Капитал против культуры

Предыдущий пост был написан, чтобы показать, как последовательное применение принципов коммерции в сфере культуры приводит к абсурду. Эта сфера вообще не может быть адекватно описана в терминах "товар-цена". Логическое развитие идей копирайта приведёт к требованию пересказывать книги только за деньги, не давать читать друзьям купленную книгу без особого отчисления за авторские права и так далеее. Попытки такого рода постоянно делаются и будут делаться. Они совершенно обоснованны в рамках своей системы взглядов, и мы можем им противостоять только потому, что в массовом сознании живы ещё другие представления о том, что такое культура и кто её создаёт.

Грубо говоря, обмен информацией - основной способ существования культуры. Обсуждение, усвоение, развитие разных граней какой-то идеи это и есть жизнь культуры. Много ли ваших идей на самом деле ваши? Начиная с того, что язык, на котором вы говорите, создан не вами, любые ваши понятия даны вам извне. Вы где-то что-то прочитали, услышали, увидели, поговорили с интересным человеком и в процессе общения родилась какая-то мысль, в том, что вы восприняли какую-то идею так, а не иначе, играет роль весь ваш жизненный опыт, всё, что на вас повлияло, в конечном счете все, кто принял участие в вашем становлении как личности. Вы отдаёте долг этим людям не бегая за ними с кошельком, а в свою очередь оказывая положительное влияние на тех, кто оказался по жизни рядом с вами. Так живёт культура народа. В этой жизни принимают участие далеко не только гении и таланты, Ньютоны и Моцарты, но вообще все люди, носители данной культуры.

Попытки монетизации этих отношений, если они будут достаточно последовательны, приведут к их разрушению. Основная цель этих усилий - сделать культуру элитарной, доступной по имущественному признаку, исключить из сферы культуры тех, кто не может платить. В наше время экономическое принуждение принуждением не считается, это якобы "естественный процесс", с которым бессмысленно спорить. Озвученная открытым текстом идея о том, что миллионы людей не должны иметь доступа к культуре просто по факту своего рождения, вызовет всё-таки меньший энтузиазм, чем правильно обработанная мысль о защите справедливой оплаты труда. То, что заинтересованным силам приходится идти на такие выкрутасы, показывает, что им ещё есть с чем бороться.


Рецензии