Диалог 2Б. Родительские собрания

С о ц и о л о г. Когда только кончится эта принудиловка? Степаниде Агафоновне надо галочку поставить, что проведено очередное воспитательное мероприятие – родительские собрания по итогам первого месяца учёбы. А мы должны расплачиваться своим личным временем. После окончания занятий томиться два часа в ожидании собрания, а потом очередь в каждой группе отстоять. Что мы с помощью родителей «двойки» исправлять будем, сделаем студентов прилежными, усидчивыми, на лету схватывающими каждое слово преподавателя?


Ф и л о с о ф. «Двойки» по общеобразовательным дисциплинам вообще ставить не стоит. Жучить студента надо, чтобы на занятия ходил, на уроке не бездельничал, заставлять думать, работать. Хорошие ученики и без нашего давления с программой справятся. С лодырями без принуждения не обойдёшься, можно и «двойкой» попугать, текущей.  При ежемесячной аттестации, тем более в конце семестра «неуды» ни к чему.

С о ц и о л о г. При таком попустительстве, куда же придёт наше образование?

Ф и л о с о ф. У Вас, Валентина Петровна, психология «отличницы». Сами хорошо учились и думаете, что все так должны учиться. Иначе, полагаете, ученик образования не получит, специалистом не станет. Не понимаете Вы детскую душу. Ходит ребёнок на занятия и ладно. Задачку с доски списал уже хорошо. А когда технику осваивать начнёт, лучше любого отличника разберётся. Я дал приготовить реферат. Я его не читаю. Знаю, студент не читал, в интернете скачал, а мне, тем более, читать ни к чему. Есть реферат – получай оценку. Или взять фильмы. На уроках, раз техника позволяет, фильмы надо больше показывать. Там всё выверено, отредактировано, на профессиональном уровне сделано. Для современных студентов особенно хорошо идут боевики.


М о л о д о й  и с т о р и к. Гоняют. Администраторы всех рангов и уровней под дверью подсматривают, что там преподаватель детям демонстрирует. А потом объяснительную требуют, выговором грозят.


Ф и л о с о ф. Надо быть осмотрительным на уроке. Учитесь распределять внимание. Видеть не только, как студенты старательно расписывают крышки столов, но и за дверью присматривать. Видишь, подглядывают, мгновенно переключись. А то, что успел зафиксировать глаз соглядатая, объяснишь, что демонстрировал фрагмент для иллюстрации только что изложенного нового материала. А дальше дело личной фантазии. Как, например, объяснить стрельбу боевиков? Говоришь, что это наш доблестный ОМОН террористов уничтожает.


С о ц и о л о г. Я художественные фильмы редко показываю. У меня большой выбор остросюжетных документальных. Взять хотя бы «Царь Борис» американских журналистов, по каналу НТВ показывали в своё время. До чего мне нравится сцена, когда на церемонии вывода наших войск из Германии Ельцин оркестром дирижирует, а потом с хором «Калинку» поёт.


П р е д с е д а т е л ь. Мне проще. Для уроков права современные детективы - и отечественные и зарубежные – все в тему. Там и борьба с криминалом, процедура судебных процессов, восстановление законности и справедливости.

С т а р ы й  и с т о р и к. Мне не меньше повезло. Столько фильмов исторических за последние годы выпущено. Только успевай показывать.

С о ц и о л о г. А когда же Вы успеваете новый материал дать? Они же после таких уроков программный материал знать не будут.

С т а р ы й  и с т о р и к. В начале урока десяти минут хватает, чтобы рассказать об очередном периоде истории, напомнить основные события. И дома ещё в учебнике почитают. Домашнее задание никто не отменял.

С о ц и о л о г. И как они потом Вам отвечают?

С т а р ы й  и с т о р и к. А я их не опрашиваю. Тест даю. И времени мало занимает, и оценки сразу у всех.


О б щ е с т в о в е д. А как, Олег Александрович, проводите тестирование? Я имею в виду проверку результатов тестирования. Это же трудоёмкая работа. Каждый раз собираете тесты и во внеурочное время подсчитываете результаты?


С т а р ы й  и с т о р и к. Вопросы теста поочерёдно появляются на экране. Студенты дословно списывают вопрос или задание в тетрадь, записывают ответ. По окончании зачитываю правильные ответы. Студенты вносят исправления, кто допустил ошибки. Объявляю, за какое количество ошибок, какая следует оценка. Студенты сами проставляют оценку. Я прохожу по рядам, ставлю свою подпись возле оценки и сразу в журнал.

О б щ е с т в о в е д. И что, не было попыток схитрить?

С т а р ы й  и с т о р и к. Ну как же студент может не проявить находчивость в такой соблазнительной ситуации. Хорошо успевающие студенты самостоятельно отвечают, им интересно проверить себя. А те, кто не уверены в правильности своих ответов, быстро сообразили, не записывать ответ пока преподаватель не приступит к чтению правильных ответов. На то они и студенты, чтобы найти лазейку в любых ситуациях. Когда я понял, к какой уловке прибегают, прежде чем зачитывать ответы, беглым осмотром убеждаюсь, что все студенты свои ответы проставили.


Э к о н о м и с т. По «Основам экономики» фильмы не покажешь. Есть у меня пара дисков с многообразными задачами и тестами по всем темам курса. Кроме того, дома записываю интересные телепередачи. Их демонстрация на уроке позволяет студентам увидеть, как экономические знания применяются в экономической жизни страны, в международной экономике.


О б щ е с т в о в е д. Мне пока показывать нечего студентам. В продаже ничего подходящего не нашел. Понемногу веду запись отдельных телевизионных передач. Но мало что удаётся найти, что можно показать на занятиях по обществознанию.


М о л о д о й  и с т о р и к. Павел Сергеевич! Бросьте клич студентам, они вам столько фильмов принесут, только не ленитесь показывать.

О б щ е с т в о в е д. Так и поступаю. Поскольку наше Министерство не позаботилось обеспечить дисциплину видеоматериалами по программе. Только ведь всё это в ущерб обучению.

Ф и л о с о ф. Нашли о чём переживать. У нашей администрации одна забота, чтобы «двоек» не было, и дисциплина на занятии соблюдалась. «Двойки» от преподавателя зависят, кого хочешь прищучить «двойкой» попугаешь, а по итогам месяца всех аттестуешь. Ну, а при хорошем захватывающем фильме о дисциплине и речи быть не может.


С о ц и о л о г. Невозможные пошли студенты. Ничем их не пробьёшь, ничем не заинтересуешь.

П р е д с е д а т е л ь. Других не будет. Валентина Петровна, Вы же мастер педагогического труда. Вам ли жаловаться?


С о ц и о л о г. Просто устаёшь от беспросветной тупости и безразличия наших студентов. Равнодушие убивает. Всякая охота пропадает с ними заниматься. Чего только не придумываешь для них: викторины, конкурсы, деловые игры. Некоторые группы ещё ничего. А есть такие бездарно-безнадёжные, руки опускаются.


Ф и л о с о ф.  Капля долбит камень. Вот и проявите своё мастерство. Мне проще – у меня студенты постарше, повзрослее. Они уже о своей будущей работе рассуждают, о жизни размышляют. Фильмы новые тоже смотрят с удовольствием. Сами приносят, лучше меня знают, что охотно все будут смотреть.


О б щ е с т в о в е д. О чём я должен говорить с родителями? У меня это первая встреча.

П р е д с е д а т е л ь. Во-первых, не забудьте представиться. Затем расскажите, что будете изучать на занятиях по обществознанию. Как будут проходить занятия,  итоговая оценка после каждого семестра, оценка за второй семестр идёт в диплом. После всех этих разъяснений познакомьте с результатами срезовой работы, особое внимание итогам аттестации, желательно пофамильно назвать хороших и слабых учеников, что можете порекомендовать родителям слабых студентов, отведите душу на тех студентах, которые безобразно ведут себя на уроках, мешают занятиям.


Э к о н о м и с т. Последним советом Татьяны Владимировны я бы не советовала воспользоваться. Никогда не жалуйтесь родителям на детей, тем более публично при всей аудитории. Наедине можете побеседовать с родителями, дайте советы, как преодолеть агрессивность ребёнка, неповиновение, недостаточное прилежание. Здесь Вы можете в корректной форме назвать те отрицательные качества, которые обнаружили в ребёнке на занятиях, и высказать свои соображения. Вы же по образованию психолог.

С о ц и о л о г. Хоть бы раз кто-нибудь из родителей воспользовался моими советами.

Ф и л о с о ф. К родителям, Валентина Петровна, надо идти непременно. Нагоните на них страху, покажите, как важно иметь хорошую оценку по социологии. По номенклатуре будут числиться инженерно-техническими работниками – ИТР, руководители среднего командного звена. А это не фунт изюма. Как же руководить людьми, коллективом не зная социологии. Таким Макаром лапшу на уши родителям навешаете, они с перепугу завалят Вас подарками, а кто подогадливей и денежкой ублажат. Тут главное не продешевить.


С о ц и о л о г. Вам всё шуточки, Андрей Гаврилович. А тут всерьёз обеспокоена, что
администрация не проявляет никакого внимания, никакой заботы о преподавателе. Грузят-грузят нас, будто мы ишаки. Да что там ишаки, хороший хозяин и на ишака лишний груз не взвалит. А у нашей администрации требования к работникам безразмерные. Если все требования выполнять, преподавать  будет некогда.


П р е д с е д а т е л ь. Всё это пустые разговоры. Что администрация укажет, то и будем делать. Так что хватит дискутировать, завтра дружно с пионерским салютом «Всегда готов!» приходим на родительские собрания, не забудем зарегистрироваться в каждой группе у куратора, и блеснём эрудицией и своими ораторскими достоинствами перед изумлёнными родителями. Им никогда будет не догадаться, что вы о них думаете и как относитесь. Но пока дети будут находиться на вашем попечении, придётся заискивать перед ними, делать вид, что безмерно им признательны.

***
***********

Автор.  Ну, ты даёшь! Это что же у тебя получается? Преподаватели развлекают на уроках детей фильмами. На преподавание у них и времени не остаётся?

Чёрт. Почему же. Просто совмещают приятное с полезным. Много ли надо знать, к примеру, из истории? По программе на первобытную эпоху два занятия отводится. В колледже, тебе объяснять не надо, занятия двухчасовые. Преподавателю достаточно напомнить, как жили первобытные люди, добывали себе пропитание, какими орудиями пользовались и как изготовляли. А потом крути на здоровье фильмы о жизни первобытных, что успешно демонстрировались по каналу «Культура».  На Вторую мировую и Великую Отечественную три занятия. Что преподаватель сумеет рассказать обо всех сражениях, как они проходили, чем закончились? Только общий обзор. А любой фильм о войне наглядно покажет, каково на войне, да ещё эмоциональный заряд подростки получат.

Автор. Но с какими знаниями после такой учёбы выйдут дипломированные специалисты?

Чёрт. Вот именно специалисты. У них будут профессиональные знания и умения. Что и составляет предмет забот администрации. А общеобразовательные предметы: что запомнят, то и ладно. Оценки в дипломе есть. На производстве эти знания с них никто не спросит. А вот с техникой обращаться, тут никуда не денешься. Тут каждый себя должен показать умельцем.

Автор. Может ты и прав. Только как будет выглядеть специалист-руководитель в глазах подчинённых со своей общеобразовательной неграмотностью?

Чёрт. После работы из телевизионных передач получит недостающее. Жизнь всему научит. Посмотри, какие у нас все грамотные и умные начальники. Я уж не поминаю тех, кто возглавлял нашу могучую и непобедимую державу в течение целого столетия. Их образовательный уровень и интеллект.



                http://proza.ru/2013/10/16/376


Рецензии