моя Эллада

Любить Грецию меня учили греки-эмигранты. Моей родиной была Исфана – горное село на юге Киргизии. Их родиной была Эллада. Я жил на родине. Они жили не в Греции. Любили её они особо. Добровольно приносить себя в жертву во имя родины не по всеобщей мобилизации – это и есть особая любовь. Особая, потому что любить родину больше, чем собственную жизнь… Ещё в 40-м они оставили свои дома, что бы прогнать из страны вторгшихся итальянцев. Потом война с гитлеровцами. Государство не воевало с немцами – воевали они, патриоты. И отстояли свою святыню. Потом Англия и США установили в стране удобное для них правительство. А герои  в стране, спасённой ими же,  стали изгоями потому, что руководили ими коммунисты – англоязычным парням коммунисты не нравились. Разделяй и властвуй!  Греков натравили на греков. За буржуазным правительством стояли серьёзные державы. Героев стреляли и сажали в тюрьмы те, ради кого они поливали землю Эллады своей кровью. То, чего не смогли сделать итальянцы и немцы, сделали греки-марионетки «со товарищи» -  движение сопротивления было разгромлено. Спасшихся патриотов Сталин на кораблях вывез в Союз. А не патриоты остались на родине. Гримасы истории!
Здесь, в Союзе, они работали, получали квартиры, обзаводились семьями и ждали дня, когда родина их позовёт. Сердца воинов не окаменели в былых сражениях. Годы на чужбине не притупляли тоску, а лишь обостряли её. Они были очень сентиментальны. Пили вино и пели песни. Плакали. Как они плакали! Тела их были покалечены осколками и пулями. Души истерзаны разлукой с близкими и Элладой. Я не встречал среди них людей лукавых – простота и чистота. Про Одиссея и Эдипа мне рассказывали они, прямые потомки легендарных героев! Моя душа млела от названий «Лакедемон», «Пелопоннес»,  «Фессалия», «Лесбос»…. Мария Фарандури, Дора Янакопулу, Нана Мускури – своими песнями с виниловых дисков эти гречанки наполняли моё сердечко недетской грустью.
Эти люди привили мне тоску по Элладе. Мою душу они научили страдать, а сердце – трепетно любить. Они учили готовить себя к великим свершениям и с почтением относиться к оружию. Гордости и достоинству. Ответственности и жертвенности. Пить доброе вино и не стыдиться слёз. Страдающие и гордые, покалеченные и сильные мои дорогие олимпийцы…
Я люблю Грецию Перикла и Гомера, Манолиса Глезоса и Теодоракиса. Грецию созидающую и воюющую за свободу. Грецию Фимоса Плациса и его соратников. Но  не люблю Грецию, торгующую былой славой и заискивающую перед кошельком откормленного туриста. Поэтому я не езжу в эту страну. Моя Эллада всегда со мной в сердце, раненом этой любовью ещё в далёком детстве.


Рецензии