МОЙ ПУТЬ





МОЙ  ПУТЬ



Фантастика, о которой пойдёт речь, есть жанр литературы. В общем социуме это не лидер жанров, он как-бы не лучший, а из тех, что на втором плане. Для самих же любителей фантастики такое положение дел, конечно же, кажется несправедливым.
Для меня, как заядлого любителя фантастики и как для автора-фантаста положение дел на литературном фронте отражает положение дел в мире вообще. В мире же всё происходит не лучшим образом. Отсюда и непонимание фантастики со стороны большинства людей. Они говорят: это твоё, это для тебя. И хорошо, ты молодец. Но мы предпочитаем другую литературу.



Классика, я бы сказал, это тоже не пустая литература, в ней что-то есть, и те, старые проблемы перекликаются с проблемами современности. Беллетристика – это ещё лучше, жаль лишь, что она быстро устаревает: проблемы 90-х годов, литература о них – это уже ретро. Хороший, современный рассказ – это вещь, вещь вещей.
Вопрос о том, какой жанр лучше, для меня решён давно и бесповоротно. Я с детства был любителем фантастики, и в свои 39 лет продолжаю оставаться им же. Но, тем не менее, я не чистый фантаст, часть моих рассказов вполне бытовые, моя фантастика имеет часто примесь социума и быта. Но почему?



Изначально, если рассматривать мой путь в литературе, изначально я пытался изготовить свой рассказ не для одного только развлечения, а ещё чего-то. Посвящать жизнь развлечению – это глупо. С другой стороны, сочинить хотя бы один фантастический рассказ – дело не простое.



Рассказ, созданный по стандартным принципам, пройденным схемам, да ещё без морального смысла – дело нехитрое. Кто же хотел быть впереди, должен идти другим путём. Технику будущего надо изобрести свою. Социальное устройство общества тоже должно быть другим, не демократия, и не космоимперия. Также и многое, многое другое должно быть совершенно новым. Тогда-то и будут тебя читать. Да и самому станет интереснее жить. Значит, надо думать, думать, если есть время для этого. Время уходит на работу, обустройство жизни, решение разнообразных проблем. Времени нет, но его надо найти.



Для того, чтобы приступить к созданию первого рассказа, мне потребовалось много лет, чтобы представить это будущее, наделив его как уже изобретённой другими фантастами техникой, так и своей собственной. Насколько это удалось, судить читателям. Но, по сути, необходимо было воссоздать мир, хотя бы слегка не похожий на миры других фантастов. В ином случае ты будешь аутсайдером, которому 40 лет, а он смотрит в затылок какой-нибудь 20-летней победительнице конкурса. Нетушки, надо быть впереди, в ином случае ищи себе другое занятие. Можно истратить 50 лет, не создав ничего нового. Но тогда не лучше ли просто быть образцовым читателем, который ищет и находит хорошие книги? Если чужая книга лучше моей, я предпочитаю её.



Следуя таким умозаключениям, я устремился к лидерству. Можно, конечно же, не достигнуть поставленной цели, но необходимо иметь правильный настрой. Ведь каждый спортсмен стремится занять 1-е место, хотя и понимает, что может на это потратить всю жизнь, а занять самое последнее. Но, если он изначально не устремлён к высшей цели, то результат может оказаться вообще «никаким».



В данный момент я могу говорить лишь о своём мнении, не оперируя никакими источниками, тем более что я их не читал. Мне, например, показалось, что настоящей фантастики нигде нет. Настоящая фантастика должна содержать в себе один или более элементов:



1.Новая техника.



2.Космический корабль.



3.Иная планета.



Именно такой рассказ будет по-настоящему интересен, это будет чистая, высшая фантастика, удовлетворяющая самые высокие запросы.



 У Стругацких, к примеру, в «Пикнике» нет ни космических кораблей, ни других планет, а только «новые вещи». Но этих вещей много, сюжет затягивает, читаешь, и невозможно оторваться. Идеальное произведение. Правда, оконцовка мне не понравилась. Такой повести можно присвоить лишь самую высокую оценку, и, кроме того, книга будет читаться ещё лет 200-300, всё в ней будет новым, ни один элемент не устареет. Это полноценная фантастика, без космических кораблей и иных планет.



«Мастера и Маргариту» я читал точно так же, не оторваться, но это уже совсем не фантастика. Тут всё дело в хорошем сюжете, в умении рассказывать интересные истории. Такой рассказчик на вес золота, он рано или поздно становится знаменитым.



Но в то же время имеется масса фантастики, которая уже не удовлетворяет высоким запросам. Сюжет там вполне приличный, на четвёрку потянет, хорошее средство от скуки. Но техника там всё одна и та же, автор в многомиллионных тиражах, знаменит, икона, но книгу читать неохота. Особенно, когда приземляется корабль, выходят люди, а дозвониться до каждого из них невозможно, потому как в 46-м веке ещё не изобрели мобильный телефон. Кроме того, на каждом корабле имеется свой повар! А мы-то думали, что уже всё автоматизировано, за нас работают роботы. Ты, дружок, ошибаешься, и в шахтах ещё роботы не работают. Такие книги читают только самые заядлые любители фантастики, вроде меня, остальные не верят в такое «будущее».



Думаю, что уже через 100 лет будет бессмысленно отправлять в космос живых людей, поскольку с этой задачей лучше справятся роботы. А это уже прямой удар по всей вообще фантастике! Главный смысл каждой книги состоит в том, что надо бороться за жизнь, развивать в себе смелость и не сидеть в квартире. Главный герой всегда силён духом, он или спасает весь мир, или делает что-то подобное.
Правда, надо отметить, что призыв к борьбе обычно не откликается. Чаще даже наоборот, зрелище чужой борьбы освобождает от импульса к действию. Но это, так сказать, уже другая тема.



Именно такое изобилие шаблонов (в фантастике) меня вынудило придумать псевдогероя. Мой герой не обладает силой воли, он даже не праведник, а простой обыватель. Но, тем  не менее, я старался сделать так, чтобы Лориэль был интересен. Интересен, надеюсь, и он, и сама эпоха, и другие персонажи. Больше таких книг я не видел. Моя, думаю, не первая, но не из тех, где супермэн идёт спасать мир.



Хотя, надо отметить, «Люди в чёрном» - это отличный фильм, для меня, по крайней мере. И ещё ряд фильмов, от которых становится интересней жить. И книги ещё не перевелись, всё на месте.



Но, тем не менее, шаблоны побуждают к тому, что хочется создать новое. В музыке, к примеру, всё время создаётся какое-то новое направление или разновидность.
Все, наверное, слышали выражение «научная фантастика». От него отдаёт чем-то советским. На самом деле это просто удобное название для чистой, без примесей, фантастики. Такие книги я всегда искал, и не мог найти. Фантастика обычно смешана с приключенческим жанром, и такой продукт всегда выдаётся за золото высшей пробы. Население не жалуется. Конечно не жалуется, потому что некуда. Читаем то, что есть, совсем не читать – скучно. А где ты найдёшь неразбавленный жанр? (Примерно как в наше время чистый спирт по себестоимости). Да ещё надо, чтобы мысли там содержались какие-то новые, ранее неслыханные. Вот такой я вредный читатель.
Любая книга с хорошим сюжетом читается запоем, независимо от жанра. В ней есть сюжет, сюжет – это главное. О сюжете мы изначально не говорили потому, что это самое элементарное правило для рассказа. Нет сюжета – нет рассказа. Рассказ не может быть ни о чём. Если же ничего не рассказывают – это не рассказ. Описание вида за окном – это очерк. В плохом рассказе сюжет обычно есть, но он неинтересен. Если же рассказ полон наворотов, но имеет слабый сюжет, то это – плохой рассказ, как бы им не зачитывались другие.



Стараясь всё это соблюдать, я пытался и пытаюсь донести до читателя важные мысли. Если кто-то пишет для развлечения, то это его дело. Но мне кажется, что если ты созрел, и в твоей голове появились новые и важные мысли, значит, не стоит их держать в голове.



Таким образом, я никогда не был чистым фантастом, всегда разбавлял этот жанр и уважал другие жанры. Таков «грязный фантаст». Но, тем не менее, я считаю себя не кем-то другим, а именно фантастом, не разножанровым автором. Фантастика есть высший и лучший жанр, готов заявить об этом голословно. Для меня всегда был важнее смысл, а не форма, и поэтому я ценю в первую очередь любой рассказ, в любом жанре, отдавая предпочтение смыслу. Если у тебя есть в голове какая-то ценная мысль, то не столь важно, в какую форму она будет облечена. Главное, её выразить, в любой форме. Но высшая форма – это фантастика.









Рецензии