Цивилизация и обряд жертвоприношения

               
«Курбан ждем с радостью. Это достойный праздник, который возвращает нас к основам. Некоторые говорят – вот, мол, мусульмане такие жестокие, баранов режут. А сами, котлету жуя, не знают, откуда она взялась? Никакой жестокости в этом нет, все предназначено Богом для нас. Но нужна мера. Заколем около 200 баранов».          
     Талгат Таджуддин, председатель  Центрального духовного управления    мусульман России («АиФ-Башкортостан», №43, 2012)


       Вот уже который год мы слышим из уст первых лиц республики громкие заявления о том, что ими взят курс на то, чтобы превратить Уфу в настоящую европейскую столицу. Определенные шаги к этому делаются, и я, как и многие другие, вполне верю, что к саммиту стран ШОС и БРИКС, который состоится в башкирской столице в 2015 году, наш город и впрямь внешне преобразится.
       Однако, при всех позитивных изменениях городского фасада, вызывают вопросы факты существования в Уфе ХХ1 века явлений, имеющих отношение к глубокой древности. К тем временам, когда люди, не отягощенные знаниями, грамотностью, верящие всевозможным мифам, совершали поступки, которых цивилизованный человек стыдится. Так, в нашем городе, ежегодно, во время празднования мусульманского праздника Курбан-байрам, совершается древний обряд жертвоприношения, когда при большом стечении народа режут овец, тут же разделывают, жарят и раздают мясо собравшимся… Думаю, данная акция никак не вписывается в облик современной европейской столицы и вряд ли добавит нашему городу авторитет. В этой связи приведу два известных высказывания: "О величии страны и ее нравственном состоянии можно судить по тому, как в ней относятся к животным"(Махатма Ганди) и "Придет время, когда люди будут смотреть на убийцу животного так же, как они смотрят  сейчас на убийцу человека"(Леонардо да Винчи).
       Сначала о самом названии. В переводе с арабского Курбан-байрам означает: "Праздник жертвоприношения". Вот так словосочетание! Сомневаюсь, что в европейских столицах принесение чьей-то жизни в жертву, иначе говоря - насильственное лишение жизни, не нами данной, - это повод для праздника.
       "В этот день принято приносить в жертву животных, - сообщается в газете "Вечерняя Уфа" от 12.11.2010. - Обряд не только символизирует высокую духовность, богобоязненность и готовность мусульманина поступиться во имя правого дела своими личными интересами и желаниями. Праздник учит милосердию, так как мясо жертвенного животного должно быть роздано бедным, малоимущим, нуждающимся. Таким образом, Курбан-байрам - это призыв к духовной чистоте, гуманизму, почитанию религиозных и культовых традиций, укреплению нравственных основ в душах верующих."
       Следуя логике приведенной цитаты, жертвоприношение животных, коли уж оно настолько высоконравственно, должно широко использоваться и в других мировых религиях. Но вот как обстоит дело на самом деле.
       В христианстве принесения животных в жертву Богу не было изначально. Его Иисус Христос заменил евхаристией - бескровной жертвой - вкушением хлеба и вина ("тела и крови Христовых"). Отношение к ритуальному убийству животных и птиц принципиально отличает христианство от до- и постхристианских религий. Формами жертвоприношения, утверждают христианские священнослужители, можно считать монашество, религиозный аскетизм, посты, возжигание свечей и лампад, освящение пищи и другие мирные обряды.
       В иудаизме реформаторское направление Нового времени исключило из своих молитвенников всякое упоминание о ритуале жертвоприношения. Некоторые консервативные общины упоминают о жертвоприношениях в молитвах лишь применительно к прошлому. Жертвоприношение заменили иные формы служения Богу: молитва, изучение Торы и строгое следование ее ритуальным и этическим предписаниям.
       В религиозных обрядах Китая используются символические жертвы из бумаги, а также разные предметы.
       В индуизме, согласно пуранам, в нашу эпоху приносить животных в жертву запрещено. А в древней Индии в жертву приносили старых коров и лошадей.
       В исламе данный вопрос решается принципиально иначе: жертвой может быть баран, верблюд или корова. Им должно быть не менее полугода и они должны быть абсолютно здоровыми и не иметь никаких недостатков. Аиша передала слова пророка Мухаммеда: "Более любимое дело человека для Аллаха в день жертвоприношения - это принесение жертвы. В день Суда жертвенное животное будет на чаше добрых дел... Кровь, пролитая в этот день, достигает своего места пред Аллахом прежде, чем она достигнет земли. Так очищайте ею ваши души!"
     «Заклание животного – кульминация праздника, - говорит имам мечети «Гуфран» Усман-хазрат Хамматов. – Считается, что с первой каплей крови жертвенного животного прощаются все предыдущие грехи человека. Курбан нельзя заменить деньгами, обязательно должно быть принесено в жертву животное».
      Мифология данного обряда восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения Авраамом (по-арабски - Ибрахимом) своего сына в жертву Богу. За преданность Всевышний пощадил Ибрахима, заменив приношение в жертву сына барашком. Этот эпизод, как видим, имеет отношение и к иудаизму и к христианству. Но само высшее духовенство этих религий отказалось от жертвоприношения. А что удерживает мусульман? 
       Столкнувшись со столь взаимоисключающей трактовкой одного и того же явления, я решил поинтересоваться у жителей нашего города, что они об этом думают. Опрошенные мной уфимцы проявили полное единодушие.
       Марина, менеджер частной компании: "Наверное, все религиозные обряды следует уважать, как нас учит официальная идеология. Но мое отношение - резко отрицательное".
       Надежда, одна из организаторов группы по защите животных "Любимец": "Мое отношение к этому обряду - абсолютно отрицательное. Без комментариев!"
       Фируза, организатор группы помощи животным "Вместе": "Хотя я сама мусульманка и придерживаюсь своей веры, но к обряду жертвоприношения отношусь категорически негативно. Я убежденная вегетарианка".
       Ильгиз, связист: "Я мусульманин, но категорически против обряда принесения в жертву животных. Однажды в Курбан-байрам я отправился на мусульманское кладбище навестить могилы родителей. Возле него как раз проходила резня баранов. Их туши, чтобы стекала кровь, развешивали прямо на кладбищенскую ограду - святотатство какое-то! Повсюду кровь, жуть, просто сцена ада.. Настроение было испорчено на весь день... И другие люди были в шоке. Многие звонили на телевидение, в программу "Времечко" и возмущались».
       Cоня, представитель Башкирской дружины охраны природы "Регион 02": "Я вегетарианка и к данному обряду могу относиться только негативно. Бог никогда не требует, чтобы ради него кого-то убивали. Это все выдумки людей - кому-то это выгодно. Но к запрету жертвоприношения отношение у меня пессимистическое. Мы живем в мусульманской республике и исламское население будет возмущаться запрету».
       Марат, распространитель книг: "Я не самый примерный мусульманин, но читаю литературу, иногда посещаю мечеть. И на Курбан-байраме один раз был, но больше не пойду - зрелище не для слабонервных. И, главное, совершенно не нужна эта жертва. Это раньше, видимо, были нищие, которых стоило покормить. Но не в наше время. Видел я там пару-тройку бомжей, а в основном люди производили впечатление совсем не бедных - упитанные и одеты прилично. Они просто пришли покушать на халяву. Мясо чуть ли не вырывали друг у друга! Это же позор! Я думаю, Аллах такой благотворительности в кавычках рад не будет».
       Эльвира, флорист-дизайнер: "Я из мусульманской семьи, мои родители и бабушки с дедушками стараются соблюдать все обряды, предписываемые Кораном.  Но сама я пока не приняла ислам, хотя и верю в единого Бога. И, честно скажу, обряд жертвоприношения мне не по душе. Все мировые религии учат, что Творец всего сущего милосерден, как же Он может хотеть крови невинных? Мне кажется, это просто давнишнее заблуждение, от которого все другие религии отказались, а мусульмане зачем-то держатся. Уверена - от этого число сторонников ислама больше не станет, наоборот. Если необходимо накормить голодных, то сейчас столько различной еды, что совсем не обязательно кого-то специально убивать на глазах верующих".
       Александр, аспирант кафедры философии одного из уфимских ВУЗов: "По поводу обряда жертвоприношения - давно пора наложить на него запрет, причем на уровне ООН. А вообще то, что он дожил до нашего времени, говорит о слишком лояльном отношении государства к учреждениям культа. Бытует установка: государство отделено от религии и наоборот. Но если учреждения культа совершают деяния, не укладывающиеся в общественную мораль, государство обязано вмешаться и даже наказать, по существующему закону. Это относится не только к обряду жертвоприношения и не только к исламу. В христианстве, как известно, широко распространена практика откупаться за совершенные грехи. Подарят настоятелю церкви машину, он в ответ пообещает молиться за грешника. А что, разве такая практика - это не способ взимания взяток? Государство, при этом, объявило борьбу с коррупцией! То же самое происходит в Курбан-байрам: откуда поступают овцы? От грешников, которые, таким образом, рассчитывают погасить свои грехи и грешить дальше! Отмыть свои делишки можно только делами. Вот Жан Вильжан из романа "Отверженные", я думаю, отмыл свои грехи. А все эти наши деятели, что дарят церквям и мечетям машины, квартиры, баранов, деньги и т.п., даже если святые отцы что-то им обещают, но когда они окажутся на том свете, я им не позавидую. Первые лица мировых религий поступают довольно аморально, провозглашая себя единственными носителями нравственности в обществе. Они готовы объявить монополию на нравственное воспитание. И, обратите внимание, что при введении в школьное образование предмета "Основы мировых религий и светской этики", большинство родителей выбрало последнюю. Вы думаете, это от того, что они атеисты? А я уверен - по другой причине".
       Может быть, рядовые уфимцы чего-то недопонимают. Но вот мнение мудрейшей женщины Лууле Виилмы: "Есть такое выражение: "быть угодным Богу и угождать Богу". Смысл ясен и без слов, ведь каждый понимает, что Бог не оценивает своих детей ни по их угодливости, ни по сумме пожертвований. Это людская выдумка, порочащая суть Господа". А вот что рассказал индийский мудрец Сатья Саи Баба: «Сегодня есть такая практика жертвования невинных и безмолвных животных, таких как коз, овец и т.д. во имя ягны или яги. Однажды один махатма заметил животных, которых вели в огромной процессии. Он выяснил, что их вели на жертвенный алтарь. Он спросил у хозяина животных, какая польза от их жертвования, на что ему ответили, что животные достигнут освобождения, поскольку их пожертвовали Богу. Тогда махатма сказал: «О человек, твоя мать, твой отец, жена, сын – все хотят освобождения. Почему ты не пожертвуешь их, чтобы исполнить их желание? Почему ты не подаришь освобождение тем, кто этого жаждет, давая его этим невинным животным, которые не знают, что означает освобождение. Если ты твердо веришь, что жертвование дает освобождение пожертвованному, тогда почему ты не пожертвуешь своих родителей, жену и детей?»
      Думаю, будет совсем несправедливо не выслушать еще одно мнение, непосредственно самих жертв - овец. Попытаемся, насколько получится!
      Сначала общевидовая характеристика психологии этих несчастных животных, вычитанная в той же "Вечерней Уфе" от 31.12.2002. Характеристика дана по случаю наступления года овцы по тюркскому календарю.
      "В верованиях башкир это животное магическое, культовое. Баран - первый помощник и друг человека, оберегающий и предупреждающий его об опасности. Если во дворе есть овцы, хороший хозяин спать не отправится, пока не зайдет в кошару. Если животные лежат спокойно и мирно жуют серку - можно не волноваться. Если доносится тревожное блеяние, неровный перестук копыт - это знак скорой беды. Баран чует опасность раньше, чем собака. Замечено также, что у владельцев отар и людей, непосредственно занятых овцеводством и переработкой шерсти, здоровое сердце. Баран принесет нам счастье, благополучие, успех, как мифический фавн. Его следует гладить по шерстке, вовремя подбрасывать сенца, присматриваться к поведению и внимательно прислушиваться к каждому знаку".
      После данной характеристики, которая, уверен, для многих стала новостью, перейдем непосредственно к мнению овец о принесении их в жертву. В овечьей шкуре попытался побывать уфимский поэт Одиум:
               
     Праздник жертвоприношения или предсмертные воспоминания            овцы.

           Я считала: праздник - самое нескучное!
           Радостное, доброе, полное любви!
           В праздники хозяева так великодушны:
           Нет-нет, да подбросят свеженькой травы.

           А сегодня самый-самый главный праздник!
           Разодет хозяин, солнышка - не счесть!
           Нас, простых овец, и то забрали
           На веселый праздник - оказали честь.

           Привезли на площадь, у мечети прямо.
           Многолюдье - бойко пляшут и поют.
           Многоцветье вкусно пахнущих палаток.
           Вот, каков он, праздник - что так люди ждут!

           Как почетных гостей, приласкав, разместили
           На виду всей толпы нас, обычных овец.
           Чем же, чем же мы чести такой заслужили?!..
           Но восторгам пришел нашим скоро конец.

           Здоровяк-бородач, белозубый, с ножищем
           Подошел (знала я о хозяйских ножах).
           Ухватил за загривок сестру, как пушинку.
           Поволок - та заблеяла тонко, дрожа.
 
           У меня тоже сердце забилось. И где-то
           В глубину его с болью догадка пришла -
           Для чего привезли нас за пять километров
           На райцентровский праздник... На праздник - не наш!

           Упиралась сестра, но улыбчивый парень
           Отогнул ее глотку, ножом полоснул...
           И с живой еще, бьющейся, кровью рыгая -
           Стал сдирать с нее шкуру, взрезая мездру.

           В это время огонь разводили мужчины...
           Потирали в толпе животы, предвкушая "байрам" для обжор...
           Боже! Вот для чего оказались нужны мы.
           Бейся, блей - но исполнит палач приговор.

           ...Ясный день, полный жизни и солнечных красок!
           Ясный день, полный жизни!.. Не видала сама - то вовек
           Не поверила бы, что казнь - это праздник,
           Под горячие возгласы публики, песни и смех.

           И от безысходности, от бесчеловечности
           (Чтобы вам пережить это, люди! Палачи "не со зла")
           Затуманили слезы (впервые!) глаза овечьи.
           Затуманили наши доверчивые глаза.

           - Мама! Овцы заплакали! - закричала девчонка в нарядном.
           - Да-а...Гляди-ка! - в жующей толпе раздалось.
           - Фотохит! - подбежал журналист и с азартом
           Стал снимать, изгибаясь и вкривь перед нами и вкось.

           Наши "глупые" слезы овечьи позабавили здорово
           Окружающих, жрущих "свежатинку" наших сестер.
           Люди тыкали пальцами в нас - как в сердца наши, льющие горе...
           Прославляли Аллаха... "Не чудо ль?" - вели разговор.

           Нас, овец, люди сроду считали глупцами.
           В анекдотах, присловьях "прославили" так...
           "Ты - овца!", "Ты - баран!" - пристрастились ругаться.
           В "переводе": тупица, упрямец, дурак.
          
           Объясни же, Создатель, как одновременно
           Допускаешь ты: день, полный жизни, веселье и свет -
           И публичную казнь своих бессловесных творений.
           Без суда. Без дознания… Под человеческий смех.

           ...Говорят мусульмане: религия наша чиста,
           Как родник. Справедлива, полна бесконечной любови!..
           Только вот, с перерезанным горлом овца
           Не узнает уже чистоты своей пролитой крови.

           Объясните мне, люди! Мудрецы-старики,
           Я не знаю разгадки - вы знаете, может быть:
           Разве это возможно, чтоб в русле единой реки,
           Протекали две разных воды - и живая, и мертвая?..

      Известно, что губернатор Нижегородской области, где тоже живут мусульмане и имеются мечети, волевым решением запретил обряд жертвоприношения во время праздника Курбан-байрам. И ничего: мусульмане эту пилюлю проглотили, больше своих рук кровью не обагряют. А чего опасается наш Рустем Хамитов? Того, что Башкортостан, в отличие от упомянутой области, - мусульманская республика? Так ведь у нас и христиан немало. И атеистов предостаточно. И вообще, почему бы главе региона не проявить решительность и не войти в историю в качестве реформатора? Как это в свое время сделали римский император Константин, киевский князь Владимир, король Англии Генрих VIII, как Петр 1 и другие национальные лидеры. У президента нет таких полномочий, как у монархов? Ну,так и требуется всего-то запретить варварский обычай, а не целую религию!
      "Воплощая на протяжении веков высокие моральные идеалы ислама, Курбан-байрам символизирует милосердие и благорасположение к ближнему, - сказал президент Башкортостана Рустэм Хамитов в своей праздничной речи. - Учит состраданию к нуждающимся, напоминает о необходимости совершения добрых дел. Эти непреходящие общечеловеческие ценности близки и понятны людям всех национальностей и религий". В тон президенту высказался и председатель уфимского Горсовета Евгений Семивеличенко: "Этот день наполнен самыми добрыми и светлыми чувствами, он служит сближению людей, утверждению в обществе идеалов взаимного уважения и милосердия, способствует взаимопониманию, толерантности и межнациональному согласию в нашем обществе".
      Красиво говорят! Но правды в этих словах маловато. Говорить о высоких моральных идеалах, в связи с принародной резней овец, вряд ли уместно. Милосердие к ближнему можно выразить и таким способом, чтобы ни у кого не возникало вопросов. К тому же, нищих и голодных в наше время значительно поубавилось по сравнению с первыми веками мусульманства. «В современном мире, учитывая самые бедные страны, полных людей на 30 %  больше, чем недоедающих», - сообщает еженедельник «Аргументы и факты» (№ 7, 2012 г.) Говорить о сострадании и добрых  Говорить о сострадании и добрых делах - просто кощунство. Такие "ценности" близки и понятны далеко не всем. Даже, как показал опрос, людям тех национальностей, которые исповедуют ислам. Сближению людей обряд жертвоприношения никак не может служить - как раз наоборот. Сохранением чудовищного обряда мусульмане как раз настраивают порядочных людей против своей религии.
      Башкирская власть стремится сделать Уфу европейской столицей. У нас развернулось большое строительство. Но разве так сложно понять, что европейскую столицу отличает не только наличие роскошных дворцов и развитая инфраструктура? В европейских столицах, например, горожане не бросают мусор куда попало, не хамят друг другу и не матерятся в людных местах. Там молодежь в общественном транспорте уступает места старшим. Там не выбрасывают на улицу кошек и собак. И там принято быть вежливыми, воспитанными, культурными и ответственными. А о варварских обрядах времен дикости в европейских столицах вспоминают только в связи с упоминанием этих самых времен.
      Так на что надеется наша власть в связи с предстоящими  Международными саммитами? Что удастся по-старинке показать высоким гостям  лишь фасад города, пустить пыль в глаза? А если найдутся охотники продемонстрировать гостям изнанку этого фасада? Сейчас ведь от людей всего можно ожидать. Стыдно не будет? И как это отразится на карьере?


Рецензии
Да что там говорить, в Москве тоже такое творилось:—((Я не против куска жареной баранины и в принципе, кормить бедных хорошо, но не прилюдно же резать и разделывать? Понятно, что мусульмане из средневековья так и не вышли, но каково остальным видеть такую резню? Я понимаю где-нибудь в деревне, все же убийство животных профессия крестьян животноводов, но в городе? Если ты такой религиозный, отправляйся на скотобойню и там развлекайся. С уважением. Удачи в творчестве

Александр Михельман   17.08.2022 18:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.