лишнего. И после всех этих ста десяти фильтров мы смеем утверждать, что это – высшая литература? Бред собачий. Искусство намёков и полутонов. Вот и всё, разгромлена ваша классика. Давайте обратим внимание на новых (и старых) авторов, пишущих фантастику, от слова «фантазия». А фантазия, надо заметить, это сама суть литературного сочинения. Какой, к примеру, рассказ без фантазии? В любом рассказе есть фантазия, и не произносите это слово в таких брезгливых тонах. Собственно, что мне до всех ваших эмоций? Кому нравится кислое, а кому сладкое. Кому-то, к примеру, нравятся стихи Ксенофонта Природного… О таковых, думаю, даже и не стоит упоминать, мараться ещё… Вот, совсем другое дело – ряд никому не известных. Читайте, завидуйте, восхищайтесь. Они есть, просто вы их не знаете, а привыкли читать всё подряд, лишь бы это была фантастика, без разбору. И в джазе вы тоже должны разбираться, а, если не смыслите, поучитесь у других. Начните, в конце концов, думать самостоятельно. Хотя бы к сорока годам прозрейте. В общем, читайте хорошие книги. И я думаю, Е. Спасская – это интересный автор, не последний из всех.
Свидетельство о публикации №213101400349