Орфографическое чтение, или Катина тетрадка
«Тетрадь для работ по русскому языку ученицы 5 «Б» класса … Семёновой Екатерины». Так написано на обложке тетрадки. Девочка давным-давно уехала из нашего посёлка и где-то уже давным-давно закончила школу, институт, а я вспоминаю её, и всем новым ученикам рассказываю об орфографическом чтении, которое помогало Кате в пятом классе от первой до последней страницы исписанной тетрадки не сделать ни единой ошибки. Ни одной ошибки нет – ни в домашней, ни в классной работе. Ни разу девочка не споткнулась ни об одно правило, ни об одну букву. Все оценки – только «отлично». Нет, стоп, вру: тройка одна есть. Но не из-за ошибки. Видно, и у Кати случился какой-то вечер с неординарными событиями, когда она, делая уроки, читала, не понимая даже, может быть, что читает. Может, влюбилась девочка первый раз. А что, такое бывает и в пятом классе. Ну вот, прочитала условие упражнения, а задание не выполнила. О чём-нибудь о другом задумалась. Или о ком-нибудь. А может, киска в это время на коленки залезла – и отвлекла от домашнего задания. Мало ли всяких бывает обстоятельств! Но задания к упражнению не было, вот «училка», то есть я, и влепила ей тройку, не попавшую, конечно, в журнал, но засвидетельствовавшую в тетрадке, что «любимчиков быть не должно» ( а как можно не полюбить старательного ученика?) Однако! Ошибок-то орфографических всё равно не было! Никогда, ни одной!
Когда Катя выходила из-за парты и писала мелом на доске (красивым, правильным почерком прописей), никогда ни одной ошибки она тоже не делала. Отличников у меня за многие годы работы было немало. Но всякое и с отличниками происходит – кто не ошибается? Например, такие витиеватые злодеи-наречия могут попасть на зубок, что ой-ой! А Катя, полагаю, и в старших классах, столкнувшись с самыми сложными словами, имела такие же образцово-показательные тетрадки. Потому что она раз и навсегда усвоила себе правило: глазами слово подцепить, языку передать, а язык руке продиктует. Конечно, всё это при участии головы, без неё никак нельзя. Без шуток, правда-правда, голова точно нужна.
Давайте разберёмся. Ученик читает слова: «который», «ненастный». Что у него при беглом чтении получается? «Каторый»? «Нинасный»? Не так ли? Ага, что слышим, то и пишем – вот вам и ОРЗ начинается ( ошибочное рецидивное заболевание). Но если включить в работу орфографическое чтение и зафиксировать глазами и ушами, по слогам, – «ко-то-рый», «не-наст-ный», то ошибок точно не будет.
На уроке литературы я всегда призывала пятиклассников читать быстрее, показывала им упражнения по развитию техники чтения, а вот на уроке русского языка происходило всё наоборот: просила, чтобы читали медленно, почти по слогам. И чтобы, работая в тетрадках, сами себе под нос нашёптывали по слогам: не-наст-ный… ко-то-рый… Не все учительницу слышали, а Катя слышала. И потихоньку себе проговаривала все слова, которые писала. И ошибок не делала. Ни одной.
Катя довела орфографическое чтение до автоматизма, не подозревая, что пишет строго по методике П.С. Тоцкого. Но знала это я, поэтому и призывала своих учеников нашёптывать себе по слогам слова, предварительно прочитав эти слова правильно.
Если верить П.С. Тоцкому ( а почему бы и не поверить, проверив? ), безграмотных людей не бывает, надо только знать, как научиться быть грамотным.
Школьная орфография ( а это основа грамотности любого современного человека) предполагает изучение семи десятков орфограмм. Эти правила подчас мёртвым грузом укладываются в головы учеников: они их заучивают – и… не применяют. А потому что для применения правила нужно ещё знать и кучу всяких подробностей в системе языка: например, различать части речи, части слова, отличать согласные глухие звуки от звонких. Что делать? Как быть?
Оригинальную методику П.С.Тоцкого ( методику обучения грамотности –"Орфография без правил» ) рекомендую пятиклассникам ( и не только им), подтверждая её Катиной тетрадкой из моего учительского архива.
Описана методика во многих пособиях, нет необходимости повторять в рассказе то, что легко найти в Интернете. Популяризировать методику П.С. Тоцкого среди учителей, для применения на уроках русского языка, – дело благое, но несколько безнадёжное, потому что на уроке нужно успевать так много, что едва ли сумеешь с медленным «орфографическим чтением» выполнить необходимый объём работы. Ведь такое чтение работу замедляет, а бедным «училкам» надо успевать с программой. Ну, сколько времени можно уделить такому черепашьему чтению на уроке? Да уж если честно, то совсем немного. На уроках то и дело звучит олимпийский призыв Марьи Ивановны:
– Ребятки, быстрее, быстрее… Не успеем…
Дорогие родители, поймите учителей правильно: у них рабочие программы, у них – не менее двадцати детей в классе: с разным уровнем способностей, с разной скоростью чтения и письма. Поймите…
И дома, помогая сыну или дочери готовить домашнее задание по русскому языку, вспомните об «орфографическом чтении», попросите почитать по слогам. Как в первом классе, именно по слогам! Цепляясь глазами за каждую букву, пасуя слово, как мячик, от глаз к артикуляционному аппарату. Проговорив слово «ко-то-рый» по слогам, ученик уже никогда его не напишет через букву А: «каторый»…
При орфографическом чтении работает не только зрительный анализатор, но и слух, и речедвигательный аппарат, то есть при таком чтении задействованы все три вида памяти – зрительная, слуховая и речедвигательная. Ученик видит слово, слышит и произносит его именно так, как требуется его написать. Шансов написать слово грамотно в таком триумвирате становится уже больше.
Конечно, есть проблемы с теми ошибкоопасными местами в словах, которые нельзя «услышать» при орфографическом чтении: ча-ща, чу-щу и др.; наличие или отсутствие «ь» после шипящих; дефисное правописание наречий, правописание предлогов. Существуют ещё и правила пунктуации. Это всё так. И опасность «снижения» техники чтения есть. И опасность для правильного произношения слов тоже имеется. Орфоэпия ( наука о правильном произношении слова) с Орфографией ( правописанием) враждуют, исподтишка друг другу всякие пакости подстраивают. Даже иногда, казалось бы, в самых простейших словах. Подумать только, что обычное наше «патамушта», ежедневно всеми произносимое, пишется совсем по-другому: ПОТОМУ ЧТО! Всё это так. Но если волков бояться, то что будет? В лесу тогда делать нечего, это правда. А если у школьника не получается с русским языком, если безграмотность жуткая и хочется от неё избавиться, то не попробовать ли для начала это «орфографическое чтение»?
Катина тетрадка у меня перед глазами. Нет, опять вру, сейчас, сию минуту, – не перед глазами. Отдала её славному мальчику-пятикласснику, который захотел маме показать эту уникальную тетрадочку: без единой ошибки и помарки. Я забыла сказать, что исправлений в Катюшиной тетрадке тоже нет. Ни одного!
Как сейчас вижу Катю, которая стоит у доски и тихонечко проговаривает слова. Сидящие на передних партах слышат и улыбаются. Вроде смешно. Некоторые даже хихикают ехидно, чтобы учительница не заметила. Только я знаю: в тетрадках этих «пересмешников» найду опять кучу ошибок, страницы снова будут залиты красными чернилами учительских поправок. А у Кати – ни одной ошибки не будет.
«Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают – мы говорим не так, как пишем», – так учил предшественник Тоцкого – известный в свое время методист Дмитрий Иванович Тихомиров, которому в 1888г. Петербургский Комитет грамотности присудил Большую золотую медаль.
Катя не изобрела заново велосипед, она только воспользовалась тем, что задолго до её появления на свет открыли учёные-методисты. «Орфография без правил»? Нет, без правил не обойтись в любом деле, но подкрепить эти правила «орфографическим чтением» можно и нужно. Ведь безграмотность для человека – это как неумытое лицо, нечёсаные волосы, грязная рубаха... Нельзя в таком виде к людям, не так ли?
Свидетельство о публикации №213101400995