Душа

А потом ее скальпель зарезал.  Ночью.  Тихо так.  Никто не слышал.  А когда увидели, кровь уже загустела на полу, как сметана.  Холодно же…  Вся простыня красная была.  Вся.  Сама лежит, спокойная такая, белая, как мел.  Разрез аккуратный, почти не заметный, от уха до уха.  Лежит, как спит.  И никого нет.  Никаких следов.  Дверь не взломана, окна целы.  Никаких следов.  И она лежит, белая вся, и этот разрез…  запекшийся.  Очень любила ножи коллекционировать.  Их у нее по всем комнатам не сосчитать, где только не валялись.  Скальпель этот где-то достала тоже, изящный такой.  Все носилась с ним, из рук не выпускала.  Вот и доносилась, дура.  Зарезал он ее!  А кто его знает, как?  Как-то…  Не зря говорят: ружье на стене, и то раз в сто лет стреляет.  К этой бездне, к ней лучше не приближаться.  Потому непременно заглянуть захочется... 
Да, ну так вот я и говорю.  А хоронить как?  Такой мороз.  Хотели было совсем не хоронить.  А куда девать, человек ведь.  Так и копали могилу…  шесть часов.  Лопаты от земли, как от бетонной стены отскакивали, три черенка сломали.  Топорами землю секли...  Опять же никто не плакал.  А кому?  Зарыли по-быстрому, и всё.  Мороз лютый...

                х     х     х

Лопаты и ломы натужно бились, вгрызаясь в мерзлую землю.  Мужики матерились.  В верхушках деревьев шумел ветер…  Хукая на замерзшие пальцы, притопывая ногами, торопливо разливали на четверых две поллитровки.  Бросали в рот соленую килечку,  расслабленно улыбались в сумерках кривыми желтыми зубами…  Над крестами и памятниками закручивалась белая поземка.  Начиналась метель…  Живые поспешали прочь с владений мертвых...

Человек!  Человек?!..  Ты ли здесь лежишь, успокоившись от трудов земных?  Или тело твое бренное?  А где же ты сам, человек?  Где душа твоя окаянная, где она бродит теперь, куда подевалась?  Скажи хоть слово, воззови из глубины могилы своей!  Зачем  –  ты жил на этой земле?  Зачем страдал, мучился?  Ты, чья могила станет безымянной, как и тысячи других.  Что молчишь, человече?..

Только ветер стонет над безмолвным кладбищем.  То жалуется, то грозится темным крестам да могилам в снегу утопшим, то заводит унылую колыбельную песнь…  Когда затихают порывы ветра, совсем близко, в темноте, становится слышен звон мерзлых ягод рябины, тоненькое дзинь-дзинь...  дзинь-дзинь!..
 
И где-то во тьме, рядом, из свежей могилы медленно поднимается нечто, обликом похожее на человека  -  и одновременно на дерево…  и одновременно на вьюгу.  Застыв на месте, как бы зависнув над могилой, оно удивленно и долго смотрит вокруг.  И узнав свое, вытягивается, тянется выше, выше!..  окончательно принимает форму вьюги, и растворяется где-то в мрачном провале кладбища.

Метель…


--------------------------------
Иллюстрация из интернета.
Спасибо автору! 


Рецензии
Здравствуйте, Наталья! За свою жизнь не раз приходилось бывать на зимнем и на летнем кладбище. Ваше его описание образно и пронзительно, я бы даже сказал, сверхреалистично! Но главный аспект произведения, конечно, не в нём: главное - в душе. Стоит заметить, что задаваться онтологическими вопросами и лирически проникновенно недоумевать над ними (зачем - ты жил?.. зачем страдал и мучился?), потрясая при этом читательское воображение, - это признак высокого авторского мастерства!
Исходя из позиций российской действительности, ознакомившись с Вашим творением и рецензиями к нему, на поставленные здесь вопросы могу ответить лишь однозначно: "На Руси, чтобы с миром прожить свою жизнь, нужно проникнуться адским терпеньем или же родиться с убогой, чёрствой душой".
С уважением, Виктор Мот


Виктор Мот   24.07.2022 21:12     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор!
Всё думала, что мне Вам написать. Может быть, отвечу в другом ключе, о том что меня волнует. Прежде всего душевно признательна Вам за прочтение и отклик, спасибо за добрые слова в мой адрес...

С момента написания этого текста в моих мыслях и вопросах, озвученных в нем, почти ничего не изменилось. Нет такого дня, чтобы не думала я о смерти, и о том что же за ней... Читала недавно на Прозе один текст, там были слова: "Умираем, так и не познав зачем пришли на эту землю". Как же грустно...
Вчера ездили на кладбище убираться, и я подумала, какая все же короткая у человека жизнь. Столько много интересного в ней, и сколько ещё будет, а мы не увидим. И сколько бы лет твоей жизни не прошло, а всякий раз кажется, что ты только жить начинаешь...

На кладбище я всегда чувствую себя спокойно и умиротворенно, люблю там бродить. Вся суета жизни, все проблемы уходят, больше ничего не волнует. У меня нет страха, словно нахожусь под какой-то незримой защитой... Думала еще, вот мы здесь прибираем, облагораживаем, цветочки ставим  -  кто раз в год, кто два или чаще. А им все равно, придём ли мы вообще убирать, придём  -  хорошо, нет, ну и ладно. Это нам надо для нашего успокоения, и только. А их - там нет, да и не было. А где они вообще есть? Мы жили вместе, заботились друг о друге... а теперь их с нами нет, и это уже - навсегда. Никаких сообщений оттуда. А потом и нас так же не станет, мы были здесь только один раз... Мысль иногда приходит, а вдруг ТАМ ничего нет, и все это придумано только, чтобы нам не было страшно уходить?.. В храме работала 7 лет, так не думала, там другой дух, не мирской, и все верят в жизнь Вечную (хотя место сомнениям есть, не без этого, мало кто признается).
Человек должен расти, должен меняться, а я чем дольше живу, тем более понимаю, что ничего не знаю и не узнаю никогда. Наговорила Вам тут, простите...

И все-таки... ТАМ решительно что-то должно быть. Может, душа или какая-то энергетическая субстанция переходит в иную форму жизни... Столько галактик во Вселенной, столько планет, и это все  -  разумные творения! Человек создание уникальное, ведь все в нем предусмотрено гармонично. В нем великая гармония и тайна заключена, но какая, мы не знаем. Возможно, это просто необыкновенный компьютер, запущенный на неопределённый срок...

Как-то нашла цитату, автора не записала. "Мы не знаем, как выглядит тот, другой мир. Возможно, это райский сад. Или бездушная хлюпающая воронка, огромная и черная, которая засасывает и не возвращает... А может, это просто комната с большим столом, за которым собрались все. И никто, оказывается, не умер..."
Правда, здорово? ))

С самыми наилучшими пожеланиями,

Хеккуба Крафт   27.07.2022 12:13   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Наталья! Говорят, человеческий ум познаётся вопросами, которыми он задаётся. И хотя Ваши вопросы не для средних умов, всё же я как афорист попытаюсь с своим пониманием дела дать ответы на них, комментируя их как всегда афоризмами.
Вы пишете "Нет такого дня, чтобы не думала я о смерти..." "И это правильно!" - как говорил известный лидер, ибо "О смерти нужно думать всегда, чтобы жить хорошо!" А вот о том, "...что же за ней, пожалуй, думать бессмысленно - всё равно не додумаетесь, если иметь ввиду куда улетают наши души, например "на звёзды к мамам" или ещё дальше... "Я не знаю, куда летят по смерти души... писатель свою оставляет людям." На цитату "Умираем, так и не познав, зачем пришли на эту землю" напрашивается ответ: чтобы облагородить её. Облагораживая землю, мы облагораживаем себя - сначала храмы, затем культура. Наоборот невозможно. "На кладбище я всегда (себя) чувствую... умиротворённо... Вся суета жизни не волнует". Да уж, "На кладбище вздыхается о вечном: о бренности забот и смысле нашей жизни". А вообще-то, "Когда поминая, напьёшься с горя, и на кладбище кажется мило, уютно, весело!" Вы пишете, что "Никаких сообщений оттуда..." и Омар Хайям заявляет: "Смерть кромсает тела... и вернувшихся нет из загробного мира. У кого бы мне справиться: как там дела?" Ещё пишете "... и нас также не станет, мы были здесь только раз", и я пишу "Помни! Каждый день ты стоишь перед смертью и уже никогда не будешь жить на земле." Далее по тексту "...все верят в жизнь Вечную (хотя место сомнению есть...) А стоит ли сомневаться? Ведь если говорить о реинкарнации, то после смерти связь времён и чувств разрушается и в другой (Вечной) жизни, коль она есть, мы станем совершенно другими незнакомыми для себя же людьми, которым до нас дела нет, как сегодня нам нет дела до жизней в которых мы были ранее. К тому же, если вечно думать о Вечной жизни, то можно прозевать эту. Чтобы благосклонно быть принятым в следующей жизни, наверное, стоит как можно лучше реализовать себя в нынешней. Говорят, что творчество оправдывает всю нашу жизнь! "Человек должен расти... а я чем дольше живу, тем более понимаю, что ничего не знаю... Наговорила Вам тут..." Тут Вы действительно, Наталья, на себя наговариваете и почти устами Сократа. Не всякому это дано! "И всё-таки... Там решительно что-то должно быть... Столько галактик во Вселенной, столько планет, и это всё - разумные творения! Вы совершенно правы в своих догадках. Ещё на стыке XVII и XVIII веков великий гений человечества И. Кант в своих прозрения писал "Две вещи наполняют душу благоговением - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне". Дальнейшие исследования учёных показали, что биомолекулярные законы и законы молекулярной физики, законы морали, работы человеческого сердца и кровообращения сродни законам круговращения планет и галактик между собой. Свод этих законов и есть Божественный закон, который нарушать нельзя! "Веруя в Бога, чувствуешь, как прислушивается он к каждой недоброй мысли, к каждому злому слову и следит за каждым твоим движением!"
Удивительно, Наталья, что Ваши вопросы появились накануне выхода очередного издания моей книги об этом. Позавчера на сайте изд-ва "Ридеро" были опубликованы "Заметки смертного...", последняя глава которых повествует о том, как в конце "лихих 90-х" я готовился к смерти и, только чудом оставшись в живых, успел записать те чувства и мысли что приходят к нам перед ней.
С уважением, Виктор Мот

Виктор Мот   28.07.2022 21:29   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.