Письмо второе. Бунгу-Вунгу и конец...

Письмо второе

БУНГУ-ВУНГУ
И КОНЕЦ ВСЕМИРНОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ   ФИЛОСОФИИ*
   
РАД ПРИВЕТСТВОВАТЬ ТЕБЯ, ДОРОГОЙ ДРУГ, И ПОЖЕЛАТЬ ТЕБЕ ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ. КАК Я СООБЩИЛ В ПРОШЛОМ ПИСЬМЕ, ТЕПЕРЬ Я НАХОЖУСЬ В СТОЛИЦЕ БУНГУ - ВУНГУ БУНУНГЕ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ФИЛОСОФОВ, ГДЕ МНЕ ПРИШЛОСЬ УЗНАТЬ МНОГО НОВОГО И ИНТЕРЕСНОГО.
Вообще-то философия в этой стране находится не на слишком высоком уровне, по моим понятиям. Но, если так будет продолжаться ее развитие дальше, то опасаюсь, что она превзойдет не только классическую немецкую, но и всю мировую философию. Ко¬торой, вероятно, будет грозить конец, подобный тому концу, что произошел с немецкой философией в связи с появлением Людвига Фейербаха.
Об этом можно много и долго рассказывать, а у меня, к сожалению, не хватает времени. Да еще к тому же может окончить¬ся паста в ручке, а это, в свою очередь, может привести к тому, что я могу потерять мысль, а потом не смогу ее вспомнить, подобно тому, как это произошло со многими    «диаматериалистами».
Ведь помнишь, означенные диалектические материалисты преподавали эту дисциплину в вузах и академиях, а потом в течение одной ночи потеряли память и проснулись неопозитивистами и постпозитивистами. А ведь им даже для сдачи кандидатского минимума по философии в аспирантуру приходилось зазубривать 120 первоисточников упомяну¬того материализма. Я уже не говорю о философской под¬кованности при защите кандидатских и докторских дис¬сертаций, а особенно - когда речь шла о конкурсах чле¬нов-корреспондентов и действительных членов!
Какое счастье, что я вовремя остановился и не про¬должил официальное изучение всего того, что меня всю жизнь интересовало! Кто знает, чем бы закончилась для меня эта Варфоломеевская ночь? Вряд ли бы я сумел вовремя сориентироваться и переметнуться с раскрытыми объятиями в стан своих вчерашних противников, как это сделал наш уважаемый предводитель философии, заслуживший  восторг публики, выразившийся в восхищенных скандированиях: «Пу-чин-ки.... Пу-чин-ки...».
Последовать же бессмертному примеру Джордано Бруно  помешало бы мне свойственное каждому философу чувство сомнения в истинности своей правоты, незамедлительно возникающее в критических ситу¬ациях.
И вот тогда мне пришлось бы придерживаться давно устаревшего дуализма декартового типа. Только я до сих пор не пойму, почему дуализм, как течение в фило¬софской мысли, смог так рано устареть. Ведь принцип «И нашим - и вашим» мы продолжаем испытывать на своей шкуре и сегодня. Я не имею в виду тут двойное граж¬данство, обычно предусматривающее гавканье на свою собственную страну. Ведь в этом случае рано или поздно можно обнаружить непосредственную выгоду для гавкающего индивидуума. Я имею в виду мыслительный дискомфорт, неизбежно возникающий у философа, подобно тому, как он наступает у осла, не могущего выбрать, к какой куче сена из двух равноудаленных, ему подойти. Осел в таком случае не только не будет испытывать удов¬летворения от мыслительной деятельности, сиречь фило¬софии, но и может  свободно подохнуть с голоду.
Но мы же с тобой, мой  далекий друг, не ослы, прав¬да?
Хотя, как посмотреть...
Не думай, что кризис филозофической  мысли кос¬нулся только какой-либо отдельно взятой страны, напо¬добие нашей с тобой Родины. Это можно наблюдать и в Бунгу-Вунгу, в стране, которой  я имею честь философствовать.
И вот, что тут происходит.
Всех философов в Бунгу-Вунгу можно условно поде¬лить на три категории: философы-теоретики, политологи, философы-практики.
Философы-теоретики - это самая высокоинтеллектуальная группа. Вообще-то она должна заниматься изучением всех главных вопросов философии, как, например, переход количественных изменений в качественные или отрица¬ние отрицания, но, как правило, эта верхушка, это острие ума духовной элиты Бунгу-Вунгу сконцентрировано на известном тебе основном вопросе: что первично: мысль о долларе или сам доллар? Остальные вопросы они ос¬тавляют для размышлений политологам и практическим философам.
Как ты правильно догадываешься, сумбур в голове этой интеллектуальной элиты, недостаточно высокий уровень образования философов-теоретиков, купивших в ряде случаев свои дипломы, а главное - искреннее нежелание заниматься вопросами взаимоотношений мате¬рии и сознания, то есть истинным основным вопросом философии, то есть тем вопросом, который никому никог¬да не удалось и не удастся решить - все это неизбеж¬но приводит у них к примитивизму и подмене одних вопросов другими. Этим и объясняется тот факт, что весь азарт своего аналитико-синтетического ума они направляют на то, чтобы выяснить, что первично: сам доллар или мысль о нем? И я скажу тебе, что во многих случаях эти размышления весьма результативны. Об этом свидетельствуют шикарные особняки и комфор¬табельные автомобили, нарядные жены и любовницы, добы¬тые личным трудом и соленым потом философов-теорети¬ков.
Что касается политологов, особо модных в последнее время (В Бунгу-Вунгу каждый  второй туземец является политологом), а также примыкающих к этой касте лиде¬ров свежеиспеченных партий, то их задача в Бунгу-Вунгу заключается в анализе ситуации, разработке прогнозов и выработке рекомендаций. Как правило, анализ, ввиду занятости политологов решением личных проблем, всегда бывает поверхностным и некачественным, прог¬ноз оказывается верным один из тысячи, а рекоменда¬ции ведут только к хаосу и неразберихе. И все это происходит, заметь, из-за слабой общефилозофической подготовки и лености мысли.
 Вот тебе тому пример.
Ни философы-теоретики, ни политологи Бунгу-Вунгу, анализируя и прогнозируя развитие мирового сообщест¬ва, не смогли предвидеть распад такого крупного государства, как СССР. А ведь достаточно было прочитать любой учебник для начинающего студента-философа, а таких учебников в мире, наверное, миллионы, где написано: «Что имеет начало, то имеет и конец». Что тут непонятного? Даже и малейшего напряга мысли не нужно было. Так нет же! Никто на эту мысль не обратил никакого внимания, все старательно пропускали мимо своих ушей, Сам знаешь, чем это кончилось. Вот, к чему приводит вечная заня¬тость делами, не имеющими никакого отношения к служ¬бе! Где уж тут говорить о рекомендациях!
Сделай вывод.
О том, какая заварушка произошла в Бунгу-Вунгу в связи с некачественными прогнозами между философами и гражданским обществом опишу тебе чуть позже.
Что касается лидеров и активистов различного рода партийных формирований, то их главная задача - забота о благе народа. Об этом они все оглушительно кричат в мегафоны, особенно - в период предвыборных кампаний. Поскольку в Бунгу-Вунгу выборы происходят довольно часто, то или этот крик, или эхо от него раздаются почти беспрерывно. Во время предвыборных кампаний в местах скопления населения  появляется великое множество людей без определенных занятий**. Они чрезвычайно активны, вездесущи, въедливы и, если так можно выразиться, «влезливы».
В то время, когда крестьянин, прикрепив свой мобильный телефон (это свидетельство невиданного размаха технического прогресса) к древку доисторической  мотыги по названию  «сапа», энергично обрабатывает свекловичную плантацию, чтобы создать философам, политологам и всему гражданскому обществу сладкую жизнь, десятки агитаторов, установив на краю этой плантации мегафон, радиоприемник, телевизор и с дюжину газет, призывают его отдать им свой голос. И это естественно, потому что крестьянину, после некоторых преобразований с вкладами-сбережениями от выращенных им бычков, кроме голоса отдать уже нечего. Да и сам он охрип и с нетер¬пением ожидает перевода некоторой суммы  ЕВРО из-за границы от своих жены и дочери, которые отдали там свои голоса неизвестно кому, как и на каких усло¬виях...
Раньше в Бунгу-Вунгу была лишь одна партия, кото¬рую называли «Ум, честь и совесть». Теперь их здесь 12 партий. Получается - 12 умов, 12 - честей  и 12 совестей. Произошло ли в связи с количественным изменением качественное - непонятно, так как всеобщим, прямым, рав¬ным и тайным голосованием философов Бунгу-Вунгу философский закон перехода количественных изменений в качественные  аннулирован уже более 10 лет назад, но об этом - позже...
Вот и приходится размышлять: «Конечно,12 умов, может быть, и лучше, чем один, ведь не зря об этом говорит народная пословица. Правда, нужно учитывать, каков один, и какие -12. А как быть с 12-ю совестями? Стало ли больше совестливых и честных людей в 12 раз? Равна ли одна прошлая совесть одной  нынешней, или они - разные? Может быть, гармонии в человеческом обществе, над достижением которой трудятся испокон веков лучшие умы, можно достигнуть таким несложным способом - увеличением до бесконечности числа партий?»
 Предлагаю тебе над этим поразмыслить... Ведь тогда обилие партий и партиек можно только приветствовать. А пока утешает только одно: все, что они делают, все, что они обещают, исключительно все-все-все направлено исключительно на благо народа и только на благо народа, иначе - какой смысл?
Правда, с окончанием предвыборной кампании, после распределения должностей и портфелей этот основопола¬гающий принцип - благо народа - как-то незаметно отхо¬дит на задний план. Появляется повседневная текучка, разного рода большие и мелкие обязанности, так что... « Как-нибудь потом... в другой раз... вы не видите, я занят... я - очень занят, вы не видите? Вы бы тоже поступили так на моем месте...».
Так ему, бедолаге, трудно сконцентрироваться на этом благе народа, что хоть бери и уходи с этого мягкого кресла! Ах-ах-ах!
Но попробуйте предложить ему отдать это кресло кому-нибудь другому! Откуда вдруг взялись энергия, и ум, и сила, и мощь в голосе: «Меня избрал народ! Вы слышите? Мой голос - это его голос!».
Успокойтесь, слышим, слышим. Голос - приличный...
И так - до следующих выборов.
 А потом - до следующих...
Это -  по поводу политологов и партийных боссов. За очень короткий промежуток вре¬мени они поумнели и набрались сил. А ведь совсем недавно, когда я еще был советником у Его Величества Вождя Бунгу-Вунгу, почти все они писали вместо «политолог» - «полит-олух», а вместо «демократ» - «демокрад». Я их усердно долгое время переучивал. Может быть, не нужно было это делать?
Что же касается третьей группы - философов практических, то они, в основном, занимаются практическими де¬лами: строят дачи, занимаются разными финансовыми опера¬циями, ищут лазейки в законодательстве для извлечения собственной выгоды, а иногда сами эти лазейки и создают путем принятия посредством голосования  глубоко про¬думанных законов жизни Вунгу-Вунгу. Для этого есть мно¬го способов, но я не берусь тебе их перечислять, так как я еще не окончил курсы повышения квалификации.
Вот, что я хотел тебе сообщить в своем непомерно кратком письме. Извини, что прерываю его. Пора идти на научно-практическую конференцию по теме: «Основной вопрос философии».
Желаю тебе счастья, здоровья и процветания.

Твой Виктор Панько
11.11.2007


ПРИМЕЧАНИЯ

* Ой! Заголовок этот слишком похож  на название философского труда «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Но это так получилось нечаянно. Пардон и извините!

** В последнее время в народной речи все чаще стало применяться яркое слово «борзеть». Человек, который «борзеет», в народном понимании, это – нахал, наглец, не считающийся с общепринятыми нормами нравственности и морали. Но редко кому приходит в голову мысль о том, что это слово возникло от аббревиатуры «БОРЗ». Если гражданин БОМЖ – без определенного места жительства, то гражданин БОРЗ, оказывается, – без определенного рода занятий.
     Но, по моему твердому убеждению, «борзеют» не только люди БОРЗ, но и едва ли не чаще – совсем противоположные граждане со всякого рода важными занятиями.


Рецензии