Народная песня на вечный сюжет

       Одно произведение может быть похоже на строгое, бетонное здание, без окон и без дверей, зато с вывесками «это окно», а «это дверь».  Другое – на телегу. «Сел, да поехал! – Как хорошо!» Лишь изгибы сюжетные мелькают.
  Рассказ Светланы своей краткостью и выразительностью напомнил мне народную песню. Не случайно и начальные, песенные, строки «Шумел камыш», выведенные в эпиграф, плавно, на той же интонационный волне, перетекают в повествование. «Неслось разливисто, протяжно по всей деревне». 
  Композиция рассказа проста. Перед нами один эпизод из жизни крестьян – тети Моти и Клавдии. По своей поэтике «Дочь Василисы» близка к поэтике рассказов В. Шукшина. – Тут и открытый финал, и принцип монтажности; отсутствие биографий героев, авторских описаний; очевиден и выход сюжета на мифологический уровень.
   В самых различных вариациях древний сюжет «погулял – бросил», с уточнением «а она – как ни в чем не бывало –  ждет и любит» проходит через мировую литературу. Вспомним сходную ситуацию в романе Фолкнера «Свет в августе». На седьмом месяце беременности Лина отправляется в далекий Джефферсон, в твердой и спокойной уверенности, что «семья должна быть вместе, когда рождается ребенок», и Лукас Берч найдется каким-нибудь чудесным образом в огромном городе.
  Путь Клавдии более близок, однако, не менее труден. В избе Федора ее встречает раздраженная тетя Мотя.  Через молчание и проявляется та самая «бытийная» основа характера Клавдии, - уверенность, спокойствие, созидательность. «Куды бечь… Набегалась она уж в слезах, что живот пухнет, а под венец её Фёдор не ведет, хоть и знает, что он у ней один, и никого ей не надо акромя него.
Так думала наша Клавка, и радостно ей становилось от этих мыслей, и светло. И даже голова чуть поднялась, а глаза стали смотреть загадочно куда-то вдаль».
   Через художественные детали типизированный, «общий» сюжет обретает неповторимость и своеобразие. Именно деталь – ключ к характеру и внутреннему миру. Скалка, которой Мотька ударяет печь; оборочка на подоле, которая «штой-то примялась», вышивка из торбочки.
   Все это создает неповторимый колоритный  мир рассказа и отражает реалии современной, деревенской жизни.
И это понятно, ведь, несмотря на «вечные» сюжетные схемы и общие стилевые приемы, «каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде». (Гегель)


Рецензии