Орфографическое чтение, или Катина тетрадка

     Не менее двух десятков  лет храню я в своих учительских архивах эту тетрадку.  Каждый раз, выбрасывая кучу ненужной учительской макулатуры – тетради, конспекты, черновики,  чтобы расчистить место для новых  бумажных накоплений, Катину  тетрадку  бережно  откладываю – и опять храню.

      «Тетрадь  для работ по русскому языку ученицы 5 «Б» класса …  Семёновой Екатерины». Так написано на обложке тетрадки. Девочка давным-давно уехала из нашего посёлка и где-то уже давным-давно закончила школу, институт, а я  вспоминаю её,  и всем новым ученикам рассказываю  об  орфографическом чтении,  которое  помогало Кате  в пятом классе  от первой  до последней страницы исписанной   тетрадки не  сделать ни единой  ошибки.   Ни одной ошибки  нет  – ни в   домашней, ни в классной работе. Ни разу  девочка не споткнулась ни об одно правило,  ни об одну букву. Все  оценки – только «отлично».  Нет, стоп, вру:  тройка одна есть. Но не из-за ошибки. Видно,   и у Кати   случился  какой-то  вечер с неординарными событиями,  когда она,  делая уроки,    читала, не понимая даже, может быть, что читает.  Может,  влюбилась  девочка  первый раз. А что, такое бывает и в пятом классе. Ну вот, прочитала условие упражнения, а   задание не выполнила. О чём-нибудь  о другом  задумалась. Или о ком-нибудь.  А может,  киска в  это время  на коленки залезла  – и отвлекла от домашнего задания.  Мало ли всяких бывает обстоятельств!  Но  задания к упражнению не было,  вот «училка»,  то есть я, и влепила ей тройку,  не попавшую, конечно, в журнал, но  засвидетельствовавшую в тетрадке,  что «любимчиков быть не должно» ( а как можно не  полюбить  старательного ученика?)  Однако!  Ошибок-то орфографических   всё равно не было!  Никогда, ни одной!

     Когда  Катя  выходила из-за парты  и писала мелом  на доске  (красивым, правильным  почерком прописей),    никогда  ни  одной  ошибки  она тоже  не  делала. Отличников  у меня за многие годы  работы   было  немало. Но   всякое и с отличниками  происходит – кто не ошибается?  Например,   такие    витиеватые злодеи-наречия  могут попасть  на зубок,  что ой-ой!  А  Катя,  полагаю,  и в старших классах, столкнувшись с самыми сложными словами, имела такие же  образцово-показательные тетрадки.  Потому что она  раз  и навсегда усвоила  себе правило: глазами слово подцепить,  языку  передать, а  язык  руке продиктует. Конечно,  всё  это при участии  головы,  без неё  никак нельзя. Без шуток, правда-правда,  голова точно  нужна.

     Давайте разберёмся. Ученик  читает  слова: «который»,  «ненастный». Что у него при  беглом чтении  получается? «Каторый»?  «Нинасный»?  Не так ли?  Ага,   что слышим, то и пишем – вот вам и  ОРЗ начинается ( ошибочное  рецидивное заболевание).  Но если   включить в работу  орфографическое чтение  и  зафиксировать глазами и ушами, по слогам,  – «ко-то-рый», «не-наст-ный»,  то  ошибок точно  не  будет.

     На уроке  литературы я  всегда призывала  пятиклассников   читать  быстрее, показывала им упражнения по развитию техники чтения, а вот на  уроке русского языка происходило  всё наоборот: просила,  чтобы  читали  медленно,  почти по слогам. И чтобы, работая в тетрадках,   сами  себе под нос нашёптывали по слогам: не-наст-ный… ко-то-рый…  Не все  учительницу слышали, а Катя слышала.  И потихоньку себе   проговаривала   все  слова,  которые писала. И ошибок не  делала. Ни  одной.

      Катя  довела орфографическое чтение до автоматизма, не  подозревая,  что    пишет строго по методике П.С. Тоцкого.  Но знала это я,  поэтому и  призывала  своих учеников  нашёптывать себе  по слогам слова, предварительно  прочитав  эти слова  правильно.
      Если верить П.С. Тоцкому ( а почему бы и не поверить, проверив? ), безграмотных людей не бывает, надо только  знать, как научиться быть грамотным.
 
       Школьная  орфография ( а  это основа грамотности любого  современного человека)  предполагает изучение  семи десятков орфограмм. Эти правила подчас  мёртвым грузом укладываются в головы  учеников: они их  заучивают – и…  не применяют. А  потому  что для  применения правила нужно  ещё знать и кучу всяких подробностей  в системе языка: например,    различать части речи,  части слова,  отличать согласные глухие  звуки  от звонких.   Что делать? Как быть?
   
       Оригинальную методику П.С.Тоцкого (  методику обучения грамотности –"Орфография без правил» )  рекомендую  пятиклассникам ( и не только  им), подтверждая её  Катиной  тетрадкой  из моего учительского архива.

       Описана  методика во многих пособиях,  нет  необходимости повторять в   рассказе   то, что  легко найти в  Интернете.  Популяризировать  методику  П.С. Тоцкого среди учителей, для  применения на уроках русского языка,   – дело  благое, но  несколько  безнадёжное,  потому что на уроке нужно успевать так  много,  что  едва ли  сумеешь   с медленным  «орфографическим чтением»  выполнить   необходимый  объём работы. Ведь  такое  чтение   работу  замедляет,  а  бедным «училкам» надо успевать с программой.  Ну,  сколько  времени можно уделить такому  черепашьему чтению на уроке?  Да уж если честно,  то  совсем немного.  На уроках то и дело   звучит  олимпийский призыв Марьи Ивановны:
       – Ребятки,  быстрее,  быстрее… Не успеем…

       Дорогие родители,  поймите учителей правильно: у них рабочие программы, у них  –  не менее двадцати детей в классе: с разным  уровнем способностей, с разной скоростью  чтения и письма.  Поймите…

        И дома,  помогая   сыну или  дочери готовить  домашнее задание по русскому  языку,   вспомните об «орфографическом чтении»,  попросите почитать по слогам. Как в первом классе, именно по слогам! Цепляясь глазами за каждую  букву, пасуя слово, как мячик,   от глаз к  артикуляционному аппарату.  Проговорив  слово «ко-то-рый» по слогам,  ученик  уже никогда его не напишет через букву А: «каторый»…

        При орфографическом чтении работает не только зрительный анализатор, но и  слух, и речедвигательный аппарат, то есть при таком  чтении  задействованы все  три вида памяти  – зрительная, слуховая и речедвигательная. Ученик  видит слово, слышит  и произносит его именно так, как  требуется его написать.  Шансов написать слово  грамотно в таком  триумвирате становится  уже  больше.
 
        Конечно, есть проблемы с  теми  ошибкоопасными  местами в словах,  которые нельзя «услышать» при орфографическом чтении: ча-ща, чу-щу и др.; наличие или отсутствие «ь» после шипящих; дефисное правописание наречий, правописание предлогов. Существуют  ещё  и правила пунктуации. Это всё так. И опасность «снижения» техники чтения есть. И опасность   для правильного произношения слов  тоже  имеется. Орфоэпия ( наука о правильном произношении слова)  с Орфографией ( правописанием)   враждуют, исподтишка  друг другу всякие  пакости подстраивают.  Даже иногда, казалось бы, в самых простейших словах. Подумать только,  что обычное  наше «патамушта», ежедневно всеми произносимое,  пишется  совсем  по-другому: ПОТОМУ ЧТО! Всё  это так. Но  если волков  бояться,  то  что будет?  В  лесу  тогда  делать нечего, это  правда. А если у  школьника   не получается с русским  языком,  если   безграмотность  жуткая и  хочется от неё  избавиться,  то не попробовать ли   для  начала  это «орфографическое  чтение»?

        Катина  тетрадка  у меня перед глазами. Нет, опять  вру,  сейчас, сию минуту, –  не перед глазами. Отдала её  славному мальчику-пятикласснику, который  захотел  маме показать  эту  уникальную тетрадочку: без единой ошибки и помарки.  Я  забыла сказать,  что  исправлений в Катюшиной тетрадке  тоже нет. Ни одного!

        Как сейчас вижу Катю, которая стоит у  доски и тихонечко   проговаривает слова. Сидящие на передних партах слышат и улыбаются. Вроде  смешно. Некоторые  даже  хихикают  ехидно,  чтобы  учительница не заметила. Только я  знаю: в  тетрадках  этих «пересмешников» найду  опять  кучу ошибок,  страницы  снова  будут   залиты красными чернилами    учительских  поправок. А у Кати –  ни  одной ошибки не   будет.
 
        «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают – мы говорим не так, как пишем», – так  учил предшественник  Тоцкого – известный  в свое время методист Дмитрий Иванович Тихомиров, которому в 1888г. Петербургский Комитет грамотности присудил Большую золотую медаль.
 
        Катя  не изобрела  заново велосипед,  она  только воспользовалась тем,  что задолго до  её  появления на свет  открыли   учёные-методисты.  «Орфография без правил»?  Нет,  без правил не обойтись в любом  деле,  но подкрепить  эти правила «орфографическим чтением» можно и нужно.  Ведь безграмотность  для  человека – это как неумытое  лицо, нечёсаные волосы,  грязная рубаха... Нельзя в таком виде к людям, не так ли?


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.