На переднем крае

НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ
(Из книги «О людях и для людей»)

Вихри революционных событий 1917 года и гражданской войны закружили в своей круговерти всех жителей небольшой деревеньки Багинка,что в Чернском районе Тульской губернии.Они стремительно раскидали сельчан по всем городам и весям России,так что Николаю Тишкину любая встреч с землякам на чужбине,казалась,необыкновенно радостной.
- Здравствуй,Коля!- окликнул однажды его на станции Скуратово,что рядом с Косой Горой,чей-то голос у него за спиной.И этот голос был настолько весёлым,да бойким,что он не мог не обернуться. Оглянувшись,он увидел перед собой улыбающегося во всё лицо крепкого парня.
- Что,не узнаёшь?..Какими судьбами?..
Николай,и впрямь,не узнал говорившего,хотя его лицо показалось ему знакомым.Но он никак не мог сообразить,где и когда он его видел,тем более,как его зовут? Лишь только подумалось ему,что,наверное,они встречался с ним где-нибудь дома,в Черни? Но припомнить не мог,и потому несколько насторожился:что за человек,что ему от него надо,и как ему с ним вести?! И он,выжидая,слегка улыбнувшись,медленно протянул:
- Работаю здесь… десятником.На строительстве вот этой водопроводной башни...
- Слушай,а давай-ка,к нам,на Косую Гору,на строительство?!-пригласил незнакомец,- домну заново строить будем.Там работы выше крыши,и заработки неплохие,не пожалеешь?!..
А Николай и сам о том уже подумывал,давно звал его на Косую Гору младший его брат Василий.На восстановление Судаковского металлургического завода,на подготовку к пуску одной из его потушенных домен.Да,вот только он всё не решался потерять имеющуюся работу,жалко было бросать ему начатое стройку в Скуратово,не по душе было ему подводить человека,что помог ему,в трудное время безработицы, найти здесь работу.
В Скуратово он оказался совершенно случайно.Время было голодное,тяжелое. Послевоенная разруха.Революция,да и две войны,следовавшие одна за другой,первая мировая да гражданская,всё это не прошло бесследно для экономического хозяйства страны.Можно даже сказать,что все заводы и фабрики России полностью стояли. Железная дорога,да и весь имеющийся транспорт,работали из рук вон плохо.В городе жить было совершенно невозможно,да и в деревне было не легче:голод,холод, саботаж,бандитские налеты. Множество человеческих жизней отняли эти годы,но и без того много мужиков не вернулось с фронтов, рабочих рук не хватало.Но,тем не менее,потихонечку,да полегонечку,жизнь налаживалась,она входила в мирное русло. Но,однако,страна оживала мучительно долго,голод и безработица гнали мужиков из деревни в города,а потом беда мотала мужиков из одного города в другой.
Вот потому шестнадцатилетний Николай Тишкин в двадцать первом году оказался в Туле.Работал сначала трубочистом на Московской железной дороге,позже пришлось ему поработать и конюхом, и пекарем,и на строительстве домов,везде,где требовались дешевые рабочие руки.Но ему всегда хотелось иметь настоящее дело,настоящую профессию и хорошо оплачиваемую работу.Но такой пока не было.
Отчаявшись,он уже было решился ехать назад в деревню,и только,по счастливой случайности,по дороге домой,здесь вот на этой станции Скуратово,неожиданно встретил сына одного из рабочих,с кем он работал недавно вместе на железной дороге.Фамилия его была Новиков. Имя его он сейчас не мог вспомнить.Новиков уже тогда имел техническую специальность и потому найти работу было ему несколько легче. Узнав,в чем беда Николая,что он без работы,то и предложил ему поработать у него десятником.На строительстве в Скуратово водоразборной башни.Предложил, потому, что знал от отца о Николае, как о боевом и способном парне.К тому же,уже имеющем пятилетнее образование,по тому времени это было достаточно,чтобы уже слыть человеком грамотным.Так что,Николай,не долго думая,согласился.А согласившись,работал десятником на совесть.
И,всё-таки,несмотря на все свои сомнения и размышления,на все угрызения совести,  он решился уйти на большую стройку,на Косую Гору. Сначала посмотреть,а затем уже и окончательно. И не просто ушёл,а чуть ли ни увёл с собой всю свою группу плотников,приехавших в Скуратово на заработки из Мценска.Но отпустили его только одного,иначе бы строительство башни сорвалось.
Но,поступив на восстановление завода,он вначале строил в посёлке жилые дома,а не пускал домны. Очень нужно было,в те времена,строить для заводских рабочих жилье. Посёлок стремительно разрастался,особенно быстро строилась улица Октябрьская. Дома здесь росли один за другим.Он,и на новом месте,стал десятником,возглавлял строительную бригаду.Вначале она состояла из восьми человек,затем выросла до двадцати трех.Затем,уже после завершения строительства домов на этой улице,Тишкин,наконец-то,принял участие в подготовке к пуску одной из доменных печей.И вот тогда-то он стал бетонщиком.В то время все бетонные работы на доменной печи выполнялись вручную.А это было очень тяжело,ведь на заводе была всего лишь одна небольшая бетономешалка.Но она-то одна,даже при самой интенсивной работе,не могла удовлетворить всех потребность в бетоне множества новостроек на заводе и в посёлке.И лишь,когда на строительстве печи была сделана последняя стяжка,Тишкин был переведен на вновь,только что создаваемый  («бетонитовый») участок,для организации здесь чёткой его работы.Опять же, десятником.
В тридцать втором году Николай Васильевич делает решительный,и очень даже серьёзный шаг в своей биографии,он вступает в ряды Коммунистической партии и неожиданно для себя направляется для работы на культурном фронте.Он становится заведующим клубом Строителей,что только-только появился в посёлке.Новая работа ему понравилась,где он тоже старался работать,как всегда,честно.Он не только старался изо всех сил своих хорошо организовать работу клуба,но и сам стал повышать свой общеобразовательный уровень,он пошёл учиться в вечернюю школу.
Два года проработал Тишкин в новой для него должности заведующего клубом.И он заработал,в нём появились кружки,художественная самодеятельность.Но,все-таки, несмотря на то,что работать заведующим Николаю нравилось,несмотря на то,что в клуб потянулись люди,он не выдержал и ушел опять на строительство.Ведь тогда, как раз и начался очень серьёзный капитальный ремонт одной из доменных печей!На ремонте он сразу же получил под своё начало бригаду,и вновь стал десятником. Однако же,на сей раз проработал он десятником недолго,случилось с ним несчастье. С доменной печи упал ему на голову болт,можно даже сказать,что только чудом он остался жив. Врачам стало большого труда вернуть его к жизни и даже работе.Но,всё-таки,после лечения,Николай недолго пришлось поработать на бетонитовом участке,помешала травма головы. Требовалась посильная работа.Сначала он стал работать комендантом в заводской школе фабрично-заводского обучения, позже перешёл работать домоуправом в жилищно-коммунальный отдел завода,а перед самой войной он ушел,всё-таки,трудиться на физически тяжёлую работу – каталем в доменный цех. 
С первых дней войны Николай Васильевич на фронте.Получил воинскую специальность мастера по ремонту авиационного оружия.Воевал в составе разведовательно-корректировочного полка на втором Белорусском фронте.Окончание войны Тишкин встретил в Кенигсберге.После этого их полк был отправлен на Восток,где он и принял участие в разгроме Квантунской армии.
Только в конце сорок пятого года старший сержант Тишкин вернулся на Косую Гору. На его груди сверкали медали «За оборону Москвы»,и «За боевые заслуги». До сорок восьмого года он работает директором столовой в поселке,затем вновь переводится работать в доменный цех,где и проработал до самой своей пенсии,то есть,до шестьдесят второго года.Работал он здесь и слесарем в механической мастерской,и машинистом подъемной машины.За хорошую работу в доменном цехе в послевоенные годы Тишкин был награждён медалью «За трудовое отличие».
После ухода на пенсию,Николай Васильевич стал активно заниматься общественной работой.Он не мог быть вне общественной жизни.В поселковом Совете он до последнего времени возглавлял работу товарищеского суда,был членом административной комиссии.И сейчас он активен,полон жизни.
А.Бочаров.
1982.               


Рецензии