Ифигения в тавриде

Ифигения была любимой дочерью Агамемнона и Клитемнестры. Вспомните, что царь Агамемнон возглавлял союз греческих (ахейских) государств, участвующих в войне против Трои. Когда греческий флот направлялся под Трою, задержался он в беотийской гавани Авлиде из-за отсутствия попутного ветра. Греки изнывали от безделья. Агамемнон отправился на охоту. Ему «повезло». Удачно пущенной стрелой он убил лань. Откуда было знать царю- пришельцу, что эта лань была священной, принадлежала самой богине охоты Артемиде. Напрасно теперь следовало грекам ожидать удачной погоды для плавания. Ветер откуда-то появился, мало того он постоянно усиливался, вот только дул он совсем не в том  направлении, что нужно было. Заподозрили плывущие к Трое неладное. И решили они обратиться к прорицателю. Жрец Калхас объявил уставшим от безделья грекам, что богиня Артемида гневается на них за оскорбление, нанесенное ей Агамемноном, и смилуется лишь только тогда, когда принесут ей в жертву прекрасную дочь Агамемнона  Ифигению. Агамемнон был в полном отчаянии. Неужели ему суждено таким образом потерять любимую дочь? Царь понимал, что даже если он воспротивится воле греков, его силой заставят принести в жертву Ифигению, поскольку эта жертва требуется для блага всей Греции. Уступая настойчивым требованиям ахейского войска, и главным образом  царя Итаки Одиссея, а также  Менелая, по просьбе которого и собрались греческие воины в поход на Трою, Агамемнон вызвал Ифигению в Авлиду под предлогом ее бракосочетания с Ахиллом. Только прибыв в Авлиду, Ифигения узнала о том, что в место свадебного веселья, ее ожидает смерть на жертвенном алтаре. Девушка была обязана покориться воле отца, обрекающей ее на смерть. Прекрасная, полная печали, прошла она среди многочисленных воинов, и встала у жертвенника. Царь Агамемнон, чтобы не видеть момента гибели дочери, закрыл лицо свое широким темным плащом.
На голову красавицы был возложен венок из полевых цветов. Ахилл, которого считали женихом Ифигении, взял в руки сосуд со священной водой, окропил ею девушку и жертвенник. Затем жертвенной мукой с солью была посыпана голова жертвы.
Воздев кверху руки, он громко воззвал к Артемиде: «Всемогущая богиня Артемида! Даруй нашему войску благополучное плавание к троянским берегам и победу над врагами!»
Вещий Калхас извлек из золотой корзины жертвенный нож и занес его над Ифигени-ей. Все ожидали, что с предсмертным стоном падет наземь девушка, но…
Все увидели, как подле алтаря билась в предсмертных судорогах, обагряя вокруг все кровью, стройная лань.
Жрец Калхас и все остальные греки были поражены. На их глазах свершилось вели-кое чудо: Артемида под нож прорицателя послала жертвенную лань. Вскрикнули в изумлении греческие воины. Радостно возгласил Калхас, поднимая вверх окровавленный нож: «Греки!  Свершилось! Вот та жертва, которую требовала от нас великая дочь громовержца Зевса! Радуйтесь, греки! Богиня сулит нам счастливое плавание и победу над Троей!»
Действительно, не успело тело лани сгореть на жертвеннике, как задул свежий попутный ветер. Поспешили воины на корабли свои. Заполнены ветром  паруса, заскрипели мачты под тяжестью их,  понеслись по голубым морским просторам, словно лебеди белокрылые греческие корабли.
Все бы было прекрасно, если бы не одно?.. Куда же подевалась Ифигения?
Богиня Артемида похитила прекрасную девушку у жертвенника, укрыла ее невиди-мым плащом и перенесла ее в далекую Тавриду. И стала Ифигения главной жрицей в храме богини Артемиды. Не знавшая брачного факела жрица подводила чужеземца к жертвеннику, и тот падал на землю под ударом девичьего меча. Голова жертвы в угоду богине укреплялась возле храма на высоком тонком стволе.
От ее руки погибло немало чужеземцев, волей случая попавших к таврам,  чуть-чуть  было не погиб и родной брат ее Орест, прибывший в Тавриду по повелению бога Аполлона, для того чтобы вернуть в Элладу деревянный кумир Артемиды. Это было наказание Оресту за убийство им родной матери Клитемнестры
Война с троянцами закончилась победой греков. Те стали возвращаться домой. Но, судьба победителей не баловала. Еще много лет будет скитаться Одиссей, добираясь в свою Итаку, где его ждала жена Пенелопа. Агамемнон, вернулся домой невредимым, но был убит своей женой Клитемнестрой и ее любовником Эгисфом. Клитемнестра хотела убить и своего сына от Агамемнона – Ореста, но того спрятала у себя кормилица ребенка  Электра. Орест, став взрослым, отомстил за отца, убив свою мать. И тут юношу стали преследовать богини мщения эринии. Такое положение говорит о том, что в тот период в Древней Греции еще существовали пережитки матриархата. Ведь эринии не преследовали саму Клитеместру  за убийство ею мужа. Оказывается, кровная месть распространялась по женской линии родства, а не мужской. По приговору суда Аполлона, Орест должен был вернуть в Афины деревянную статую Таврической Артемиды. Туда Орест направился со своим другом Пиладом.
Прибыв в неведомую им Тавриду, Орест и его друг Пилад, незаметно стали подкра-дываться к храму Артемиды. Дошло к нам из древней легенды, что к храму вела широкая мраморная лестница, насчитывавшая сорок широких ступеней. Сам храм представлял собою величественное здание, опирающееся на многочисленные мраморные колонны. Увидели Пилад и Орест, что возле храма образовался частокол, украшенный мужскими  головами. Это «украшение» было знаком  того, что станет с ними, если их поймают!  Спрятавшись в зарослях можжевельника, друзья стали дожидаться темноты. Не ведали молодые греки, что стража давно уже приметила их, и подбиралась, постепенно суживая кольцо. Короткая и жестокая схватка. И Орест, и Пилад крепко связаны и представлены перед очи жесткого царя тавров Фоапта.  Царь допросил пленников. Узнав, кто они и откуда, Фоапт вынес свой приговор: «Вы оба будете удостоены высокой чести  быть принесенными в жертву великой богине!»
Утром связанных пленников привели в храм. Здесь их ожидала жрица Ифигения. Окропив их очистительной водой и покрыв повязками их виски, жрица сказала: «Не по своей воле я совершаю этот жестокий обряд, а по обычаю здешнего племени. Скажите мне, кто вы?»
Узнав о том, что перед нею греки, к тому же из ее родного города, Ифигения воскликнула: « Пусть один из вас станет жертвой нашей святыне, а другой – отправится с вестью от меня на родину!»
Орест и Пилад служили образцом дружбы, но тут они стали на глазах всех ссориться, каждый желал отдать жизнь свою за друга. Пока они спорили, Ифигения писала письмо на родину.
И только, протягивая письмо Оресту, сестра узнает брата.  Радость и печаль, объеди-ненные вместе! Что делать?
И решается жрица на обман великий.  Она объявляет царю тавров о том, что руками чужеземцев осквернена статуя богини. Следует провести очищение и статуи и жертвы в пенных водах моря.
Торжественная процессия направилась их храма к берегу моря, ближе к тому месту, где был припрятан греческий корабль. Прислужницы несли деревянную статую богини Артемиды, а воины вели связанных Ореста и Пилада. Вот и сам берег моря. Ифигения приказывает воинам удалиться, они не смеют видеть обряд очищения. Когда воины ушли, сестра освобождает брата и его друга. С воплями бегут жрицы к берегу.  Таврские воины возвращаются, но поздно, - беглецы уже взбираются на корабль. Оповещенный воинами царь Фоапт видит, как греческий корабль вышел в открытое море. Побег их был удачен, чего не скажешь о дальнейшей их судьбе...


Рецензии