Что не вылечит нейропсихолог - вылечит пластелин

 «Возможно, в скором времени в столичных детских клинических больницах начнут работать художники-дизайнеры, которые будут заниматься с детьми рисованием и лепкой. ……Нейропсихологи давно заметили, что эффективным методом лечения и реабилитации оказываются занятия творчеством. Доказано, что это ускоряет процесс выздоровления, улучшает настроение, приободряет и заряжает положительной энергией маленьких пациентов».

«….один из благотворительных фондов уже обратился к властям Москвы с предложением разработать комплекс внутрибольничного жизненного пространства в детских клинических больницах. На территории медучреждения необходимо организовать развлекательный, развивающий и терапевтический досуг одновременно. Эту цель предполагается достичь совместными усилиями факультета психологии МГУ, художников-дизайнеров и врачей. Художники-волонтеры будут посещать детей в больнице, заниматься с ними рисованием и лепкой. Специалисты хорошо разбираются в детской психологии и помогут детям во время занятий справиться со стрессом, страхом.

Так называемые «комнаты для творчества» сегодня есть в некоторых крупных ДКБ. Однако они абсолютно не эффективны, так как дети, приходя туда, по-прежнему чувствуют себя одинокими и потерянными. Ребенку нужна не комната, а человек, который отвлечет его от мыслей о болезни, будет способствовать уменьшению тревожности за счет совместных творческих занятий.

Модель, которую предлагается внедрить в детские больницы, успешно апробирована в Центре творческой реабилитации в отделении врожденных пороков сердца Бакулевской больницы. С момента поступления в больницу и до выписки с детьми занимаются художники, скульпторы и дизайнеры.

Анфиса Калистратова, детский и подростковый психолог, специально для «Дети Mail.Ru»:
«Такие комнаты, безусловно, нужны.  …………Очень хорошо этому способствуют рисование, лепка и, как ни странно, оригами. Но здесь важно, чтобы такие комнаты не были похожи на стандартные больничные помещения ни цветом, ни мебелью.  …………..Наличие профессионального психолога здесь тоже не так важно. С детьми, прежде всего, должен заниматься человек с душой. На западе очень распространена практика работы волонтеров, которые приходят в больницы, чтобы эмоционально поддержать детей, от этого не может быть никакого вреда……….Когда власти Москвы будут обсуждать такие пространства, они должны подумать и об их расположении. Комната не должна быть одна на всю больницу. Важно соблюдать правила: для релаксации – не больше десяти человек в комнате. Иначе вся эта затея рискует провалиться.  Дети будут шуметь, взрослые не смогут за ними уследить. В итоге, никакого оздоровительного эффекта не получится.»
               
                Татьяна Руппель

"В Москве лечить детей будут художники"




«Невозможно устоять!» (как говорится в одной рекламе), чтобы не процитировать, практически, целиком….

Наблюдения нейропсихологов (надеюсь, долгосрочные и дорогостоящие, особенно, наблюдения странного целительного эффекта воздействия «оригами»!) не могли не порадовать меня в этот вечерний час осеннего дня, когда за окном темно, холодно и сыро…

Уже.. уже совсем скоро «власти Москвы будут обсуждать такие пространства» и думать «об их расположении». А место детско-подросткового психолога Анфисы Калистратовой, наконец-то займёт какая-нибудь,  по-своему, добрая душа… (Она же сама заявила, что «наличие профессионального психолога здесь тоже не так важно. С детьми, прежде всего, должен заниматься человек с душой». Читай, у психологов (а, может, и всего персонала, занимающегося реабилитацией?!..) с душой... вероятно, происходят какие-то странные метаморфозы: допустим, во время профессиональной подготовки... Или, как теперь принято говорить, «выгорают», чистые души-то. Мда, скорей бы уж, скорей бы, вместо клоунов в больницу пришли дизайнеры, пиротехники, гримёры и каскадёры! - отборные добрые души, коих так трудно встретить среди профессиональных арт-терапевтов и иже с ними. И то...

Пир духа! Иными словами: и благолепие, расходящееся, словно круги по воде от душ <художников>, таинственным образом, оказывается, владеющими детской психологией больных детишек (при этом, не менее чудесным образом, увы, не в состоянии разобраться с травмами своего детства, перерастающими затем, как известно, в проблемы... взрослых  <художников> (в широком т.е. смысле: дизайнеров, скульпторов и т.п.). Чудеса, да и только. Есть только одно маааленькое «но» в этом прекраснодушном повествовании: волонтёры на Западе, которые допускаются даже к взрослым больным (не говоря о детках (!), - (если уж действительно имеют такое намерение) - проходят тщательный отбор и проходят специальную подготовку, так что не всякая добрая, рвущаяся на помощь душа, имеет там допуск к взрослым, тем более, к ребятне. Факт.  На Западе своих детей тоже, вообще-то, любят, а по сему пускать к ним абы кого, пусть и с распростёртыми объятьями и сияющими улыбками, не станут. Железно.

(То ли Анфиса Калистратова не в курсе о такой «специфике» волонтерской деятельности, то ли, неизменно радующая читателей своими заметками Татьяна Руппель не дописала чего-то).  А, так, конечно, было бы идеально: чистильщик обуви Рубен Гаспарян научит детвору, как делать «чертиков» и «попрыгунчиков» из старых шнурков, – ему семьдесят шесть лет, у него одиннадцать внуков в Нагорном Карабахе и такая же чистая детская душа. Уборщица метро Тамара, из Зарайска научит ребятню делать смешные рожи, когда особенно скверно и одиноко: например, когда в ёмкость вместо жидкого мыла «товарищи по цеху» нальют жидкость для протирки стёкол… Очень «смешно». Но Тамара, добрая душа, даже в таких случаях не плачет («Москва слезам не верит»!!!) и домой к маме и бабушке уезжать не торопится. Имея такой богатый жизненный опыт в джунглях мегаполиса, она, конечно, научит детишек жизнестойкости, тому, как нужно «бороться, а не сдаваться» и вообще – никогда не унывать!

Что же до пластилина и оригами (!)… Если бы дедушка Рубен и Тамара знали, что это такое, а, тем более, могли бы лепить… Лепили бы,  до посинения. Все. Так что нейропсихологи (занимавшиеся лепкой и оригами только в анатомическом театре и, в подавляющем большинстве, не имеющие специального художественного образования) и сами могли бы убедиться в этом лично (направь они в «ту степь» свои наблюдения). О чем и доложить, при случае, о своих новых достижениях в отечественной медицине (для будущей заметки)  Татьяне Руппель.

А сколько их у нас в России, да затерянных на просторах мегаполиса, талантов-то!…. И не сосчитать.
……………………………………………………………
Бог с ними, с пространствами. Пусть их власти Москвы и дизайнеры с психологами МГУ оформляют. Я же  против занятий Творчеством, испокон веку считавшимся обладающим целительным эффектом, разумеется, ничего не имею и ни в коей мере не возражаю. Напротив: всей душой  «ЗА!». Лишь бы детей (да и взрослых, неплохо бы) настоящие врачи лечили, а не переодетые в халаты телесиериальные и прочие клоуны.  Так я считаю.


Рецензии