Религия и логика

Видимо фамилия, как и унаследованная от предков культура, язык – к чему-то обязывают. Ну, по крайней мере, к тому, чтобы хоть чуточку, но разбираться в том кто ты, откуда и зачем живёшь на Земле. Мне с моим псевдонимом (некоторые правда считают, что с фамилией) с одной стороны повезло, с другой - …, с другой – есть сложности. Вот и вчера, имел беседу с одним весьма достойным человеком, точнее женщиной. Талантливый педагог, преподаватель русского языка, литературы, да ещё и очень хорошая поэтесса, с великолепным русским штилем. От чтения её стихотворений я получаю большое удовольствие. Долгий разговор о русском человеке, о русском языке… И во всём почти полное взаимопонимание. Но вот, я конечно же, ожидаю подобных вопросов, возникает вопрос: Не верю, но про Вас ходят слухи, что Вы сектант и у Вас анти религиозная позиция в отношении церкви?
Настолько у, назовём мою собеседницу Мария Ивановна, настолько у Марии Ивановны этот слух и впечатление от нескольких встреч не сходились в единый образ и это было видно по лицу моей собеседницы, да так, что я не смог как обычно, прямо в лоб заявить свою позицию по этому вопросу. Пришлось начать издалека.
- Ну, а какое Вы, Мария Ивановна, представляете отношение к церкви может быть у человека с фамилией Староверов?
- А что, фамилия как то влияет на Вашу позицию, - удивилась Мария Ивановна.
- В общем, фамилия конечно не должна влиять на позицию человека, но не в данном случае. У меня в роду с обоих сторон были староверы и я, естественно, изучал вопрос о староверах.

Как выяснилось, моя собеседница, хоть и весьма образованный человек, но о староверах, старообрядцах знает весьма мало, на уровне нескольких фраз из школьного учебника. Причём, она уверена, что староверы – это раскольники, т.е. староверы внесли раскол в церковь. В общем, довольно прохладно-сдержанное отношение к староверам на основе весьма примитивных знаний.

- Ну так и как же Ваша фамилия связана с отрицательным отношением к священникам, Андрей?
- Как!? Ну, а Вы в курсе, что староверы после раскола, который внёс, ни кто иной, а именно сам патриарх Никон, подверглись физическому уничтожению и страшным гонениям. И если уж говорить о вере, то именно староверы показали себя настоящими верующими людьми. Они не отказались от своей веры, ни на йоту не пошили на компромисс с властью и новой, никонианской церковью. Под страхом смерти они не соглашались предать веру своих предков, их не только казнили, но они и сами убивали себя, многие уходили в глухие леса. И по сей день в сибирской тайге есть староверческие поселения. А вот среди последователей Никона отдающих жизнь за новую веру у более не находилось.
- Ну уж не надо, Андрей, в революцию и после многие пострадали за свою веру, возразила Мария Ивановна.
Тут я, к своему удивлению, впервые обнаружил откровенный штамп в мышлении моей собеседницы. Оказывается, что в революцию за веру христианскую людей казнили и после революции. Это говорит мне вывший работник райисполкома, бывшая комсомолка и член коммунистической партии. Оказывается частно-шкурнической идеологии не было у противников революции, все такие безсеребренники и за веру в Христа страдали. Получается, что всех верующих в Христа должны были бы большевики казнить. Но ведь не казнили же всех… Значит не вера в Христа была опасна для коммунистов, а нечто другое. Потом, как можно не отличать ситуацию, когда человек может избежать смерти если откажется от веры своей или предаст товарищей, как во Время Великой Отечественной, но он всё же добровольно выбирает смерть и не идёт на уговоры врагов веры или Отчизны. И ситуацию, когда его убивают только за принадлежность к религии или к государству. Как, например, гибель от взорвавшейся в тылу бомбы вражеской бомбы. Тут у него выбора нет, ему никто не предлагает компромисс, так что, героическим поступком такую смерть нормальные люди не называют. Но, об этом я беседовать не стал, чувствуя некую настороженность и  волнение в психике Марии Ивановны.
- Мария Ивановна, я говорю, не о временах отдалённых от раскола, а непосредственно о том времени. Не было случая, когда староверы под страхом смерти требовали от никонианцев отречься от своей ереси. Не было случая, чтобы староверы казнили никонианцев. А сами никонианцы не лишали себя жизни за веру, не уходили в дремучие леса. Так, что никонианцы, под руководством своих попов действовали жестоко в одностороннем порядке. А это, согласитесь, как то не по-христиански?
- Неужели всё это является причиной Вашего отрицательного отношения к священникам?, - попыталась продолжить Мария Ивановна.
- Во- первых, если бы никонианцы читали своё священное писание – Библию, то знали бы, что их бог – Христов лечил безвозмездно, тобишь дадом. А современные попы, Вы, Мария Ивановна не путайте их со священниками, попы не могут ничего делать без денег, даже подумать, что за их проповеди им никто не заплатит, они не в состоянии.
- Если Вы такой противник денег, то и создайте свою общину, где будете жить без денег, - начала слегка сердиться, Мария Ивановна.
- Не, дорогая, моя, я такую общину создавать не буду – в современном мире, в том числе, построенном никонианцами – это просто не возможно, если только не уйти в леса. Все обычные люди, которые могут что то важное сказать другим людям и тем самым им помочь, обезопасить от возможных ошибок это делают абсолютно безвозмездно, зная что Добро несут людям и мечтать об оплате в этом случае как минимум глупо, если не сказать грубее – подло. Но мы же с Вами речь ведём не об обычных людях, а о попах, которые заняли самостоятельно позицию посредника между отцом вашим небесным и вами, вещают о самом, казалось высоко духовном, призываю жить по заповедям божьим, а сами без бабла палец о палец не ударят, сами, естественно, по этим заповедям не живут и получается, олицетворяют собой двуличное исчадие ада. Последнее, что формирует моё отношение к иерархии попов, так это то, что староверы, относящиеся к безпоповцам уверены, что наличие попа среди верующих – это признак наличия дьявола. Да, такую позицию имеют не только староверы, но и очень многие старенькие бабушки из никонианского течения. У меня есть несколько знакомых воцерковлённых по никонианскому обряду, но не зазомбированных и посему мы часто беседует на подобные темы. Так они мне и рассказали, что у них их старенькие бабушки, говорили, сынок в церкви делать нечего, там попы, а они служит сатане. Видимо не случайно одежды у них чёрные. Если же говорить о священниках, то помните на Никандрвских чтениях, где мы встретились первый раз, покойный «отец» Михаил показывал документальный фильм о священнике, служившем с соседней деревне после войны.
- Да, да, замечательный фильм об отце Евлампии.
- Так вот, в этом фильме корреспондент спрашивает отца Евлампия, а как с доходами у вашей церкви? И то отвечает: - Какие доходы!? В деревне осталось восемь старушек, живущих впроголодь. Я сам, как крестьянин в поте лица добываю хлеб насущный, а в свободное от труда время веду проповеди для бабушек.
- Но Вы, же уже весьма старый человек, что же будет с церковью, кода Вас не станет?
– Это меня и волнует, молодёжь на моё место не пойдёт, им деньги нужны…
- Мария Ивановна, Вам не кажется, что эта последняя фраза, можно сказать последнего священника, является приговором современной поповской иерархии!?
Мария Ивановна, удручённо потупила взгляд и многозначительно промолчала. Потом всё-таки одумалась и сказала: А как Вы предложите церкви существовать без денег!?
- Я им не советчик, это их проблема и они её весьма успешно решают, но мне с ними не по пути. Особенно мне противно даже думать как может себя чувствовать человек, которому наивные старушки принесли деньги, как они думают для бога, на иконы там, свечки… А поп собрал денежки, посчитал, волюнтаристским решением (безсовестно) разделил примерно на три кучи: 1- это жене на сапоги, 2- это на иконы со свечками, 3 – высшему руководству, а те регулярно спрашивают попов, «где деньги Зин»? Тьфу, не знаю как Вас, а меня от этого стошнило бы!
Марию Ивановн, потихонечку начало пробирать.
- Да, действительно я о староверцах мало знаю, - продолжила Мария Ивановна, зачем то, переиначив староверов на староверцев, - и я даже в чём-то завидую им и Вам, Андрей.
- А мне-то почему, я то ведь старовер условный, только по фамилии!?
- Тому, что в вас есть гены староверческие.
- Мария Ивановна, так ведь и в вас староверческие гены так же есть, предполагая, что Мария Ивановна понимает, что до раскола все были староверы и все русские святые так же были староверы, ответил я. Что пронеслось в это момент в душе Марии Ивановны, но доля замешательства была. Причём, замешательства в хорошем смысле. Но она справилась с собой.
- Нет, во мне таких генов нет, уверенно заявила она.
- Как нет, это же не возможно!, - воскликнул я. И хотя искреннее моё восклицание произвело впечатление, но позиция уже была выработана и её надо было как то отстаивать.
- Но Вы знаете, Андрей, ведь был геноцид…

На этом беседа наша закончилась.

Что тут скажешь, очень всё запущено, очень. Воистину, как в Библии написано: «Многие знания – многие печали». Геноцид штука конечно серьёзная, но меня больше интересует ответ на вопрос: В принципе совместима ли логика с религией?


Рецензии
Эх, Андрей. Вы и ваши предки староверы так до сих пор и не поняли, почему вас принесли в жертву. Дело вовсе не в никонианцах, они просто инструмент, не более. Вы ведь не обижаетесь на молоток, стукнув себя по пальцу.
Страна росла как по населению, так и площади и, главное, по формам вероисповедания. Увеличивался ритм жизни и скорость коммуникаций. Имеющей в наличии структуры религии было недостаточно для стабилизации общества. Как когда-то от политеизма пришлось перейти к монотеизму, так и в тот момент на Руси потребовалось ужесточить религию, дабы сузить коридоры возможного. А сделать это без выделения группы лиц, которые за сием следили бы и направляли - просто невозможно. Вот и пришел Никон. Ибо кто-то должен был это сделать.
Религия - надстройка над верой человека во что-то Высшее, имеющее смысл. И эта надстройка работает на общество, а дыша человека - точка приложения силы, не более.

Евгений Парушин   14.08.2015 09:59     Заявить о нарушении
Уж извините, уважаемый Евгений, может, конечно и не поняли, но если Вы пишете о жертве, в смысле физического уничтожения, то поясните как могли понять и передат Вам знания о причине своего уничтожения люди погибшие в той мясорубке? Что же касается меня, как "принесённого в жертву" в те далёкие времена, так вообще не понятно, может это уже и не я пишу Вам. Следующий момент, когда я бывало стукал себя по пальцу молотком, конечно не злился на него. Но, эта аллегория странная, получается никонианцы действовали как молоток (согласен что они утратили и дух и душу и действуют зачастую как зомби), но тогда они были молотком в руках староверов? В этой ситуации староверам было бы смешно злиться на свой молоток. Хорошенький молоточек получается, казнил немало своих хозяев! Поясните, если можете... Ну и последнее, смыслы моей статьи были совсем другие, Вы или их что опять не поняли? Или поняли и согласились? Или поняли, не согласились, но противопоставить было нечего, так Вы про некое надгосударственное управление. Странное и оно у Вас. С одной стороны Вы пишете, что ИМ потребовалось "ужесточить религию дабы сузить коридоры возможного" для людей. И при этом по Вашему эта религиозная надстройка работает на общество. Странное у Вас понимание блага для общества. Вы сами часом не из этой "доброй" для общества надстройки? Только представители подобных надстроек всегда уверяют свои жертвы, что действуют только во благо общества, как говорится, ничего личного, только бизнес...
С уважением,

Андрей Староверов   14.08.2015 22:18   Заявить о нарушении
Ну если уж начали беседу - давайте

Уж извините, уважаемый Евгений, может, конечно и не поняли, но если Вы пишете о жертве, в смысле физического уничтожения, то поясните как могли понять и передат Вам знания о причине своего уничтожения люди погибшие в той мясорубке? Что же касается меня, как "принесённого в жертву" в те далёкие времена, так вообще не понятно, может это уже и не я пишу Вам.

Как это не печально, но люди попавшие в мясорубку ничего не могут рассказать совершенно по иной причине - они, вероятнее всего, не имели даже понятия за что с ними так поступили. Принесли в жертву не всех подряд, вроде так говорит история, а тех кто не склонил головы и принял новых правил. Перевожу - наиболее пассионарную часть староверов. От пассионариев всегда старались избавиться, а именно отправить их в крестовые походы, на БАМ или просто перебить.
-----------------
Следующий момент, когда я бывало стукал себя по пальцу молотком, конечно не злился на него. Но, эта аллегория странная, получается никонианцы действовали как молоток (согласен что они утратили и дух и душу и действуют зачастую как зомби), но тогда они были молотком в руках староверов?
В этой ситуации староверам было бы смешно злиться на свой молоток. Хорошенький молоточек получается, казнил немало своих хозяев! Поясните, если можете...

Возможно стоит поправить формулировку. Молоток не был в руках староверов, он просто был.
----------
Ну и последнее, смыслы моей статьи были совсем другие, Вы или их что опять не поняли? Или поняли и согласились?

Мне представляется, что я понял смысл, который Вы вкладывали в текст. И дело не в том, согласился или нет. Я предлагаю взглянуть на ситуацию с другой стороны.
---------------
Или поняли, не согласились, но противопоставить было нечего, так Вы про некое надгосударственное управление. Странное и оно у Вас. С одной стороны Вы пишете, что ИМ потребовалось "ужесточить религию дабы сузить коридоры возможного" для людей. И при этом по Вашему эта религиозная надстройка работает на общество.

Поймите, я не хочу ничего противопоставлять. То, что сделали со староверами - варварство. Я только против того утверждения, что это была чья-то блажь или дурь. Произошедшее имеет более серьезные внутренние причины. Не было бы никонианцев, были кто-нибудь c другим именем. Но один черт решали ту же самую задачу - создать прослойку управляемых властью (именно властью) посредников между богом и людьми (паствой или как еще назвать корректнее).
------------
Странное у Вас понимание блага для общества. Вы сами часом не из этой "доброй" для общества надстройки? Только представители подобных надстроек всегда уверяют свои жертвы, что действуют только во благо общества, как говорится, ничего личного, только бизнес...

Эх, да не у меня. По мне так было бы неплохо отделить веру от церкви, но это нереально. Религия и церковь (как инструмент) нужны для повышения управляемости (а не блага!) общества - тут Вы не поняли важного места.

Именно поэтому уничтожались язычники, а потом старообрядцы в наших краях. Аналогии можно найти и в Европе...

PS я не знаю деталей старообрядчества, однако и там, вроде как были люди, которые помогали остальным блюсти веру, выполнять обряды. Только у них не было прав казнить или миловать...

Евгений Парушин   15.08.2015 01:38   Заявить о нарушении
А Я С ГОПНИКАМИ НЕ ДРУЖУ.

Сара Сера   18.10.2015 18:02   Заявить о нарушении
Кая молодец, Сара! Мало кто на такое способен...

Андрей Староверов   18.10.2015 20:53   Заявить о нарушении
Сара: А Я С ГОПНИКАМИ НЕ ДРУЖУ.
Простите, а какое это имеет отношение к моей рецензии? Поток сознания или обидели по дороге?

Евгений Парушин   18.10.2015 21:00   Заявить о нарушении
Подумайте ,поразмышляйте.

Сара Сера   19.10.2015 10:02   Заявить о нарушении
У меня есть хороший психиатр - если захотите подлечиться - обращайтесь.

Евгений Парушин   19.10.2015 10:54   Заявить о нарушении
Лучше бы вы задели тигра ,чем саму меня.
14:5-9 ...и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение

Сара Сера   20.10.2015 19:17   Заявить о нарушении
"Лучше бы вы задели тигра ,чем саму меня.
14:5-9 ...и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение"
Похоже, церковь Сары Штуновой - опорный пункт мирового сионизма.

Капитан Крю   25.10.2015 19:21   Заявить о нарушении
Да восстанет ЯХВХ, и расточатся враги Его,
и да бегут от лица Его ненавидящие Его.
Как рассеивается дым, Ты рассей их; как
тает воск от огня, так нечестивые да погибнут
от лица Божия (Псалом 67; 2-3).

Сара Сера   26.10.2015 10:45   Заявить о нарушении
http://proza.ru/avtor/talyshtu
Сара Штунова, Бакалавр богословия: "Хотя глупие стремятся выставить Талмуд произведением, основанным на ненависти к «неевреям», тот, кто изучает его, открывает обратное: Талмуд обучает _любви_ ко всему человечеству, как к евреям, так и к неевреям"

Сара Штунова: "14:5-9 ...и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение"

Это такой особенный вид любви?
Я же вижу, что Борис Диденко 100% прав.

Капитан Крю   26.10.2015 11:55   Заявить о нарушении
Борис Диденкокравченко. Этическая антропология. Видизм
http://proza.ru/2011/10/02/580

Стопроцентное попадание!

Капитан Крю   26.10.2015 12:11   Заявить о нарушении
Целые народы достаются им на съедение, конечно же съедение - это акт проявление "любви как к евреям, так и не евреям". Тока любовь эта разная, любят они и сам вкус других народов и их имущество, особенно любят...

Андрей Староверов   26.10.2015 12:27   Заявить о нарушении
Бог -не лжец !

Сара Сера   26.10.2015 12:35   Заявить о нарушении
Где-то я прочитал:
"Если негр искренне попытается понять культуру белого человека, то он может сойти с ума"
И даже сделал эту фразу темой своей миниатюры:
"Что русскому хорошо, то немцу смерть"
http://www.proza.ru/2015/10/24/135

А можно эту фразу произнести вот так:
"Если русский искренне попытается понять культуру еврея, то он может сойти с ума".

И наоборот, видимо, тоже сработает.

Вот же парадокс! Прямо парадокс парадоксов!

Капитан Крю   26.10.2015 15:33   Заявить о нарушении
Библия гласит : Не отдавайте Ваши святыни псам и не мичите бисер перед свиньями , ибо ваши святыни попраны будут, а бисер утрачен навеки .

Сара Сера   26.10.2015 16:13   Заявить о нарушении
Ой, Сара! Неужели Вас не пугает судьба песонажа моей миниатюры? А ведь это еще и реальный человек. Может быть имеет смысл сначала внимательнее оглянуться вокруг? Оглянуться, задуматься и, может быть что-то поменять в своей жизни?

Капитан Крю   26.10.2015 16:33   Заявить о нарушении
Я иду по жизни с Библией ! И всех призываю к ижедневному чтению Книги Книг .

Сара Сера   26.10.2015 16:38   Заявить о нарушении
Сара Штунова: "Я иду по жизни с Библией ! И всех призываю к ижедневному чтению Книги Книг"
Мой персонаж, который работал со мною в одном отделе инженером, а сейчас про него говорят, что он идет по улице и разговаривает сам с собою. Он носит длинное черное пальто, до пят. Поэтому, хоть его фамилия "Шулер", наверное он не немец. И тогда с большой долей вероятности он тоже прошел по жизни с Книгой Книг. Мне бы не хотелось закончить жизнь так, как сейчас он. Ходить по улицам и разговаривать сам собою.

Капитан Крю   26.10.2015 18:02   Заявить о нарушении
Отставить троллинг !

Сара Сера   26.10.2015 18:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.