60. В. Агошков. Тросна. Ломовецкие федосеевцы

60. В.Агошков. Тросна. Ломовецкие федосеевцы.



ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам проведения государственной религиоведческой экспертизы в отношении Местной религиозной организации
«Орловская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия»


Экспертный Совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области (далее – Экспертный совет), действующий на основании пункта 8 статьи 11 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», пункта 7 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2009 № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе», Положения об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области, утвержденным приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области от 18.08.2009 № 221, 07.11.2012 получил запрос № 03-4140 от Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области на проведение государственной религиоведческой экспертизы в отношении Местной религиозной организации «Орловская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» (далее – Организация).
 
Документы Организации были представлены в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области на государственную регистрацию некоммерческой организации при ее создании.
 
При проведении государственной религиоведческой экспертизы перед Экспертным советом были поставлены следующие вопросы:
1. Является ли вера, исповедуемая Местной религиозной организацией «Орловская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» вероучением?
2. Имеется ли на территории Орловской области практика вероучения Древлеправославия старопоморского (федосеевского) согласия?
3. Соответствует ли фактическая деятельность Местной религиозной организации «Орловская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» формам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при ее государственной регистрации?
4. Соответствует ли порядок назначения руководящих органов Местной религиозной организации «Орловская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» порядку, определенному заявленным вероучением?
5. Являются ли сведения относительно основ вероучения, содержащиеся в представленных Местной религиозной организацией «Орловская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» на государственную регистрацию документах, достоверными?
6. Является ли Местная религиозная организация «Орловская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» религиозной организацией?

Для проведения государственной религиоведческой экспертизы в распоряжение Экспертного совета были представлены следующие документы:
1) Копия заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании (на 3 л.);
2) Копия сведений об учредителях – физических лицах - приложения к заявлению о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании Лист Б (на 26 л.);
3) Копия сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации - приложение к заявлению о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании Лист Е (на 1 л.);
4) Копия сведений о видах экономической деятельности - приложение к заявлению о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании Лист Ж (на 1 л.);
5) Копия списка участников Местной религиозной организации «Орловская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» (на 1 л.);
6) Копия протокола Учредительного собрания Местной религиозной организации «Орловская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» от 30.08.2012 (на 2 л.);
7) Копия сведений об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа – Совета Местной религиозной организации «Орловская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» (на 4 л.);
8) Копия справки, выданной Администрацией Ломовецкого сельского поселения Троснянского района Орловской области от 08.08.2012 № 381 (на 1 л.);
9) Копия Устава Местной религиозной организации «Орловская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия»  (на 8 л.);
10) Копия Сведений об основах вероучения и соответствующей ему практике Местной религиозной организации «Орловская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия»  (на 3 л.).


Экспертный совет, выражая единое мнение его членов, на основании собеседований с одним из учредителей Организации С.А. Петраковой и  выразителем интересов Организации по доверенности от учредителя Р.М.Плаховой О.Б. Гнилицким, который является представителем Московской Преображенской старообрядческой общины, расположенной по адресу: г. Москва, Преображенский вал, д. 17, и являющейся наиболее авторитетной общиной  среди древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия, имеющей руководящий центр с 1771 года, а так же знакомства с представленными Организацией для регистрации документами и непосредственного наблюдения хода богослужения Организации, отвечая на поставленные вопросы, сообщает следующее.

1. Является ли вера, исповедуемая Местной религиозной организацией «Орловская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» вероучением?

Согласно пунктам 1.1 и 1.2. Устава Организации и пунктам 2, 5 Сведений об основах вероучения Организации вероисповеданием Местной религиозной организацией «Орловская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» обозначено Древлеправославие старопоморского (федосеевского) согласия. Основами вероучения Организации являются Священное Писание (канонические книги Ветхого и Нового Заветов) и Священное Предание (учение Святых апостолов, Святых вселенских и поместных соборов, Святых отцов). Община действует в соответствии с каноническими правилами, изложенными в книге Кормчей (Номоканоне), постановлениями Поместных соборов Русской Православной Церкви, принятыми до церковной реформы XVII века, постановлениями соборов старообрядческих общин, принятыми после церковной реформы XVII века и своим Уставом.
Организация не имеет священнослужителей – епископов, священников и диаконов – по причине отсутствия в мире, по убеждению членов Организации, канонически правильно рукоположенных древлеправославных священнослужителей и невозможности принятия в сущем сане священнослужителей неканонического рукоположения. Руководство богослужениями, совершениями таинств и обрядов совершается духовными наставниками (кроме совершения таинств, которые могут совершаться только священнослужителями). В связи с этим Организация признает в обыденной речи наименование древлеправославных христиан  «старообрядцами-беспоповцами». Наличие большого числа последователей в Поморском крае и в память выдающегося ревнителя благочестия Феодосия Васильева согласие носит название «старопоморского (федосеевского)».
Согласно пояснениям представителей Организации О.Б. Гнилицкого и С.А. Петраковой, верующие Организации, имеющие право участвовать в коллективных молениях, не молятся вместе с теми, кто состоит в браке. Товары, приобретаемые верующими у тех, кто не является членом общины, считаются оскверненными и потому очищаются молитвами и поклонами. При посещении богослужения было установлено, что во время службы используются старые православные иконы, книги на церковно-славянском языке, горящие свечи, кадило, Наставник и Председатель Организации читают молитвы на церковно-славянском, все присутствующие одеты в черные одеяния и совершают многократные крестные знамения двумя перстами.
Рассмотренные религиозные представления и формы поведения верующих Экспертным советом признаются как соответствующие вероучительным нормам древлеправославного старопоморского (федосеевского) согласия.
Таким образом, на основе положений Устава Организации, Сведений об основах вероучения Организации, а так же полученным пояснениям представителей Организации и непосредственным наблюдением хода богослужения, Экспертный совет считает правомерным признать веру, исповедуемую Местной религиозной организации «Орловская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия», вероучением древлеправославного христианства старопоморского (федосеевского) согласия.

2. Имеется ли на территории Орловской области практика вероучения Древлеправославия старопоморского (федосеевского) согласия?

Согласно представленной справке, выданной Администрацией Ломовского сельского поселения Троснянского района Орловской области от 08.08.2012 № 381 община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия существует на территории поселения с 1938 года.
Как пояснила представитель Организации С.А. Петракова, село Ломовец Троснянского района Орловской области было фактически основано древлеправославными христианами старопоморского (федосеевского) согласия. Из около 300 жителей села, по её мнению, 70% относят себя к древлеправославным христианам старопоморского (федосеевского) согласия. На территории с. Ломовец отсутствуют какие-либо храмы и приходы, исповедующие иное вероисповедание.
Отсутствие в с. Ломовец Троснянского района Орловской области храмов и приходов иного вероисповедания, также установлено членами Экспертного совета при посещении богослужения Организации.
Согласно сведениям краеведа В.И. Агошкова, опубликованным в его книге «Тросна», беспоповцы федосеевского согласия с 1862 года в селе Ломовец сформировались в отдельную бельшую общину, а также небольшая группа федосеевцев проживала в деревне Тугарино .
Таким образом, Экспертный совет считает обоснованным признать существование на территории Орловской области практики вероучения Древлеправославия старопоморского (федосеевского) согласия на протяжении от 75 до 150 лет.

3. Соответствует ли фактическая деятельность Местной религиозной организации «Орловская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» формам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при ее государственной регистрации?

Согласно пункту 6 Сведений об основах вероучения Организации и пункту 2.3 Устава Организации основными формами деятельности Организации являются:
- проведение богослужений и других религиозных обрядов и церемоний в храмах и иных культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в местах паломничества, на кладбищах, в жилых помещениях, в иных местах, предоставленных Организации для этих целей, в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, в детских домах и интернатах, в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в воинских частях, в местах предварительного заключения и отбытия наказания и иных местах в установленном порядке;
- проповедническая деятельность;
- благотворительность;
- основание и содержание культовых зданий и сооружений, иных мест и объектов, специально предназначенных для богослужений и религиозного почитания (паломничества);
- организация различных курсов, в том числе по изучению церковного пения и богослужебного устава;
- издание и распространение духовной литературы, не противоречащей православному христианскому благочестию, подготовка статей, обзоров, сообщений и других материалов для средств массовой информации;
- организация и проведение лекций, конференций и семинаров религиозного содержания, массовых просветительских и благотворительных мероприятий, не противоречащих православному христианскому благочестию.

В ходе изучения фактической деятельности Организации, которое заключалось в собеседовании с представителями Организации С.А. Петраковой и О.Б. Гнилицким, а так же в посещении богослужения Организации членами Экспертного совета, установлено следующее.
Организация регулярно проводит богослужения в виде молебнов в жилом помещении в виду отсутствия культового здания. Молебны проводятся в выходные дни в течение часа утром и вечером, а в праздничные дни в течение четырех часов. На большую службу собирается порядка 10 человек. По просьбе верующих молебны проводят и в больничных учреждениях. По мере необходимости проводятся панихиды в жилых помещениях и на кладбищах.
Проповедническую и благотворительную деятельность Организация осуществляет в основном среди верующих древлеправославного старопоморского (федосеевского) согласия.
Организация использует для коллективного богослужения жилую комнату в доме, где проживают члены Организации, на стене которой размещены православные иконы.
Организация проводит обучение верующих церковному пению, церковно-славянскому языку, организует изучение священного писания, основ вероучения, богослужебной практики и истории древлеправославного старопоморского (федосеевского) согласия.
Организация занимается распространением духовной литературы в основном среди верующих древлеправославного старопоморского (федосеевского) согласия. Указанная литература предоставляется Организации Московской Преображенской старообрядческой общиной.
Организация не практикует проведение массовых просветительских и благотворительных мероприятий.
Таким образом, Экспертный совет признает, что фактическая деятельность Местной религиозной организации «Орловская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» соответствует формам и методам, а также сведениям об основах вероучения, заявленным при ее государственной регистрации.

4. Соответствует ли порядок назначения руководящих органов Местной религиозной организации «Орловская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» порядку, определенному заявленным вероучением?

Изучив Устав Организации и Сведения об основах вероучения Организации Экспертный совет не нашел оснований для признания несоответствия порядка назначения руководящих органов Местной религиозной организации «Орловская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» порядку, определенному заявленным вероучением.
Вместе с тем Экспертный совет обращает внимание, что в Уставе Организации имеется противоречие.
Так, в пункте 3.6 Устава Организации указано, что Председатель и Директор Организации избираются из числа участников Организации, в то время как в пункте 3.16 сказано, что Директор может быть избран не из числа участников Организации.
Таким образом, правом без доверенности действовать от имени Организации, представлять её интересы, согласно пункту 3.17 Устава Организации, может лицо, не являющееся древлеправославным христианином старопоморского (федосеевского) согласия.

5. Являются ли сведения относительно основ вероучения, содержащиеся в представленных Местной религиозной организацией «Орловская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» на государственную регистрацию документах, достоверными?

Изучив представленные для регистрации Организации документы, проведя беседу с её представителями, ознакомившись с ходом богослужения, Экспертный совет считает, что сведения относительно основ вероучения, содержащиеся в представленных Местной религиозной организацией «Орловская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» на государственную регистрацию документах, являются достоверными.

6. Является ли Местная религиозная организация «Орловская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» религиозной организацией?

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 26.09.1997  № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная организация представляет собой одну из форм религиозного объединения, которым, согласно пункту 1 статьи 6 указанного Федерального закона, в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Как установлено Экспертным советом, Местная религиозная организация «Орловская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» создана гражданами Российской Федерации в добровольном порядке в целях совместного исповедания и распространения веры. Организация придерживается древлеправославного христианского вероисповедания старопоморского (федосеевского) согласия, совершает положенные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществляет обучение религии и религиозное воспитание своих последователей .
Таким образом, Экспертный совет констатирует, что Местная религиозная организация «Орловская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» обладает всеми признаками религиозного объединения, которое, в случае регистрации в качестве юридического лица согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997  № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», приобретет статус религиозной организации.


Председатель экспертного совета
по проведению государственной
религиоведческой экспертизы при
Управлении Министерства юстиции
Российской Федерации по Орловской
области                Т.Г. Человенко


Рецензии